Скрижаль к Маникчи Сахибу 2

БАХАУЛЛА
Ответы на вопросы Маникчи Сахиба из Скрижали к Абуль-Фазлю

2.1. В отношении того, что ты написал о досточтимом и учёном сахибе, да осенит его благодать Божия, его мировоззрение и предпочтения ясны и очевидны, -- что ещё раз подтверждается его посланием. Что же касается его вопросов, было сочтено нецелесообразным ссылаться и отвечать на каждый из них в отдельности, ибо такой ответ шёл бы вразрез с мудростью и был бы несовместим с тем, что принято ныне среди людей. Тем не менее, в том, что было явлено в его честь с небес Божественного благоволения, ответы были даны удивительно кратким и ясным языком. Однако, судя по всему, он не смог рассмотреть сию тему детально, ибо, в противном случае, он бы с готовностью признал, что ни один пункт не был опущен, и воскликнул бы: «Сие, безусловно, есть ясное и убедительное разъяснение!» Он задавал такие вопросы:

2.2. Во-первых: «Пророков Махабада, вместе с Зороастром, было двадцать восемь. Каждый из них стремился возвысить, а не отменить веру и религию остальных. Каждый из них свидетельствовал об истине и достоверности прежнего закона и религии и ни единым словом не упоминал об их отмене. Каждый заявлял: "Мы -- носители Божиего Откровения, кое Мы передаём слугам Его". Некоторые из индуистских Пророков, однако, заявляли: "Мы олицетворяем Самого Бога, и всему творению надлежит поклясться Нам в верности. Всякий раз, когда возникают средь людей распри и разногласия, Мы поднимаемся, дабы потушить их". Каждый из пришедших объявлял: "Я -- Тот, Кто явился в начале". Более поздние пророки -- Давид, Авраам, Моисей и Иисус, -- подтверждали истинность Пророков, живших до них, но говорили: "Таков был закон в прошлом, но в сей день закон есть то, что проповедую Я". Однако Арабский Пророк изрёк: "В результате Моего явления всякий закон доказал свою несостоятельность, и нет более никакого закона, кроме Моего". Какое из сих вероисповеданий более приемлемо и какой из сих вождей предпочтительнее?»

2.3. Прежде всего, следует отметить, что с одной точки зрения положения Пророков Божиих отличаются друг от друга. Возьмём, например, Моисея. Он принёс книгу и установил заповеди, а множеству Пророков и Посланников, что приходили после Него, было поручено поддерживать Его законы, ибо они оставались созвучны потребностям эпохи. Книги и хроники, прилагаемые к Торе, красноречиво свидетельствуют о сей истине.

2.4. Что касается заявления, приписываемого Автору Корана: «В результате Моего явления всякий закон доказал свою несостоятельность, и нет более никакого закона, кроме Моего», -- подобных слов никогда не произносил сей Источник и Кладезь Божественной мудрости. Напротив, Он подтвердил то, что было ниспослано ранее Пророкам и Посланникам Божиим из чертогов Божественной Воли. Сказал Он, да возвеличится речение Его: «Алиф. Лям. Мим. Бог! Нет Бога, кроме Него, Живого, Вечносущего. Он есть Тот, Кто ниспослал Тебе Книгу силою истины, подтверждая те, что предшествовали ей. Он явил прежде Тору и Евангелие в руководство людям, а ныне являет Он Коран…»  Он также утверждал, что все Пророки исходили от Бога и вернулись к Нему. В сём смысле все они могут считаться одним и тем же Существом, ибо ни единого слова не изрекли они, ни единого сообщения не передали и никакого дела не раскрыли по собственному желанию. Нет, -- всё, что они говорили, исходило от единого истинного Бога, да возвысится слава Его. Все они призывали людей к Высочайшему Небосклону и несли обетование вечной жизни. Посему различные заявления, пересказанные досточтимым сахибом, надлежит рассматривать как согласующиеся буквы, -- то есть буквы, кои образуют единое слово.

2.5. Что касается вопроса: «Какое из сих вероисповеданий более приемлемо и какой из сих вождей предпочтительнее?», то сие есть положение, в коем нижеследующие слова сияют, будто лучезарное солнце: «Не делаем Мы никакого различия между Посланниками Его»,  тогда как стих «Некоторым из Посланников Мы дали преимущество пред другими»  относится к другому положению, о котором Мы уже упомянули выше. В действительности, ответы на все вопросы, заданные досточтимым сахибом, содержатся в сём всеобъемлющем, сём весомом и несравненном высказывании, да святится и славится слово Его: «Что касается твоего вопроса о небесных Писаниях: Всезнающий Врачеватель держит Свой перст на пульсе человечества. Он распознаёт недуг и в непогрешимой мудрости Своей предписывает целительное средство от него. У всякого века -- своя забота, и у всякой души -- особое стремление. Миру, с его нынешними напастями, необходимо совсем иное средство, чем веку грядущему. Всей душой радейте о нуждах века, в коем живёте, и пусть главной темой ваших обсуждений станут потребности и запросы его». Любая справедливая душа засвидетельствует, что сии слова надлежит рассматривать как зеркало Божиего познания, в коем чётко и ясно отражаются все заданные вопросы. Блажен тот, кому Бог, Всезнающий, Всемудрый, даровал зоркие очи.

2.6. Другой вопрос, поднятый уважаемым сахибом, звучал так: «В мире есть четыре философских школы. Одна школа утверждает, что все видимые миры, от атомов до солнц, составляют Самого Бога, и во всём сущем можно различить лишь Его одного. Другая школа заявляет, что Бог есть Сущность, коя непременно должна существовать, что Его Посланники суть посредники между Ним и Его творением, и что Их миссия -- вести человечество к Нему. Следующая школа полагает, что звёзды были созданы Необходимо Сущим, тогда как всё прочее исходит из них и порождается ими. Всё сущее постоянно появляется и исчезает, подобно мельчайшим существам, кои возникают в луже воды. Последняя школа настаивает, что Необходимо Сущий сотворил Природу, благодаря действию и посредничеству коей появляются и исчезают, без начала и конца, все вещи, от атомов до солнц. Зачем, в таком случае, отчитываться или платить за свои поступки? Как трава появляется с приходом дождя и исчезает после, так происходит и со всем прочим. Если Пророки и цари вводили законы и постановления, утверждают сторонники сей школы, то делали они это лишь ради сохранения общественного порядка и регламентирования человеческого общества. Пророки и цари, однако, действовали по-разному: первые говорили: «Так сказал Бог», дабы люди могли покориться и подчиниться, тогда как последние прибегают к мечам и пушкам. Какая из сих четырёх школ приемлема в глазах Бога?»

2.7. Ответ на сей вопрос попадает в сферу значений первого высказывания, кое устремилось с языка Всемилостивого. Богом клянусь! Оно объемлет и заключает в себе всё, что было упомянуто. Он речёт: «Всей душой радейте о нуждах века, в коем живёте, и пусть главной темой ваших обсуждений станут потребности и запросы его». Ибо в сей день явился Тот, Кто есть Господь Откровения, и Рекущий на Синае взывает во всеуслышание. Что бы ни соизволил Он предписать, станет надёжнейшим основанием для зданий, возводимых в городах человеческого знания и мудрости. Всякий, кто прочно держится сего, пред очами Всевышнего будет сочтён среди тех, кто наделён проницательностью.

2.8. Из-под Пера Всевышнего устремились такие возвышенные слова. Речёт Он, да возвысится слава Его: «Настал день прозрения, ибо лик Божий лучезарно воссиял над окоёмом Богоявления. Настал день слуха, ибо раздаётся призыв Божий. Всякому человеку в сей день надлежит поддерживать и провозглашать явленное Тем, Кто есть Творец всех Священных Писаний, Рассвет Откровения, Кладезь знаний и Источник Божественной мудрости». Посему ясно и очевидно, что ответ на его вопрос был явлен в царстве речения Тем, Кто есть Изъяснитель знания Всемилостивого. Блаженны постигающие!

2.9. Что касается упомянутых выше четырёх школ: ясно и очевидно, что вторая из них стоит ближе к праведности. Ибо Апостолы и Посланники Божии всегда были каналами передачи Его безграничных милостей, и всё, что человек получал когда-либо от Бога, приходило лишь благодаря сим Олицетворениям святости и Воплощениям отрешения, сим вместилищам Его знания и Разъяснителям Его Дела. Можно, однако, представить обоснование и для д;гматов других школ, ибо, в некотором смысле, всё сущее всегда было и будет проявлением имён и качеств Божиих.

2.10. Что же касается ссылки сахиба на царей, то они действительно суть проявления имени Божиего «Вседержитель» и явители Его имени «Всесильный». Их славным храмам подобает одеяние справедливости. Если они украсятся им, человечество вкусит совершеннейшего покоя и бесконечных благословений.

2.11. Всякий, кто испил вина Божественного знания, воистину сможет ответить на такие вопросы, приведя как чёткие и наглядные доказательства из мира внешнего, так и самоочевидные и блестящие доказательства из мира внутреннего. Но в сей день явилось иное Дело и требуются иные рассуждения. Действительно, с наступлением девятого года время для вопросов и ответов подошло к концу. Посему Он, да святится и возвеличится имя Его, речёт: «В сей день никто не должен задавать вопросы Господу своему. Когда ты услышишь призыв Бога, возглашённый Тем, Кто есть Утренняя Заря величия, воскликни: "Вот я, о Господь всех имён! Вот я, о Создатель небес! Я свидетельствую, что Ты явил Себя и явил всё, что было угодно Тебе, по Своей Собственной воле. Ты, воистину, есть Господь силы и мощи"».

2.12. Ответ на все вопросы, заданные уважаемым сахибом, ясен и очевиден. Целью того, что ниспосылалось в его честь с небес Божественного провидения, было побудить его приклонить слух к дивным мелодиям голубки Вечности и ласковым речам жителей наивозвышенного Рая, дабы почувствовал он сладость призыва и ступил на стезю.

2.13. Однажды Язык Славы произнёс слово в отношении сахиба, намекая, что вскоре ему может быть оказана помощь в исполнении дела, кое увековечит его имя. Когда его письмо было получено при Его святом и возвышенном дворе, Он сказал: «O Слуга в Свите! Хотя досточтимый Маникчи написал только с целью спросить относительно чужих высказываний, всё же от его письма Мы вдыхаем сладостные ароматы любви. Моли единого истинного Бога милостиво помочь ему исполнить Его волю и угодить Ему. Его мощи, воистину, всё по плечу». От сего высказывания Всемилостивого веет благоуханным ветерком. Подлинно, Он есть Всезнающий, Всеведущий.

2.14. Другой его вопрос был таков: «Законы Ислама основаны на религиозных принципах и юриспруденции,  но в религиях Махабада и индуизма есть только принципы, и все законы, даже о питье воды или обмене имуществом в браке, считаются частью сих принципов, как и все другие вопросы человеческой жизни. Пожалуйста, укажите, какое представление приемлемо в глазах Бога, да возвысится упоминание Его».

2.15. Религиозные принципы имеют различные степени и положения. Корнем всех принципов и краеугольным камнем всех основ всегда было и будет признание Бога. Сии же дни, воистину, суть вешняя пора признания Всемилостивого. Всё, что исходит в сей день из Сокровищницы Его Дела и от Явления Его Самого, то, воистину, и есть фундаментальный принцип, коему все должны присягнуть на верность.

2.16. Ответ на сей вопрос также заключён в сих благословенных, сих весомых и возвышенных словах: «Всей душой радейте о нуждах века, в коем живёте, и пусть главной темой ваших обсуждений станут потребности и запросы его». Ибо сей день есть Господь всех дней, и всё, что было явлено в нём источником Божественного Откровения, есть истина и суть всех принципов. Сей день можно сравнить с морем, а все остальные дни -- с заливами и каналами, что ответвляются от него. То, что произносится и является в сей день, становится основой, и почитается как Матерь-Книга и Источник всякого речения. Хотя каждый день связан с Богом, да возвеличится слава Его, но сии дни были выделены особо и украшены узором тесной связи с Ним, ибо они были превознесены в книгах Избранников Божиих и некоторых Его Пророков как «День Божий».В каком-то смысле сей день и то, что появляется в нём, надлежит считать первичными принципами, в то время как все другие дни и то, что появляется в них, следует рассматривать как вторичные постановления, вытекающие из них, и как таковые занимающие подчинённое и зависимое положение. Например, посещение мечети вторично по отношению к признанию Бога, ибо первое зависит от последнего и обусловлено им. Что же касается принципов, бытующих среди богословов сей эпохи, то сие всего лишь набор правил, кои они разработали и из коих они выводят, каждый в соответствии со своими мнениями и склонностями, наставления Божии.

2.17. Рассмотрим, например, вопрос о немедленном исполнении и отсрочке. Бог, да возвысится слава Его, говорит: «Ешьте и пейте…»  Точно неизвестно, должно ли сие постановление быть выполнено немедленно, или его исполнение может быть обоснованно отложено. Некоторые считают, что сие может зависеть от внешних обстоятельств. Как-то раз один из выдающихся богословов Наджафа отправился посетить Гробницу имама Хусайна, -- да покоится он с миром, -- сопровождаемый несколькими учениками. В ходе сего путешествия он попал в засаду, устроенную бандой бедуинов. Вышеупомянутый богослов немедленно отдал им всё своё имущество. Засим его ученики воскликнули: «Ваше Высокопреосвященство всегда выступали за отсрочку в решении таких вопросов. Что побудило Вас ныне действовать с такой поспешностью?» Указывая на копья бедуинов, он ответил: «Сила внешних обстоятельств, мои друзья!»

2.18. Основателем принципов исламской юриспруденции был Абу-Ханифа, выдающийся предводитель суннитов. Такие принципы существовали и в прежние времена, как сие уже было упомянуто. В сей день, однако, одобрение и осуждение чего бы то ни было всецело зависят от Слова Божиего. Сии различия не достойны упоминания. Око Божественного милосердия обращает свой взор на всё былое. Надлежит нам поминать их только добрыми словами, ибо они не противоречат ничему основополагающему. Сей слуга свидетельствует о своём невежестве и о том, что всё знание принадлежит Богу, Помощнику в Опасности, Самосущному.

2.19. Всё, что идёт вразрез с Учением, в сей день отвергается, ибо Солнце Истины сияет во всём блеске на небосклоне знания. Счастливы те, что очистили водами Божественных изречений свои сердца от всех иносказаний, нашёптываний и предположений, и устремили свой взор к Рассвету Славы. Сие, воистину, величайшее благодеяние и наичистейший дар. Всякий, кто обрёл его, обрёл всё благое, -- ибо знание о чём-то ещё, кроме Бога, никогда не было и не будет полезно людям.

2.20. То, что было сказано в связи с религиозными принципами и вторичными постановлениями, относится к заявлениям, кои делали богословы различных религий, каждый в соответствии с отпущенными ему способностями. Ныне, однако, надлежит нам следовать Его предписанию «оставить их забавляться своими бессмысленными пререканиями».  Он, воистину, речёт правду и указует путь. Право распоряжаться принадлежит Богу, Вседержителю, Прещедрому.

2.21. Ещё один из его вопросов: «Некоторые утверждают, что всё согласующееся с велениями природы и интеллекта надобно считать не только допустимым, но и обязательным в Божественном законе, -- и наоборот, следует воздержаться от следования тому, что несовместимо с сими правилами. Другие считают, что всё предписанное Божественным законом и его благословенным Автором должно приниматься без рациональных доказательств или эмпирических свидетельств и выполняться без вопросов и сомнений, -- например, шествие между Сафой и Мервом, побивание камнями столпа Джамра, мытьё ног во время омовения, и так далее. Пожалуйста, укажите, какое из сих воззрений считается приемлемым».

2.22. Интеллект имеет различные степени. Поскольку обсуждение заявлений, сделанных философами по сему предмету, выйдет за рамки нашего рассуждения, мы воздержимся от их упоминания. Тем не менее, бесспорно, ясно и очевидно, что умы людей никогда не были и не будут обладать равными способностями. Лишь Совершенный Разум может обеспечить истинное руководство и управление. Посему в ответ на сей вопрос были явлены Пером Всевышнего, да возвысится слава Его, такие возвышенные слова: «Уста Мудрости возглашают: тот, у кого нет Меня, лишён всего. Отвратитесь ото всего, что есть на земле, и не ищите иного, кроме Меня. Я Солнце Мудрости и Океан Знания. Я ободряю слабых и воскрешаю мёртвых. Я -- Свет направляющий, что озаряет путь. Я Царский Сокол на деснице Всемогущего. Я раскрываю поникшие крылья всякой раненой птицы и отправляю её в полёт».

2.23. Задумайся, сколь ясно был ниспослан ответ с небес Божественного знания. Блаженны размышляющие о нём, обдумывающие его и воспринимающие его смысл! Под Разумом, упомянутым выше, подразумевается вселенский Божественный Ум. Сколь часто было замечено, что некоторые человеческие умы не только не служили источником руководства, но и становились оковами на ногах путников и мешали им ступить на прямую Стезю! Таким образом, поскольку малый интеллект ограничен, надлежит отыскать Того, Кто есть высший Источник знаний, и попытаться узнать Его. А если человек придёт к признанию сего Источника, вкруг Коего вращается всякий ум, то всё предписанное Им станет олицетворением велений совершенной мудрости. Само Его Существо, словно Солнце, отличается от всего остального, помимо Него. Истинный долг человека -- признать Его; как только сие достигнуто, всё, что Ему угодно было предписать, становится обязательным и полностью соответствующим требованиям Божественной мудрости. Так устанавливались Пророками прошлого все заповеди и запреты, вплоть до самых ранних времён.

2.24. Некоторые деяния, свершаемые в сей день, призваны воспеть имя Божие, и Перо Всевышнего уготовило награду тем, кто выполняет их. В самом деле, если от некоей души донесётся даже мимолётное дуновение, посвящённое Богу, то явится и награда ей, как свидетельствует сей могучий стих, ниспосланный из чертогов Божественной Воли Господу Мекки,  да будет Он благословен и прославлен: «Мы сделали Киблу, которой Ты держался, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за Посланником среди обращающихся вспять». (Коран, 2:143)

2.25. Когда бы человек поразмыслил о сём благословенном и всепревосходящем Откровении и задумался о ниспосланных свыше стихах, он бы с готовностью засвидетельствовал, что единый истинный Бог неизмеримо выше Своих созданий, и что знание обо всём сущем всегда было и всегда пребудет лишь у Него. Более того, всякая справедливая душа подтвердит, что не сумевший объять истину сего величайшего Откровения окажется бессилен доказать истинность и любого другого дела или вероисповедания. А что касается тех, кто лишил себя облачения справедливости и поднялся содействовать делу беззакония, они станут изрекать то, что воплощения ненависти и фанатизма изрекали с незапамятных времён. Знание обо всём сущем принадлежит Богу, Всезнающему, Всеведущему.

2.26. Однажды, когда сей слуга был в Его присутствии, меня спросили: «O Слуга в Свите! Чем занят ты?» «Я пишу ответ, -- сказал я, -- досточтимому мирзе Абу ал-Фадлю». Мне было велено: «Напиши мирзе Абу ал-Фадлю, да пребудет на нём Моя слава, и скажи: "Положение усугубилось настолько, что народы мира привыкли к беззаконию и бегут беспристрастности. Богоявление, Того, Кто превознёс и возвеличил единого истинного Бога, да возвысится слава Его, Кто засвидетельствовал Его всезнание и подтвердил, что Его сущность освящена превыше всего сущего и выше любого сравнения, -- сие Богоявление называют, в разные моменты, то солнцепоклонником, то огнепоклонником. Сколь многочисленны те возвышенные Проявления и Явители Божественного, о Чьём положении люди остаются совершенно не осведомлены, Чьей благодати они совершенно лишены, -- более того, спаси и помилуй Боже, Кого они ругают и оскорбляют!

2.27. Один из величайших Пророков, Кого персидские глупцы в сей день отвергают, произнёс такие возвышенные слова: “Солнце -- всего лишь плотная сферическая масса вещества. Недостойно оно того, чтобы звать его Богом или Вседержителем. Ибо всемогущий Господь есть Тот, Кого ничьё понимание никогда не сможет охватить, никакое земное знание не сможет ограничить, и Чью Суть никто никогда не смог и не сможет постичь”. Узри, сколь красноречиво, сколь торжественно Он подтвердил ту самую истину, кою Бог возглашает в сей день. Однако сии недалёкие и жалкие люди даже не считают Его верующим, не говоря уж о том, чтобы узреть Его возвышенное положение! В другой связи Он сказал: “Всё сущее явилось благодаря Его существованию, и если бы не Бог, ни одно творение никогда не существовало бы и не облеклось бы в одежды бытия”. Да оградит Господь нас всех от греховности тех, что оспаривают истину Бога и возлюбленных Его и отворачиваются от сего Рассвета, о коем свидетельствовали все книги Бога, Помощника в Опасности, Самосущного”».

2.28. Из вышесказанного становится ясно, что не каждый интеллект может быть критерием истины. Истинно мудрые, в первую очередь, суть Избранники Бога, да возвеличится слава Его, -- Те, Кого Он назначил Сокровищницами Своего знания, Хранилищами Своего Откровения, Зорями Своей власти и Рассветами Своей мудрости, Те, Кого Он сделал Своими представителями на земле и чрез Кого Он открывает то, что угодно Ему. Всякий обращающийся к Ним обращается к Богу, а из отвращающихся от Них никто не будет помянут в присутствии Бога, Всезнающего, Всемудрого.

2.29. Всеохватный критерий был только что упомянут. Любой достигший сего, -- то есть тот, кто признаёт и исповедует Восход Божиего Откровения, -- будет записан в Книге Божией среди тех, что наделены пониманием. В противном случае то будет лишь невежественная душа, пусть даже она сама и думает, что обладает всей возможной мудростью. Теперь, если бы некий человек узрел себя в присутствии Божием, если бы он освятил свою душу от земных привязанностей и злых намерений и стал размышлять о том, что было явлено в сём величайшем Откровении, с момента его зарождения и по сей день, он бы без колебаний засвидетельствовал, что всякая отрешённая душа, всякий совершенный разум, всякое освящённое существо, внимательное ухо, проницательное око, красноречивый язык и радостное и сияющее сердце шествуют вкруг и склоняются, -- нет, простираются ниц! -- пред могучим престолом Божиим.

2.30. Ещё один из его вопросов: «Один из Богоявлений прошлого позволил, в Своё время, употребление в пищу говядины, а другой запретил сие; один дозволил поедание свинины, тогда как другой объявил сие незаконным. Так отличаются их заповеди. Я умоляю Истинного, возвысится имя Его, любезно указать соответствующие религиозные запреты».

2.31. Прямой ответ и подробное объяснение сего вопроса вышли бы за пределы мудрости, ибо люди разных вероисповеданий общаются с уважаемым сахибом, и прямой ответ противоречил бы законам Ислама. Посему ответ был ниспослан с небес Божественной Воли в неявной форме. В действительности, заявление, сделанное в первом отрывке, где Он речёт: «Всеведущий Врачеватель держит Свой перст на пульсе человечества», был и остаётся ответом на его вопрос. Кроме того, Он говорит: «Всей душой радейте о нуждах века, в коем живёте, и пусть главной темой ваших обсуждений станут потребности и запросы его». То есть, направь свой взор на заповеди Божии, ибо всё, что Ему угодно предписать в сей день и назвать законным, действительно законно и олицетворяет саму истину. Долг каждого человека -- обратить свои взоры в сторону Дела Божиего и соблюдать то, что взошло на небосклоне Его Воли, ибо лишь силою Его имени было развёрнуто знамя «Он творит, что пожелает» и воздета ввысь хоругвь «Он предписывает, что угодно Ему». Например, если бы Он объявил саму воду незаконной, она бы действительно сделалась незаконной, и в равной степени верно будет и обратное. Ибо ни на одной вещи не начертано «сие дозволено» или «сие недозволено»; нет, но всё, что было или будет явлено, существует лишь благодаря Слову Бога, да возвысится слава Его.

2.32. Сии вопросы достаточно ясны и не требуют дальнейших уточнений. Тем не менее, некоторые группы людей считают, что все уставы, бытующие среди них, неизменны, что они всегда были верны и вовеки останутся таковыми. Рассмотри ещё одно изречение, да будет Он славен и восхвалён: «Сии слова изрекаются в должной мере, дабы новорождённый мог вырасти и нежный росток расцвести. Молоко надлежит давать в нужной мере, дабы чада мира сего могли достичь зрелости и пребывать при дворе единства». Например, некоторые считают, что вино всегда было и всегда будет запрещено. Если бы некто сообщил им, что настанет день, когда оно станет дозволенным, они бы начали возмущаться и противоречить. По правде говоря, люди мира ещё не постигли смысла слов «Вершит Он, что угодно Ему», равно как и не постигли значимости Верховной Непогрешимости. Грудной ребёнок должен питаться молоком. Если дать ему мясо, он непременно погибнет, и сие будет ничем иным, как явной несправедливостью и глупостью. Блаженны постигающие. Верховная Непогрешимость, как я слышал однажды из Его благословенных уст, ограничена исключительно Явлениями Дела Божиего и Поборниками Его Откровения. Сей вопрос упоминается лишь кратко, ибо времени не хватает и найти его столь же трудно, как легендарного феникса.

2.33. И ещё один вопрос: «Согласно учению Махабад и индуистской религии, если человек любой веры или народности, какого бы он ни был цвета кожи, внешнего вида, характера или состояния, будет склонен пообщаться с вами, вы должны явить доброту и отнестись к нему, как к брату. Но в других религиях не так: их последователи жестоко обращаются с приверженцами иных конфессий и угнетают их, считая сие преследование актом богослужения, и не считают зазорным захватывать их родных и имущество. Какой подход приемлем в глазах Бога?»

2.34. Прежнее утверждение всегда оставалось и будет оставаться истинным. Недопустимо ни с кем соперничать, и неприемлемо в глазах Бога жестокое обращение или угнетение какой-либо души. Снова и снова сии возвышенные слова изливаются с Пера Всевышнего, да будет Он благословен и возвышен: «О чада человеческие! Главный замысел, заложенный в основу Веры Божией и Религий Его, заключается в защите интересов рода человеческого и в укреплении его единства, в распространении духа любви и братства между людьми. Не позволяйте, дабы превратилась она в источник раздоров и разногласий, ненависти и вражды». Сия тема уже была изложена и разъяснена в различных Скрижалях.

2.35. Надлежит тому, кто изъясняет Слово Божие, нести его в духе величайшего благорасположения, доброты и сострадания. Что же касается того, кто принял истину и сподобился признать Его, имя сего человека будет записано в Багряной Книге средь обитателей наивозвышенного Рая. Если же некая душа не сможет принять истину, никоим образом недопустимо вступать в пререкания с ней. В другом месте Он говорит: «Блажен и счастлив тот, кто поднимается, дабы содействовать высшему благу народов и племён земли». Ещё Он речёт: «Люди Баха должны высоко парить над народами мира». В религиозных вопросах любая форма фанатизма, ненависти, раздоров и распрей строго запрещена.

2.36. В сей день на небосклоне Божественного провидения взошло Светило, на челе коего Перо Славы начертало такие возвышенные слова: «Мы даровали вам бытие ради того, чтобы вы являли любовь и верность, а не вражду и ненависть». Точно так же, по другому поводу, Он, да будет возвышено и прославлено имя Его, явил следующие слова на персидском языке, -- слова, благодаря коим возгорелись сердца возлюбленных и искренних среди Его слуг, пришли в согласие многообразие устремления людские, а человечество озарилось светом Божественного единства и смогло обратиться к Рассвету Божественного знания: «Несравненный Друг изрекает: Путь к свободе открыт; поспешите вступить на него. Источник мудрости переполнен; пейте же из него. Скажи: О возлюбленные! Скиния единства воздвигнута; не считайте друг друга чужими. Вы -- плоды одного дерева и листья одной ветви».

2.37. Справедливость, состоящая в воздаянии каждому по делам его, определяется двумя словами: награда и наказание. С точки зрения справедливости, каждая душа должна получить награду свою, ибо от сего зависят мир и процветание на земле, -- как речёт Он, да возвысится слава Его: «Здание стабильности и порядка в мире воздвигнуто на двух столпах вознаграждения и наказания и будет всегда поддерживаться ими». Говоря коротко, всякое иное обстоятельство требует иных слов, и каждый новый случай -- другого направления действий. Блаженны те, что поднялись служить Богу, что изрекают речи лишь ради Него, и возвращаются к Нему.

2.38. Ещё один из его вопросов: «Индусы и зороастрийцы не признают и не приветствуют чужаков, желающих вступить в их ряды. Христиане приветствуют тех, кто решил по собственному желанию принять их религию, но не прилагают к тому никаких усилий и не оказывают давления с этой целью. Мусульмане и евреи, однако, настаивают на сём, считают сие обязательным для окружающих, и если кто-либо отказывается, становятся враждебными и считают дозволенным захватывать его родных и имущество. Какой подход приемлем в глазах Бога?»

2.39. Чада человеческие все суть братья, предпосылки же братства многообразны. Среди них -- что надо желать своему брату то, чего желаешь себе. Посему надлежит человеку, обретшему сокровенный либо внешний дар, или приобщившемуся хлеба небесного, известить о том своих друзей и пригласить их со всей любовью и добротой. Если они ответят положительно, его цель достигнута; в противном случае он должен предоставить их самим себе, не споря с ними и не произнося ни единого слова, которое бы могло вызвать даже малейшее огорчение. Сие несомненная истина, и что-либо иное будет недостойно и неприлично.

2.40. Достославный сахиб, да поможет ему Бог милостью Своей, написал, что индусы и зороастрийцы не признают и не приветствуют чужаков, желающих вступить в их ряды. Сие вступает в противоречии с фундаментальной целью пришествия Посланников Божиих, и с тем, что явлено в Их книгах. Ибо на Тех, что явились по Божиему приказу, было возложено руководство всеми людьми и воспитание их. Как могли бы Они заградить дорогу ищущему к цели его поисков или не дать путнику достичь желания своего сердца? Огненные храмы всего мира суть красноречивое свидетельство о сей истине. В своё время они призывали, с большим рвением, всех жителей земли к Тому, Кто есть Дух чистоты.

2.41. Он написал также, что христиане приветствуют тех, кто решил по собственному желанию принять их религию, но не прилагают к тому никаких усилий и не оказывают давления с этой целью. Сие, однако, заблуждение. Ибо христиане всегда прилагали и продолжают прилагать величайшие усилия для обучения своей вере. Расходы их церковных организаций составляют около тридцати миллионов. Их миссионеры разъехались по всему миру и усердно проповедуют христианство. Они уже охватили весь мир. Сколь многочисленны основанные ими школы и церкви, где они наставляют детей, -- но при этом их скрытая цель в том, чтобы дети сии, получая образование, могли также познакомиться, в свои младые годы, с Евангелием Иисуса Христа, дабы незапятнанные зеркала их сердец могли, таким образом, отразить то, что желаемо их учителям. В действительности, последователи ни одной другой религии не стремятся столь же ревностно к распространению своей веры, как христиане.

2.42. Вкратце, то, что правильно и истинно в сей день и принимается перед престолом Его, было описано в самом начале. Все люди призваны к жизни ради улучшения мира сего. Надлежит каждой душе восстать и служить своим братьям во имя Божие. Если брат его примет истину, он должен возрадоваться, что тот обрёл вечное благо. В противном случае он должен умолять Бога направить его, и не проявлять при этом ни малейшего следа враждебности или неприязни к нему. Бразды власти -- в деснице Божией. Вершит Он, что пожелает, и предписывает, что угодно Ему. Он, воистину, Всемогущий, Достохвальный.

2.43. Мы молим единого истинного Бога, да возвеличится слава Его, сподобить нас распознать Того, Чья непогрешимая мудрость охватывает всё сущее, дабы мы смогли признать Его истину. Ибо если человек признает Его и засвидетельствует Его Бытие, он не будет более обременён праздными мечтаниями и пустыми измышлениями людскими. Божественный Врачеватель держит всемогущую десницу Свою на пульсе человечества. Иногда Он вполне может счесть нужным ампутировать те или иные заражённые члены, дабы болезнь не распространилась на другие части тела. Сие будет подлинным воплощением милосердия и сострадания, и никому не дано права возражать, ибо Он, воистину, есть Всезнающий, Всевидящий.

2.44.Ещё один из его вопросов: «В религиях Махабад и зороастризме сказано: "Наша вера и религия превосходят все прочие. Иные Пророки и принесённые Ими религии верны, но они занимают разные положения пред Богом, -- так же, как и при царском дворе есть иерархия чинов, от премьер-министра до простого солдата. Кто пожелает, пусть держится заветов своей религии". Они также ничего не навязывают ни одной душе. Индусы утверждают, что никто, вкусивший мяса, по какой бы то ни было причине и вне зависимости от обстоятельств, никогда не узрит даже проблеска Рая. Последователи Мухаммада, Иисуса и Моисея утверждают, что подобная судьба ожидает тех, кто не смог сохранить верность своей религии. Какие из сих убеждений угодны Богу, да прославится упоминание о Нём?»

2.45. Что касается их утверждения о том, что «наша вера и религия превосходят все другие», здесь подразумеваются Пророки, что явились прежде них. С одной точки зрения сии святые Души суть одна Душа: первый из Них не отличается от последнего, а последний не отличается от первого. Все Они пришли от Бога, к Нему всех призывали и к Нему же и вернулись. Сия тема изложена в «Книге Несомненности», которая, воистину, есть путеводная звезда среди всех книг, воссиявшая от Пера Славы в первые годы сего Величайшего Откровения. Блажен тот, кто видел её и размышлял о содержимом её из любви к Богу, Господу творения.

2.46. Относительно замечания, приписываемого индусам, что ни один человек, попробовавший мяса, никогда не узрит проблеска Рая, сие противоречит другому их утверждению, что все Пророки истинны. Ибо, если Их истинность установлена, то было бы нелепо утверждать, что Их последователи не вознесутся в Рай. Хочется спросить, что они подразумевают под Раем и что уразумели они из него. В сей день всякий человек, сподобившийся благоволения единого истинного Бога, да возвеличится слава Его, будет помянут и сочтён средь насельников всевышнего Неба и наивозвышенного Рая, и будет вкушать блага его во всех мирах Божиих. Клянусь Тем, Кто есть Устремление всех людей! Перо не в силах описать сие положение или изложить сей предмет. Сколь велико благословение того, кто сподобился благоволения Божиего, -- и горе беспечным! После того, как истинность назначенного свыше Пророка установлена, никто не имеет права спрашивать «почему» или «зачем». Напротив, всем надлежит принимать и соблюдать всё изрекаемое Им. Так постановил Бог во всех Своих Книгах, Писаниях и Скрижалях.

2.47. Ещё один вопрос, заданный им: «Индусы утверждают, что Бог создал Интеллект в форме человека по имени Брахма, пришедшего в сей мир и положившего начало прогрессу и развитию, и что все индусы суть Его потомки. Последователи Зороастра говорят: "Бог, посредством Изначального Интеллекта, создал человека, коего звали Махабад и который был нашим предком". Они считают, что способов творения существует шесть. Два из них были упомянуты выше; остальные суть сотворение из воды, земли, огня, а также от медведей и обезьян. И индусы, и зороастрийцы говорят, что они зачаты от Интеллекта, и посему не допускают других в свои ряды. Сии утверждения истинны или нет? Мудрого Учителя просят высказать то, что он посчитает необходимым».

2.48. Всё творение было вызвано к жизни чрез Волю Бога, да возвеличится слава Его, и несравненный Адам был вылеплен Богом посредством Его всенеотразимого Слова, -- Слова, кое есть источник, родник, хранилище и восход интеллекта. От него всё творение произошло, и оно стало каналом для предсущей благодати Божией. Никто не способен постичь природу истока творения, кроме Бога, да возвысится слава Его, ибо Его знание объемлет всё сущее как до, так и после того, как оно обретёт бытие. Творение не имеет ни начала, ни конца, и никто никогда не мог разгадать его тайну. Знание о сём всегда было и останется скрытым и сохранённым у Тех, Кто суть Вместилища Божественного знания.

2.49. Мир бытия -- обусловленный мир, ибо ему предшествует причина, тогда как сущностное предсуществование всегда было и останется прерогативой Бога, да возвеличится слава Его. Сие заявление делается с тем, чтобы никто не стал заключать, опираясь на предыдущее утверждение (что творение не имеет ни начала, ни конца), что оно предсуще. Истинное и сущностное предсуществование ограничено лишь Богом, в то время как предсуществование мира вторично и относительно. Все выводы, сделанные касательно первичности, окончательности и так далее, в действительности извлечены из высказываний Пророков, Апостолов и Избранников Божиих.

2.50. Что касается «царства тонких сущностей»,  на кое часто ссылаются, то оно относится к Откровению Пророков, всё же остальное -- не более чем суеверия и пустые фантазии. На момент Откровения все люди равны в своём положении. Но позже, в результате приятия или отвержения, возвышения или падения, движения или покоя, признания или отрицания, они начинают отличаться друг от друга. Например, единый истинный Бог, да возвеличится слава Его, говоря устами Его Явления, вопрошает: «Разве Я не ваш Господь?» Каждая душа, что ответит: «Да, истинно так!», будет сочтена одним из самых выдающихся людей в глазах Бога. Мы хотим сказать, что прежде, чем Слово Божие будет передано, все люди считаются равными по рангу, и их положение одинаково. Различия появляются позже, -- как ты, без сомнения, заметил.

2.51. Из вышеупомянутого следует ясный вывод, что никто не сможет когда-либо обоснованно утверждать: «Мы рождены от Интеллекта, в то время как все остальные ответвились от другого корня». Истина, что светит ярко и блистательно, как солнце, заключается в том, что все были созданы действием Божественной Воли и родились из одного источника, что все от Него пришли и к Нему все должны возвратиться. Именно таков смысл сего благословенного стиха из Корана, явленного Пером Всемилостивого: «Воистину, мы от Бога и к Нему возвратимся».

2.52. Для тебя ясно и очевидно, что ответ на все вопросы, упомянутые выше, воплощён в единственной фразе, явленной Пером Всевышнего. Блаженны те, что, освободившись от мирских забот и освятив себя от праздных мечтаний и суетных измышлений, идут лугами Божественного знания и различают во всём сущем знАмения Его славы.

2.53. Множество стихов было явлено во имя досточтимого сахиба. Если бы он оценил их значение и воспользовался их плодами, он бы испытал такую радость, что никакие печали мира не смогли бы причинить ему боль. Дай Бог, чтобы он мог искренне изречь следующие слова и действовать в соответствии с ними: «Скажи: Се есть Бог! Затем оставь их забавляться своими препирательствами».  Да приложит он усилия к тому, чтобы направить к свету Солнца сии обездоленные души, кои заперты во тьме и мраке. Да возденет он, силою Величайшего Имени, знамя, говорящее лишь о Его Откровении, и пойдёт в авангарде людей прежних религий, дабы, может статься, тьма мира сего была изгнана и яркие лучи Солнца Истины осияли всё человечество. Сие, воистину, есть совершеннейшее благословение и высшее призвание. Если человек не в состоянии достичь сего возвышенного положения, где он сможет найти утешение и радость? Что поддержит и укрепит его? С кем он будет общаться в час покоя, и чьё имя он станет призывать, восстав ото сна? И вновь: «Воистину, мы от Бога и к Нему возвратимся».

2.54. Его последний вопрос. «Большинство Скрижалей, кои мы видели, на арабском языке. Однако, поскольку Возлюбленный в сию эпоху персидского происхождения, то от арабского следует отказаться и отбросить его. Ибо и по сей день арабы сами не поняли смысл Корана, в то время как персидский язык высоко ценим, восхваляем и вызывает восхищение средь жителей населённой части земного шара. И так же, как современный персидский язык превосходит арабский, в равной степени сие относится и к древнеперсидскому, который пользуется значительным уважением среди народа Индии и других стран. Посему было бы предпочтительнее, если бы слова Бога, да прославится упоминание о Нём, в дальнейшем в основном передавались на чистом персидском языке, ибо сие в большей степени привлечёт сердца. Кроме того, мы просим, дабы ответ на сии вопросы был любезно написан на чистом персидском».

2.55. Персидский язык воистину весьма сладок и приятен, и с тех пор, как сие ходатайство было подано к Его наиблагословенному и возвышенному двору, на сём языке были явлены многочисленные Скрижали. Что касается заявления о Коране, где подразумевается, что его явный смысл не был постигнут, в действительности его толковали различными способами и перевели на бесчисленные языки. То, что люди оказались не в состоянии понять, -- это его скрытые тайны и внутренние смыслы. И всё, что они сказали или скажут, ограничено по охвату и должно рассматриваться как следствие их ранга и положения. Ибо никто не может понять его истинный смысл, кроме Бога, Единого, Несравненного, Всезнающего.

2.56. В сей день явился Тот, Кто есть Господь, Правитель, Мирокроитель и Убежище мира. Пусть каждый слух устремится внимать тому, что будет явлено из царства Его воли; пусть каждое око в ожидании взирает на то, что должно воссиять от Дневной Звезды знания и мудрости. Клянусь Тем, Кто есть Желание мира! Се день, когда глаза должны видеть и уши слышать, когда сердца должны воспринимать и языки глаголить. Блаженны достигшие сего; Блаженны искавшие и признавшие сие! Се день, когда каждый человек может достичь вечной славы, ибо всё, что было изречено Пером Славы в отношении какой-либо души, украшено узором бессмертия. И вновь, блаженны достигшие сего!

2.57. Досточтимый сахиб написал: «Поскольку Возлюбленный в сию эпоху персидского происхождения, то от арабского языка следует отказаться и отбросить его». В связи с этим сии возвышенные слова низошли с Пера Всевышнего, да возвеличится и возвысится слава Его: «Как арабский, так и персидский достойны похвалы. От языка требуется, чтобы он мог передать намерение говорящего, и любой из упомянутых языков может служить сей цели. А так как в сей день Светило знания взошло на небесах Персии, язык сей заслуживает всяческой похвалы».

2.58. Свет истины действительно воссиял на небосклоне Божественного речения, и посему не требуется дальнейших разъяснений ни от сей мимолётной души, ни от других, подобных ему. Хотя не может быть и речи о том, чтобы усомниться в сладости персидского языка, тем не менее, он не столь всеохватен, как арабский. Есть много понятий, кои не были выражены на персидском, -- то есть, слова, относящиеся к таким предметам, не были придуманы, в то время как в арабском есть несколько слов, описывающих сие. В действительности, нет в мире другого языка, столь же обширного и всеобъемлющего, как арабский. Сие заявление сделано во имя истины и справедливости; однако ясно, что в сей день мир озаряется великолепием сего Солнца, взошедшего на небосклоне Персии, и что достоинства сего сладчайшего языка трудно переоценить.

2.59. Все вопросы, заданные досточтимым сахибом, были к сему моменту упомянуты и должным образом отвечены. Если сие будет сочтено целесообразным и необходимым, то не будет никакого вреда в том, чтобы он просмотрел сии ответы сам, и также они могут быть прочитаны возлюбленными друзьями в той земле, такими, как джинаб-и ’Али-Акбар, на нём да пребудет слава Бога, Верховного Устроителя, и джинаб-и Ака мирза Асадуллах, на нём да пребудет Слава Преславная.

2.60. Сей слуга умоляет единого Истинного Бога, да возвысится слава Его, милостиво украсить мир человечества справедливостью и честностью, -- хотя, на самом деле, последняя есть лишь одно из выражений первой. Воистину, справедливость есть светильник, направляющий человека по истинному пути средь тьмы мира сего и защищающий его от всех опасностей. Сие, воистину, яркий светильник. Дай Бог, чтобы правители земли озарились её светом. Сей слуга также молит Бога милостиво помочь всем людям исполнять Его волю и вершить лишь угодное Ему. Он, воистину, есть Господь мира сего и мира грядущего. Нет Бога, кроме Него, Всемогущего, Всесильного.


Рецензии