Заметки мимоходом. 1 29 апреля 2023 года

1 апреля
У меня есть три рассказа, написанные по воспоминаниям писателя В. И. Балябина – «В домзаке», «Повстанцы» и «Встреча». Все они об уничтожении самодостаточной части населения. Опубликованы в ЖЖ, на Проза.ру. Публикации их ВКонтакте также набирают большое количество читателей.

4 апреля
Хурал – высший орган власти, а хуурал – мошенничество. Велик монгольский язык.

* * *
Пока думаю, пишу, что-то организовываю, возле меня крутится Вика - моя пятилетняя внучка. Она тоже и непрерывно что-то творит. Рисует, лепит, играет. И совсем не мешает мне, даже помогает. Думаю: пора ей устраивать выставки. А кто организует, кроме меня?

Наша выставка: произведения внучки Вики. Отрада души и лучший мой доктор, от всех болезней лечит. Апрель 2023 года

6 апреля
Дулдуйтын Данзанравжаа (1803-1856)
Аврал гурван чухаг
Эх – Орчуулга. (Г.Мэнд-Ооёогийн «Гэгээнтэн» романаас)
Орос хэл руу шууд орчуулсан Виктор Балдоржиев

* * *

Аврал гурван чухагтаа
Алгасал ;г;й залбирьяа
Арга хуурам ;г;йдээ
Амьтан б;гдэд итгэлтэй
Ум маани бад мэ хум

Ачит зургаан ;сгийг
Аялан ш;лэглэн уншьяа
Арван найман тамдаа
Х;ргэл ;г;й авраарай
Ум маани бад мэ хум

Хармын зангилаа тачаанг;й бий
Хайрласан б;гд нь хоосон бий
Харин нь хойноо тамтай бий
Харигул буянаа хичээлтэй
Ум маани бад мэ хум

Тачаанг;й хурьцал олон бий
Тангараг буруу болуузай
Тамтагг;й явбал уу
Тамын зовлон хэц;;
Ум маани бад мэ хум

;з;;лэгчмй Бурхан бий
;нэн ёстой номун бий
;лэмжийн дэгээд хувраг бий
;ргэлж хамтаар авраарай
Ум маани бад мэ хум

;нд;р ууланд шат бий
;рг;н далайд сал бий
Харанхуй мунхагт гэрэл бий
Хавчилан замдаа газарч бий
Ум маани бад мэ хум

Маанийн зургаан ;сгийг
Магтан ш;лэглэн уншья даа
Маш халуун тамдаа
Х;ргэл ;г;й авраарай
Ум маани бад мэ хум

Хучит зургаан ;сгийг
Х;гжим болгон уншья
Х;йтэн тамын орондоо
Х;ргэл ;г;й авраарай
Ум маани бад мэ хум

Орчлон м;нх бус бий
Олохуйяа бэрх х;му;;н буй
Олзны дээд нь буян бийъ
Олсон бие нь хоосон бий
Ум маани бад мэ хум

Ертенц м;нх бус бий
Ерийн учир олон бий
Ег;;тгэл болохын оронд
Ер;;л буянаа хичээтэй
Ум маани бад мэ хум

Сансар м;нх бус бий
Самуун явдал олон бий
Сайн-буяны ;йлэнд
Сайтан шамдан хичээлтэй
Ум маани бад мэ хум

Н;гэл т;йтгэр арилгавал
Нисванисын салбар бий
Нялхас мунхаг явдлыг
Нэгэн тийшээ хичээлтэй
Ум маани бад мэ хум

Хутагт Арьябалын бурханда
Хоромхон т;дий залбирваас
Хилэнц ;йлийг арилгаад
Бурхан болот болтугай
Ум маани бад мэ хум

Энэ маанийн нэр нь
Аврал гурван чухаг гэнэ
Эрдэнэ ноён хутагт
Эгшиглэн ш;лэглэж дуулав
Ум маани бад мэ хум

***

Три драгоценности наше спасенье.
Без колебаний молитвы свершай.
Нет здесь обмана, одно притяженье,
Вере и миру живых доверяй.
Ум ма ни бад ме хум!

Шесть лишь слогов, но какое в них благо!
Их прочитаем, придав им мотив.
До восемнадцати адов, до мрака
Надо спастись, этот мрак осветив.
Ум ма ни бад ме хум!

Зависть – петля, западня – вожделенья,
Плоть и утехи мирские пусты.
Есть наказания, где преступленья,
Где добродетель – уроки чисты.
Ум ма ни бад ме хум!

Но и без похоти есть искушенья,
Клятвы поспешные, их берегись!
Где безалаберность – там и паденья,
Адовы муки – терпи и казнись.
Ум ма ни бад ме хум!

Есть и ведущий – Бурхан во Вселенной,
Есть и спасительной книги тома,
Ламам известно о правде нетленной,
Все мы минуем страданья, их тьма.
Ум ма ни бад ме хум!

В горных ущельях всегда есть ступени,
В море бескрайнем найдутся плоты.
Тёмный невежа найдёт свет учений
Есть проводник где зажаты пути.
Ум ма ни бад ме хум!

Шесть лишь слогов, но какая отрада!
Их прочитать, придавая мотив.
До нестерпимого жара, до ада
Надо спастись, этот мрак осветив.
Ум ма ни бад ме хум!

Космос огромен, но всё же не вечен,
Много в нём сложных и разных людей.
Есть добродетель, доход скоротечен,
Тело – одно из пустейших вещей.
Ум ма ни бад ме хум!

Мир хоть изменчив, но он неизменный,
Много для этого общих причин.
Лучше страданий и разных мучений
Благо творить, подавая зачин.
Ум ма ни бад ме хум!

Космос пусть вечен, но разные всё же,
Много тревожных причин в нём и дел.
Благо творить – что ещё есть дороже!
Разве в учёбе возможен предел?
Ум ма ни бад ме хум!

Если очистил грехи и пороки,
Много за ними страстей, суеты,
Глупость с рождения. Книги, уроки
Могут спасти от оков, темноты.
Ум ма ни бад ме хум!

Мы Арьябале – владыке и Будде
Будем в молитвах тела простирать.
Только очистив грехи свои люди
Могут Бурханами чистыми стать.
Ум ма ни бад ме хум!

Эта молитва имеет названье:
«Три драгоценность могут спасти!»
Мудрому князю, владыке посланье
Песней, стихами я мог донести…
Ум ма ни бад ме хум!

___________________________________________
P. S. ;нэт эдлэлээ ;нэлж, тэдгээрийг б;тээх ;йл явцад б;; саад бол.

7 апреля
Замечание обычно делают ничего не создавшие люди.

10 апреля
Дети Хоридай-мэргэна

Всё дело в том, что при поиске родословной человек должен иметь какие-то ориентиры, реперы, привязку. Таковыми для современных бурят-монголов могут служить даты жизни и смерти людей, запечатлённых в исторической хронике. Например, кому известны даты жизни и смерти Шарайда или Галзута? (Думаю о своей родословной). А вот дату жизни их сестры Алан-гоа учёные вычисляют.
Известно, что у Хоридай-мэргэна было три жены – Баргуджин, Шаралдай и Нагатай. Специально, не приписываю приставку «гоа», как принято у всех историков. Не могу же утверждать, что красавицей была только одна из них?
Естественно, дети всех трёх жён – братья и сёстры.
Алан-гоа – сестра детей Шаралдай и Нагатай, имена которых носят одиннадцать хоринских родов.
Значит, у Хоридай-мэргэна было 12 известных в истории детей: Алан-гоа и 11 её братьев: Галзут, Хуацай, Хубдуут, Гучит, Шарайд (от Шаралдай); Харгана, Бодонгут, Худай, Батанай, Сагаан, Хальбин (от Нагатай).
В каком веке или в каких годах родились эти сыновья?
Монгольский учёный Х. Пэрлээ утверждает, что младший сын Алан-гоа Бодончар родился в 970 году. Исходя из этой даты, можно предположить, что Алан-гоа в то время было около 30-38 лет и жила она во-второй половине Х века. Примерно, в это же время жили Хоридай-мэргэн и его жёны.
Чингисхан родился через 200 или более лет после рождения Бодончара, племянника прародителей хори-бурят.
Таким образом, только известная родословная хори и всех бурят насчитывает более 1000 лет. Не обязательно возвеличиваться, что вообще – глупо, обязательно знать линию или направление, свою принадлежность к монгольскому миру.
В принципе, большинство современных монголов, включая самого Чингисхана, – дети Хоридай-мэргэна. Кстати, почему не ставим памятник?

15 апреля
;ргэлж санаж яваарай! Араатан араатан байхаа болихг;й.

16 апреля
«;ргэлж санаж яваарай! Араатан араатан байхаа болихг;й!»
На публикацию этого простого предложения на сайтах русскоязычные читатели требуют перевода. Я ответил им. Вот текста ответа: «Человек всё должен делать сам, в том числе отвечать на все вопросы. Готовые ответы делают его дураком, что и случилось в нашей стране».

О нашем случае: лет 70 тому назад монголы по обе стороны границы, (а это все монголы), прекрасно понимали друг друга, и любое предложение не вызывало вопросов. Вообще, во многих случаях выражения на монгольском языке для современных бурят – целая повесть.
Данное предложение я написал сам, оно означает – всегда помни, что хищник никогда не перестанет быть хищником. Далее подразумевается, что хищник всегда ел и будет есть.
Надо анализировать свою среду, чтобы понять её сущность, какие хищники управляют обществом (стадом) и кормятся членами этого стада. Как правило, это всегда прайды – львов, гиен или шакалов среди пасущихся антилоп, которые являются для них кормом.
В человеческом обществе эти прайды до определённого времени прикрываются разной идеологией, лозунгами, повестками, а потом отбрасывают их и охотятся в открытую. Далее зомбируют так, чтобы пища являлась к ним сама. Это образ жизни хищников, это реальность, всякая критика которой становится нелепой и смешной.
Легитимность правителей любой страны – всегда уровень развития населения, то есть степень готовности быть съеденными.
Монгольская речь, как и опыт монгольской истории, – всегда мудрость. Вот ещё одно предложение: «Тэд сайхан амьдрал, сайн х;м;;сээс зугтаадагг;й», то есть хорошая жизнь не бежит от хороших людей.

Кстати, слышал очень точное выражение премьера Молдавии Речана: «У нас очень большая проблема. Это национальная проблема уверенности в себе. Мы, как малая нация, всегда вели себя как нация, извините, с ограниченными возможностями».

20 апреля
Золотые ласточки монгольского мира. Монголын ерт;нцын алтан хараацайнууд
20 апреля – знаменательный день для монголов мира.
В этот день родились Гомбожаб Цыбиков (1873-1930) и Санжаасурэнгийн Зориг (1962-1996).
Первый из них впервые показал европейскому миру Тибет, второй – открыл монголам Демократию. Эти два, казалось бы, неравнозначных явления, наиболее яркое отражение своего развития получили в делах двух вышеупомянутых монголов.
Судьбу каждого из них без труда можно найти в мировой сети.
Они рождались и жили с осознанием абсолютной принадлежности к монгольскому миру. Ничего другого у них и не могло быть. Никакой колониальной культуры, существующей только за счёт финансирования, для них не было, как не было и не могло быть никакой подмены идентичности, признания или не признания других миров. Они были рождены в своём монгольском мире, а потому работали для развития своего мира, которому открывали другие миры.

Санжаасурэнгийн Зориг совершенно правильно назван народами Монголии – золотой ласточкой, но о нём очень мало знают монголы мира. Моя задача – исправить это недоразумение, одновременно рассказывая о других ласточках жителям Монголии на русском и монгольском (халхаском) языках.

В монгольском мире, как и в любом другом, всегда, с переменным успехом, шла незримая битва между светлыми умами и тёмными повадками. Количество тёмных сил уравновешивается качеством сил светлых. С. Зориг – изменил развитие Монголии, которая продолжает развиваться.

Отличие монголов Монголии и других монголов России и Китая в том, что первые рождались и жили на своей земле и в своей стране, а вторые – на своей земле, но в других странах, не признание которых грозило и продолжает грозить им гибелью, что не вызывает удивления. Удивление вызывает то, что они сохраняются в заданных временем условиях и работают на монгольский мир.
Но гибель Санжаасурэнгийн Зорига на своей земле и в своей стране наводит на очень серьёзные размышления о развитии демократии в Монголии, которой и была посвящена его жизнь. Он умер за всех монголов.

В этот день хотелось бы сказать всем монголам мира, что у нас должен быть свой календарь знаменательных дат, где обязательны упоминания даты жизни всех известных людей, а также событий, определивших нашу судьбу. Содержание такого календаря должно быть доступно всем монголам мира на любом языке. Такой календарь следовало бы разработать и включить в школьные программы
Обратите особое внимание: главная дата в этом календаре – первое новолонуние первого летнего месяца. Это середина июня. В этот день, как известно из Сокровенного Сказания Монголов, сбежал из тайчиутского плена юный Тэмуджин, ставший Чингисханом. Следовательно, этот день стал началом объединения всех монголов. Это наш День Исхода. Почему же никто не обращает внимания на эту великую дату? Чего не хватает?
20 апреля – День Рождения двух великих монголов: Гомбожаба Цыбикова и Санжаасурэнгийн Зорига, биографии и деяния которых, наряду с величием всех знаменательных для нас биографий и дат, должны знать и изучать все монголы мира.
Пусть вера в светлый разум каждого монгола никогда не исчезнет в нас! С этой верой жили и умирали великие монголы мира, дела которых продолжают жить и развивать нас.

22 апреля
Только самим

Родина – понятие большое. Кто только не изучает её просторы и людей. Особенно, Байкальский регион и бурят-монголов. Не пора ли нам самим изучать своих предков, свою историю и окружающие народы?
Кто только самыми разными методами и способами не пытается повлиять на умы людей. Современный человек даже предположить не может, что его видение реальности, на самом деле, не его, что оно полностью политизировано теми или иными идеями, ибо любое действие мотивировано потоком информации, проникающим в его сознание с целью переварить и овладеть им. Результаты известны.
Не пора ли самим взяться за своё развитие?

Только самодостаточная личность осмысливает и переваривает любую информацию и овладевает ситуацией для познания и движения вперёд, ведя за собой остальных.
Некоторые наши предки были имеющими своё мнение, людьми, обладавшими тем самым природным умом и смекалкой, о которых мы и сегодня говорим «боро ухаан». Иначе, они бы не выжили, и мы бы не появились. Прибавив к их качествам современный интеллект, мы получим непобедимую личность.

Для достижения таких качеств мы изучаем историю своих предков, ибо без корней мы слабы и бессильны перед любыми информационными веяниями и бурями, искажающими историю, реальность, умы.

25 апреля
О том, как вирус коммунизма разбудил монголов мира

До конца Второй мировой войны Монгольская Народная Республика была вторым социалистическим государством после СССР. Возможность появления такого феномена заложена в самой истории монголов, где они от властелинов миров опустились до ужасающего безволия и нищеты, прежде всего, в мышлении.
Такова месть равнодушной эволюции.

Первая четверть ХХ века. В азиатском воздухе незримо проявлялась основная цель, очерченная российскими марксистами в символе летящего через пропасть всадника: от феодализма к коммунизму, где пропасть, разумеется, – капитализм.
Таково было видение лидеров СССР и Коминтерна – международной организации, объединявшей коммунистические партии всех стран, стремящейся к установлению Советской власти во всём мире. Серп и молот были пропечатаны на всей планете, которую обвивал венок колосьев. Контурами государств большевики планету не отягощали. Зачем? Ведь все суши и моря станут Союзом Советских Социалистических Республики. Такова цель.

МНР становилась главным плацдармом коммунизма на азиатском пространстве, благодаря внедрению в процесс и использованию активной части представителей монгольских народов как в самой Монголии, так и на окраинах России, то есть бурятской и калмыцкой интеллигенции. Видением или мнением большинства монгольских народов, как и многих других народов, естественно, никто не интересовался. Неистребимый вирус коммунизма вышел за пределы России, инфицировал Центральную Азию, меняя историю и менталитет народов. В этой инфекции, отгороженной, как и положено, от остального мира, где бросало то в жар, то в холод прошла жизнь миллионов людей. Каждый из них был счастлив или несчастлив по-своему. Но изменения произошли колоссальные.

Грандиозное преображение быта и бытия всех монголов мира видны сегодня. Время не знает судей и адвокатов, а выводы – удел потомков.
И всё же социалистическая Монголия была не только азиатским слепком Союза Советских Социалистических Республик, она оставалась и Монголией, ибо вся состояла из монголов, в числе которых заметна жизнедеятельность бурят-монголов, научный и творческий потенциал которых в полной мере использовали большевики для создания из дремуче-отсталой и нищей окраины Цинской империи Монгольскую Народную Республику, форпоста коммунизма в Азии.

Потрясающий эксперимент пробуждения народов планеты длился более семидесяти лет и закончился полным провалом, но многовековая дремота Центральной Азии закончилась. Большего и не требуется. Дальше – сами…

25 апреля
Хамбын-овоо
(Из цикла «Монгольская тетрадь»)

Под землёю беседуют ламы,
Хувараки подносят им чай.
Было дело, стреляли ночами,
Расстреляли и их невзначай.

И теперь без вины виноваты,
До рассвета ведут разговор
Хубилганы, гэгэны, араты,
Про доносы, статьи, приговор…

Черепа аккуратно пробиты,
Но в глазницах живой интерес.
Хоть сейчас зажигайте софиты,
Начинайте хуралы, конгресс.

Много всякого, разного люда
Собирается там по ночам.
Как всегда, улыбается Будда,
Как всегда, много бедных и лам.

Крепко спят наверху конвоиры,
В окнах свет, заседают вожди.
Делят мир, поделили полмира,
У Монголии – всё впереди…

Маркс и Энгельс, Ульянов, экватор.
Через ад, через пропасть в огне
Перепрыгнуть не смог Сухэ-Батор,
На своём деревянном коне.

Эта пропасть – расстрельные ямы,
А за ними – ревком и айком,
Хувараки, араты и ламы...
Положили всех навзничь, ничком.

Вспыхнет месяц с небес карнавально,
Ров расстрельный в ночи осветив.
Камышовая флейта печально
Начинает протяжный мотив…

И тогда поднимаются ламы,
Оставляют беседы и спор.
И глазницами, может глазами,
Смотрят долго и прямо, в упор…

Смотрят долго и прямо, в упор…
Смотрят долго и прямо, в упор…
Смотрят долго и прямо. В упор…

25 апреля 2023 года.

29 апреля
Почему западные и восточные?

С юности знал (отец рассказывал), что разделение бурят-монголов на западных и восточных идёт со времён нахождения их в двух крылах (войсках) Монгольской империи. Одно из них известно нам как Зунгар или Джунгар, позже образовалась Джунгария, другое мы знаем как владения восточно-монгольских князей (халхи), где место части хори-бурят - Барга, ныне Маньчжурия.

Бурят-монголы пришедшие (или переведённые) в начале создания империи (XIII век) на юг Монголии с берегов Байкала, позже распределенные по воинским подразделениям и владениям нойнов, жили в обеих крылах - на западе и востоке. В таком же порядке, в XVI-XVII и даже XVIII веках, они перешли на территорию Прибайкалья и Забайкалья.

(Этими фактами и объясняются мои поездки от бурят-монголов Забайкальского края к бурят-монголам республики Бурятия и Иркутской области. В сегодняшних хори-бурятах я вижу потомков хори бывшей Джунгарии и восточно-монгольских князей, конкретнее – Барги.
Будучи человеком, родившимся и сформировавшимся вне административно-национальных образований бурят-монголов, с малых лет я имел совершенно другое, от всех остальных, видение истории своего народа, что приводило и продолжает приводить к недомолвкам и разногласиям в "обученном и вышколенном" обществе бурят-монголов, трудно приходящим в себя после официальной "истории".
Теперь, в зрелости, я должен оформить своё, укрепившееся, мнение, чем и занимаюсь, более того обнаруживаются всё больше и больше подтверждений моего видения истории бурят-монголов.
Надо всегда помнить, что почва нашей истории давно превращена в камень, задача - разрыхлить этот камень, посадить семена и непрерывно поливать).

В описываемом случае надо представлять Монголию средневековья и вставать оттуда лицом на север и видеть левую и правую стороны (руки) - Джунгарию и Баргу. При этом надо учитывать, что в бурятском указании направлений Зун - всегда восток, отчего и возникает путаница. В нашем случае, со стороны Монголии, Зунгар, левая рука или крыло указывают на запад.

Предки хори-бурят западной Монголии сражались вместе с джунгарами (ойратами) против маньчжуров, потом пришли на Байкал – на свою прародину, часть из них осталась на Ольхоне, на берегах Малого моря.
Другие были переселены с юга Монголии в Баргу и оказались во владении восточно-монгольских князей, которые перешли на сторону маньчжур и сражались с Джунгарским войском. Как известно, часть этих хори-бурят бежала от маньчжур в Ара-Халху во главе с Дай хунтайджи и Бальжин-хатан. Многие из них дошли до Ольхона, но вернулись обратно.

(Кстати, о том, что историческая родина хори-бурят предгорья и равнины Тибета, откуда они перекочевали на Байкал, рассказывал мой отец. Это примерно за 8-10 веков до Монгольской империи. Найду его записи и опубликую. Историческая цепочка пути хори-бурят по мнению моего отца и, естественно, меня: Тибетское нагорье - Байкал - юг Монголии - Наин Нава - Монголия - Джунгария - Прибайкалье - Барга - Забайкалье. Между ними - кратковременные пребывания в других местах во время военных походов и завоеваний).

На снимке: выставка внучки Вики.


Рецензии