История Вашандарой, связи с Аккинцами и не только

В данной работе будет приведена информация про такое чеченское общество как - Вашандарой. К сожалению, про Вашандарой до наших дней дошло в сохранности не слишком много информации, как и про многие другие чеченские общества, причиной этому являлись разные войны, разные нашествия захватчиков, в связи чего было утеряно много чеченских тептаров (хроник) про то или иное общество, но, вопреки этим трудностям, мы постараемся сделать сборник про Вашандарой побольше, хватая данные где только можно, собрав сборник из разных источников и в целом приведём интересную информацию. Приведём информацию про сопротивление Вашандарой царским войскам во время Кавказской войны, про связи Вашандарой с Аккинцами, Орстхой, Аланами, приведём информацию о генетике и не только. ВАШАНДАРОЙ, это чеченский тайп, относящийся к чеченскому тукхуму - ШУОТОЙ (ШАТОЙЦЫ). Есть вашандаройские предания, что особо близкая связь Вашандаройцев связанна с Аккинцами и Орстхойцами, к примеру, научный сайт представителей тайпа Вашандарой сообщает следующее - Рассказал Юнус Осмаев из Дуба-Юрта. Родился в селе Вашендарой в 1845 году, прожил больше, чем 125 лет. - В далёкие времена, до нашествия монголов, как рассказывали наши предки, а им их предки, так как наша история постоянно подвергалась стиранию, наши предки умудрялись передавать историю из поколения в поколение, стоял город Сала где-то между нынешними Герменчуком и Джалкой, точное место не сохранилось, жило в нём очень много достойных людей. Со слов моих предков эти Салой по тем временам собирались в большие военизированные отряды и ходили набегами на Север, Запад, Юг и Восток и всегда возвращались оттуда с богатой добычей - скот, табун лошадей, золото и серебро. И когда они каждый раз возвращались обратно, останавливались на каждом встречном селе, вызывали старейшину и спрашивали, есть ли в его селе люди обездоленные, которым нужна помощь и если такие люди находились, то они им давали кому корову, а кому лошадь и так далее. За честный и справедливый нрав и поведение, их люди называли - Салой-Элий, а всю оставшуюся добычу они делили между собой по прибытию домой. Люди их уважали за честность, прямолинейность и за добрый нрав. Так жили они до нашествия монголов. Вот тут всё кардинально поменялось, Нохчи ещё никогда не видели столь многочисленное войско. По коварству монголы перешагнули всех завоевателей… Поток беженцев был очень большой и все люди которые жили в низовьях ушли в горы, например наши предки (в то время Салой) ушли в Аргунское ущелье (Волчьи Ворота), так как это ущелье нас издревле защищало от больших войск врага. Этот враг был очень сильным и многочисленным и Салой как все другие Тайпы и Тукхумы отступили в Аргунское ущелье, в надежде, что там переждут, пока монголы не уйдут. Но монголы пробыли в Чечне по ихним рассказам около 120 лет, на окраине нынешнего Дуба-Юрта говорят в какое-то время стоял даже и сам Тамерлан (хромой Тимур). Когда все Нохчи поняли, что монголы остались здесь (на равнине) на долго, то начали осваивать те горные районы, где они остановились. Салой начали осваивать район Улус-Керта. В районе от нынешних Улус-Керта до Дуба-Юрта они основали около десяти сёл. Далее во всех направлениях велось отчаянное сопротивление против монгольских захватчиков, но силы были один к тысячи, поэтому Нохчи договорились меж собой, что нужно держать одну оборону и действовать тактикой налёт-отход. Таким местом для постоянных набегов они выбрали Аргунское Ущелье (Волчьи Ворота), так как там Салой и другие, которые с ними отступили в горные районы, вели успешные операции против захватчиков. Аргунское ущелье (Волчьи Ворота) сам по себе стратегический удобный театр военных действий. Местным здесь ориентироваться удобно, а для захватчика эта встреча пристанище смерти, так как кругом высокие горы, узкие тропы, а внизу – бурлящая, как кровь истинного Нохчи, река – Аргун. Когда со всех гор от Ножай-Юрта до территорий современной Ингушетии, кто мог дать отпор врагу прибыли в район Улус-Керта, то они увидели Салой, которые не растерялись из-за нашествия врага, а жили дружно вместе и делились меж собой последним куском вяленого мяса и кукурузной лепёшкой. Любую добычу, которую они приносили в свой стан, делили всем поровну между собой. Увидев такою картину щедрости среди общины Салой, люди начали называть этих — Вашин Дарой, что можно перевести как дарующие брату или братство. Так и осталось это имя со временем у нас. Так объясняли старики. Раньше были Салой, а после монголов и Тамерлана, потихоньку люди назвали нас Вашин-Дарой. И с течением многих веков, произношение этого слова упрощали, произнося Вашдарой, а за тем и Ваштарой. (ИСТОЧНИК - Сайт - Вашандарой тайпан сайт. Публикация - Салой элий. Юнус Осмаев.) Салой, это известный в Чечне исторический чеченский тайп, входящий в ауховский тукхум Аьккхий, это те же самые Аккинцы-Ауховцы, если они могли быть предками Вашандаройцев, как информирует научный сайт тайпа Вашандарой, то несомненно, можно говорить уверенно, что Вашандаройцы имеют с Аккинцами большие связи, а там же и с Орстхойцами, ведь Аккинцы и Орстхойцы это очень близкие общества, это известно в Чечне, поэтому не нужно даже сомневаться, Вашандарой, Аккинцы, Орстхой, это близкие общества. Между тем надо отметить, есть и обратная версия в вашандаройских преданиях, что сами Салой, это выходцы из общества Вашандарой, что самая первая миграция Салой произошла из общества Вашандарой, в исторический чеченский ауховский район, об этом говорил и чеченский историк Амин Тесаев в своём видео труде. (ИСТОЧНИК - Ютуб - Амин Тесаев - Видео - ЧЕЧЕНЦЫ АУХА И ПРИСУЛАКСКИХ ОБЩЕСТВ.) Возможно, первично Салой вышли от общества Вашандарой, а потом часть их могла возвращаться, но это было так давно что это частично забылось в обществе Вашандарой, просто из за утраты преданий в памяти, как это часто бывает, поэтому какае-то часть Вашандаройцев помнит про происхождение от Салой, а другая часть говорит что сами Салой изначально вышли от них. Чтобы там ни было, вашандаройские предания, о том что - Вашандарой, Аккинцы, Орстхой, очень близки, это подтвердилось генетически, к этой интересной информации мы ещё вернёмся. Приведём теперь научно-исторический источник, про боевую борьбу Вашандаройцев во время нашествия царских войск, этот источник будет так же дополнен известными в Чечне вашандаройскими преданиями и не только. - Николай Антонович Волконский, русский офицер и военный историк, пишет в книге своей следующее – 5-го февраля следовало порешить с остальными аулами: Улус-Керты, (там жили Вашандаройцы, аул сохранён,) Измаил-Юртом, (там жили Вашандаройцы, аул уничтожен полностью во время Кавказской войны,) Дутеном (там жили Вашандаройцы, аул уничтожен полностью во время Кавказской войны). Это были аулы обширные, видимо богатые и более или менее – конечно, сравнительно или относительно – хорошо отстроенные. В указанный день к этим аулам двинулись две колонны: правая, под начальством генерал-майора Кемпферта, в составе шести батальонов пехоты, двух дивизионов, драгун, трёх с половиною сотен казаков, двенадцати орудий разного рода и калибра и милиции; эта колонна, переправившись в брод через Шаро-Аргун, двинулась на аулы с фронта. Левая же, под командою генерал-майора Рудановского, в составе пяти батальонов пехоты, четырёх орудий и полсотни казаков пошла правым берегом реки с намерением отрезать отступление неприятеля. Более выгодным для горцев, по местному положению, был аул Улус-Керты. Вследствие этого они оставили нам без боя Дутен и Измаил-Юрт и сосредоточились в первом ауле, открыв по передовым войскам колонны генерала Кемпферта беглый ружейный огонь. Им отвечали картечью, но, не взирая на это, упрямые тавлинцы (горцы) продолжали держаться стойко. Признав совершенно лишним состязаться с горцами в бесполезной стрельбе и вследствие этого прекратив орудийную пальбу, генерал Кемпферт приказал первому батальону навагинского полка взять аул штурмом. Дело было нелёгкое, потому что Улус-Керты был разбросан на небольших и лесистых холмах, окружён разными балками, наполненными снегом выше пояса и по положению своих скал представлял отличную перекрёстную оборону. Барабан коротко пробил сигнал наступления и роты одна за другою, почти врассыпную бросились вправо и влево, как будто спешили на званный обед, куда опоздать было неловко. Сколько мне ни случалось следить во время наших штурмов за действиями неприятеля, всегда я убеждался, что он выжидал первого удара и давал первый отпор для того, чтобы ближе, так сказать, всмотреться в штурмующую колонну, т. е. видеть, какой полк штурмует данное место: кавказский или русский, если кавказский, то какие это кавказцы: навагинцы ли, куринцы ли, под каким влиянием, в каком настроении, при каких условиях местности происходит штурм; какие офицеры идут во главе штурмовой колонны и так далее. И если всё или некоторые обстоятельства служили в пользу горцев, они дрались молодцами, уступая лишь шаг за шагом, но если, по их мнению, дело было дрянь – они после первого отпора благоразумно ретировались. Так было и теперь. Горцы увидели, что на них летят их старые знакомые – кавказцы, для которых балки, овраги, снег – всё пустяки и летят они соколом. Нечего делать. Прекратив стрельбу, тавлинцы, не ожидая ни ободрений, ни особых приказаний своего сонного военачальника, бросили Улус-Керты. (Автор конечно, как видно, явно рад был когда непокорные воины отступали, но что им было делать, в преданиях на всём Кавказе известно что в то время вооружение царских войск было лучше чем у противостоящих им горцев, ко всему да и самих царских войск было больше чем непокорных, к тому же вдобавок ещё оказались кавказцы перешедшие на сторону врага.) Далее автор пишет - Отступление их было так быстро, что генерал-майор Рудановский не успел им его отрезать. Ускользнуть же вполне от Рудановского было невозможно, потому что чёрное войско почти нарезалось на нашу левую колонну. При этом быстром движении отступавшего неприятеля Рудановский посторонился несколько вправо, занял высоты Шамберды и почти сквозь строй пропустил мимо себя воинов имама. Они не бежали молча: пальба с их стороны гремела неумолкаемо до тех пор, пока едва мелькали вдали их чёрные бурки и когда артиллерийский огонь на дальнюю дистанцию заменил собою наши ружейные выстрелы. Удирая, кто во что горазд, горцы на лету подхватывали своих раненых и убитых. Наконец стало тихо и генерал Евдокимов, проезжая среди пылавших саклей Улус-Керты – представьте себе! – даже улыбнулся. В течение всего времени со дня окончательного взятия аргунского ущелья, значит с 17-го января до 5-го февраля включительно, потери наши были невелики: убито пять нижних чинов, ранены – один офицер и двадцать семь нижних чинов, включая сюда казаков и милиционеров, да кроме того ранены две или три артиллерийские лошади. И так, главная местность по Шаро-Аргуну была в наших руках, открывая нам беспрепятственное движение в глубь Чёрных гор, покрытых заповедным и непроходимым лесом. Спустя несколько дней, командование колонною генерал-майора Рудановского вверено было полковнику Алтухову. Хотя горцы, как нам было известно, удалились в ущелье реки Баса и несколько дней оставались там в бездействии, но, подкреплённые Шамилем, который им наслал несколько своих наибов, отдохнув от последнего поражения, опять начали нас беспокоить. (Атаковать с наибами Шамиля Измаил-Юрт занятый царскими войсками.) В виду этого полковнику Алтухову приказано было продвинуться к (занятому царскими войсками на тот момент) Измаил-Юрту, чтобы прикрыть собою отряд. Откуда ни возьмись, явилась половина отряда Кази-Магомы, (Видимо там были чеченцы Вашандарой и подмога Шамиля) заняв высоты, окружавшие Измаил-Юрт. Но это, конечно, не помешало наступавшей колонне Алтухова. Две стрелковые роты в полчаса сбили неприятеля со всех пунктов, без всякого для себя урона и затем колонна расположилась у Измаил-Юрта. До конца февраля мы стояли на своих местах довольно спокойно, без особенных тревог; спали, ели и пили исправно. Генерал Евдокимов признал необходимым проложить себе путь из аргунского ущелья в тыл большой Чечни. Каким-то образом он осведомился, что одна из крайних и весьма важных высот Черногории, именуемая Даргин-Дук, (одна из родовых гор Вашандаройцев), как раз примыкает к ущельям большой Чечни с той стороны, которая для него служила разрешением предвзятой им задачи. Там, вдали перед нами восстаёт Даргин-Дук. Глазам видно, да ногам обидно, поговаривают солдаты. И восстаёт перед нами этот гигант, шести тысяч футов роста, с ног до головы покрытый столетними чинарами. По узкой тропе, хватаясь за поваленные деревья, арьергард начал взбираться на крутизну. Близость ночлега, казалось, должна бы была придать силы и людям и лошадям, но, увы, сил-то и не было более. Горцы спохватились только тогда, когда первый эшелон, занял Даргин-Дук. Те из них, которые в состоянии были подоспеть к месту следования отряда, обрушились на арьергард и этим объясняется та перестрелка, где пришлось употребить в дело орудие, стоившая нам, впрочем, одного раненого рядового. Отбитые от арьергарда, они рассеялись по окрестным хуторам. В это время они случайно наткнулись на командующего войсками, который атаковал их так быстро, что они, обратившись в полнейшее бегство, не успели даже захватить имущество, оставшееся в хуторах. При этой атаке был ранен один милиционер и одна лошадь. Когда арьергард отряда прибыл к Даргин-Дуку, он остановился на нижнем уступе горы, потому что в дальнейшем восхождении и надобности не было, да и вполне невозможным уж оно представлялось, ноги отказывались служить, существо человека как бы более не существовало. Когда стремления и цели генерала Евдокимова по отношению к Даргин-Дуку были удовлетворены, он возымел намерение – своё отступление с Даргин-Дука завершить разорением ближайших аулов, ещё доселе не тронутых, по течению речки Вашин-Дара и реки Чанты-Аргуна. 29-го марта, вверив колонну из четырёх батальонов пехоты и двух горных орудий командиру тенгинского полка полковнику Баженову, командующий войсками приказал ему разгромить и уничтожить расположенные по течению указанных выше рек аулы Шари-Хатой (Шера-Хоте - там жили вашандаройцы, аул уничтожен полностью во время Кавказской войны,) и Вашин-Дарой (там жили вашандаройцы, аул уничтожен полностью во время Кавказской войны,). Тут было последнее убежище местных жителей и они вовсе не намерены были уступить его без боя. Едва только колонна подошла к первому из этих аулов, как её встретил беглый ружейный огонь нескольких сот винтовок. Обстреляв наскоро аул картечью и видя, что горцы не покидают саклей, которые их всё-таки защищали от выстрелов, полковник Баженов приказал ударить в наступление, так как местность была относительно открытая, один из батальонов в сомкнутом строе, беглым шагом кинулся в аул. Горцы оставили сакли, но, оставляя их, пользовались каждым прикрытием, чтобы нанести нам хоть какой-нибудь вред. Наконец, сила сломила солому – аул очищен и запылал со всех сторон. Та же участь, спустя несколько часов, постигла и аула Вашин-Дарой. До 29-го марта во всех делах и перестрелках на Даргин-Дуке у нас было 2 убитых, 11 раненых рядовых и 1 раненый милиционер. 29-го же марта выбыло из строя: 1 раненый офицер, 3 убитых и 9 раненых нижних чинов,– потеря весьма значительная в течение одних суток и при взятии лишь двух аулов. Из неё усматривается, что горцы дрались решительно. Их потеря, к сожалению, осталась для нас неизвестною, да и мало кто заботился о ней. (ИСТОЧНИК - Книга - Н. Волконский. 1858 год в Чечне. Книгу так же можно найти в издании - «Кавказский сборник», издаваемый по указанию Его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказской Армией, с уникальными свидетельствами о долгой Кавказской войне. Напишите в поиске - Кавказский сборник, том 3. Тифлис, 1879 год. Книга - Н. Волконский. 1858 год в Чечне. Страница 418.) Научный сайт тайпа Вашандарой так же сообщает - в конце января 1858 года был уничтожен чеченский аул Дачу-Борзой, основателями и жителями которого являются представители тайпа Ваштарой (Вашандарой). Вместе с самим селом были уничтожены и стоявшие на страже этого одного из крупнейших и богатейших чеченских аулов башни. В течение более чем полугода боёв за Аргунское ущелье были сожжены и уничтожены многочисленные аулы и хутора Ваштарой и Варандой – каток огромной армии Российской империи прошёлся теперь в свою очередь и по их селениям. (ИСТОЧНИК - Вашандарой тайпан сайт. Публикация - Возрождение истории. С. Демелханов.) (Дачу-Борзой сегодня восстановлен.) Вот так как можно видеть, Вашандаройцы сражались с неприятелем, с царскими войсками, эти перестрелки и боевые действия были ожесточённой борьбой Вашандароевцев, потери несли обе стороны, Вашандаройцы вели боевые действия за независимость. На стороне царских войск были к тому же как видно некоторые кавказцы, которые перешли на сторону врага, усилив эти испытания. Сложно сказать почему они так поступили, но, конечно, это предательство сыграло на руку царизму. Кстати, известен в кавказских преданиях и другой интересный факт, кардинально другой, про некоторых славянских беженцев, переходивших на сторону горцев. Военный историк Иоганн Бларамберг, описывая в своей книге чеченские племена в целом, пишет и про Шатойцев, то есть - тукхум Шатой, куда входит известный его тайп Вашандарой, поскольку Вашандарой это всё тоже касается, то приведём эти описания. Военный историк Иоганн Бларамберг пишет - Независимые Чеченцы занимают долины, вплоть до высоких сланцевых гор. Народонаселение Чеченцев составляет приблизительно 86000 душ, которые могут выставить от 9 до 10 тысяч вооружённых пехотинцев. Чеченцы высокогорья занимают северные склоны сланцевых гор Кавказа, они делятся на несколько племён, главные из которых: Ичкеринцы, Чабуртлийцы, Шатойцы, Пшехойцы, Нашхойцы. Шатойцы занимают высокогорные долины Кавказа и оба рукава Верхнего Аргуна. Занимаясь разбоем, Чеченцы выработали определённое правило: они стараются разузнать о благосостоянии каждой семьи Казаков, живущих на Линии. Поэтому захватив пленника, они назначают сумму выкупа в соответствии с достатком семьи, к которой он принадлежит. Кроме выкупа, они заставляют заплатить и за пищу в тот промежуток времени, который узник был в горах и за крышу над головой и даже за цепи, которые он носил. Если один из этих несчастных был выкран несколькими Чеченцами, то они делят сумму выкупа на равные части. Кормят они его по очереди всё это время, что он находится в горах, или же поручают одному из них заботиться об узнике, а потом выдают ему вознаграждение за это. Тем не менее не все их нападения удаются, как раньше, благодаря бдительности Казаков с Линии, особенно гребенских, которые бывают в курсе всех чеченских уловок во время их разбойничьих нападений. У Чеченцев нет более князей, потому что в различное время они их постепенно искоренили. Управляются они по старинке, в соответствии с обычаями и некоторыми религиозными предписаниями. Они равноправны, предпочтение оказывают лишь тем, кто преуспел в набегах на соседей. Законы куначества и гостеприимства у этого народа соблюдаются строже, чем у других горцев. Кунак не позволит оскорбить своего друга на протяжении всего того времени, что он находится под его покровительством и если он живёт у него, то защищает его от грозящей опасности даже ценой собственной жизни. Чеченцы — хорошие стрелки и имеют хорошее оружие. Они сражаются пешими. Их храбрость доходит до исступления. Они никогда не сдаются в плен, даже если один из них остаётся против двадцати, тот, кого захватили врасплох по случайности или по недосмотру, покрывается позором, так же как и его семья. Никакая чеченская девушка не выйдет замуж за юношу, который не принимал участия в набегах или который показал себя трусом в каком-либо бою. Воспитание, образ жизни и внутреннее управление у Чеченцев такие, каковыми они и должны быть у отчаянных людей. Рассматривая эти воинственные республики в политическом отношении, во взаимоотношениях их с соседями, можно заключить, что, наподобие других республик Кавказа, этот народ сохраняет дружеские связи и добрососедские отношения лишь с некоторыми пограничными племенами, чтобы иметь поддержку в случае необходимости. Но Чеченцы отличаются от других полным отсутствием прозорливости, что и погубит их рано или поздно. Их соседи: Кабардинцы, Ингуши, Кумыки, Лезгины — считают их наиболее непримиримыми и лютыми врагами, так как этот народ до такой степени озлоблен, что не щадит никого и не думает о будущем. (ИСТОЧНИК - Книга - Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.) Как уже было объяснено - Вашандаройские предания, известны про близкое родство с Аккинцами и Орстхойцами. Научный сайт представителей тайпа - Вашандарой, (другое известное в Чечне название тайпа так же - Вашиндарой, Вашдарой, Ваштарой, Ваштархой,) так же опубликовал научную статью, где написано следующее - Многие представители нашего тейпа Ваштарой слышали от стариков о родстве Ваштарой с Аккинцами, а некоторые - с Орстхой. Генетические исследования, проведённые Техасской лабораторией "FTDNA", показали моё генетическое родство с Аккинцем - 400 лет и Орстхоевцем - 600 лет назад, это означает, что ещё в XV - XVII веках, у Аккинцев, Орстхой, Ваштарой, были общие предки. (СМОТРИТЕ ИСТОЧНИК - О родстве Ваштарой с Аккинцами и Орстхой.) Это подтвердил на своём YouTube канале и руководитель чеченского днк проекта chechen-noahcho-dna-project чеченский учёный Пахрудин Арсанов, он объяснил, что к примеру, большинство братских генетических ветвей тукхума - Орстхой, если говорить про орстхойские тайпы - Мержой, Цечой, имеют родство с Ваштарой, объяснил Арсанов. (ИСТОЧНИК - YouTube канал - Pakhrudin Arsanov. Видео - 1 эфир в инстаграмме.) Как видно, вашандаройские предания о родстве с Аккинцами и Орстхойцами подтверждаются и генетическими данными. Интересно и то, что по чеченскому днк проекту chechen-noahcho-dna-project видно, что например у тайпа Вашандарой, помимо считаемой некоторыми людьми исконно нахской гаплогруппы - J2, так же встречаются представители гаплогрупп и L3 и G2. Вашандаройские - L3, это такие фамилии как - Ибаев, Шойпов, Дашаев, Байгиров, Цамаев, Абдулхамидов и другие. Вашандаройские - G2, это такие фамилии как - Шахгириев, Мутушов, Тайсумов, Дибаев, Габаев, Исраилов, Дакаев, Сардалов, Исаев, Тисаев, Гайтукаев, Сулейманов и другие. Касаемо в целом гаплогрупп - L3 и G2, по чеченскому днк проекту chechen-noahcho-dna-project видно, у других чеченцев есть так же носители этих гаплогрупп, к примеру касаемо - L3, есть например носители - L3, Аккинцы - Лорсанов, Маматиев, Досаев, Ильясов. Касаемо - G2, есть например носитель - G2, представитель тукхума - Орстхой, тайпа - Цечой - Юсупов. Есть например носитель - G2, представитель тукхума - Нохчмахкахой, тайпа - Цонтарой - Мохаммад. Есть например носители - G2, представители аккинского общества, Аккинцы - Гайрабеков, Бекмурзаев, Кантаев. Помимо прочего, касаемо фамилии Бекмурзаев, чеченский учёный Хусейн Чокаев, сотрудник чеченского днк проекта chechen-noahcho-dna-project объяснил на фейсбуке, что Бекмурзаев, коренной Аккинец, представляющий горно-аккинский тайп (род) - Лам-Аьккхий, мало того, Бекмурзаев прямой потомок Воккхала-Пулы, — исторического персонажа и одного из основателей Аккинского общества в горной Чечне Галанчожского района. Эту информацию от Чокаева так же опубликовали на чеченском научном форуме. (СМОТРИТЕ ИСТОЧНИК - Grommus, Чеченская Республика, Чеченцы, Тейпы, Аьккхий - «Дарьяльское ущелье — принадлежало Чеченцам Дударовым».) «Воккхал-Пула считается в аккинских преданиях одним из главных предков аккинцев, особенно популярны предания о нём среди аккинцев горных, то есть представляющих тайп (род) - Лам-Аьккхий.» В данной ситуации некоторым псевдоисторикам которые считают только гаплогруппу - J2 исконно нахской и уникальной хочется привести один научный источник, - это статья, интервью Пахрудина Арсанова - Руководитель чеченского днк проекта чеченский учёный Пахрудин Арсанов объясняет - Главное, люди должны понять, что гаплогруппа сама по себе не определяет национальность. Такие же гаплогруппы, есть у многих народов в мире. Национальность возможно определить только узнав ВЕТКУ (СУБКЛАД), внутри каждой гаплогруппы. Гаплогруппы L3, Q и соответственно чеченские ветки в них, очень давно участвуют в этногенезе и формировании чеченского народа, так же как и J1, J2, G2 и так далее. И соответственно части этих гаплогрупп, оказавшиеся в какой то исторический период на определённой территории, в определённое время, создали общность под названием - чеченский народ. Так это у всех народов мира, в этом ни один народ не уникален, это аксиома. Часто слышим, что гаплогруппа J2 исконно нахская. Даже сложилось мнение, что носители других гаплогрупп пришлый элемент, нарушивший царившую идиллию чистокровия. Это конечно же, больное воображение, больных людей. Ну давайте тогда объявим J2 чувашей, башкир, татар, армян, грузин, азербайджанцев, итальянцев, курдов, арабов, евреев и так далее тоже нахами. Это же абсурд. (ИСТОЧНИК - Статья - Интервью Пахрудина Арсанова о чеченском проекте ДНК.) «Чтоб вы понимали, речь идёт о том, что главное это не гаплогруппы, а ветви в них, (субклады), смотреть нужно именно днк ветви, то есть, к примеру, на Кавказе, предок чеченского происхождения может быть и у L3 и у G2 и у J2, потому что в них очень давно уже повально чеченские обособленные ветви, эти гаплогруппы и чеченские ветви в них, очень давно участвуют в этногенезе и формировании чеченского народа.» Кстати, в одной научной статье, приводят одну из версий перво-обитания гаплогруппы G, там пишут следующее - Гаплогруппа G, вероятно, образовалась вблизи Кавказских гор, где она имеет наибольший процент современной концентрации и разнообразия. Её члены рассеялись в Центральной Азии, Европе и на Ближнем Востоке во время наступления неолита. (ИСТОЧНИК - Статья - Гаплогруппа G Y-ДНК человека на сайте Игоря Гаршина. Глава - Распространение гаплогруппы G (Y-ДНК).) / Таким образом, если следовать этой информации, можно допустить что первично гаплогруппа G зародилась на Кавказе и она так же является коренной автохтонной. В последнее вообще время, почему то, исследователи истории, на разных форумах, часто обсуждают лишь гаплогруппу J2. Вообще на наш взгляд не совсем корректно, что в основном касаемо генетики исследователи часто уделяют внимание лишь гаплогруппе - J2, а другие вообще редко упоминаются. Ведь другие гаплогруппы тоже участвовали с древности в формировании Чеченцев. Ведь выходит не только J2 титульная, авторитетная так сказать, ровно такие же важные и имеющие важное значение И ДРУГИЕ ГАПЛОГРУППЫ, КОТОРЫЕ РОВНО ТАК ЖЕ УЧАСТВОВАЛИ В ЗАРОЖДЕНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЧЕНСКОГО ЭТНОСА С ДРЕВНОСТИ. У многих Чеченцев есть другие гаплогруппы и это совсем не говорит о том, что они хуже тех у кого - J2. Более чем интересно, что коренной горец Аккинец Бекмурзаев, потомок Воккхала-Пулы, носитель - G2. Воккхал-Пула в преданиях Аккинцев считается одним из предков аккинского общества, особо он известен в преданиях горных Аккинцев. Быть может КСТАТИ, Вашандарой, которые носители - G2, связанны как раз с этим родом, Воккхала-Пулы, ведь предания Вашандаройцев, как уже было объяснено, чётко помнят о родстве с Аккинцами и Орстхойцами. Давайте рассмотрим часть истории об этом одном из легендарных предков Аккинцев, вернее правильнее будет сказать, - его непростой, воинственной истории. Чеченский историк З. А. Тесаев., в своей статье пишет - Ю. Ш. Товбулатов: - (спрашивает) - Хьусайн, слушая рассказы про Аккинцев от других, а так же от вас самих, Аккинцев, часто упоминается вождь Воккхалан-Пулад, которого в тех же рассказах встречаешь по нескольку раз в разных временных эпохах. Чем это объяснить? Х. М. Эльмурзаев: - Воккхалан-Пулад означает вождь, статус вождя; его избирали и даже передавали по наследству, если потомки оправдывали доверие; эти люди проходили жёсткий отбор; у нашего народа не было князей и рабов, как я слышал от старших. Воккха, означает не только старый, древний, но и главный, а эла (ала) не означает вовсе, что он был князь в нашем понимании; это был уважаемый человек, выделявшийся своим талантом управления, знанием военного дела, дипломатии, умением улаживать спорные вопросы и принимать необходимые решения; в труде и на войне он должен был быть впереди. Проигравшие принимали условие выигравшей стороны. Два пеших воина сразились друг с другом. Очень ловким движением воин из Терлоя сбил с ног Аккинца: он упал и потерял шлем. Терлоевцу оставалось только добить воина. Но Терлоевец снял с себя боевой шлем и распустил волосы: это была женщина, мать Бийриг-Биччи, дочь вождя Чантийцев - воина Итона. Не ожидавшие такого Аккинцы дрогнули. Как условились, заплатив целый мешок золота и представ перед судьями Мехк-Кхела, Аккинцы удалились из Терлоя. На следующий день Терлоевцы прислали голодающим Аккинцам еду, тем самым, Терлоевцы показали свой высокий этикет и достойный пример не только мужества, но и благородства. С того дня между обществом Акки и Терлоя ни разу не было вражды. Женщины нашего народа были воительницами и матерями, воспитывавшими воинов. Говорят, этот случай, как женщина-ламро (“ламро” - горянка) победила Аккинца, был записан в тептаре (в хронике) Воккхала. Тептар пропал во время высылки. Ю. Ш. Товбулатов: - А как стал ваш предок Воккхалан Пулад вождём общества, что рассказывали ваши старшие об этом? Х. М. Эльмурзаев: - Когда он вернулся в Чечню, он жил в неприступной башне в Акки. Во главе своей дружины он делал набеги. Воккхал потерял к старости многих близких и всех воинов, он решил жениться на дочери вождя аула Вауги. Тот ему отказал, сказав, что ему не нужен человек, который потерял свои земли и занимается набегами. Вождь Вауги был недоволен. Воккхал совершил однажды набег на Вауги, но, потеряв много людей, ушёл. Затем в одном из набегов он украл дочь вождя Вауги с целью женитьбы. Вождь Вауги объявил ему кровную месть. Несколько лет Пулад делал набеги на Вауги и окрестные селения, а те делали набеги в отместку. Эта вражда надоела людям, тогда старшие обратились к Терлоевцам, Нашхоевцам и Чантийцам, чтобы они, как третья сторона, примирили враждующие роды в Акки. Но вождь Вауги категорически не хотел идти на уступки. Вауга было главным поселением Акки. Сыновья вождя Вауги погибли. Однажды в Вауге проходил турнир, в этом турнире победил Воккхал, метнув дальше всех стрелу; приглашённые старейшины Чантий, Нашхой и Терлой примирили враждующие стороны и вождь Вауги вынужден был прислушаться к мнению старейшин, но условием вождя было, чтобы Воккхал Пулад пришёл к нему и тот изобьёт его. Пулад принял эти условия и для примирения дал себя избить палкой. С тех пор Воккхалан-Пула стал возглавлять набеги со всей Акки. Земли Акки стали пустеть, люди умирали от ран и голода. Воккхалан Пула решил объединить силы с родом Акхберга-Шовхала; сваты попросили дочь Воккхала для Миэдхана. Акхберг со своими людьми и дружиной заселили Кей, до этого он жил в Геличу. Воккхалан Пулад пытался закрепиться в Дарьяле, но местное население и грузины вытесняли его. Он потерял много людей и единственного брата. Затем много раз Воккхалан Пула пытался вернуть земли, где сейчас стоят сёла Гехи, Валерик, Ачхой-Мартан. Набеги делали Аккинцы Дудар и Лорс. Ю. Ш. Товбулатов: - О каком Дударе идёт речь? Это исторический алдар Дудар? Х. М. Эльмурзаев: - Да, тот самый. Его род и дружина переселились из Акки в Дарьял, когда-то наши предки контролировали часть Дарьяла, Кассирское ущелье, Ирон и Санибу (по всей видимости, речь идёт о сфере влияния Дударовых). Насколько это правда, я не могу точно сказать, но люди рассказывали, когда я был ещё мальчиком. Дудар был очень богатым человеком и воины его были хорошо обучены, вооружены и преданы ему. Он нападал на жестоких князей, распускал их людей, забирал богатства, оставляя им часть, тем самым, показывая уважение к врагам. В каждом обществе, которое враждовало с Чеченцами, он делал набеги и возводил башни, чтобы укрыться в случае внезапного нападения. Его путь из Акки в Дарьял был нелёгким. Родовая башня Дударовых находилась в ауле Ткиста (Ткъийста). Это были очень мужественные люди. Воккхалан Пулад, Дудар и Акхберг спасли людей Акки от взаимного истребления и сумели укрепить своё общество, наладить дружеские отношения с соседними обществами, выдержали голод и оттеснили пришлых князей. Они боролись за свой народ, как и все Нохчий. Чтобы не прослыть, что Аккинцы страдали от голодной смерти, наши предки делали по нескольку набегов на врагов, занявших наши земли; одни нападали на воинов, другие отбивали скот и лошадей. У людей были деньги и золото, но не хватало еды, не хватало прокорма лошадям. Представьте себе, что Чеченец, чтобы выжить, должен был зарезать свою лошадь. Лошадь для Чеченца была всем. (ИСТОЧНИК - Статья - ТЕСАЕВ З. А. ОБЛАСТИ АККА И ТЕРЛОЙ В МАТЕРИАЛАХ Ю. Ш. ТОВБУЛАТОВА. КОНЕЦ 14-ого, НАЧАЛО 16-ого ВЕКА.) Вот такой был знаменитый воинственный Воккхал-Пула, (Воккхалан-Пулад), легендарный в аккинских преданиях один из предков Аккинцев, один из предков давший начало обществу Аккинцев. У Аккинцев конечно в преданиях известны и другие предки. Воккхалан-Пулад конечно был разбойным и своенравным, повидал и прошёл он многое, не обошлось как видно и без внутренних междоусобиц в аккинском обществе, из за постоянных кровавых разборок он потерял многих своих воинов, в том числе и многих своих близких, однако в дальнейшем он объединившись с дружиной Дудара и Акберда, стал вместе с ними, со своими и их воинами делать набеги ради аккинского населения, спасая аккинское население от голода, а так же они вместе воевали с пришлыми князьями, которые в итоге ретировались, покинули аккинские земли. Как уже было объяснено, Бекмурзаев в чеченском днк проекте прямой потомок Воккхала-Пулы, его гаплогруппа - G2, там же в чеченском днк проекте многие фамилии Вашандарой носители и J2 и L3 и G2, вероятно, Вашандаройцы G2 как раз связанны с аккинским родом Воккхала-Пулы, ведь как уже было объяснено, вашандаройские предания твёрдо помнят о родстве с Аккинцами. Вероятнее всего так же, что с Аккинцами других гаплогрупп связанны Вашандаройцы и других гаплогрупп, а так же и не только с Аккинцами. Посмотрим днк проект снова, к примеру в чеченском днк проекте Вашандарой L3 это - Ибаев, Шойпов, Дашаев, Байгиров, Цамаев, Абдулхамидов, Аккинцы L3 это - Лорсанов, Маматиев, Досаев, Ильясов. Вашандарой J2 это - Дудаев, Атабаев, Джейрханов, Ватсаев, Ганчаев, Орсаханов, Аккинцы J2 это - Умаров, Батукаев, а так же - J2 - Тукхум Орстхой - Тайп Цечой - Башаев, Башаев. Вашандаройцы G2 это - Шахгириев, Мутушов, Тайсумов, Дибаев, Габаев, Исраилов, Дакаев, Сардалов, Исаев, Тисаев, Гайтукаев, Сулейманов, Аккинцы G2 это - Гайрабеков, прямой потомок Воккхала-Пулы - Бекмурзаев, Кантаев, а так же - G2 - представитель тукхума - Орстхой, тайпа - Цечой - Юсупов и - G2 - из тукхума Нохчмахкахой тайпа Цонтарой - Мохаммад. Остальное конечно по генетическим ветвям уже уточнят учёные генетики, в целом лично у нас про родственные связи этих гаплогрупп в данной ситуации нет сомнений. Вообще Вашандарой, Аккинцы, Орстхой, если заметить, схожи даже характерами. К примеру, чеченский историк А. Сулейманов пишет в своей книге - укрепления и военные поселения: ЗазаргIание, Улус-Керт, где проживали воинственные вашандаройцы. (ИСТОЧНИК - Книга - А. Сулейманов. Топонимия Чечни. НАЛЬЧИК. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЭЛЬ-ФА" 1997 год. Глава - МИКРОТОПОНИМИЯ ХЬАЛ-КИЕЛА.) (Поселение Зазарган на сегодня не сохранилось, по вашандароевским преданиям уничтожено было во время Кавказской войны.) Про воинственный характер Аккинцев (горных) чеченский историк Леча Ильясов в своей книге пишет следующее - Акки — горная часть Чечни, граничащая на юге с Кей, на востоке – с Нашхом, на западе – с Ялхарой, на севере – с районами чеченского общества Орстхой. Когда-то область была густо заселена. Руины башенных селений Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор. Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие. Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины. Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля. Многие укреплённые селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий. М. А. Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отсёлков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдалённом прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились ещё свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев». (ИСТОЧНИК - Книга - Леча Ильясов. Тени Вечности. Этот отрывок из этой книги так же можно найти в чеченском журнале, напишите в поиске - Журнал Чеченское Общество Сегодня. 2008 год. Выпуск 17. Глава - Леча Ильясов. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ ЧЕЧНИ.) Про воинственный характер Аккинцев (Ауховцев) чеченский историк А. А. Адилсултанов и русский историк Ю. Г. Кольчук в своей статье пишут - Первоначально контакты аккинцев (ауховцев) с русскими развивались мирно, о чём свидетельствует союзный договор 1588 года. Однако достаточно скоро характер отношений стал меняться. На наш взгляд, это было обусловлено двумя факторами: — аккинцы (ауховцы) продолжали жить, сохраняя формы общинной социальной организации. Их общественный строй казался набирающей мощь государственной машине России "примитивным", не заслуживающим внимания в процессе принятия каких-то серьёзных решений. (Но) - наталкиваясь на неожиданное сопротивление, российские власти проводили карательные акции. В 1785-1791гг. пастух Мансур-Ушурма, став имамом, объединил горцев и возглавил их борьбу против царских войск. К нему присоединились аккинцы (ауховцы), которые выдвинули так же и своих собственных лидеров. Подавление этого движения привело к массовому истреблению аккинского (ауховского) населения и насаждению колониальной администрации в равнинных районах. Однако это было лишь прелюдией большой Кавказской войны, развернувшейся в 20-х-50-х годах, 19-ого века. Поскольку российское правительство не хотело соглашаться на существование здесь каких-либо форм государственности отдельных народов, борьба сразу приняла бескомпромиссный характер. Для всех частей чеченского этноса Кавказская война по своей сути являлась национально-освободительной. Ожесточённые военные действия поставили аккинское (ауховское) население на грань физического уничтожения, люди не только гибли, но и тысячами бежали из родных мест в Турцию, Сирию, Иорданию. (ИСТОЧНИК - Статья - Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования. Ю. Г. Кольчук. А. А. Адилсултанов.) Про воинственный характер Аккинцев (Ауховцев) Головин, Евгений Александрович, генерал русской императорской армии, в своём сочинении (дневнике) пишет - истребление всех аулов в земле ауховцев принесло немалую пользу, отнятием у Шамиля части вооружённой его силы и удалением от (крепости) Внезапной весьма опасного соседства с непокорными обществами. В богатых ауховских аулах производились, обыкновенно, сборы хищнических партий ичкеринцев и даже андийцев и гумбетовцев и крепость Внезапная, с деревнею Андреевою, беспрерывно была тревожима их набегами. С обессилением же ауховского общества, набеги эти прекратились совершенно. (ИСТОЧНИК - Дневник - ГОЛОВИН Е. А. ОЧЕРК ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЛ НА КАВКАЗЕ. Глава - Действия 1841 года. Кавказский сборник, Том 2. 1877 год.) Про воинственный характер Орстхойцев (Карабулаков), даргинский историк Уздият Башировна Далгат, в своей книге пишет следующее - По другому чеченскому преданию, «некий акинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Чёрными Ключами [по-кумыкски – Карабулак]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя… Арштхой.» Существовали раздоры не только между фамилиями, но и между родами. Акинцы (от которых, по преданиям, произошли арштхойцы – карабулаки), считались самым воинственным, непокорным народом. Вражда обществ и фамилий, запечатлялась и в эпосе чеченцев и ингушей, где набеги и межродовые раздоры занимают определённое место. По некоторым историческим сведениям, орстохои-карабулаки в период межродовых и межфамильных раздоров были наиболее воинственным и непокорным обществом, которое устрашало и подавляло слабые фамилии и роды, выселявшиеся с гор на плоскость. В те далёкие времена орстхои-карабулаки активно участвовали в поимке пленников и продаже их в Дагестане, в селении - Эндери, бывшем на Северном Кавказе центром работорговли. Учитывая довольно сложные и противоречивые внутриплеменные и межплеменные отношения, имевшие место на Северном Кавказе в отдалённые времена, вполне вероятно предположить, что исторические орстхои-карабулаки могли запечатлеться в памяти народа как люди суровые и мужественные. Возможно, что синхронные рассказы о набегах и грабежах сильного воинственного племени орстхоев-карабулаков в ретроспективном восприятии народа смешались с древними эпическими образами. Тогда-то в процессе эпизации орстхойцы могли внедриться в эпические сказания, превратившись в героическое богатырское племя. (ИСТОЧНИК - Книга - У. Б. Далгат. Героический эпос чеченцев и ингушей.) Про воинственный характер Орстхойцев (Карабулаков), историк И. Л. Бабич, в своей статье пишет - К 1850 г. карабулаки вошли в состав России, но при этом отказывались платить России подати, которые выплачивали другие народы Северного Кавказа после принятия ими покорности, в результате их содержали на государственные деньги. Карабулакский участок включал в себя 1500 семейств карабулаков. Производимые ими грабежи и убийства вызывали необходимость содержать в казачьих станицах регулярные войска «на усиленном довольстве». Требовалось иметь управление собственно участком, канцелярию, охрану, штрафы, участкового начальника и других работников. Всё это обходилось правительству, как отмечено в архивном деле, в 19 тысяч рублей. Русские власти вычислили, что каждая карабулакская семья стоила российской казне 12 рублей в год. С точки зрения российской администрации дешевле было выселить карабулаков, чем содержать. Как удалось так быстро уговорить карабулаков? У нас нет об этом сведений. Известно лишь одно, что в это время стали широко распространять слухи, что карабулаков-мусульман будут насильно христианизировать. В результате переселения в 1865 г. «удалось избавиться от самой беспокойной части населения», в том числе и карабулаков, «слывших за отъявленных разбойников», нападавших постоянно на 2-й Владикавказский полк. Одного из главных карабулакских абреков, наиболее яро боровшихся против России — Астемира, отправили в Турцию с первой же партией! Любопытно, что в 1830-е — 1840-е годы часто чеченские отряды, воюющие против России, возглавляли карабулакские харизматические лидеры. Повторим фразу военных: «Много доблести и масса денег потрачены на обуздание и усмирение карабулакского племени, хотя и малочисленного, но по географическому положению своему и крайне хищническому складу, представлявшего огромные затруднения на каждом шагу». Эмиграция одного из народов Северного Кавказа — карабулаков — может рассматриваться в контексте российской политики в регионе как принудительно-добровольная. Этот же характер механизма переселения был свойственен и другим народам Северного Кавказа. Но были и отличия: если другие народы региона были выселены лишь частично, то карабулаки — почти полностью. В результате произошло исчезновение одного из народов с этнической карты региона. Такая же участь постигла некоторые народы западных адыгов, например, убыхов. (ИСТОЧНИК - Статья - И. Л. Бабич. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КАРАБУЛАКОВ В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.) В целом, как можно видеть, «из всех только что приведённых научных данных в этой работе», Вашандарой, Аккинцы, Орстхой, не только тесно связанны генетически, но и схожи характерами. Что же касается происхождения Орстхойцев от Аккинцев, как записала Далгат про чеченское предание, то как известно в Чечне, более конкретно чеченские предания гласят, что, где-то в 15-ом, 16-ом веках, от горных аккинцев спустилась их часть, с течением времени они включали и другие части разных нахских тайпов, так образовался тукхум - орстхой, основное ядро формирования которого составили горные аккинцы. Чеченский же историк Руслан Арсанукаев в своём видео труде сообщает - первичное формирование орстхойцев-карабулаков составили выходцы из Галанчожского ущелья, это тайпы - АЬККХИЙ, НАШХОЙ, МЕРЖОЙ, ЦЕЧОЙ, ГАЛАЙ. (ИСТОЧНИК - Ютуб - VAYN HISTORY. Видео - Расселение вайнахских этнографических групп в 18-19 веках.) Стоит добавить, что часть орстхойцев сегодня называет себя ингушами, часть чеченцами. Многие орстхойцы в тоже время ни относят себя ни к чеченцам, ни к ингушам, они называют себя отдельным орстхойским народом, со своим собственным историческим путём. Здесь стоит добавить, что Галанчожское ущелье это древняя историческая чеченская территория, которая и в современные дни входит в состав Чеченской Республики. А - Атлас истории средних веков, сообщает нам, что на Кавказе, в 17-ом веке, Чечня, с одной стороны, простиралась до Каспийского моря, лишь не охватывая город Дербент, с другой стороны, Чечня простиралась аж до самой Кабарды, полностью охватывая современные Ингушетию и Северную Осетию Аланию, названий которых даже не существовало в то время на карте. (ИСТОЧНИК - Атлас истории средних веков. Галкович Б. Г. 1951 год. Страница - 55.) Таким образом исходя из всех данных, мы видим, что ядро происхождения орстхойцев - чеченское. Примечательно, что чеченский историк А. Сулейманов, в своей книге пишет - Мозарга — развалины общества Нашха. Аул входил в общество Аьккха. Из Мозарга вышли все равнинные аьккхи — ара-аьккхи, имеют несколько вариантов названий: карабулаки, ауховцы, орстхой, балой. (ИСТОЧНИК - Книга - А. Сулейманов. Топонимия Чечни. НАЛЬЧИК. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭЛЬ-ФА. 1997 год. ГЛАВА - МИКРОТОПОНИМИЯ ТЕСТАРХОЙ.) Выходит, если нашхойский аул Мозарга входил в общество Аьккха, можно допускать, что нашхойцы по сути те же аккинцы под другим названием. Приведём ещё научные данные про Вашандарой. - Чеченский научный сайт ГРОЗНЫЙ ИНФОРМ сообщает в статье про родовое село Вашандаройцев Дуба-Юрт следующее - Дуба-Юрт – легендарное чеченское село, находится близ знаменитых «Волчьих ворот» у самого входа в Аргунское ущелье. В месте нынешнего расположения села не раз проходили жестокие сражения между чеченскими отрядами и полчищами среднеазиатских завоевателей Чингисхана и Тамерлана, кровопролитные бои в период Кавказской войны и в гражданскую войну между добровольческой армией генерала Деникина и большевиками. Во время двух военных кампаний, особенно во второй, Дуба-Юрт был разрушен почти на 100 %. Аргунское ущелье является одним из самых больших по протяженности ущелий Кавказа. Оно находится в самом сердце Чеченской Республики. Вход в Аргунское ущелье - стратегически важный пункт и называется «Волчьи ворота». Во все времена владение этим пунктом считалось наиважнейшей задачей для завоевателей. По разным данным, селение Дуба-Юрт было основано в 1859 году бывшим наибом Имама Шамиля Дубой Джукаевым. (Дуба Вашиндароевский) Со временем село расширилось за счёт чеченцев из числа представителей чеченских тейпов таких, как Гендаргной, Саттой, Пхамтой, Вашиндарой, Келой, Тумсой, Варандой, Гаттой, Мяршой, Хаккой, Нихалой и других. Выходцы из этого села принимали участие в Великой Отечественной войне, есть ветераны Афганистана и ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, прославленные спортсмены, в числе которых Заур Касумов - чемпион мира по рукопашному бою. (ИСТОЧНИК - Сайт - ГРОЗНЫЙ ИНФОРМ - Страж Аргунского ущелья - селение Дуба-Юрт). Что же касается связей с аланами, о которых в исторической науке давно идут жаркие споры, то снова обратимся к научной статье где записано интервью чеченского учёного и руководителя чеченского днк проекта Пахрудина Арсанова. Пахрудину говорят - Благодаря тебе была выявлена генетическая связь с аланами жившими примерно во 2 веке на территории нынешней Северной Осетии, чьими родичами оказались чеченцы проживающие в Чечне, что противоречит официальной научной теории, что нахи не имели отношения к аланам. Арсанов отвечает - Да, благодаря двум глубоким тестам (БИГ Y) у двоих участников чеченского проекта удалось выявить это родство. Это чеченцы из шуоной. Я всегда говорю, что все эти аланы, гунны, хазары, скифы и прочие бывшие народы, были сообществом разных по содержанию и происхождению групп. Это к примеру, как нынешняя Российская Федерация. Уверен скоро найдем аланов и J2 и J1 и L3 и так далее. (ИСТОЧНИК - Статья - Интервью Пахрудина Арсанова о чеченском проекте ДНК.) Из этой информации, по крайней мере, мы можем допускать, что в древности чеченское население имело прямое отношение к аланам, возможно так же, что тукхум (военно-политическое объединение) Шатой, куда входит тайп Вашандарой и другие, могли быть в древности каким-то аланским военным объединением, даже, не исключено, что часть их могла быть предками осетинского народа до его иронизации. Касаемо аланского наследия Вашандаройцев есть и свидетельство пребывания аланского следа в родовом селении Вашандаройцев - Дуба-Юрте. Марковин, Владимир Иванович, советский и российский археолог, доктор исторических наук, писал в своей книге следующее - Селение Дуба-Юрт хорошо известно историкам-кавказоведам. Здесь, у слияния рек Чанты-Аргун и Шаро-Аргун, у входа в Аргунское ущелье, в 1936 году был обнаружен интересный могильник в виде небольших искусственных подземных пещерок - катакомб. К каждой из пещер ведёт длинный коридор - дромос. К сожалению, некоторые из катакомб ещё в древности были ограблены. Однако археологу А. П. Круглову удалось установить, что в катакомбах было захоронено по нескольку человек. Возле скелетов были найдены глиняная посуда, игральные кости (альчики), перламутровые бляшки, они напоминают цветок ромашки, бронзовые браслеты, серёжки и масса других вещей. Особенно интересен один предмет - бронзовая ажурная бляха с изображением крылатого коня. Могильник у селения Дуба-Юрт оставлен сарматским ираноязычным племенем алан. Аланы были достаточно воинственными. Сохранились сведения о том, что в 60-70-х годах н. э. они предприняли поход в Армению и в Мидию. К их армии, по словам армянского историка Моисея Хоренского, примкнули и горцы. Путь их проходил по Дарьяльскому ущелью. (ИСТОЧНИК - Книга - Марковин В. И. В стране вайнахов. 1969 год.) Единственное, что здесь следует добавить, что аланы были в том числе нахо-язычными, например чеченский историк Хизриев в своей статье пишет - Нет сведений о пришлой природе алан. Наоборот, источники называют их «рождёнными на Кавказе» (Гай Соллий Аполлинарий Сидоний). В осетинском языке сохранились все гортанные звуки чеченского языка, что ещё раз подтверждает кавказское происхождение осетин и чеченский субстрат осетинского языка. Антропологический материал так же доказывает, что осетины, балкарцы и карачаевцы такие же чистые кавкасионы как и чеченцы. Единственный текст аланского языка, дошедший до нас на Зеленчукском надгробии и считавшийся ирано-язычным (осетинским) более удачно расшифровывается с чеченского языка. (ИСТОЧНИК - Статья - Хаджи Хизриев. К вопросу о чеченцах в древности и средневековье.) Таким образом к примеру из данных Марковина и Хизриева, мы, можем допускать, что были аланы как ирано-язычные так и чечено-язычные. Касаемо же осетинского народа, его кавказского (кавкасионского) антропологического типа, но его иранского языка, вполне возможно допускать, что часть кавказских алан находясь в долгом общении с иранскими аланами могла попросту утратить свой язык. Скорее всего горцы разных народов могли вступить в союз с аланами и образовать Аланское государство на Кавказе. Вашандаройские же аланы были явно чечено-язычные, в этом нет сомнений. Чеченская генетика Вашандарой ставит в этом вопросе точку.

Вообще осетинским историкам на наш взгляд давно уже следовало бы искать их аланские корни не в иранских далёких просторах, а в кавказских, в частности чеченских. По крайней мере, про чеченские корни осетин-дигорцев мы можем говорить достаточно уверенно, известный чеченский историк Амин Тесаев на известном ютуб канале Асланбека из тайпа Эрсеной который называется КЛУБ РОССИЙСКИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ объяснил следующее - «дигорцы, генетически очень близкие чеченцам, это правда, это так.» А чеченский историк Амин Ангуни в своей книге писал - Дигарой (Дигорцы), были частью военной нахской касты Орстхой. Как и подобает военному крылу, символом Орстхойцев был горный орёл. Они состояли из множества родов, таких как Цечой, Ялхарой, Дигорой, Галгай, Балхарой, Гажарий, Мержой и многих других. Между обитателями равнины (собственно Орстхойцами), жило общество Нашхой – одно из самых выдающихся обществ, которое хранило очаг Нахов. (ИСТОЧНИК - Книга - Амин Ангуни. Государственность народа нохчий. Аланий Жарга.) В Дигории так же много схожих и фамилий с чеченскими. К примеру, если взять дигорские фамилии из научного труда - (Афак Алиханович Гецаев. «Происхождение фамилий Дигорского ущелья». Владикавказ. 1999 год.), то мы видим - дигорско-осетинские - Баграевы, чеченская - Бараевы, дигорско-осетинские - Байсонгуровы, чеченская - Байсангуровы, дигорско-осетинские - Басиевы, чеченская - Басаевы, дигорско-осетинские - Бекмурзовы, чеченская - Бекмурзаевы, дигорско-осетинские - Бесаевы, чеченская - Басаевы, дигорско-осетинские - Бязровы, Бозровы, Бузаровы, чеченские - Берзоевы, Бекмурзаевы. И так далее. Эти фамилии показывают просто поразительное сходство. Мы конечно, не будем приводить их целиком, это займёт много времени. Отрывок из книги про эти фамилии можно найти и по опубликованной статье в интернете, часть книги опубликовал Руслан Тавитов на осетинском научном сайте, просто в поиске напишите - Указатель дигорских фамилий (с их русскими формами). Руслан Тавитов. Все эти данные в целом говорят про большие и глубинные связи чеченского и осетинского народов, что снова намекает нам на чеченский субстрат осетинского народа до его иронизации. Интересен и другой момент касаемо гаплогруппы G2. Как общеизвестно в целом, в грузинском ДНК проекте FamilyTreeDNA - Georgian DNA Project, как и в осетинском ДНК проекте FamilyTreeDNA - Ossetian DNA Project видно, что там преобладает, доминирует гаплогруппа - G2, она как вы поняли в меньшей степени есть и в чеченском ДНК проекте FamilyTreeDNA - Chechen-Noahcho DNA Project. Осетины G2 это - Басаев, Кусаев, Марзоев, Галоев, Уртаев, Макоев, Биазров, Бязров, Дударов, Бекузаров, Габараев, Рамонов и другие. «При просмотре грузинского ДНК проекта, касаемо какого либо глобального дерева гаплогруппы - G2, можно видеть, что там многие Сваны, Чеченцы, Осетины, находятся в одном дереве, что говорит про их серьёзные родственные связи, если говорить про дерево гаплогруппы - G2». К примеру смотрите - G2a1a1a1a1a1a1a1a - FGC750 полностью глобальное дерево, G2a1a1a1a - Z6692 полностью глобальное дерево. Выходит, нельзя исключать и то что какае-то часть Чеченцев могла продвинуться и из Грузии, кстати, о проживании в Грузии в древности чеченских обществ писал известный грузинский, российский и советский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф и археолог, Николай Марр, он писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в Хевсурах, Пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена». (ИСТОЧНИК - Книга - Николай Марр. К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа.) Сваны в Грузии известны своим сложным характером, особенно разборками, большим количеством кровной мести и так далее. Со Сванами как видно родство прослеживается и у Чеченцев G2, мы считаем, что это явление может быть связанно с тем, что в древности чеченские общины жили в горах Грузии и были подвергнуты грузинизации, как подметил Марр, не исключено, что у Сванов чеченские корни. Остальное конечно покажет время. Друзья, это конечно лишь малая часть истории тайпа Вашандарой, хоть мы и старались привести информацию пообъёмнее. Мы надеемся, что кто-то узнал для себя что нибудь новое, а так же что чеченским историкам эта информация сможет помочь хоть чем нибудь в их нелёгком труде, всем спасибо за внимание, берегите себя!! Исследования продолжаются...


Рецензии