Заметки мимоходом. 1 31 августа 2023 года

1 августа
Тишина. В ушах, в мыслях. Больше месяца звучали только монгольские диалекты. Теперь – осмыслить увиденное, услышанное, зафиксировать главные моменты в контенте.

2 августа
Двор снова зарос травой. Но не так сильно. Странная погода нынче: кажется, идут дожди, реки выходят из берегов, но одновременно с этим – засуха. Триммер заждался меня, смазать, заправить леску и – за работу.

4 августа
Хорошо, что в Улан-Батор я брал ноутбук. За июль завершил выборку из разных списков бурят-монголов, жертв политических и прочих репрессий. Два года работы! Почти ослеп, но основную выборку сделал. Конечно, цельный и точный список всех бурят-монголов создать невозможно. Впереди ещё много работы. Но основная масса, поимённо, набрана и публикуется в сети. Трудился, как и всегда, совершенно один. Денег слали совсем немного, в месяц и тысячи не поступало, а иногда – ни копейки.

5 января
Собираю контент по рубрике «Монгольская тема в русской поэзии». Материала довольно много. Например:
Фридрих Миллер

Золотая Орда

Неоткрытая временем сила –
Как незримая глазом руда.
Захватила меня, полонила
Юных чувств Золотая Орда.

И с полей её чувственной брани
Не уйдешь никуда и никак,
А придет её грозный посланник
И потребует кровный ясак.

И особый мандат он предъявит,
Головой и женою возьмёт.
Странен мир этой сказки и яви,
Непосилен и мил ее гнёт.

Нет у сердца стратегий, сражений,
Коль не властны ни ум, ни года,
Коли есть ты и Демон, и Гений,
Ты и есть Золотая Орда.

Как хозяину преданный сенник,
На злачённом твоем поводу,
Я иду, зачарованный пленник,
В Золотую твою Орду…

Арсений Несмелов

* * *

Ловкий ты и хитрый ты,
Остроглазый чёрт,
Архалук твой вытертый
О коня истёрт.

На плечах от споротых
Полосы погон.
Не осилил спора ты
Лишь на перегон.

И дичал все более,
И несли враги
До степей Монголии,
До слепой Урги.

Гор песчаных рыжики,
Зноя каминок.
О колено ижевский
Поломал клинок.

Но его не выбили
Из беспутных рук.
По дорогам гибели
Мы гуляли, друг'

Раскалённый добела
Отзвенел песок,
Видно, время пробило
Раздробить висок.

Вольный ветер клонится
Замести тропу...
Отгуляла конница
В золотом степу!

Виктор Балдоржиев
(По мотивам старинных монгольских песен)

- Мой нукер!
Когда возвратишься домой,
Зайди в нашу юрту, поведай
О том, что мой меч зарастает травой,
Что я не вернулся с победой...

Скажи, что в бою горемычный убит,
Что тело гниет на чужбине,
Колчан мой блестящий, синея, лежит,
Украсив леса и равнины...

Скажи, что несчастный друзей не предал
И небо не проклял укором,
Что шлем мой железный чернеет у скал,
Покрытый осенним узором.

Скажи, что застыли, мертвея, глаза
И были слезами омыты,
Что черная длинная, плетью, коса
С травою теперь перевита!

Поведай отцу, что я был еще жив
И после пятнадцатой раны!
А матери бедной потом расскажи
Про земли, народы и страны...

В общем, монгольской темы в русской поэзии очень много.

9 августа
Свободу невозможно получить или дать. Она может быть только естественной частью человека, приобретённой им в процессе развития.

* * *
Надо понимать, что руководители стран или регионов – всего лишь проявившийся наружу диагноз или индикатор состояния общества.

12 августа
Выехал в Улан-Удэ на «Байкальские чтения», которые будут проходить с 13 по 17 августа. Кажется, буду выступать. Это уже второе литературное мероприятие за год, на которое я приглашён. Конечно, хочется съездить, повидать старых знакомых, что-то сказать людям, тем более, в Бурятии. Но, с другой стороны, участие в них – падение творчества и престижа в собственных глазах. Надо трудиться и мыслить в одиночестве, в своём далеке, в глухой провинции, как точно писал И. Бродский «И от Цезаря далёко, и от вьюги. Лебезить не нужно, трусить, торопиться. Говоришь, что все наместники – ворюги, но ворюга мне милей, чем кровопийца…»

13-16 августа
Был на «Байкальских чтениях». Видимо, Москвы ставила задачу: нагнуть бурят-монголов в сторону своих интересов, но получилось наоборот, что стало очень заметным уже в первый день форума. Остальное, всё как в советский период, по шаблону: выступления, чтения, желание показать себя, удивительно щедрое застолье, купание гостей в благодарностях и т. д. и т. п. В общем, ничего выдающегося, нового. У всякого продукта есть свои сроки. Даже говорить на эту тему не хочу, но благодарен организаторам за возможность встречи с писателями Внутренней и Внешней Монголии, с друзьями из Бурятии, присутствовать и наблюдать за процессом развития мысли в монгольском мире, несмотря на старания других сторон.
Но я чувствую, что где-то далеко, в глубине общества зреет что-то новое. Не может быть, чтобы не зрело. Но пока даже контуров этого нового не видно. Моя задача, сделать выводы и написать о своих предчувствиях…

17 августа
Утром меня в числе других гостей повезли в Иркутск, в Осинский район, где в селе Обуса проходила Гэсэриада. Еду с краеведом Алексеем Васильевичем Тиваненко и земляком, руководителем турбазы «Приононье» Баяржабом Дугаровым. Заселили нас в новую гостиницу Осы «Иноход». Спасибо организаторам и Олегу Булутову.

18 августа
Удивительная природа Обусы и потрясающая Гэсэриада, которая проходила во дворе школы. Об этом надо писать отдельный, большой, материал, что я и сделаю. Но даже тот факт, что в Обусинской школе преподавание предметов проходит на бурятском языке, говорит о великом и сохранившемся духе бурят-монголов этой местности, заставляя замолчать все другие суждения и оценки.
Я обещал написать об этом жителям. И напишу. Несколько объёмных материалов. Вообще, тема сохранения монгольского духа у западных бурят, должна быть раскрыта максимально и красочно, как пример для всех остальных монголов мира.

19 августа
Утром выехали в Иркутск. У нас с Баяржабом билеты на поезд до Читы. Конечно, заехал к своим друзьям, в кафе «Шэдитэ Ханза», где нас встретил Баир Дагбаев. Надёжный друг и младший брат. Конечно, как и всегда, нас ждало искреннее гостеприимство и обильное угощение.
На какое-то время с Баяржабом расстались: Цыбегмит Д. со своими родственниками повезли меня в Листвянку, Баяржаб отправился на встречу с дочкой и зятем. Встретились вечером на вокзале, куда привёз меня Баир Дагбаев. Мы тепло попрощались.

21 августа
Вернулся в социальные сети и блоги. Публикую материалы о поездках, осмысливаю моменты, образы, встречи, речи. Они все в памяти.
Ехор народного ансамбля «Кахинские напевы», как яркий всплеск августовских красок 2023 года, как взлёт и веер вихря бурятского разноцветья.

22 августа
Выборы сегодня – некролог власти. Наверное, надо выбрать бурят-монголов. Проверим каждого.

* * *
Сказочную феерию народного ёхора, которая развернулась 18 августа 2023 года в селе Обуса Осинского района, должен видеть весь монгольский мир.
Село Каха расположено в Кахинской долине, начинающейся с левого
склона Березового хребта. По долине протекает река Каха – правый приток реки Осы, впадающей в Ангару.
Реку Каха питают несколько речек, среди них речка Мольта, образованная каскадом одноименных ключей. Она протекает вдоль всей деревни. По-бурятски Каха звучит, как Ха;аха, то есть рассохшаяся. Естественно в народе бытует множество интересных легенд и преданий.

Названия разбросанных по долине улусов, требуют для современников разъяснений и звучат, как забытые песни: Сунгуй, Хаали айл, Голи айл , Далани айл, Тушуули айл, Барлактан, Урда зээ Булаг, Хойто зээ Булаг, Мольта, река Каха.

Бурятское население, язык и дух всегда преобладали и преобладают.
По материалам переписи 1897 года, здесь располагался улус Мольтинский с 79 хозяйствами, входивший в Бильчирское инородческое ведомство и населенный бурятами кахинского и 1-го онгоева родов ( 217 муж., 200 жен.), русскими ( 8 муж., 2 жен.), татарами (1 муж.) Под тем же названием улус показан на карте 1924-1925 гг.

Одним словом, тему надо подробно исследовать и описывать для массового читателя. Несомненно одно: здесь проживает сильнейшая часть монгольского мира.

Кстати, напомню и буду часто повторять, что Гэсэриада должна стать не всебурятским, а всемонгольским праздником.

23 августа
Странность этого лета в том, что оно прошло не дома.
Конец мая - Международный форум поэзии в Улан-Баторе, где я представлял Россию. Участвовали поэты из 12 стран. Пока осмысливаю:))
Двадцать дней дома, потом снова, весь июль, в Монголии - Улан-Батор, Чойболсан, возобновил работу ютуба, что-то снимал, общался с халхами, баргутами, узумчинами, даригангами, бурятами. С разными категориями людей: от бывших президентов и министров до обычных горожан и жителей сомонов. Задача - слушать и впитывать.
Знакомился с издательствами и типографиями Монголии. В процессе изучения издал книгу в Улан-Баторе. В твёрдом переплёте, 400 страниц.

13-17 августа - "Байкальские литературные чтения" в Улан-Удэ, радостные встречи с друзьями.
18 августа - Гэсэриада в Обусе, потрясающие воображение впечатления. Искренность во всём, а потому - никакого напряжения.
19 - Иркутск, Листвянка, общение с давними и надёжными друзьями. Потом - поезд до Читы, Агинское, дом, радостные внук и внучка. Загорелые, они сидели на заборе и ждали меня, смотря на полуденную дорогу:))...

От просторов Монголии до Братского водохранилища - таков мой путь лета 2023 года. И ни один момент не забудется, они будут теснить друг друга до тех пор, пока не изойдут в текстах и контенте, дав какие-нибудь результаты в сознании людей. Слова и дела, не имеющие результатов, бессмысленны.

Между тем, работ домашних (по двору) накопилось уйма, но и материалов набрал выше крыши. В общем, пора входить в режим. А это - физические и умственные работы. Половина на половину, плюс аэробные и силовые упражнения и чтение. Как утверждал Гёте: "Пока я есть, я должен делать что-то, и руки чешутся начать работы..."

В степи, вдали от городов и столиц. В совершенном одиночестве, без всяких обременяющих мозги обшений, мотивируя монголов мира на развитие и благо. Надо понимать, что публицистика и отчасти литература на пространстве России и других стран исчезли. У любого продукта и явления есть свои сроки хранения и использования. Чертей уже не надо делать, они рождаются и размножаются сами:)) Интересно наблюдать за процессом.
Но мы живём в XXI веке, темницы и тиски сознания рухнули.

Следовательно, надо противостоять бессмыслице, становиться фабрикой новой мысли и новой мотивации. Так бывает всегда. Информационное пространство надо заполнять живительным словом, то есть живописать историю и современность. Государства на это не способны, они всегда отстают от человека и не ставят таких задач, у них другие цели, а потому некоторые из них всё ещё не друзья и не помощники своим жителям. Значит, ты сам должен быть государством и продвигать слово с его окраин.

Как писал И. Бродский: "Если выпало в империи родиться, надо жить в глухой провинции..." Именно там и возможны - мысль, чувства, дух, всё, что должно быть у свободного человека, особенно писателя, для развития и мотивации общества.

24 августа
После праздников или взгляните на карты...
Наверное, в Монголии только в этом году узнали, что в России есть бурят-монголы, живущие и развивающиеся вне автономий и республики. Благодаря, конечно, мне. Знают ли об этом в Китае и других странах неизвестно. Даже на обширных пространствах России о нас почти не слышали. Не озвучивают.

В Усть-Орде нас считают агинскими и наоборот, а в Бурятии думают, что все бурят-монголы живут только у них. Прошу не обижаться, но, зачастую, кроме иркутских, в этих регионах молодец всегда среди овец, а возле молодца - сам овца:)) Умные поймут и рассмеются, а дураки взбеленятся. Как говорится: хочешь можешь быть Будённым, хочешь - лошадью его.
Но мы - совсем другие люди и живём совсем другой, более реальной, зачастую суровой, можно сказать, жизнью на выживаемость. И нас такое положение более чем устраивает. Быть другими мы ни за что не пожелаем, это уронит нас в наших же глазах.

Между тем, все красочные мероприятия, в основном на сцене и за счёт финансирования проектов, происходят только в национальных образованиях монголов Китая, Монголии и России. Такие мероприятия идут непрерывно, круглый год. Да и население там более активное, более предприимчивое, более образованное, более зажиточное. Прямо - марш коммунистических бригад, где "трудовые будни - праздники для нас".
Бурят-монголы вне автономии мало знают о них, но и население республики и округов мало знают о своих собратьях.

Между тем, только в моем селе Новая Заря живут около 30 процентов западных бурят, столько же хамниган, столько же агинских хори и других бурят-монголов, уроженцев районов Бурятии. Смешиваемся и выживаем вместе, в 50 километрах от Монголии, сразу за Ононом. История и современность не мифические, а реальные. Уникальность такого сообщества очевидна. Объясняется просто: село имеет историю только советского периода, естественно, вместе с ним и рухнуло...

В последнее время, лично у меня создалось ощущение, что людей заставляют жить в границах и повестках нескончаемого праздника, где укрепляются решётки и стены этнического сознания, возникает атмосфера искусственной истории, культуры, экономики и, вообще, сносной и бюджетной жизни. И это поддерживается на государственном уровне, ибо другой нет...

Кажется, что правительство и администрации регионов заняты только национальными образованиями, а жизнь большинства, где нерешаемых проблем больше, им побоку. Это особенно заметно, когда после праздников в округах или республике едешь поездом мимо ужасных станций и деревушек с падающими избами и заборами, стайками и туалетами. (Но падение общее, только скорость разная...)

Монголы, не входящие в национальные образования России (не знаю как в Китае), живут и развиваются вместе со всеми другими народами, не обласканными властями. У них стены шире, решётки подальше, потолки повыше, иногда кажется, что их и вовсе нет...

Естественно, что бывая в различных регионах, выступая на мероприятиях, я отчётливо вижу такие различия, нереальность и реальность происходящих событий. У меня более широкая панорама видения ситуации и нет никаких иллюзий ибо я отношусь к монголам России, в пространство которых входят и территории национальных образований, которые я считаю искусственными, а потому вопросы зависимости и независимости просто неуместны и смешны.

На снимках: один из баннеров Международного форума поэзии в Улан-Баторе, на котором я рассказал о бурят-монголах, живущих вне автономии. Среди друзей-поэтов из разных стран. С третьим президентом Монголии Намбарын Энхбаяром, у памятников Улан-Батора, мои друзья... Май 2023 года, музей Чингисхана, UB Grand Hotel

Также предлагаю взглянуть на карты Байкальского региона, где обозначены места со значительной или преобладающей долей бурятского населения, предоставленных Александром Андреевым, который также относится к бурятам вне автономий.

26 августа
Полёт

Воспарив от Большого Хингана,
Где тайга серебрится в снегу,
Вижу древнее темя кургана,
Слышу звучное слово Мэнгу,

Что звенит и звучит над Аргунью,
И не гаснет на сильном ветру,
И зовёт, призывает колдунью
В Цасучейском сожжённом бору.

Открываю от края до края
Я забытые наши миры,
Степь шумит под мной золотая
От горы и опять до горы…

Будто звали меня, ожидали
Величавые сосны Осы,
Балаганско-нукутские дали
Где жемчужные капли росы,

И дымок эвенкийского чума,
Тайлаганы, ночные костры,
Кутулик и Аларская дума,
Берега золотой Ангары…

Лебединая песнь над Унгою,
Где восходит Гэсэр на Хашхай,
Миражи над лесами, водою –
Обуса и гора Удагтай.

Слышу ёхор в Кахе и Онгое,
Где черёмуха буйно цветёт.
Город гуннов – монгольская Троя,
Там сяньбийка протяжно поёт.

Вижу тюркские письма Орхона,
Котловину Цайдама в цветах.
Курыкан на утёсах Ольхона,
Кукунорских тангутов в степях.

И парю я, свой мир открывая,
От гобийских песков до Аги,
От маньчжурских степей до Алтая,
От пустынь до байкальской тайги.

Будто всех возвращаю из плена.
Всё я помнил тоскою томим:
И луну на волнах Керулена,
И звезду над Ононом моим…

26 августа 2023 года

30 августа
Только глупцы говорят имена своих врагов вслух и на миру, возвышая и делая их сильнее. Умные помнят, молчат, готовятся…

31 августа
Мы живём в мире оценок, не понимая, что существует только разность. Оценивают – неразвитые, разность видят развивающиеся.

На снимке: представители племени булагат, роды - Хогой, Онгой и Онхотой, победители Гэсэриады-2023 в номинации "Лучший ёхор" - коллектив артистов села Каха Осинского района (МО "Каха-Онгойское"). Это было потрясающее представление, где гармонично смешались цвета, голоса и образы...
В центре - руководитель Гуннского Фонда Олег Игнатьевич Булутов, уроженец села Каха.


Рецензии