А судьи кто? или Горе от ума

                Размышления опального поэта, неизвестного писателя,
                опального публициста
               
     В чем меня никто не может упрекнуть, так это в двуличии, льстивости, ради собственных благ, откровенной лжи и лицемерии. Кто попробует обвинить меня в пиаре и лжи, я, будь сейчас на дворе 19 век, вызвал бы на дуэль, чтобы защитить свою честь и достоинство.
К сожалению, мы живём в те времена, когда стремление быть у власти, чтобы вершить судьбы, быть первым и незаслуженно-заслуженным, даже если для этого нужно будет и переступить через трупы своих соперников, в переносном и даже прямом смысле тех, которые также претендуют на тоже самое, но без чёрных мыслей, и имеют на то, ещё более убедительные аргументы. О каких страстях-мудростях я начал говорить? Обо всём по порядку.
Насколько кто обладает способности организаторскими, руководящими или творческими, об этом должны судить люди: избиратели, те, кем будут руководить и кого будет зависеть благосостояние, жилищно-коммунальные условия, культурно-социальный облик села или посёлка, целого региона, если речь идёт о народном избраннике в Государственную Думу или ещё куда-то. Но я не об избранниках, хотя и тут есть много того, что заставляет не просто задуматься, но и откровенно разочароваться. Вот сейчас проходят выборы. Выпускают агитки, в которых о кандидате вообще ничего, кроме тех обещаний, которые, скорее всего таковыми и останутся без решения, забудутся или найдутся уважительные причины их невыполнения. Ни даты рождения кандидата, ни его краткой автобиографии, ни образования, ни за что сидел (а, что и такое возможно). Как будто кандидат не натуральный, а виртуальный. Но я и не об этом.
Я о культурной жизни, о том, что происходит на её «кухне», как я это вижу и понимаю. Сразу скажу, всё мною сказанное – это моё мнение, на основе жизненного опыта и множества случаев ситуаций, в которых я оказывался не простым наблюдателем, а непосредственным участником.
«Мафия бессмертна» – это не только название фильма начала 90-х годов, с участием актёра Дмитрия Певцова – это неоспоримое утверждение. А понимание «мафия» может быть отнесено ко всем сферам деятельности, ко всем структурам властным, финансовым, производственным, культурным и прочим. Может я и ошибаюсь, но то, что коррупция непобедима, как спрут достала своими «щупальцами» все сферы государственные и общественные органы в большой или меньшей степени, но мало кто будет спорить. Если кто будет – берите его «под белые рученьки», он первый взяточник, так как «на воре шапка горит». Трудно найти человека, который, хоть однажды не давал взятку, не «благодарил» за услугу, продвижение, «послабление режима прессинга» со стороны властных структур, когда вопрос по-другому просто решить не получается, но очень «хосися».
Знаете, чем отличается творческий человек от обычного, практичного и прагматичного обывателя? Он изъясняется не прямо, а витиевато, применяя правила написания от эссе до романа. Начиная от интригующей завязки, конфликтной ситуации, кульминации и развязки. Это правило знать должны те, кто в какой-то мере считает себя писателем, прозаиком или поэтом, публицистом или простым обывателем, читателем или любителем просмотра фильмов.
Сразу скажу, что я – человек наблюдательный, обладающий аналитическим складом ума и, как педагог всегда оцениваю не только способности студентов, но и то, что происходит в мире, в стране, у нас в посёлке, на работе, в семье. Как человек творческий, хоть меня в Матвеевом Кургане мало кто знает, как и районе, видимо мало пиарился, а это сейчас самое главное, хочу сказать, что довольно неплохо известен, как в Российском союзе писателей, так и Международном союзе русскоязычных писателей, членом которых я являюсь более пяти лет.
Вы думаете, что там всё ровно и гладко? Как бы не так. Неоднократно принимая участие в различных конкурсах, хочу сказать, что, когда становятся известны члены жюри, оценивающие работы, невольно вырывается из груди: «А судьи кто?». Когда интересуешься творчеством самих «судей», заходишь на их страницу, дабы «нахвататься неоценимого опыты стихосложения» или написания романов и узнаешь, что «гений» полгода всего, как стал членом данного известного союза, а из «гениальных перлов» ку него пара десятков посредственных, а порой и бездарных творений… Господи, прости! Прости за то, что сам, им уподобляясь, становлюсь судьёй. Вы мне тоже скажете: не суди – несудимым будешь. Всё верно, но меня судят и порой бесщадно, даже несправедливо, если проанализировать работы победителей. Возможно, что тут, как и в законодательной системе: судья – лицо неприкосновенное и он всегда прав?!
Возможно из более, чем двух тысяч стихов, трёх поэм и двух романов, написанных мной, нет ни одного значимого произведения? Может быть судьи местного пошиба более строги, чем судьи всероссийского значения, так как более профессиональны? Ну не знаю даже. Тут важно найти ответ на вопрос, а кто назначает, утверждает этих судей и почему они являются, во-первых, «инкогнито», в отличие от всероссийских, а во-вторых, они судят, без переизбрания годами и десятилетиями? Даже в значимых конкурсах на телевидении и там меняются члены жюри. И главное, участники конкурсов их и знаю, и в зависимости от конкурса, даже видят воочию.
Опять мне скажут: что ты равняешь, наши должны быть защищены от возможности оспаривания результатов. А, что эти, хоть и представляют союзы, название которых у всех на слуху, им ещё до наших, как светлячкам до звёзд.
Ну и что с того, что ты, то есть я, являешься многократным номинантом национальных литературных премий «Поэт года» и «Наследие», начиная с 2016 года. Ну и что с того, что ещё ранее, ты, в 2015 году победил в Международном конкурсе «Поэт года – 2015». А вот сколько раз ты победил в районных фестивалях и конкурсах, начиная с 2009 года? Один раз и то, из-за того, что председатель жюри разрешил самим участникам отдать свои голоса за лучшего, по их мнению, или ещё была какая-то причина, по которой твою кандидатуру пропустили, прошляпили? «Тут, парнишка, –¬ как любил меня, сначала 55-ти летнего «пацана», а потом уже и 60, 65-ти летнего называть председатель жюри, похлопывая по плечу или пожимая руку, – вот уже твои стихи чуть лучше, учись…». И даже как-то назвал имя начинающего поэта, написавшего, в лучшем случае десяток «сырых» стихов, а я уже начинал работать над десятым сборником стихов. Ну я понимаю, что я молодой поэт, хоть и пенсионер, но в творчестве-то всего ничего, менее 20 лет, хотя «примеру» для подражания чуть больше, чем моему творческому стажу. Да и сам учитель в разы меньше написал своих гениальных творений. Возможно, что все они столь значимы, что мой тёзка, Саша Пушкин отдыхает?! Ну не знаю я. Не буду судить.
Ч не знаю, какие и сколько мой наставник имеет общественных наград, но судя по разнице в творческом стаже, то, как минимум 10-15, если даже у меня четыре медали от РСП. А ведь хорошо, что те, кто меня и мне подобных «судит» здесь, не могут нас достать там, в тех организациях, где они – никто, в отличие от нас, чьи стихи размещают в «Антологиях русской поэзии». Лично мои размещались трижды, в 2018, 2020 и 2022 годах.
Конечно, мне с «метрами» не тягаться. Но всё же интересно. Складывается впечатление, что если человек когда-то, пусть и уже давно, работал в управленческих структурах, отделах или секторах, пусть и района, то на него распространяется «почётное тавро» на всю оставшуюся жизнь. Иногда смотришь на «свиту» бывших управленцев, которым почётные места в зале РДК и на всяческих мероприятиях, их отмечают и поздравляют в местной печати, они висят на досках в ряду заслуженных и почётных граждан М-Кургана и района. Раз ты был большим начальником, значит заслужил. Не скажу, что труженики совсем не отмечены, есть, но их меньше. Раньше были квоте и поступающих в партию и на награждение государственными наградами. А сейчас видимо всё становится с ног на голову. Если награждают, то, как правило: начальника почетной медалью, труженика – благодарственным письмом. «Начальник Богом дан» – говорят в народе. Что ж, будем молиться ликам тех, от кого зависят наши судьбы, благосостояние, карьерный успех и успехи в творчестве, коли так.
Понятия протеже, «кумовство» и «рука руку моет, чтобы обе грязными были, есть и будут и, как «мафия», бессмертны. Я знаю много случаев, когда человек за свои убеждение, непокорность, «плохую» привычку говорить прямо в лицо, поплатились успешной карьерой и до пенсиона, в лучшем случае, перебивались случайными заработками или мелким бизнесом, вне поля зрения тех, кто «наказал» непокорных, присвоив, повесив и заковав цепями, как Петр Первый пьяниц, без возможности устроиться на престижную работу по месту жительства. В каком-то смысле и я им составляю компанию, но благо, что только в определенных сферах трудовой и творческой деятельности.
Хоть мне этого не понять, но уверен, что те, кто имеет возможность своей властью, прописанной должностными обязанностями, а чаще даже, совершенно негласными правилами и законами волчьей стаи, получают истинное удовольствие, подобно хищнику, сломившему хребет жертве и пустив струю свежей, горячей крови, подобно вампиру. О ком это я и о чём это я? Уверен, что те, о ком это, сразу узнают по описанию себя и на их загривках хищников вздыбится шерсть и с клыков «правосудия» забрызжет слюна в такт изрыганий звериного рыка.
Мне скажут, что ты всё за себя и за себя. Не только и не столько. Просто то, что пережито мной, а не рассказанное кем-то из случаев, произошедших с ним, имеют меньше потерь сущности вопроса и меньше того, что «для красного словца» или «сгущения красок». Ближе к теме.
У нас в районе есть много талантливых творческих людей, среди писателей, поэтов, публицистов, композиторов, художников, занимающихся какими-либо видами народного творчества, умельцев, даже «самородков». И там, где у них нет конкуренции, они лишены такой «привилегии» быть «облитым грязью», дабы на общем фоне бездарь выглядела привлекательно.
В вот в тех, где желающих проявить себя много, а способности более, чем скромные, вот тут-то и идёт, я бы сказал» нездоровое соперничество. Опять же таки, я не судья – это не моя ипостась, но мнение высказать могу. Среди тех «гениев», кто мнит себя лучшим и давно уже заложил даже не первый камень в фундамент пьедестала себе любимому 70% тех, кто откровенно бездарен, а остальные среднего пошиба, как и большинство, кто себя таковыми не считает. Иначе говоря, писателей в районе раз-два и обчёлся. Поэтов или тех, кто себя таковым считает больше, но при прослушивании их стихов лучше заблаговременно вставить в уши «белуши». Когда к нам приезжают поэты из литературного объединения «Степь» из Неклиновского района и перед ними становится неудобно, когда наши самопровозглашённые «гении» не читают, а «несут» невесть что, не «белые стихи» и даже не «серые», а вовсе не стихи. Изредка это звучит, как речитатив, а чаще, как попытка донести прозу, но красиво, получив в награду аплодисменты, которые слушатели, скрипя зубами выбивают ладонями, изгоняя из души «червя» бездарности. Но он засел глубоко и, к сожалению, надолго. И я понимаю тех из десятка людей, пишущих достойные, как минимум, для нашей глубинки, стихи, которым неуютно среди «гениальных» и также стыдно, что они представляют наш посёлок и район где-то за их пределами.
Прозаиков у нас в разы меньше, так как писать большими формами произведения не так уж просто, это кропотливая, требующая терпения и усидчивости, не говоря об умениях писать не в такт строевой песни, а имея свой почерк и элементарную грамотность и умения сплетать сюжеты в единую «косу» ленты сюжетных линий и судеб героев. И понятно, по какой причине в этом жанре «судей» практически нет, не считая самых справедливых из числа читателей, при условии, что читатель не является также прозаиком и ревностно будет судить коллегу, восхваляя, как «кулик своё болото».
А вот, что касается публицистов, то, если к ним причислять всех, начиная от тех, кто пишет на стенах и заборах, на своих страничкам в соцсетях, кляузы-анонимки начальству, иногда даже в местную печать и стенгазеты школьные, если эта мода со времён пионерии и комсомола не прошла, то их огромное количество. И даже, когда представляют кого-то из тех же поэтов, то можно услышать, «член союза журналистов». Только непонятно, тут есть какая-то невидимая прямая связь или только на уровне на уровне телепатии. Что характерно в этом виде творчества мне, как не члену союза публицистов, написавшему десятки эссе и очерков, большая часть которых была опубликована в местных СМИ. Здесь также нужно отметить, что в одной редакции мне всегда рады, а в фойе другой, нужно полагать, висит мой портрет с надписью крупными буквами: «Таким нет места в обществе и на полосах нашей газеты!». Благо, что у нас, слава Богу, не додумались до того, что делают на Украине, занося инакомыслящих и по других причинам в список сайта «Миротворец». А, что же те, кто имеет звание «член союза журналистов», иначе говоря, публицистов? Вот как-то не наблюдаю их имена на страницах газет и в соцсетях, кроме тех, конечно, для кого это работа и они прекрасно с ней справляются и, кроме того, успевают «в неурочное время» заниматься творчеством, поэзий, прозой или фотографией, например.
Вы устали от меня? Вижу, и именно, как экстрасенс, вижу, как некоторых уже коробит, и не только потому, что кто себя узнаёт, а даже от того, что такой объём «бреда» им приходилось читать, при подготовке к урокам литературы в советской школы, во время изучения гениальных творений наших классиков, например, Льва Толстого «Война и мир». Даже больше скажу, в газету я это размещать не буду и не потому, что не хочу – не пропустят, а в соцсетях и на сайтах, где намереваюсь это сделать, прочтут единицы, но и они зачастую не земляки: из Хабаровска или мыса Дежнёва, из Крыма и Германии, Израиля и Молдавии, Украины, Барнаула, Екатеринбурга и Москвы. Это мои друзья и истинно-преданные читатели и почитатели моего творчества. Лицемерят?! Иногда и частично, но чаще присылают душевные отзывы.
А так хочется, чтобы был наведён порядок в культурной жизни района, я не имею ввиду культработников, им хвала и слава. Я о конкурсах, фестивалях и творческих вечерах поэзии или презентации новой книги прозаиков. Я о том, когда они будут разрабатываться грамотно и соблюдаться по всем пунктам, согласно положениям. Я о том, что, когда будут «на переправе меняться лошади», а правила и положения «на колене» переписываться, если что-то пошло не так, как было задумано организаторами. И как хотелось, чтобы, при проведении выше названных мероприятий всё было понятно и «прозрачно», а участники знали, какие «метры» будут оценивать их способности, если не талант. Даже на тех площадках сети интернета, которые не у всех на слуху и то с этим дело обстоит, как следует. И даже в случае, если возникает спорная ситуация, участник обращается к членам жюри и те дают разъяснение, почему оценка произведения именно такая. Если в жюри входят те, чьи подписи стоят в положении о конкурсе или фестивале, то это нужно как-то отразить в пунктах, не одним словом «жюри», а, как я понимаю: жюри, в составе:…, перечислив тех заслуженных и почётных, авторитетных людей, при вынесении вердикта которых не должно быть никаких вопросов. Вот я держу в руках положение о проведении фестиваля, на заглавном листе которого названы восемь! Представительных руководителей самых разных подразделений, как Администрации, так и культурной сферы и утверждено Главой Администрации района. Назван и председатель оргкомитета, а жюри? Инкогнито.
И поневоле возникает вопрос: «А судьи кто?».

Не примите нижеуказанное, как пиар, хвастовство, просто я констатирую то, что есть по факту, без завышения, а порядка ради.

Поэт, писатель, публицист, член Российского союза писателей и Международного союза русскоязычных писателей, житель п. Матвеев Курган, работающий пенсионер:                А.И. Иванченко

10.09.23 г.


Рецензии