Алёна Александровна. На дне

Средняя Азия, территория бывшего СССР, где всё время или очень тепло, или просто жарко.
Первое сентября, начало учебного года. Обычная для нас, учителей, линейка и, очень важное событие в жизни первоклашек. Первый раз в первый класс, это то, что на всю жизнь. А вы помните свой первый класс?
Я стою и смотрю на своих первоклашек. Двадцать лет назад, да, именно тогда я получила свой первый класс. Сколько воды утекло с тех пор, а как будто всё было только вчера.
****

- Доброе утро, Елена Александровна, - приветствует меня женщина, она поднялась мне навстречу, - я Екатерина Петровна, завуч. В школе меня называют чёрная пантера...
- Я знаю, - перебиваю я свою будущую начальницу, - я Алёна.
- Да? Интересно, - улыбнулась женщина, ей было уже под 50.
- Я училась здесь, - говорю я, - моя мама вышла замуж и её муж увез нас отсюда. Мне тогда было 14 лет. Это было очень давно.
- Да, Вы правы, это было не только очень давно, - соглашается со мной Екатерина Петровна, - это было в прошлой жизни. Мы ждали Вас намного раньше!
- Да, извините, - отвечаю я, - к сожалению я заболела и не смогла приехать раньше. Но, лучше позже, чем никогда.
- Да, конечно, Вы абсолютно правы! - завуч улыбается мне, - но ближе к делу! Меня, признаюсь, очень сильно удивило Ваше желание, работать у нас! Хотя, да, я тоже в Вашем возрасте была такая же, хотела всё изменить! Вы же учились у нас, правда? Вас родители пороли? Извините за такой прямой вопрос! Но это напрямую связано с нашей работой!
- Да, мама часто применяла ремень в моём воспитании, - я краснею, но стараюсь честно отвечать, - да и отчим был не против порки.
- Я к чему, раньше то у нас все работали на заводе, получали зарплату и хорошо жили, - продолжает Екатерина Петровна, - да, Вы, наверно и сами помните. Ведь Вы уехали ещё до развала, когда всё ещё было более-менее хорошо. Так вот, сами жили хорошо и воспитанием детей, соответственно, занимались. И им, родителям, можно было посоветовать иной раз выпороть своих деток, что они и делали. А сейчас, после полного развала, люди озлобленны, уровень жизни сильно упал. Работы нет, денег нет. Все пьют. Странно, только, где деньги на пьянку находят. И родителям уже совершенно нет дела до детей. Хотя, детей продолжают пороть. Только теперь порка из воспитания превратилась в домашнее насилие и избиение. Дети часто не понимают, за что их порят, а родители к утру и забывают, что пороли детей и за что. Поэтому советовать родителям прибегать к такому способу воспитания детей не стоит. И я говорю это вполне серьёзно! Я не против порки детей, сама часто давала подобные советы родителям. Но сейчас нужно быть очень осторожным. Сто раз подумать. Вы меня поняли?
- Да, - мне странно слышать подобное. Нас учили, что пороть детей или ещё как телесно наказывать нельзя. Что дети имеют право на воспитание без насилия. И вдруг слышу подобное от завуча.
- Это хорошо, что мы поняли друг друга, - она вполне серьёзна, - Вам придётся взять классное руководство в 9"Б".
- Но..., - у меня нет слов. Какое классное руководство, да ещё в девятом классе? Я едва ли старше этих девятиклассников. Как я с ними справлюсь?
- Я знаю, Вы хотели бы получить первоклашек. Я навела о Вас справки, - завуч не даёт мне сказать, - а эти полгода спокойно поработать простым учителем иностранных языков. Я всё понимаю. Но, к сожалению, у нас и так мало учителей, а от этого класса уже отказались три классных руководителя!
- Но...
- Справитесь с этим классом, обещаю, осенью получите первоклашек! - она опять не даёт мне ничего сказать, - просто доведите их до экзаменов! И всё! Никаких непосильных задач перед Вами я ставить не буду! Я всё понимаю! Договорились?!
- Я...
- Вот и хорошо! - Екатерина Петровна протягивает мне руку.
Отвечаю на рукопожатие и мы с ней идём в кабинет, в котором мне предстоит работать следующие  полгода.
Завуч открывает дверь в кабинет. У меня трясутся коленки. В кабинете шум, гам. Он не прекратился даже тогда, когда мы вошли во внутрь. Увидав моих будущих учеников, я испугалась ещё больше.
- Доброе утро! Знакомьтесь, это ваша новая классная руководительница, Елена Александровна! - достаточно громко, чтобы перекричать класс, говорит Екатерина Петровна. Класс затих. Всем интересно, кто такая их новая классная.
- Алёна! Алёна Александровна, - по спине мороз, по коже мурашки. Как я с ними справлюсь?
Завуч ушла, а я осталась. Пытаюсь взять себя в руки, но это не так просто. Потихоньку посыпались насмешки, типа "а она хорошенькая" или "я бы вдул". Некоторые, особенно девочки, попросту игнорировали меня, как будто меня совсем не было в кабинете.
Для начала решила познакомиться со своими новыми учениками. Открываю журнал, называю фамилии по алфавиту. Кто-то встаёт, кто-то кричит с места. Господи, какие они большие.
- Иван Медведев! - странное сочетание. Он встаёт. Мне становится плохо. Блузка прилипла к спине. Он на голову выше меня. Он, как настоящий медведь. Я уже боюсь его.
Иван. Мне рассказали, что он очень поздно пошёл в школу. Что она дважды оставался на второй год. Что сейчас ему уже 19 лет. Получается у нас с ним очень маленькая разница в возрасте.
Каждый раз, когда я захожу в класс и встречаюсь с ним взглядом, мне становится не по себе. Он сидит на последней парте и откровенно игнорирует меня. Впрочем, как мне сказали, не только меня, но и всех остальных учителей. Его боятся все, не только я одна. Но от этого мне не легче. Его руки всегда сбиты, одежда грязная и порванная. Говорят, он едва ли не до смерти избил в прошлом году двух бывших одноклассников.
Хотя, если быть до конца честной, я боюсь их всех, своих учеников. Они постоянно хамят, грубят. Им нет дело до уроков, до учителей. Им абсолютно по барабану, что их ругают преподаватели, что пишут в дневниках. Им нет никакого дела до того, какие оценки им ставят. Их родители, как и говорила завуч, пьют не просыхая. Да и многие из моих учеников тоже пьют. Мало того, они позволяют себе приходить пьяными или с бодуна на занятия. Но, всё-таки, больше всех я боюсь Ивана.
- Никогда не повышай голос на детей! - говорили нам в институте. А мне кажется, что я каждый день захожу в клетку с тиграми. Хотя, нет, среди них есть один лев. Это Иван. Одноклассники боятся и уважают его.
Учителя, тем более, классные руководители, должны поддерживать контакт с родителями. Но как их вызвать в школу? Телефонов у них нет, записи в дневнике своих детей они не читают. Сами дети едва ли скажут родителям, что их вызывают в школу. Выход один, самой ходить по домам.
Моим визитам никто не рад. Вызов родителей в школу или визит учителя, повод к порке. Я поняла это, но слишком поздно. Точнее, я сначала начала догадываться, а потом и увидела. Нет, конечно при мне никого не пороли, слава богу. У моего класса был урок физкультуры. Учительница заболела. Завуч попросила меня заменить коллегу. Идиотизм? Да. Но я согласилась. Не помню, зачем я зашла в раздевалку к девочкам. Когда я вошла, Катя стояла ко мне спиной и пыталась аккуратно снять трусики, они прилипли к её попе. Девочка не видела меня. От того, что было на её попе, я была шокирована.
- Ты же этого хотела, когда вчера припёрлась к моим родителям! - увидав моё удивление, закричала Катя. Резко дёрнув за трусики и вскрикнув от боли, она стащила их, продемонстрировав мне свою попу во всей красе, - любуйся! Как тебе результат твоего вчерашнего посещения моих родителей?! Думаешь, ты ходишь к нашим предкам и всё хорошо?! Хочешь сказать, что ты ни сном ни духом, что потом, когда ты уходишь, происходит?! Да практически все после твоего визита были выпороты!
А что делать? Бросить всё как есть?! Перестать общаться с родителями, потому что детей после моего визита ожидает ремень? Я в шоке, я не знаю, что делать.
Иду к родителям Ивана. Мне страшно. Если сам Иван такой, то какие у него родители? Мне страшно. Нажимаю на кнопку звонка, хотя знаю, что он не работает. Толкаю дверь. Она открыта. Захожу во внутрь. Страшно. Сильно воняет. Пора бы привыкнуть, но не могу. Захожу в комнату. Посреди стоит большой стол, на нём гора грязной посуды и пустых бутылок. За столом сидит мужчина. Он поднимает на меня пьяный взгляд. Скорее всего это отец Ивана. Он настолько пьян, что даже не может спросить, кто я и чего хочу.
- Мамка! Мамка! Там чужая тётка пришла! - кричит маленькая девочка и убегает в другую комнату. Я её не сразу заметила. Иду за ней.
На грязной кровати сидят ещё две девочки, они постарше. А та, что кричала, спряталась за женщину, скорее всего, мать. По её виду сложно сказать, сколько ей лет. Ясно одно, она тоже пьяна. А сюда она пришла за очередной бутылкой, которую и держала в руках.
- Ванька! - в комнате появляется Иван. Едва не умираю от страха.
- Елена Александровна?! - удивлённо спрашивает он.
- Алёна, - едва слышно поправляю его, а у самой от страха трясутся коленки.
Мать Ивана говорит, точнее пытается говорить, едва ворочая пьяным языком. Что сын у неё очень хороший и добрый. Что ему некогда учиться, надо присматривать за сестрёнками. А ещё он нашёл какую-то работу, кому-то надо кормить семью. Не могу себе представить, что Иван, этот медведь, может быть добрым.
Я ничего не сказала, не нашла нужных слов. Вышла, не могла долго находиться внутри. Свежий воздух, хотя уже темно и прохладно. Пытаюсь унять дрожь и успокоиться.
- Алёна Александровна! - вздрагиваю, едва не умерев от страха. Это Ваня.
Предлагает проводить меня до дома. Отказываюсь, мне страшно рядом с ним. Говорю, что поймаю попутку. Но он настаивает. Идём вместе. Иван прав, попутку поймать нереально, а идти далеко и страшно. Страшно с ним и страшно без него. Он что-то рассказывает. Страх отпускает. Ваня может быть интересным собеседником.
Вот и мой дом, а я уже совершенно не боюсь своего ученика, медведя, от вида которого мне всегда становилось не по себе. Благодарю его. Он уходит, а я продолжаю стоять на улице. Навалились мысли.
На следующий день, войдя в кабинет, ловлю себя на мысли, что мне впервые не страшно. Смотрю на Ивана, он опускает взгляд. Я улыбаюсь, иду к столу.
Кто-то на уроке огрызнулся на моё замечание. Иван встал и спрашивает, можно ли ему выйти. Странно, но хорошо, пусть идёт. Через пару минут возвращается, говорит что меня к завучу. Тоже очень странно. Но мало ли. Иду. Екатерина Петровна смотрит на меня с недоумением. Складываю два и два. И мы уже вдвоём с ней бежим в мой кабинет. На удивление, тишина, все живы и здоровы. Потом узнаю, Иван сказал, что если ещё кто попробует обидеть меня, сильно пожалеет.
Закончился сезон дождей и резко стало тепло. Решила погулять, погреть косточки и поднять настроение. Но, успела забыть, что здесь бывает уже тепло, как летом, а темнеет быстро, как зимой. Вот и сейчас неожиданно очень быстро стало темно, а до дома ещё идти и идти. Страшно. Из открытых окон доносятся пьяные крики, часто маты и ругань. То там, то там слышны крики и плач детей, иной раз сопровождаемые характерными звуками, ударами ремня о голую попу. Мне не по себе. Куда я приехала, зачем? Я и представить себе не могла, во что превратился город моего детства.
- Пожалуйста, не надо! Отпустите меня! - мне показалось или? Голос очень знакомый. Приглядываюсь. Между деревьями несколько теней. Мне и так страшно, а сейчас сердце ушло в пятки. Но прислушиваюсь. Нет, мне не показалось. Слышу звук, характерный для пощёчины, за ним крик девочки. Ни секунды не раздумывая, бросаюсь туда, где были эти тени. Хотя, может стоило сначала подумать, а что я могу сделать? И чем для меня всё это может обернуться? Но это потом!
На поляне между деревьев было трое парней и одна девушка. Она стояла наклоненная вперёд, один из парней насиловал её, пристроившись сзади.
- Гульнара?! - девочка обернулась и я узнала её. Это моя ученица. Надо что-то делать, но что? Их больше, они сильнее. Подхожу к ним. Парень явно не ожидал такого и на мгновение оставил свою жертву. Беру её за руку, а сама едва дышу от страха, - Гульнара, пойдём, я провожу тебя домой!
- Да ты кто такая?! Ты чего лезешь?! - закричал на меня тот, кто насиловал Гулю. Он хватает девочку за руку, - она пойдёт только тогда, когда рассчитается с нами! Когда выполнит свою работу!
- Она пойдёт со мной! - я не выпускаю руку девочки. Мне и в голову не приходит, как ей сейчас больно, мы тащим её в разные стороны. Я даже не хочу думать, что за работу она должна выполнить, я просто хочу увести её отсюда, - пусти её!
- Волк, пусти её, пусть идёт! - говорит один из двух стоявших рядом парней, - эта училка Медведя, - ты же не хочешь иметь с ним дело?!
Мы с Гулей идём к ней домой. Сердце вот-вот выскочит из груди. Никак не могу прийти в себя. Крепко держу девочку за руку, наверно слишком крепко.
- Спасибо, - тихо говорит она, когда мы оказались у её дома. По её щекам текут слёзы.
- Может в полицию? - сама понимаю, что задаю глупый вопрос, - да и в больницу тоже!
- Нет!!! - кричит Гуля, сама вся дрожит. Потом, уже намного тише, сквозь слёзы, добавляет, - эти, хоть изнасилуют, да отпустят. А в полиции простым изнасилованием не отделаешься. Там так над девочками издеваются, Вы и представить себе не можете!
Прощаюсь с ней, она скрывается за дверью, иду домой. На душе хреново. Пытаюсь понять, что же произошло с людьми в этом городе.
- Алёна Александровна, - у меня едва сердце не выпрыгнуло из груди.
- Иван?! Ты меня до смерти напугал! - немного успокаиваюсь, узнав своего ученика,- ты как здесь?!
- Встретил тут пару знакомцев, они рассказали, что произошло! - отвечает парень, - Вы отвели Гульнару домой?!
- Да, конечно, - отвечаю я.
- Зачем?! - кричит он. Я с недоумением смотрю на него, - что Вы наделали?!
- Сейчас Гуля лежит на лавке, а папашка сечёт её розгами! - заканчивает Ваня свой рассказ.
- Тогда чего же мы здесь стоим?! - то, что Иван рассказал мне, шокировало не меньше, чем то, что я увидела, - пошли быстрее! Мы должны помочь ей!
- Нет, так мы сделаем ей только хуже! - мой ученик берёт меня за руку, - лучше я провожу Вас домой!
Я не спорю, не сопротивляюсь. Он лучше знает, он живёт здесь. Всю ночь не могу уснуть. Оказывается Гуля, как и многие девочки из моего класса и не только, так зарабатывают деньги. Ей ещё не заплатили, а я увела её.
- Алёна Александровна, так нечестно! Вы уже были у нас у всех в гостях. Многие из нас получили, благодаря Вам, ремня! А мы у Вас ещё не были! - говорит один из мальчишек. Он улыбается. А я, ведь даже не подумала об этом! Ведь я могу им показать совсем другую жизнь. Нет, я не хочу хвастаться, как я живу, а просто показать им, что можно жить по-другому!
Они приходили ко мне каждые выходные. Девочки с интересом рассматривали каталоги с модной одеждой. Помогали мне готовить обед и тортики к чаю. Я была очень рада, что когда мои ученики приходили ко мне. Их лица всегда светились радостью. Мне казалось, что в те моменты, когда они были у меня, забывали про свои проблемы.
Кайрат, всё время спрашивал, что это или для чего это нужно. Он никогда не видел миксер, кофе автомат. Не знал, для чего нужна микроволновка.
- Это для сэндвичей, а здесь я жарю хлебцы, - улыбаюсь и объясняю ему для чего тот или иной прибор у меня, - а это, чтобы варить яйца.
- Это уже совсем извращение! - смеётся в ответ Кайрат и пожимает плечами, - яйца можно сварить и в кастрюле!
- Зато удобно и быстро! - отвечаю я.
Между нами растаял лёд. Они приняли меня в свой коллектив. Мне стало намного проще с ними и я перестала дрожать от страха, заходя в кабинет. Оказывается не такие они страшные и свирепые, как мне показалось в самом начале.
Наступило время экзаменов. Я сильно переживаю. Но завуч, она давно работает и сказала, чтобы я сильно не переживала. Всё будет хорошо. Не знаю, не могу представить как  мои ученики смогут справиться. Я была уверена, что больше чем пол класса не сдадут.
На экзамены завуч принесла для всех учеников одинаковые гелевые ручки, чем меня сильно удивила. Она не стала мне ничего говорить, просто показала. Я удивилась ещё больше. Текст, написанный этими ручками можно стереть. Поскольку ручки у всех одинаковые, то можно легко исправить ошибки. Что мы  и делали весь вечер после экзамена.
А первого сентября я получила, как и обещала  завуч, первоклашек. 1"Б". С тех пор у меня только "Б" классы.
Десять лет спустя ко мне в кабинет вошли два парня и две девушки. Я не сразу признала их.
- Елена Александровна, Вы нас не узнаёте?! - улыбается один из парней. Конечно же, это Иван. Он, как и Кайрат, Гульнара и Катя, сильно изменился. Одеты все с иголочки, дорогие костюмы, смотрятся очень представительно.
- Мы зашли, чтобы сказать Вам спасибо! - продолжает Иван, - это благодаря Вам мы смогли вырваться из этой нищеты! Это Вы показали нам, что есть другая жизнь! Мы окончили институт, немного поработали и решили восстановить наш завод!
***
Ивана на этот раз я узнала сразу. Он привёл своего сына, тоже Ивана, в первый класс. Он, Иван младший, будет учиться у меня.
А у них, Ивана, Кайрата, Гули и Кати, тогда всё получилось. Завод опять заработал. У людей появилась работа, появилась надежда, появились деньги. Жизнь в городе стала потихоньку налаживаться.


Рецензии