Жизнь гарнизонная

   Ещё пару маленьких штрихов из нашей гарнизонной службы в Ляличах.
   Как-то раз, выехав на трассу для поездки в банк в Михайловку, я заметил невдалеке от дороги, на холме слева остов военного самолёта, торчавший из земли. Позднее мне сообщили, что произошла авария военного самолёта, который по каким-то причинам не долетел до находящегося рядом с нами военного аэродрома в поселке Кремово.
   Припомнилось, что не так давно в именно этот гарнизон из нашего медсанбата для лечения зубов была направлена моя супруга, так как только там был стоматологический кабинет. Несколько позднее я узнал удивительную и малоизвестную широкой публике историю о трагической судьбе нашего несостоявшегося космонавта Григория Нелюбова, который закончил свой жизненный путь не на околоземной орбите, а именно здесь, в малоизвестном военном гарнизоне.

    Претендентов на первый космический полёт отобрали летом 1960 года. В списке было шесть имён: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Из них на орбите так и не побывал только Нелюбов.
    Начальник Центра подготовки космонавтов Евгений Карпов отзывался о Григории Нелюбове как о темпераментном, целеустремленном и остроумном. Вместе с Гагариным и Титовым Нелюбов входил в тройку основных кандидатов на первый космический полет.

    Он родился в 1934 году. После школы поступил в авиационное училище, затем отправился служить на Черноморский флот. В 1959 году медики из Москвы пригласили его на собеседование. В 1960 году его зачислили в первый отряд советских космонавтов. В итоге в 1961 году Григорию выдали удостоверение космонавта ВВС под номером три. Он должен был отправиться на околоземную орбиту после Юрия Гагарина и Германа Титова. Но полёт отменили.

   Вскоре стало известно, что американцы собираются отправить на орбиту женщину. И в СССР срочно начали готовить к полету Валентину Терешкову. Григория Нелюбова опять отодвинули. Из-за сильных переживаний у летчика начались проблемы со здоровьем. И его отправили в отпуск, из которого в центр подготовки космонавтов он уже не вернулся.
 
   По официальной версии, во время отпуска Григорий Нелюбов встретился со своими сослуживцами. Летчики выпили, начали шуметь, были задержаны патрулём. О стычке с военными узнал генерал Николай Каманин - руководитель подготовки первых советских космонавтов. Он предлагал Нелюбову извиниться перед начальником патруля. Но Григорий отказался. В 1963 году его отчислили из отряда космонавтов.

   Григорий Нелюбов стал служить на небольшом военном аэродроме в поселке Кремово Приморского края. И ждал, когда сможет вернуться в Центр подготовки космонавтов. Но надежды не оправдались: из Москвы пришло письмо с отказом. В 1966 году Нелюбов должен был встретиться с Сергеем Королёвым, у которого намеревался попросить поддержки. Но встреча не состоялась: Королёв скончался.

   В феврале 1966 года Григорий Нелюбов оставил записку жене и ушёл из дома. Советского летчика нашли мертвым на путях...
   У Григория Нелюбова две могилы. Одна, где покоится летчик, - в селе Кремово Приморского края, другая - в Запорожье.

                *       *       *       *     *

    Да, зачастую начальник финансовой службы любой воинской части может служить даже предметом зависти в среде своих сослуживцев. Нет, не своим служебным ростом: ведь у него нет, как правило, конкурентов в среде своих коллег по службе – он единственный представитель своей профессии внутри части. Наверно больше завидуют самому характеру его деятельности: обособленности, самостоятельности, независимости, наконец, самому предмету его работы – деньгам. И это, в свою очередь, накладывает отпечаток на его место в военном строю. И здесь очень важна роль командира - в осознании особой роли и места начфина части в среде своих подчиненных. Увы! Это осознают далеко не все командиры и начальники. В моей службе, к сожалению, это тоже имело место...

             *     *     *     *     *

    В среде военных, как правило, высок уровень любителей охоты и рыбалки. Убеждался в этом не раз, часто меняя места пребывания: от дикого Севера и до южных районов Дальнего Востока. Сам я с молодости увлекался рыбалкой. Чукотка, Камчатка, Мурманская область, да и Хабаровский край способствовали этому увлечению. Посидеть с удочкой на бережку или побродить со спиннингом – что может быть лучше!.. И если Чукотка частенько дарила мне свои раздольные и азартные рыбацкие прелести, то Ляличи в этом отношении не принесли мне такого удовольствия. Хотя и была здесь речка с   названием   Илистая (прежде, по-китайски, звучавшая как Лифа или Лифу), однако вкусить её рыбацких прелестей мне так и не довелось - пара кратковременных выходов на её берега не принесли мне удачи, а на большее у меня просто не хватило времени, а скорее и желания…

   …В очередной раз я выехал на служебном УАЗике в банк. Пара моих сослуживцев-офицеров уговорили меня взять их с собой до Михайловки, где было отделение обслужившего нашу часть банка. Мы решили сократить расстояние, часть пути лежала вдали от жилья, между сопок, покрытых тайгой. И вдруг, из-за очередного поворота, на дорогу выскочили... две дикие козы, спустившиеся со склона сопки. Все опешили! У меня на поясе была кобура с пистолетом (предстояло везти наличные денежные средства), а мои спутники, не имея в руках ружей, охнули и внезапно набросились на меня: «Что же ты медлишь, доставай пистолет и стреляй!». Я еле отбился от их заманчивого, но явно неразумного предложения: как бы я потом отчитывался за израсходованные патроны?

    А спустя несколько дней я вновь выехал в банк, на этот раз со мной увязался наш зампотех, которому нужно было достать какую-то дефицитную запчасть к военному автомобилю и у него был знакомый гражданский технарь, проживающий по пути нашего следования, в гражданском посёлке Новошахтинский, с которым была договоренность на счет этой запчасти. Мы заехали в этот богатый шахтерский поселок (а местные шахтеры добывали бурый уголёк открытым способом и продавали его в Японию)и оказались приглашёнными за стол сердобольным хозяином, который оказался заядлым охотником и накануне в тайге застрелил точно такую же дикую козу. Приготовленное им мясное блюдо оказалось на редкость вкусным и было встречено нами на «ура».


Рецензии
Интересный рассказ, спасибо, Виталий!

Татьяна Борисовна Смирнова   26.09.2023 20:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.