Заметки мимоходом. 1 31 июля 2023 год

1 июля
Все вокруг меня заняты покупками и примерками. Хорошо, что я приехал с ноутбуком. Надо было приспособиться к монгольским издательствам и типографиям. Хотя мировые стандарты никто не отменял, но, кто знает, какие здесь правила. Но всё оказалось так, как я и предполагал. Стандарты работают. Достаточно было приехать с флешкой или даже отправить по электронной почте. Но заказчики, как правило, ничего не знают, им всё надо объяснять и даже сделать всю их работу. Что предвижу:
- С моей стороны всё будет нормально, я пройду весь путь.
- Заказчику будет тяжело до презентации и на презентации. Он должен выслушать очень много замечаний невежд и дураков, которые ничего не смыслят в культуре, истории, литературе.
- Дальше книга начнёт обретать своё достойное место, становиться признанной среди широких масс читателей, забудутся все замечания дураков, останутся признание, почитание, уважение к героям книги. Они были достойными людьми, примером для всего бурят-монгольского общества. В итоге: книга станет действующим и результативным примером для всех бурят-монголов, особенно, потомков героев и персонажей. Благодаря именно этой книге они получат и всегда будут получать сильнейшую мотивацию для правильного развития и дальнейшего благополучия.
Пока печатают. Книга называется «Улаалзай – красная саранка».

Улан-Батор Здесь, на втором этаже старого дома, находится фонд Санжаасурэнгийн Зорига (1962-1998), бурят-монгола из рода Улаалзай-хубдуут, лидера демократического движения Монголии 1990-х годов. Он был во главе преображения современной Монголии, которая обязана ему всем! Его лозунг "Я верю в светлый разум каждого монгола". Убит в 1998 году. Убийцы до сего дня не найдены.

2 июля
Предпраздничные дни в Монголии самые трудные для работящих людей. Думаю, что свойства бурят-монголов России здесь на вес золота. Наученные опытом, мы не терпим слова «маргаш», то есть завтра или потом, что означает «никогда», нам надо делать сейчас и навсегда. Даже гайки и болты мы будем крутить лучше местных, а выращивать овощи – тем более.

3 июля
Неожиданно вспомнил, что у меня есть канал ютуб. А в Монголии свободно работают все сети и мессенджеры. Никто, ничего и никого не блокирует.
Начал обновлять свой канал. Подписывайтесь!

5 июля
Цырен с Ириной неделю пробыли на курорте. Это, оказывается, рядом от Богд Ара, где мы живём. Сысык с Жамьянкой находились по магазинам. Сегодня снова собрались все вместе. Завтра они выезжают в Россию. Я остаюсь в Монголии.

6 июня
Наши уехали. Остался с Балбаром. Продолжаю ходить по городу, снимать, заниматься на площадке спортом. Кушаю один раз в день. Вес надо хотя бы удержать.

10 июля
Руководителей и правительство стран надо воспринимать как диагноз или индикатор состояния общества. Зачастую они показывают симптомы очень опасных болезней общества.

11 июля
Праздника не видел. Не ходил. Затопчут. Бродил по Улан-Батору. Снимал. Число подписчиков на ютуб растёт. На улицах меня уже узнали несколько человек, что становится забавным.
После праздников страна будет отдыхать ещё дней десять. Жизнь здесь довольно демократичная, свобода ощущается во всём, Улан-Батор – вполне европейский мегаполис. Беседовал с англичанами из Америки и Великобритании, они хвалят Монголию.
На улицах лучше не говорить на русском языке, не одобряют. Молодёжь, в основном, говорят на английском и других языках, в моде – китайский. Старики обеспокоены: люди могут забыть свой, халха-монгольский или другие диалекты монгольского языка. Ведь даже школьники, начиная со второго класса, начинают говорить на английском…
Жизнь довольно беспечная.

12 июля
Пошли стихи. Не стал сопротивляться, записываю.

Сны в Монголии

Позовёт меня вновь Улан-Батор,
С Южной Гоби повеют ветра,
Там вращается плавно локатор,
Там из лавы застывшей гора…

Стойки ЗАСа работают ровно,
Пеленгуют ребята эфир,
Полпланеты – враги поголовно,
А Россия за дружбу и мир…

И напевны пески Ханхонгора,
Полумесяц – кровавый клинок,
На экране горит монитора –
Алашань или древний Восток.

Открывают туманы барханы,
И опять не могу я уснуть:
Всё идут и идут караваны,
Не кончается шёлковый путь.

Вижу скачут тумэты и хори,
Слышу топот тяжёлых копыт,
А пейзаж – марсианское море,
Золотея под солнцем, горит…

Снятся белые дали Ордоса,
И плывёт в миражах Алашань,
Там идёт грациозна, раскоса,
Моя женщина – смуглая лань.

Проявляется в знойном эфире,
Вся история древней земли…
Почему же враги нам полмира,
Что мы ищем от дома вдали?

Не сместился с годами экватор,
С Южной Гоби всё те же ветра,
И зовёт, и зовёт Улан-Батор,
Не давая уснуть до утра…

12 июля 2023 года

13 июля
* * *

Как Чойболсана делают бурятом?
А Сухэ-Батор – точно хамниган?
Сегодняшним учёным-суррогатам
Не догадаться: кем был Чингисхан?

Из среднего течения Онона
Он выдворен сегодня на Хэнтэй.
С какого перепуга и гормона
Меняют биографии людей?

История звучна и поимённа
Без всяких словоблудий или чар.
На среднее течение Онона
Бежал с Хэнтэя предок Бодончар.

На берегах изгибистой Аргуни
Мне видится Джамуха иногда,
И блеск клинков, и шлемы из латуни,
В монгольском небе яркая звезда…

Манящие мотивы моринхура,
И всадницы лукавой быстрый взгляд,
Костры ночные будто увертюра
Стремительных походов, грозных дат.

Опять вещают что-то суррогаты
И хавают плоды их племена –
С вождями измельчали сурикаты,
Испортили народы времена…

Великое монгольское Трехречье –
Онон, Аргунь и вольный Керулен,
Хранит для нас напевы и наречья
Монголов и вселенских перемен.

Протяжных песен тающие звуки
До слёз ещё нам души бередят.
В них наша жизнь, где радости и муки,
И предки нам о чём-то говорят…

13 июля 2023 года.

21 июля
Культура – это то, из чего следует развитие человека, откуда – благополучие и экономика страны. А если ничего не следует, более того, следует что-то отрицательное, то какая же это культура?

К этому времени снял довольно много видео, часть из них – трансляции. Канал здесь позволяет транслировать с любым количеством подписчиков.

26 июля
Купил билет на автобус до Чойболсана. Кстати, Балбар с Таней купили машину, что-то типа подержанного джипа. Всего за 170 тысяч наших, в России такое удовольствие стоит полтора миллиона. В общем, съездили в Баянзурх, где в Тенгер-Плаза продают билеты на восточное направление. Завтра, в 8:00 утра выезжаю в Чойболсан. Мунхдорж уже ждёт меня.
На западное направление – другой вокзал. Называется Драгон.
Потом поехал в Хаан Банк, где я заказал себе карту.

27 июля
Ровно в 8:00 комфортабельный автобус выехал из Тенгер-Плаза в Дорнод. Знакомая дорога, местами очень хорошая, местами очень плохая. Миновали Налайх, Эрдэнэ, Баганур, всюду горы, ощущение, что медленно поднимаемся наверх, на Хэнтэй. Сытно покушали в Цэнхэр Мандал. Кстати, все придорожные кафе оборудованы тёплыми туалетами.
Не доезжая до Жаргалта автобус начал хандрить, зафырчал, задёргался. Любой российский человек поймёт: «Двигатель троит. Либо соляра с водой, либо какое-то прерывание в зажигании». Но наш водитель, жолооч, давит и давит на газ, а впереди – перевал, автобус урчит с перерывами, дёргается, очень раздражён автобус. Но водитель давит на газ. Надо бы остановиться на ровном месте, высадить пассажиров, но – нет, едем рывками.
Наконец, остановились. Оказывается, водителей двое. Советуются, видимо, поняли, что соляра с водой. Тем более в последние дни Улан-Батор заливают дожди, реки вышли из берегов. Так останавливались несколько раз, но встали всё равно перед перевалом. Водители осматривают автобус, хотя надо сперва высадить пассажиров, градус наклона опасный, вдруг покатится.
Но пассажиры сами вышли и пошли пешком на перевал, откуда веяло заманчивыми запахами хушуура. Там стояла малюсенькая лавчонка, поставленная, видимо, совсем недавно. Месяца назад тут никаких чебуреков и хушууров не было. А теперь бойко торгую мать с дочерью. Связь очень плохая. У кого нет наличных отбегают наверх по склону горы, где появляется связь, и там открывают свои онлайн-банки.
Пока ели, суетились, бегали туда-сюда, ходили в кривой туалет, подъехал и встал наш автобус. Выяснилось, что ремонтировать нет смысла: воды в соляре много, и она осела. Надо вызывать другой автобус. Пассажиры отошли в стороны валунов среди зелёной травы, где появлялась связь. Кто-то сел, кто-то лёг, другие включили и уткнулись в гаджеты, начались разговоры.

Монгольская пословица гласит, что потерявшийся бурят всегда найдёт родню. Так и случилось, тут же обнаружились буряты, выяснили общих знакомых, некоторые оказались кумовьями и сватами. Началась беседа о нашей общей истории. Затем подтянулись халхи, за ними – баргуты, подошёл заинтересованный парень, сказал, что он узумчин, были среди пассажиров и дариганги. Через некоторое время выяснилось, что все мы понимаем друг друга и у нас общие темы. Более того, мы ощутили, что мы кровные родственники!
Оказалось, что парень-узумчин самостоятельно, без никакой поддержки, организации, ездит по Монголии в поисках узумчинов, он изучает историю и современность своего племени. Узнав, что я исследую историю и места проживания всех монголов, он очень воодушевился, у всех беседующих возник живой и очень большой интерес к теме. Гаджеты отключили, слушали и говорили. И я понял, что на государственном уровне такие беседы вообще невозможны… Как же я благодарен воде, оказавшейся в топливе автобуса!

Часа через четыре пассажиров разделили. Я попал в первую группу, которую переместили в автобус, следовавший в Чойболсан, вторая группа осталась в ожидании дежурного автобуса.
В Чойболсан я прибыл в час ночи. Мунхдорж терпеливо ждал меня на остановке. Оказывается, он торчал здесь почти шесть часов! Мы отправились в его квартиру, где я и уснул в мягкую кровать и проспал без снов до 12 часов дня...

28-29-30 июля
Прожил в Чойболсане четыре дня. Наверное, доставил хлопот Мунхдоржу. Мне надо было дождаться прихода из Хаан Банка моей карты. Но она так и не пришла. Прав был раздражённый Мунхдорж, который выговаривал мне, что я глупец, что надо было сдать билет на автобус и дождаться получения карты в Улан-Баторе. Вообще, он все время пеняет меня в том, что я говорю на языке халхов, когда надо говорить как он, Цыдендоржийн Мунхдоржи, на бурятском. Но я замечаю, что он стал совершенным халхом и не замечает, что говорит на халхаском языке намного круче меня, а на бурятском говорить давным-давно разучился.
Он призвал на помощь брата своей жены Дэжид, которого зовут Торжил. Дэжид была на курорте в Хубсугуле. Думаю, что она отдыхала от придирчивого Мунхдоржа. Торжил говорил на бурятском также, как и Мунхдор, сказал, что у него в Новой Заре есть родственники. Он возил меня уже второй раз, привык ко мне.
Мои друзья, почти родственники, повезли меня по достопримечательностям Чойболсана, который, я думаю, должен изучать каждый монгол, особенно – монгол, рождённый и живущий в России.
Снимал два дня. На машине и пешком. Впечатлили искусственное озеро в центре города, памятник народам, проживающим в аймаке – бурятам, халхам, баргутам, узумчинам. Многое впечатлило. Но больше всего – набережная Керулена, настоящий парк культуры и отдыха, который уходит к реке и возвышается площадкой над ней. Народ в этом парке гуляет круглосуточно, всюду памятники, игры, торговля, развлечения. Есть памятник поэту Данзангийн Нямсурену, художнику Мэлсу, с которым я был знаком. Мэлс стоит, как живой, у мольберта. Даже мольберт выглядит, как настоящий… Город на Керулена – отрада для степняков. Мы живём рядом, но почти не знаем друг друга. Жаль. А ведь многие – родственники.

31 июля
Не переубеждайте никого и никогда ни в чём. Дольше проживёте.
Вечером, в 9:30 купил билет на станции Баин-Тумэн, через полчаса сел в общий, других нет, вагон и отправился в Эрээнцав, куда прибыл около 6 часов утра. Энхбаяр уже ждал меня на станции.
Маршрут мной отработан. Разница во времени – час. Монгольское время одинаково со временем Бурятии, на час раньше читинского времени. Пока я гостил в Энхбаяра и Май-Сысык, так зовут его жену, из Новой Зари выехали Цырендаши и Сысык, через полтора часа мы уже вместе чаевали. Знакомство моё с Энхбаяром и Май-Сысык произошло ещё в майскую поездку, в этом же вагоне. И оно было настолько интересным, что напрашивается отдельный рассказ. Будет время – напишу. У них пятеро детей, семья живёт в юрте, но строят отдельный комфортабельный дом, магазин. Видно – без дела не сидят.
Кстати, со мной встретилась Одмаа, родственница моих земляков. Она увидела в кинохронике Д. Халзаева, которую я оцифровал и публикую, себя и своих родителей. Оказывается, они родственники Д. Халзаева.
В полдень я был уже дома. Поездка моя длилась 36 дней…


Рецензии