Эмвээм...

     Ещё совсем недавно часто говорили о том, что россиянам, особенно молодым, крайне полезно много читать современной зарубежной, или иностранной, художественной литературы. Якобы расширяет человеческий кругозор. Чтение именно современной "зарубежки-иностранки".

     Даже не обсуждался раньше вопрос о том, какой именно зарубежной современной художественной литературы нужно было больше читать российской молодёжи: восточной или западной?


     Значительное  количество российской, всё ещё читавшей молодёжи, налегало в чтении именно на западную иностранную художественную литературу. Именно Запад, а не Восток был наиболее манящим для данной молодой российской читающей публики.

     Традиция чтения именно западных авторов была заложена в России давно, не позднее восемнадцатого века. А.С. Пушкин, в своих повестях, особенно в "Пиковой даме", рассуждал  о доверии светских россиянок именно к западным романам, а не к отечественным, российским.

      Романы, как западные, так и восточные - это именно художественная литература, чтение которых считалось российскими властями менее опасным, чем чтение, например, западной философской литературы.

      Несмотря на опасения властей, российская молодёжь первой половины  девятнадцатого века много читала именно западной философии и становилась, например, в значительном числе своём, гегельянской.

      Классическую немецкую философию, прежде всего Г.В.Ф. Гегеля, осваивали не только россияне, но и англичане, хотя и жили от Европы отдельно, на своём острове, но только в России было такое повальное среди тогдашнего, девятнадцатого века, креативного класса, - увлечение классической немецкой философией.

     Скорее всего, это уникальный, возникший единственно в России, фено'мен, - массовое увлечение не своей, отечественной, а чужой, то есть зарубежной, иностранной философией.

      У российской имперской власти было несколько пренебрежительное отношение к западной художественной литературе. Наверное, российские императоры недооценивали роль сказки в человеческой жизни, а именно сказками, скорее всего, российские императоры, прежде всего, Николай Первый Павлович, считали западную художественную литературу.

     А между тем всегда художественная литература, в том числе и западная,  была не только созданием воображаемых, внешних для человека, миров, но и эмвээм, моделированием внутренних миров. Разных внутренних миров человека.

     Чтение не только философской, но и художественной литературы не остаётся без последствий для внутренних миров её читательниц и читателей. И это всё-таки почувствовал российский император Николай Первый Павлович.

      Считая опасной только западную философию, и не видя особой угрозы в чтении западной художественной литературы, Николай Первый поставил под свой неусыпный контроль литературно-художественное творчество такого отечественного автора, как Александр Сергеевич Пушкин.

     Художественная литература потому и зовётся отечественной, вполне возможно так думал император Николай Первый, что именно она ответственна за формирование внутренних миров отечественной читающей публики.

     Эту установку императора Николая Первого, заключающуюся в том, что чтение именно отечественной литературы в значительной степени формирует внутренние миры отечественных читателей, подхватили большевики, объединившие-"согнавшие", в первой половине тридцатых годов двадцатого века, почти всех отечественных писателей в один, в единый и могучий, Союз Писателей СССР.

     А вот с конца тысяча девятьсот девяносто первого года уже  не осталось в России тех представителей власти, которые следили бы за тем, что именно из художественной литературы читают российские девушки и российские юноши.

     И российская молодёжь, которая вообще что-то ещё читала, стала налегать  на чтение именно западной художественной литературы.

      В западной художественной литературе девяностых годов двадцатого  века и первых двух десятилетий очень популярными, как среди авторов, так и среди читателей, были такие герои:

     1. Любит женщину старше себя не менее, чем на десять, а то и на все двадцать лет, любит её, совсем не мечтая иметь от неё детей. Как в романе у Й. М. Зиммеля "Любовь - только слово", где она старше его на двенадцать лет.

     2. Ради своей  карьеры продаёт душу, нет, не столько Д...лу, сколько предпринимателю-хищнику, который ради денег и власти над людьми готов пренебрегать их физическим и психическим здоровьем. Это герой многочисленных западных, так называемых "экономических романов". В социалистическом реализме СССР был производственный роман, а западная художественная литература родила роман экономический. Создаётся впечатления, что даже экоактивистка Грета Тунберг, вся, с ног до головы, смоделирована авторами экономических и экологических западных романов.

     3. Склонен к жуткой психоделии, употребляет наркотики и вступает в беспорядочные половые, в том числе и гомосексуальные отношения, от которых детей не бывает.

      Конечно, героев западной художественной литературы девяностых годов двадцатого века - первых двух десятилетий века двадцать первого больше, чем три названных типа, но и этих трёх типов достаточно, чтобы представить некоторые черты внутренних миров россиянок и россиян, которые формировались чтением западной художественной литературы с такими героями и героинями!

      А теперь некоторые из взрослых  россиян, прежде всего, - турбопариотов, сетуют на то, что не та, которая сейчас всем нам нужна, сформировалась у нас молодёжь.  Не вся, конечно, а та, которой не довольны российские турбопатриоты.

     Не будем долго копаться в мировоззрении российских турбопатриотов и именно в их требованиях к российской молодёжи, заметим только, что проведение Российской Федерацией Специальной Военной Операции задаёт отечественной, то есть российской, художественной литературе следующие вопросы:

      1. Какие именно внутренние миры людей будут в удовлетворительно высокой степени соответствовать будущей, но уже формирующейся сейчас  российской действительности и  действительности многополярного Человечества?

      2. Насколько многочисленной является та российская молодёжь, которой интересна художественная литература с героями и героинями, участвующими в Специальной Военной Операции России?

      3. Какими чертами должны обладать внутренние миры героинь и  героев современной российской художественной литературы, чтобы читая о них российские девушки и российские юноши формировали те свои внутренние миры, которые будут им не столько мешать, сколько помогать жить в формирующемся сейчас будущем России и многополярного мира?

     Наивные вопросы? Может быть! Особенно из-за появления пишущего искусственного интеллекта? Действительно: зачем отвечать на эти вопросы живым авторам, если на них легко может ответить какая-нибудь компьютерно-машинная нейросеть?

      Если предположить, что среди российских молодых читательниц и читателей все ещё остаются те люди, которые уверены, что нейросети способны формировать только другие нейросети, а не внутренние миры живых людей, то у самой российской художественной литературы, как у эмвээм, моделирования внутренних миров, есть будущее. Довольно светлое!..

      


      
 


Рецензии