Трофеи от Кригсмарине. Часть 2

Окончание.
Часть 1. http://proza.ru/2023/09/09/429
Но получив какие-то трофеи, всегда у победителей возникают вопросы каким образом распорядиться этим «добром». И тут союзники поступили по- разному, однако в большинстве своем они вновь повторили свой же «опыт» времен Первой мировой, когда большинство немецких субмарин были разобраны на металлолом.

На заставке: Трофейные немецкие подводные лодки тип XXI в Лисахалли (Северная Ирландия)

Если мы помним по первой части, что в руках союзников оказалось (перешли в руки союзников) всего 155 подводных лодок (без учета голландской О-27, которую вернули «домой»). Из этого числа 30 единиц передали трем странам: Великобритании, СССР и США. А какова же судьба оставшихся?

С большим числом трофеев поступили достаточно кардинально - выполняя условия соглашения, англичане провели специальную операцию, и в период с ноября 1945 года по 20 января 1946 года затопили у побережья Северной Ирландии 119 немецких подлодок. Казалось, что остается узнать судьбу еще шести подводных лодок, но в дальнейшем «арифметика» по исследованию Константина Борисовича Стрельбицкого не сходится. Возможно указанное число в 156 единиц – это те субмарины, которые сдались  союзникам.

К примеру, те две подводные лодки, которые сдались аргентинцам и были в итоге переданы американцам, были за квотой в 10 кораблей. И чтобы не нарушать баланс, флот США уничтожил две субмарины, из числа тех, которые капитулировали у американского берега. Так, 4 и 5 февраля 1946 года у восточного побережья Америки были потоплены U-805 и U-1228 (тип IX-С/40).

Несколько немецких субмарин отыскалось на Дальнем Востоке - после капитуляции Японии союзники получил еще пять немецких лодок, «захваченных» японцами после капитуляции Германии: U-181, 195, 219. 511. 862, все они получили японские обозначения: I501, 506, 505, RO500, I502, соответственно. Судьба их не отличалась разнообразием: две субмарины (U-181, 862 типа IX-D2) были потоплены англичанами у Сингапура 12 и 13 февраля 1946 года, а U-511 (тип IX-C) потоплена американцами в заливе Майдзуру 30 апреля 1946 года. А вот двум последним – U-195 (тип IX-D1) и 219 (тип Х-В), находившиеся в портах на острове Ява, судьба подарила еще год, их разобрали в 1947 году на металл в Джакарте.

За рамками трехстороннего соглашения осталось десять субмарин. Одна – U-573, отошла к Испании (тем более что за нее испанский флот заплатил еще в 1942 году), одна – U-510, капитулировала около французского порта Сен-Назер и туда отведена. А вот U-510 французы не передали ее союзникам. Четыре лодки U-926, 995, 1202, 4706 - остались в норвежских портах в немореходном состоянии, но пригодными для восстановления и их выразила желание иметь Норвегия.

Еще три лодки были разобраны в Норвегии к марту 1947 года: U-310, 315 (типа VII-C) и 324 (тип VII-C/41). Одна из лодок, капитулировавших в Германии – U-1197 (типа VII-C), сдалась в Вильгельмсхафене, но при налете союзной авиации 25 апреля 1945 года ее так сильно повредило авиабомбой, что корабль разобрали на металл прямо на месте.

Наиболее «творчески» бережно с трофеями поступили французы. Французы, потерявшие большинство своего подводного флота и заинтересованные в скорейшем его пополнении, оставили у себя, как уже упоминалось, U-510, которую ввели в строй, и она служила до 1958 года под названием «Буан». Во французском флоте субмарина получила бортовой номер S 11, с июня 1950 - S612 (порядковый № E 15), с 1 августа 1957 года ее вывели в резерв, а исключили 1 мая 1959 года. И, наконец, уже 23 ноября 1959 года трофейная «немка» получила обозначение Q176 и была разобрана на металл в 1960 году.

В Лориане с августа 1944 года в сильно поврежденном состоянии находилась U-123 (тип IX-B) и хотя корабль был построен еще в 1940 году и активно использовался, французы его отремонтировали и эксплуатировали до 1957 года под названием «Близон». Ее судьба напоминает предшественницу – после службы в августе 1959 года и получила обозначение Q165 и 10 сентября 1959 года потоплена как мишень в точке с координатами 43°17’05N, 06°48’15E.

Немецкая подводная лодка U-471 (тип VII-C) была потоплена в Тулоне при налете американской авиации в еще августе 1944 года. Но потребность в субмаринах у французского флота была такой большой, что после войны «немку» также подняли и ввели в боевой строй. Под именем «Милле» подводная лодка служила до 1963 года. Интересно, что эта лодка вновь побывала на дне - в декабре 1955 года она затонула близ о. Мальта в результате удара о подводную скалу. Была поднята на следующий день (данных о потерях в личном составе нет), отремонтирована и вновь введена в строй! Исключена из состава французского флота эта субмарина была 9 июля 1963 года и позже, уже под обозначением Q339, разобрана на металл.

Немецкую U-766 (тип VII-C) французы также вернули в строй своего флота. Лодка в июне 1944 года была тяжело повреждена глубинными бомбами, но дошла до Ла Палисса, где ее вначале ремонтировали немцы, потом французы и только в 1945 году работы были закончены. Субмарина служила во французском флоте под наименованием «Лоби» до 17 октября 1963 года. Интересно, что в этот день она была повреждена в столкновении и ее сдали на слом. В общем, немецкие «семерки» оказались на удивление крепкими и живучими. Не зря их было построено больше всего за годы войны.

Так же французы получили две немецкие лодки, переданные англичанами в счет своей квоты. 14 февраля 1946 года в Брест английский экипаж привел U-2518. Эта подводная лодка типа XXI была зачислена в состав французского флота, но начала эксплуатироваться только в 1951 года, получив 9 апреля 1951 года название «Ролан Морило». Кстати, все трофейные французские лодки названы именами морских офицеров, погибших в Первую и Вторую Мировые войны. До августа 1964 года корабль пребывал в боевом строю как «океанская подводная лодка», а до 1968 года - служил как экспериментальный. Неплохая служба для субмарины, спущенной на воду в 1944 году в условиях войны.
Странно, но именно эта подводная лодка заслужила честь стать основой для пластиковой модели, продаваемой на известном маркет-плейсе.

Еще одна немецкая лодка, полученная от англичан, погибла под своим старым названием U-2326. Электрическая малютка типа XXIII затонула по неизвестным причинам во время пробных погружений около Тулона 6 декабря 1946 года.

В отличии от французов, норвежцы не стали поднимать затопленные в своих портах подводные лодки, даже четыре стоявшие в их портах, они включили в состав флота только в 1948 году Причем, малую подводную лодку U-4706 (тип XXIII) так и не ввели в строй, хотя переименовали ее в «Кнертен» 14 апреля 1954 года и передали в дар норвежскому Королевскому Яхт-клубу для использования в качестве склада. Но подводный склад оказался неудобным (кто бы мог подумать!) и уже в 1959 году его сдали на слом.

Подводная лодка U-926 (тип VII-C) или «Кия» была введена норвежцами в состав флота 10 января 1949 года, две оставшиеся субмарины чуть позже: U-995 (тип VII-C/41) или «Каура» - 6 декабря 1952 г., U-1202 (тип VII-C) или «Кинн» - 1 июля 1951 года.

Все эти субмарины являлись кораблями массовой военной постройки, поэтому двадцатилетний срок существования для них весьма велик. 1 июня 1962 года «Кинн» вывели из состава флота и продали на слом в ФРГ. В марте 1964 года так же поступили с лодкой «Киа». Наиболее интересная судьба у U-995 – «Кауры». Лодку вывели из состава действующего флота в январе 1963 года в резерв, а 18 октября 1965 года исключили и из состава резервного флота, но не стали резать или продавать немцам, а подарили, причем только в 1971 году.

В октябре этого года лодка переведена в Киль, где в местном арсенале восстановлена до «кондиций» военного времени. С 13 марта 1972 года подводная лодка U-995 со знаком 13 флотилий подводных лодок открыта для посещения в Морском музее в Лабое около Киля, как памятник морякам Кригсмарине, навсегда оставшимся в море.

А в заключении снова вспомним испанцев. Как уже неоднократно упоминалось – испанцам еще в 1942 году досталось подводная лодка типа VII-С, и видимо им так понравилась данная субмарина, что испанцы после войны планировали начать постройку модернизированных лодок типа VII, благо многие немецкие инженеры уехали в эту страну. Немецкий подарок (если можно считать подарком субмарину, за которую заплатили 15 млн рейхсмарок) U-573 в испанском флоте стали именовать G-7. Лодка много плавала, причем на палубе сохранялось артиллерийское орудие, выглядевшее в 60-е годы явным анахронизмом. Исключили подводную лодку из состава флота в 1971 году.

Кстати, еще в 1951 году испанцы подняли еще одну «немку» - U-167, потопленную экипажем на мелководье у Канарских островов 5 апреля 1943 года. Ее не предполагали восстанавливать, а поднимали для сьемок фильма о немецких подводниках. Возможно, некоторые ее детали пошли на запчасти к G-7, несмотря на то, что U-167 принадлежала к типу IX-C. Унификация она и в Испании – унификация, )).

Как не странно не только союзники по антигитлеровской коалиции и примкнувшие к ним поучаствовали в послевоенной судьбе немецких субмарин, немцы тоже приняли участие в судьбе трофеев Кригсмарине.

Так, через несколько лет после окончания войны, в 1953 году спасатели Германской Демократической республики (ГДР) подняли U-923 (тип VII-C), погибшую на мине между Килем и Травемюнде 9 февраля 1945 года. Лодку отбуксировали в Штральзунд и разобрали на металл в 1954-1955 гг.

По некоторым данным в корпусе поднятой лодки был обнаружен неразорвавшийся неуправляемый реактивный снаряд. Возможно, была потоплена неуправляемыми реактивными нарядами английских истребителей, или до гибели подверглась их атаке.

В дальнейшем "восточные" немцы, вероятно с советской помощью, в июне 1956 года подняли U-2344 (тип XXIII), которая погибла от столкновения с U-2336 в Хейлигенхафене 18 февраля 1945 года. По всей видимости к тому моменту данный тип подводных лодок уже не представлял особого интереса для СССР, поэтому лодку без особых церемоний отбуксировали в Росток и там сдали на слом в 1958 году.

Но удовольствие поднимать затопленные субмарины получили не только немцы из ГДР. В 1960-х года моряки Федеративной республики Германии (ФРГ) так же подняли несколько лодок. К тому времени страна снова получила право иметь подводные лодки (как когда-то в 30-е годы другая Германия) и необходимо было как-то быстро и дешево заиметь подводные корабли для первоначальной тренировки экипажей субмарин и противолодочных кораблей. В июне 1956 года подняли подводную лодку U-2365 (тип XXIII), затопленную в Скагерраке в мае 1945 года ее командиром, обер-лейтенантом У.Кристиансеном. Восстановленная лодка вошла в состав флота 15 августа 1956 года под названием "Хай".

Субмарина (бывшая U-2365) была подвергнута модернизации:  заменили двигатель (на «Mercedes-Benz» MB820S1 1x635 л.с. и э.д. 1x580 л.с.), увеличили длину корпуса лодки на 1,4 метра, увеличили экипаж до 17 человек. После вступления в строй лодка под названием "Хай" ("Hai") в статусе учебной стала первой подводной лодкой бундесвера со времени окончания Второй мировой войны.

В августе 1956 года немцы из ФРГ подняли еще одну малую лодку то же XXIII типа U-2367, потопленную 5 мая 1945 года (по некоторым данным затонула близ Шлеймюнде в точке с приблизительными координатами 55.00N, 11.00E в результате столкновения с неизвестной германской подводной лодкой.) и 1 октября 1957 года под названием "Гент" она снова встала под немецкий флаг уже как тренировочная (учебная(?) подводная лодка. Субмарина была отремонтирована и модернизирована верфью Howaldtswerke AG в Киле по «классу 240» и 1 октября 1957 введена в ВМС ФРГ как подводная лодка UW 21 (затем S 171) Hecht. Была повторно модернизирована с 19 октября 1962 по май 1963 годы.

В том же году подняли третью, последнюю "утопленницу", большую субмарину XXI типа U2540. Она была повреждена авиацией союзников в Каттегате 2 мая 1945 года и затоплена экипажем во Фленсбурге 4 (3) мая. Корабль долго и тщательно восстанавливали в Кильском арсенале. Названная "Вильгельм Бауэр" лодка вошла в состав флота только 1 сентября 1960 года.

Через шесть лет произошла первая и пока последняя катастрофа в истории западногерманского подводного флота. Во время учений НАТО 14 сентября 1966 года лодка "Хай" затонула в Северном море у Доггер Банки. Ее просто захлестнуло волной, спасся один человек. Через 10 дней малютка в третий раз в своей биографии поднята на поверхность, но больше ее не восстанавливали и с 1968 году списали на слом. Через год так же поступили с лодкой "Гент" -исключена 30 сентября 1968 и в 1969 разобрана на металл в Киле.

Подводная лодка "Вильгельм Бауэр" продержался дольше всех, так как использовался как учебный корабль и как опытный для отработки аппаратуры для новых строящихся лодок типов 205 и 206. С 1 декабря 1962 по 26 апреля 1968 года она была учебной подводной лодкой. С 26 апреля 1968 по 20 мая 1970 модернизирована на верфи "Блом енд Фосс" в Гамбурге, 20 мая 1970 года передана испытательному центру Бундесвера ErpSt 71 и использовалась для проведения промышленных испытаний. И только 28 ноября 1980 года субмарина была законсервирована в Вильгельмсхафене и исключена из списков флота 15 марта 1982 года. И через год, 15 июня 1983 года ее продали музею "Дойче Шифартс-музеум" в Бремерхафене, где ее восстановили в первоначальном виде и 27 апреля 1984 открыта для обозрения как подводная лодка-музей.

Интересно, что значительное число лодок в 1950-60-х годах подняли в своих водах и польские спасатели, причем на многих были боевые торпеды. Но решение было типовым - все поднятое использовалось на металл. А как распорядились трофеями "основные игроки"?

США, Англия и СССР, получившие по десятку субмарин, распорядились ими по-разному. Многие лодки принадлежали к уже устаревшим типам VII и IX, поэтому после ознакомления с отдельными техническими новинками их достаточно быстро уничтожили.
Для американских лодок-трофеев судьба сложилась следующим образом:
-U-234, U-858, U-889 использовали как цели для стрельбы боевой торпедой американской подлодки в конце 1947 года у побережья Новой Англии, где она и была затоплена;
-U-530 так же потоплена торпедой с подводной лодки Атлантического флота США SS-422 "Того" в 40 милях северо-восточнее мыса Код 28 ноября 1947 года;
Таким образом, американские и английские немки прекратили свое существование в основном в первую послевоенную пятилетку. Советский Союз поступил с трофеями по "французскому" способу. Лодки зачислены в состав Балтийского флота и приступили к несению боевой службы. Только в конце 50-х годов при поступлении на флот лодок новых проектов их начали выводить из действующего состава. И по воспоминаниям ветеранам и отзывам наших читателей на этих субмаринах кое-кому довелось послужить!
-U-1507 (с 13 февраля 1946 года - Н22, с 9 июня 1949 года- С-81) - выведена из боевого состава 30 декабря 1955 года и как опытная подлодка переведена на Северный флот. После испытаний на ядерном полигоне на Новой Земле сдана на слом 16 октября 1957 году. В ходе испытаний находилась в 500 м от эпицентра, в результате подводного атомного взрыва получила тяжелые повреждения: затоплен шестой отсек, разрушена аккумуляторная батарея, вмят легкий корпус. Восстановлению не подлежала, оставлена на грунте в бухте Черная (Новая Земля);

В послевоенное время различные частные фирмы подняли несколько потопленных подводных лодок. В основном или для очищения судоходных путей или для поиска сокровищ и секретных документов, которые якобы находились на борту немецких подводных лодок, уходящих в последние месяцы войны из Европы. Более того, такие работы не прекращаются по сей день. Летом 1995 года в Атлантике была найдена шедшая из Японии во Францию японская подводная лодка I 52, на борту которой предполагали наличие двух тонн золота.

В тоже время настоящее время от самого большого в мире подводного флота сохранились несколько кораблей (без СМПЛ), например, подводная лодка U-505 в Чикаго, U-995 - в Лабое, U-2540 ("Вильгельм Бауэр") в Бремерхафене. Все они служат музейными памятниками прошедшей войны.


Рецензии