Молитва против обстояний

Общераспространённым стало мнение о том, что во время искушений и вражеских обстояний нужно молиться Иисусовой молитвой.

Однако мой личный опыт говорит о том, что против вражеских атак Иисусова молитва не помогает. Это – покаянная молитва, она нужна для очищения помыслов и стяжания смиренного настроения. Она - для постоянного поучения и умного делания. Для выявления и отсекания, если можно так сказать, обычных помыслов. А во время бесовского обстояния и вражеской атаки она оказывается не совсем подходящим средством.

На языке психиатрии такие обстояния называются навязчивыми состояниями. Ни аргументами, ни противоречием, ни Иисусовой молитвой от них отделаться невозможно. А подцепить их можно легко от других людей, из неправильных книг или, что еще легче, из средств информации. Особенно при недостаточной внимательности.

Итак, вот оно прицепилось, это воздействие. Как прищепка на ухе. Что ни делай, а она всё равно давит. В виде ощущения, за которым стоит некая враждебная сила. И внушает что-то нехорошее. Мысли и чувства. Давит. И давить может очень долго. Если начать с этой силой спорить, она втягивает в безполезную изматывающую полемику. Даже если по аргументам она проигрывает, всё равно продолжает давить. То есть, так от неё не отделаться. Иисусова молитва не помогает. Убежать, скрыться в эту молитву не получается. Терпеть можно сутками, теряя сон и покой. Что же делать?

Мне помогает следующее. Вместо того, чтобы отворачиваться от этой силы, пытаться скрыться от неё, я разворачиваюсь к ней лицом. Её нужно увидеть и прочувствовать. И не только то, что на поверхности, но и то, что скрыто – тайные источники этой силы. Чтобы бороться не с палкой, а с тем, кто её держит. И начинаю молиться против вражеского обстояния. Прошу Бога разорить его вместе с источниками его силы, разрушить и обратить в ничто силой Духа Святаго, сотворившего всё из ничего. Если правильно увидеть, прочувствовать цель и горячо призвать всесильную Божественную мощь против неё, помощь приходит быстро. Обстояние исчезает.

Правильно ли я делаю? Что говорят об этом святые отцы?

Варсонофий Великий:
«О всякой страсти и хуле помолись Богу» («Руководство к духовной жизни», ответ 44).
«Не убойся ни одного из искушений, восстающих на тебя к твоему же искусу (опытности), ибо  не предаст тебя Бог. Когда постигнет тебя что-либо такое, не трудись изыскивать причины сего, но призывай имя Иисуса, говоря: «Иисусе! Помоги мне», и Он услышит тебя: близ бо есть всем призывающим Его» (там же, ответ 39).
Иоанн пророк:
«Не обленись приступить ко Иисусу, говоря: Наставниче, спаси ны, погибаем (ср. Мф. 8:25), и увидишь, как Он низлагает врагов наших. Беседуй к Нему, говоря, «Господи Боже мой! Защити меня от них, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 85:4)» (там же, ответ 564).

Как я понимаю, отцы учили не просто молиться Иисусовой молитвой во время обстояния, но молиться против конкретной страсти и вражеского воздействия.

Пишите о своём опыте.


Рецензии