Подойдите к нам, Виктор Алексеевич!
Начало девяностых годов прошлого столетия. Март, пять часов вечера, на небе — этюд в багровых тонах.
Четвёртый этаж нового корпуса Вычислительного центра Объединенного института ядерных исследований. Зал терминалов, подключённых к базовой ЭВМ ЕС-1061. Горстка пользователей, вперившись в зеленоватые экраны, стучит по клавишам...
Из коридора доносятся звонкие голоса, топот, и в зал врывается толпа школьников, пришедших на практику по программированию. В считанные секунды зал оказывается переполнен. Вбегает запыхавшийся учитель; сражение за рабочие места в полном разгаре.
— По двое! Садимся по двое!
Наконец терминалы поделены. Опомнившись, школьники смотрят на учителя.
— Виктор Алексеевич!
— Задания всем даны, можно приступать!
В зал, волоча за собой стул, входит сослуживец Стельмах.
— Развёл тут… Стул у меня стащили…
Через полчаса появляются первые программы. Два молодца молча взирают на то, как из работающей программы, как из рога изобилия, на монитор сыплются бесконечные ошибки. Мальчики ошеломлены. Вот-вот случится что-то непоправимое...
— Зови этого…
Учитель, как добрый чародей из восточной сказки, странствует от одного терминала к другому, находит ошибки, спрашивает, отвечает и отпускает комментарии.
— Виктор Алексеевич, подойдите к нам! — слышится то по одну, то по другую сторону фанерной перегородки, разделяющей терминальный зал надвое.
— Та-ак, что это у вас? И вы утверждаете, что этот алгоритм будет работать?
Ученицы встревожено смотрят на учителя.
— Нет, мы этого не утверждаем.
— Та-ак…Что это у вас?
Ученицы, робко:
— Куры.
— Я спрашиваю, что это у вас за величины?
— Четыре и пять.
— Что «четыре и пять»?
— Четверо поросят и пять кур.
— Какие это величины, я спрашиваю? Интеджэ или риал?
— Виктор Алексеевич! — орут с противоположного конца зала.
— Подумайте, — говорит Виктор Алексеевич и направляется к двум рослым отрокам у окна. Один отрешённо смотрит в окно, другой — в монитор, на котором ничего нет.
— Так, что у вас? — строго спрашивает учитель.
— У нас не работает.
— Не работает, — удовлетворённо повторяет учитель. — А что вы делали?
Он мог бы сразу обратить их внимание на то, что терминал не включён, но он должен научить их мыслить самостоятельно.
— Вы делали что-нибудь?
— Нет.
— А как же он у вас будет работать! Вы думаете, что он сам включится, увидев что вы сели? Или о чём вы думаете?
Мальчики молчат, предпочитая не говорить, о чём они думают. Виктор Алексеевич нажимает волшебную клавишу POWER, и монитор оживает. Учитель выразительно смотрит на своих нерадивых учеников. Те опускают головы. Один рассматривает томящиеся под столом ноги. Другой упирается взглядом в пол, пряча издевательскую улыбку.
— Почему вы не включили?
— Мы не знали.
— Чего вы не знали?
По всему видно, что ничего они не знали, но не хотят в этом признаваться.
— Ну вот, — говорит учитель. — Вот тут всё и выясняется. Кто работал на уроке, а кто…
Не закончив фразы, он идёт к девочкам. На лице его появляется отеческая улыбка.
— Так, что у вас? — добрым голосом спрашивает он.
— Программа, — слышится в ответ чудесный щебет.
— Я вижу, что программа, — стараясь придать голосу строгость, говорит учитель. — Я хочу знать, что это за программа. Понять логику этой программы…
Девочки с изумлением переглядываются.
— Это программа, которую вы нам задавали.
— Вот тут у вас ошибка... В таком виде ваша программа работать не будет. Посмотрите внимательнее. Козлов!
— Что, Виктор Алексеевич?
— Чем смеяться, сходили бы лучше, посмотрели олимпиадные задачи.
— Какие задачи?
— Хорошие задачи. Повышенной трудности. Которые Тувакин из Москвы привёз.
— Какой Тувакин?
— Такой Тувакин, — рассеянно отвечает учитель. — Победитель олимпиады по программированию… Нашли?
— Что нашли?
— Ошибку.
— Нет ещё.
— Ищите. Впрочем... — Исправив ошибку сам, Виктор Алексеевич спешит дальше.
— Виктор Алексеевич!
— Подождите… Не все сразу, — уже изрядно измочаленный, отзывается учитель. — Та-ак… Значит, от голов вы отнимаете ноги и получаете… что? Поросят? Так?
— Нет!
— А почему тогда…
— Виктор Алексеевич!
— Что?
— Что такое ошибка 230?
— Это ошибка такая.
— Какая?
— Это надо книжку читать.
— Какую книжку?
— Хорошую книжку.
— А где достать эту хорошую книжку?
— В комнате у системщиков. В общем, неважно, где. Вам её там всё равно не дадут…
Наконец Виктор Алексеевич распрямляется, смотрит на часы и объявляет:
— Заканчиваем! Наше время истекло. Уходим!
— Давно пора, — ворчит сослуживец.
Терминальный зал стремительно пустеет и наступает благословенная тишина.
Рисунок Сергея Расторгуева
Свидетельство о публикации №223091000918
Я с большим интересом и удовольствием прочитал эти, как я понял, воспоминания.
Я сам преподаю информатику с 1985 года. В то время был единственный раздел "Программирование и алгоритмизация".
Поскольку, в первое время персональных компьютеров почти не было, приходилось искать любые возможности. То, что описано у Вас, работа на терминалах, почти на персональных компьютерах (только время ожидания больше), не так плохо.
Нам пришлось начинать с перфокарт. Когда начали работать на терминалах и персоналках, случалось и по пять человек сажать на одно место.
Вообще, надо сказать, что преподавание в то время шло с бухты-барахты. Школьникам давали материал так, будто это профильные студенты. То есть начинали из середины, полагаясь на то, что основы должны понимать интуитивно.
Это и сейчас сказывается.
Пишу сейчас методичку для педагогов по решению задач олимпиадного типа.
1. Внимательно прочесть условие задачи.
2. Проверить авторские тесты.
3. Разработать систему тестов для проверки будущей программы. Разобрать при этом все частные алгоритмические случаи, учесть пограничные состояния...
4. И только после этого можно приступать к алгоритмизации и программированию, когда уже исписано много бумаги, и появились какие-то идеи. Иначе возможно решение "в лоб" и только на самый очевидный случай, что не самое хорошее дело.
5. Дальше идёт тестирование с многократным возвратом на предыдущие этапы, исправление синтаксических и алгоритмических ошибок...
Как я сейчас понимаю, задачи надо было раздавать заранее, чтобы ученики всю огромную подготовительную работу делали дома, а не тратили на это драгоценное в те годы машинное время...
Кстати, Вы не написали, на каком языке писали программы, PL-1, или Фортран? Или, что-то ещё?
С уважением,
Григорий Рейнгольд 03.01.2024 04:24 Заявить о нарушении
Обучение школьников программированию у нас ведётся, если не ошибаюсь, с 1962 года.
В рамках, так сказать, профориентации.
Начинали с кодов на М-20.
Потом, после того как в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году заработал транслятор Фортран-Дубна на БЭСМ-6, перешли, конечно, на фортран.
Немало институтских показали себя на этом поприще.
Виктор Степаненко - один из них.
А школьная информатика - это совсем другая история.
Александр Расторгуев 03.01.2024 10:55 Заявить о нарушении