Миниатюры о классической литературе. Роман
1) источники произведения
2) принятие в критике
3) его последующая историческая судьба
Кроме того, иногда я останавливаюсь на
4) истории создания произведения
-- тема несколько выбивающаяся из данного ряда. Что касается самого произведения, его "внутренней жизни", то она остается здесь вне поля моего внимания.
Несмотря на кажущуюся стройность системы -- прошлое, настоящее и будущее отдельного произведения -- каждый из этих 3 составляющих имеет собственные особенности и исходит из разных принципов и идей подхода к материалу.
"РОМАН ОБ АЛЕКСАНДРЕ ВЕЛИКОМ"
http://proza.ru/2024/05/07/826
Роман об Александре Великом -- это собственно говоря не роман в современном смысле слова, а коллекция легенд и анекдотов о жизни и подвигах прославленного полководца с весьма сомнительной художественной ценностью, однако настолько популярная, что ставит под сомнение способность человечества сохранять в памяти только великое и достойное
"ОКАССЕН И НИКОЛЕТТА"
http://proza.ru/2023/09/11/385
"Окассен и Николетта" принадлежит к жанру так называемой "песни-сказки", где прозаические отрывки чередуются со стихотворными и является единственным образцом этого средневекового некогда, судя по сохранившимся косвенным сведениям, очень распространенного и популярного жанра
РАБЛЕ. "ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ"
http://proza.ru/2023/09/11/417
"Гаргантюа и Пантагрюэль" в виде народной книги бытовал во Франции задолго до Рабле и пользовался огромной популярностью. Так что когда книга вышла в 1532 году из печати, она упала на благодатную почву народной популярности. Сегодня бы с Рабле сдернули немаленькую сумму за использование чужого бренда, на который бы при всей анонимности обязательно нашелся бы хозяин. Правдоискателей не остановило бы даже то, что автор практически полностью переписал роман, и от народных героев кроме названия ничего не осталось
"ПИСЬМА ПОРТУГАЛЬСКОЙ МОНАХИНИ"
http://proza.ru/2023/09/11/422
Письма поразили тогдашнюю публику абсолютной откровенностью и тотальным самопризнанием. То что отличает их от современных откровений, так это интенсивность страсти, мощные колебания между надеждой и отчаянием, глубина и богатство эмоциональной внутренней жизни, то чего так не хватает нынешним обнажающимся: обнажились-то обнажились, а смотреть, кроме телес не на что
СЕРВАНТЕС. "ДОН-КИХОТ"
http://proza.ru/2023/09/11/425
Разные эпохи по-разному оценивали роман. Сначала он рассматривался как чисто комический. Начало XIX века в лице романтизма приписало Дон Кихоту героическое начало: правота энтузиаста-одиночки против удушающего здравого смысла. Для реалистов "Дон Кихот" стал социальным романом, а его главное достоинство виделось в правдивом изображении современной Сервантесу Испании
Д. ДЕФО. "РОБИНЗОН КРУЗО"
http://proza.ru/2023/09/11/429
Считается, что лучшие литературные идеи те, которые рождены жизнью. Но даже беглого сравнения романа с фактами достаточно, чтобы увидеть, как далеко Дефо разошелся с первоначальным материалом. Таким образом писатель воплощает некие свои идеи, внешние события служат лишь импульсом для чего
ДЖОНАТАН СВИФТ "ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА"
http://proza.ru/2023/09/11/431
Роман удивительно богат на литературные идеи: с одной стороны основанные на фольклоре и лубке -- Мальчик-с-пальчик, например, -- а с другой, сами ставшие кладезем образов и сюжетов, прочно прижившиеся в мировой литературе и не только. Страна лилипутов для русского читателя с детства ожила в очаровательном Цветочном городе с его коротышками и Незнайкой
Г. ФИЛЬДИНГ. "ИСТОРИЯ ТОМА ДЖОНСА, НАЙДЕНЫША"
http://proza.ru/2023/09/11/433
Однажды советский писатель Федин ляпнул, видать не с малого бодуна, что много говорено, как написан "Дон Кихот", но никто не скажет, как написать "Дон Кихота". Фильдинговский роман как раз создан по лекалам "Дон Кихота". При этом Фильдинг каждой из восьми частей романа предпослал вводную главу, где описывается техника создания роман типа сервантесовского, т. н. "романа дороги"
ПРЕВО. "МАНОН ЛЕСКО"
http://proza.ru/2023/09/11/435
"Манон Леско" принадлежит к не таким уж многочисленным произведениям об этом чувстве. Обычно любовь служит лишь поводом или для раскрытия социальных и иных общественных отношений либо для показа через неё внутреннего мира человека. Герои же "Манон" сами по себе довольно невыразительны. Но именно перипетии их любви и делают роман интересным
ЛЕСАЖ. "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖИЛЬ БЛАЗА"
http://proza.ru/2023/09/11/440
До Лесажа читателей было очень мало, и, соответственно, добиться славы на писательском поприще было невозможно. Лесаж стал первым, который добился известности именно как писатель. И в это же время, как черт из табакерки, возникла читающая публика.
Ш. ДЕ ЛАКЛО. "ОПАСНЫЕ СВЯЗИ"
http://proza.ru/2023/09/11/443
Лакло заявляет, что он де "хотел показать отвратительность порока". Позиция однако весьма шаткая, ибо хотя порок в конце книги и жестоко наказывается, но само это наказание преподносится как сцепление внешних случайностей и никак не вытекает из противоморальной деятельности героев. Тем более, что герои добродетельные точно так же не удовлетворены и несчастны, и именно потому что они добродетельны
И. В. ГЁТЕ. "СТРАДАНИЯ Ю. ВЕРТЕРА"
http://proza.ru/2023/09/11/449
Вся эпистолярная перипетия романа воспроизводит, кроме самоубийства, почти дословно собственную любовную историю писателя к Ш. Буфф, а большая часть текста романа -- это тексты его писем к своему приятелю Меркелю
ВАЛЬТЕР СКОТТ.
1) "АЙВЕНГО"
http://proza.ru/2023/09/11/452
В. Скотт заложил основу поэтики исторического романа:
а) исторический конфликт должен быть понятен любому читателю
б) он должен быть сведен до простого и резко очерченного противостояния: никаких полутонов, переходов, запутывающих обстоятельств
в) противоборствующие персонажи должны быть записаны в ту или иную конфликтующую сторону
г) главного персонажа, который одной ногой должен стоять в одном лагере, другой в другом.
2) "КВЕНТИН ДОРВАРД"
http://proza.ru/2023/09/11/456
Вальтер Скотт всегда определял ключевые моменты будущего произведения, и этот скелет потом наращивал мясом. Его работа была игрой, которой он забавлялся сам и забавлял будущих своих читателях, "когда я пишу, одни эпизоды разрастаются, другие сокращаются или вовсе исчезают; герои начинают играть важную или, наоборот, незначительную роль, в зависимости не от основного замысла, а от того, как они у меня получились". Но как и во всякой игре начальные и конечные пункты этой игры, а также ее ключевые моменты он определял заранее
Д. ОСТИН. "ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ"
http://proza.ru/2023/09/11/458
Современный критик Вильтшайр (Wiltshire, John) объясняет неожиданную современную популярность этого романа наряду со всеобщим маразмом к политкорректности, в частности, в отношении женского пола, также ностальгией, которая вдруг проснулась у англосаксов, в т. ч. и американцев к "старой доброй Англии"
БЕНДЖАМИН КОНСТАН. "АДОЛЬФ"
http://proza.ru/2023/09/11/465
"Адольф" -- единственное литературное произведение Б. Констана (не считая многотомной переписки, которая, как оказалось, тоже имеет громадную литценность), писавшееся им чуть ли не всю жизнь. Значит что-то было очень важное в этом недотепистом и никчемном персонаже, что Констан хотел донести до потомства. Удивительное дело: в XIX век лопался от неординарных личностей во всех сферах человеческой деятельности, включая самого Констана. Преимущественным же героем литературы была средняя неспособная к деятельности импотентная личность
У. ТЕККЕРЕЙ. "ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ"
http://proza.ru/2023/09/21/484
Как и большинство романов того времени, "Ярмарка тщеславия" писалась с "колес": вновь написанная глава тут же печаталась отдельным выпуском. Это часто приводила к поспешностям и несуразностям, что особенно сказалось в концовке романа, где между долго и мучительно шедшими друг навстречу другу любящими серцами завязывается такой тугой узел психологической драмы, что начинай писать новый роман
Ч. ДИККЕНС.
1) "КРОШКА ДОРРИТ"
http://proza.ru/2023/09/21/468
В 2000 громадную популярность на британском телевидении имела экранизация романа. Современные режиссеры тщательно до мельчайших деталей воспроизводят обстановку времени действия. И все же экранизация выглядит глянцевой и ненастоящей. Отдает музеем: "руками трогать нельзя", отчего, как и о предметах в музее, можно сказать, то же что и о героях: в них жизни нет -- все куклы восковые.
2) "БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ"
http://proza.ru/2023/09/21/476
"Возможно, строго говоря, Диккенс не имеет никаких идей о чем бы то ни было; то что у него есть, так это сочувственное участие в повседневной человеческой жизни. И то, какими он видел общественные институты, заставляло ненавидеть их как бессмысленные монументы подловатости, самодовольна, источники угнетения и насилия" (Сантаяна)
Д. МЕРЕДИТ. "ЭГОИСТ"
http://proza.ru/2023/09/21/502
То что потрясло в книге современного ей читателя -- это выворачивание наизнанку внутреннего мира персонажа, четкий и детальный анализ того, как каждый поступок -- плохой, хороший, нейтральный -- диктуется одной доминирующей страстью -- эгоизмом, маскируясь в любовь, ревность, ненависть, дружбу и т. д.
СТИВЕНСОН. "ОСТРОВ СОКРОВИЩ"
http://proza.ru/2023/09/21/504
Практически каждый роман Стивенсона снабжен ворохом самокомментариев, подробным изложением истории создания произведения. "Остров сокровищ" в этом плане типичен для его стиля работы. Писатель так часто возвращался к его творческой истории, что они настоящий шедевр писательского осмысления творческого процесса
Т. ГАРДИ. "ТЭСС ИЗ РОДА Д'УРБЕРВИЛЛЕЙ"
http://proza.ru/2023/09/21/498
Гарди стал образцом срывания камуфляжа с викторианской морали, ностальгический культ которой развивается в современной Англии
Р. КИПЛИНГ. "КИМ"
http://proza.ru/2023/09/21/507
С материалом у писателя проблем не было: зарисовки, сценки, второстепенные персонажи, составлявшие в совокупности целый мир, даже отдельные детали -- все у него было с самого начала в наличии, и все это без изменения вошло в окончательную редакцию романа. Проблема для Киплинга, великолепного рассказчика, но плохого философа, стояла в композиции, в той объединяющей идее, которая смогла бы воедино связать весь этот обширный разноликий материал
Д. ГОЛСУОРСИ. "САГА О ФОРСАЙТАХ"
http://proza.ru/2023/09/21/512
Голсуорси был таким писателем, который никак не мог работать без редактора. Кто-то его должен был поддерживать, хвалить, а иногда и поругивать. У Голсуорси, кроме жены Ады, чьи взвинченные советы только портили роман, был и критик Гарнет, советы которого очень помогли писателю, особенно в части композиции
ДЖЕК ЛОНДОН. "МОРСКОЙ ВОЛК"
http://proza.ru/2023/09/22/250
Несмотря на сильно переиначенный в угоду голливудскому мелодраматизму сюжет романа, режиссер М. Куртвиц не просто читал, а штудировал его. Но искал он в нём не сюжетных ходов, а упивался описанием морских сцен. И все его главные усилия как режиссера были направлены именно на воссоздание образа моря
СТЕНДАЛЬ. "КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ"
http://proza.ru/2023/09/21/297
Стендаль всю жизнь вел дневник, скорее вымышленную романную, чем действительную историю своей жизни, делал психологические и социальные зарисовки, продумывая их, возвращаясь к любимым темам по многу раз. Так что весь материал у него постоянно был под рукой, и роман скорее составлялся из всегда готовых к употреблению блоков, чем писался
В. ГЮГО.
1) "СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ"
http://proza.ru/2023/09/21/287
Громадная популярность "Собора" во Франции подстегнула растущий интерес к средневековой архитектуре и превратила так называемое "Готическое движение", выступавшее за сохранение и реставрацию сооружений прошлого и существовавшее с конца XVIII века, в массовое. Именно "Собору" мы обязаны тем, что многие памятники прошлого были спасены от уничтожения, и к ним проявляется в наше время хоть какие-то забота и внимание
2) "ОТВЕРЖЕННЫЕ"
http://proza.ru/2023/09/21/486
Обеспечив издательскую часть, Гюго очень много внимания уделил раскрутке романа. Всякий большой или популярный писатель -- это целый институт, вокруг которого кормится масса мелких сошек. Для продвижения своих книг у Гюго была целая команда: Поль Мерис, Огюст Вакери, и родственники -- мадам Гюго и сын Шарль. Сам писатель не стоял в стороне. Почти одновременно с работой своего штаба он написал целый ворох писем, где попросил высказаться по мере выхода книги практически всех тогдашних знаменитых писателей
ДЮМА. "ТРИ МУШКЕТЕРА"
http://proza.ru/2023/09/21/288
И хотя писатель был фантазером и сочинителем небылиц, однако в его романах, как теперь выясняют историки, гораздо больше подлинной истории, чем это принято считать. В частности, знаменитая история с подвесками -- это, конечно, известный эпизод из "Мемуаров" Ларошфуко, но и миледи и Рошфор, которых считали сплошным вымыслом, оказалось, имели вполне реальных прототипов
Г. ФЛОБЕР. "МАДАМ БОВАРИ"
http://proza.ru/2023/09/21/299
Флобер с детства видел себя писателем возвышенным, насквозь романтичным. Но ничего у него не получалось. И вот друзья посоветовали: "А ты напиши историю простой провинциальной барышни". Флобер долго сопротивлялся, но все же в шутку уступил и набросал несколько эпизодов. Однако работа захватила его, растянувшись на несколько лет , и в результате получилось то, что мы имеем теперь под титулом "Мадам Бовари".
Ж. ВЕРН. "ВОКРУГ СВЕТА В 80 ДНЕЙ"
http://proza.ru/2023/09/21/496
Действие своего романа Ж. Верн не только рассчитал по датам, но и дал скрупулезное описание железных дорог и пароходов. Спонсором издания выступили транспортные компании, которые снабдили писателя всем необходимым материалом.
Б. П. ГАЛЬДОС. "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭПИЗОДЫ"
http://proza.ru/2023/09/21/515
Гальдос очень сочно описал Мадрид. Ещё студентом сбежав с лекций, он бродил по улицам, площадям и переулкам, часами простаивал в Прадо у полотен великих мастеров. Но и облазил все мадридские помойки, любил базары, не пропускал ни одного увеселения, ярмарки и балагана. Часами читал местные газетенки, особенно разделы объявлений и городских происшествий.
Э. ДЕ КЕЙРОШ. "ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПАДРЕ АМАРЕ"
http://proza.ru/2023/09/21/518
"Отдохните малость от грубого изучения человеческой реальности. Давайте вместо этого отправимся в луга Мечты и побродим среди голубых романтических холмов, там где стоял заброшенные башни Сверхнатурального, где холодные мхи льнут к руинам идеализма. Короче, давайте немножко предадимся фантазии," -- писал Э. де Кейрош, объясняя смысл своих романов и повестей
КЕЛЛЕР. "ЗЕЛЕНЫЙ ГЕНРИХ"
http://proza.ru/2023/09/21/494
"Впервые я читал 'Зеленого Генриха' еще пацаном, читал так, что общее схватывалось каждым единственным штрихом. С тех пор я всю свою жизни возвращаюсь к отдельным эпизодам книги и 'эту любовь мне не победить'" (Т. Манн)
Т. МАНН. "БУДДЕНБРОКИ"
http://proza.ru/2023/09/21/520
В Любеке, на материале которого писался роман, он поначалу был воспринят как карикатура на местное общество. По городу ходили шпаргалки, где указывалось, кто скрыт под тем или иным романным персонажем. Т. Манн на это огрызнулся: "Не спрашивайте, кто бы это мог быть... Не говорите никогда, что вот здесь изображен я, а вот там этот. Это только высказывания художника на вашем материале. Не пачкайте своими аплодисментами и шипением его свободу".
Г. СЕНКЕВИЧ. "КАМО ГРЯДЕШИ?"
http://proza.ru/2023/09/21/525
Работая над романом, Сенкевич, в общем-то специалист по польской истории, не выходивший до того из сюжетных рамок своей родины, внимательно изучал материалы по римской истории, и прежде всего труды римского историка Тацита, очень красочно описавшего времена Нерона
Д. ДЖОЙС. "УЛИСС"
http://proza.ru/2023/09/22/253
Несмотря на детальную погруженность в Дублин, роман перенапичкан огромным количеством исторических, философских, литературных и культурных аспектов, благодаря чему представляет собой благодатную почву для исследователей и комментаторов. Под их неуемной энергией Дублин Джойса превратился в романе в символ всего мира, Блум - мужчины как такового, его жена воплощает в себе образ всех женщин, один летний день - все времена на земле
АГАТА КРИСТИ. "ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ"
http://proza.ru/2023/09/22/282
В 1943 г писательница переделала свой роман под пьесу. Сюжет пришлось изменить, ввести любовную линию, причем полюбившая друг друга пара, во-первых, уцелела, а во-вторых, оказалась невиновной. Что поделаешь, тот жестокий и неумолимый рок, идею которого писательница целеустремленно воплощала в романе, не мог прийтись по вкусу благопристойному обывателю
Г. ГРИН. "ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ"
http://proza.ru/2023/09/22/283
Роман раскрывает читателю глаза на политику, которую пыталась вести тогдашняя Америка (тогда еще держава только примеривающаяся на роль мирового лидера) в странах третьего мира. Теперь Америка стала силой, но их методы проникновения в другие страны остались почти теми же: мягко стелить, да потом жестко спать. Мы это прошли в 1990-е с Соросовским фондом и гуманитарной помощью. А чуть позже Юголавия, Ирак, Афганистан, Ливия... гуманитарными бомбардировками
Т. ДРАЙЗЕР. "АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ"
http://proza.ru/2023/09/22/256
В романе американского писателя изображена судьба простого американского парня, увлеченного, обманутого мифом т. н. "американской мечты", то есть идеи, что "каждый сам кузнец собственного счастья", а Америка -- как никакая другая страна в мире предоставляет для этого всем равные возможности
М. МИТЧЕЛЛ. "УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ"
http://proza.ru/2023/09/22/275
Один из современных критиков обозвал "Унесенных ветром" романом "лунного света и магнолий", совершенно игнорирующим реальный Юг с его рабством и отсталостью. Митчелл очень задевало пренебрежительное отношение к ней критики. Размышляя о своем романе, она писала: "Каждая страна [в Европе] имеет свой недавний опыт войны, оккупации, поражения, и люди в каждой стране прилагают опыт персонажей моего романа к себе. Надеюсь, что именно этот опыт, а не "лунный свет и магнолии" -- причина такого успеха романа"
Э. ХЕМИНГУЭЙ. "ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ"
http://proza.ru/2023/09/22/272
Соотношение романа и экранизации -- типичный для Америки пример, как киноиндустрия броской формой выхолащивает неудобное содержание. Хотя действие фильма и происходит в годы Первой мировой войны, он полностью фокусируется на любовной истории -- у Хемингуэя именно военные сцены занимают, а знаменитая битва у Изонцо, становится таким же стержневым пунктом романа, как и Бородинское сражение в "Войне и мире"
Д. СТЕЙНБЕК. "ГРОЗДЬЯ ГНЕВА"
http://proza.ru/2023/09/22/279
Роман при своем появлении вызвал бурю эмоций в стране. Современный исследователь творчества писателя заметил: "'Гроздья гнева' скорее всего самый придирчиво читаемый и дискутируемый -- в критике, обзорах, радио и телевидении, в университетских аудиториях роман XX века в американской литературе". По выходе многие с надеждой и сочувствием приветствовали роман как правдивое слово о судьбах обездоленных
Т. МАНН. "ЛОТТА В ВЕЙМАРЕ"
http://proza.ru/2023/09/22/262
Гете, описав свой неудачный любовный опыт, сбросил этот груз со своих плеч. Прошлое для него стало безвозвратным прошлым. Часто художник, поэт, описывая свою жизнь, благодаря этому избавляется от комплексов, избывает из себя, так сказать, негатив.
Ф. КАФКА. "ЗАМОК"
http://proza.ru/2023/09/22/265
"Читая книгу, видишь, что там никакой сюжетной развязки и в принципе не может быть. Да, есть завязка. Но далее действие развивается по обычному для Кафки принципу движения без движения, бесконечного сновидного смещения, скольжения, где все зыбко и где ни в чем нельзя быть уверенным"
Я. ГАШЕК "ПОХОЖДЕНИЯ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА ВО ВРЕМЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ"
http://proza.ru/2023/09/22/269
Швейк превратился в хрестоматийный образец, этакий добродушный бонвиван пражских предместий с устремленностью на "поесть, поспать и посрать". Либо же бравого солдата использовали в политической пропаганде. Сегодня из Швейка на родине сделали культовую фигуру. Знаменитый кабачок "У Келиха", где Швейк назначил своему другу Водичке встречу "в 6 часов после войны" сегодня разжирел в фешенебельный ресторан, куда богатых посетителей зазывает добродушная морда Швейка и куда его самого не пустили бы ни под каким видом
М. ЛЕРМОНТОВ. "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
http://proza.ru/2023/09/21/291
Советской литературной критикой подчеркивалось, что во всех нехороших свойствах своей натуры виноват не герой, а общественное устройство. Печорин -- жертва порядков, царящих в николаевской России. Однако даже поверхностное знакомство с романом как-то изымало подобные суждения из сознания. Как ни крути, а личность "героя нашего времени" -- малосимпатичная
Л. Н. ТОЛСТОЙ. "ВОЙНА И МИР".
http://proza.ru/2024/11/06/423
1) Проблема источников
http://proza.ru/2023/09/21/489
Мамардашвили как-то сказал: "Ведь не только 'Война и мир' строилась всей Россией, но и Россия строилась 'Войной и миром'". Точнее не скажешь: столько источников, книг, устных рассказов (о чем говорить, если Толстой перед написанием глав о Бородинской битве поехал на место сражения и все рассмотрел на месте, всех, кого еще застал живых с 1812 г, расспросил), но главное частных документов пошло на создание романа. Сов литературовед С. Г. Бочаров написал целую книгу страниц этак в 500, где лишь мельком сумел пройтись по источникам романа
2) Юмор в романе
Французский язык -- во втором томе, употребляемый гораздо реже, является там одним из источников стилистического юмора. Напыщенный, высокопарный, манерный он всегда во втором томе противостоит простому и ясному русскому языку. Современный русский читатель многое теряет при чтении "Войны и мира" от незнания французского языка
3) О толстовской иронии
4) Эпический характер юмора писателя
5). Философский аспект романа
6) Понимание Львом Толстым исторического процесса
7) Лев Толстой о свободе воли
8) Характер идеализации в "Войне и мире"
9). Эпические герои Льва Толстого
10) Сравнительные характеристики Кутузова и Наполеона
А. ФАДЕЕВ. "РАЗГРОМ"
http://proza.ru/2023/09/22/286
то, что власти открыто признали Фадеева, следует считать знаковым событием: молодой советской литературе, стоявшей в 1920-е гг на распутье, был указан путь ни модернизма, ни специфического левого искусства, ни социалистического романтизма, а псевдореализма, позднее окрещенного "социалистическим".
"Разгром" был признан образцовым произведением, и по нему, как по лекалу, пеклись пирожки советских литературы, кино, театра, живописи...
Н. ОСТРОВСКИЙ. "КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ"
http://proza.ru/2023/09/22/289
"Корчагин подчинил всю свою жизнь интересам общества, но его яркая индивидуальность не была принесена в жертву государству". Он сознательно приходит к большевикам и сознательно подчиняет себя партийной дисциплине
В. ШУКШИН. "Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ"
http://proza.ru/2023/09/22/294
Василий Макарович продолжает образом Разина свою галерею чудиков. Разин чудит своими походами, своими театрализованными пьянками; бунт -- и тот своего рода чудачество. А нормальные люди представлены соратниками атамана, которым понятно, что можно рискнуть головой за барахло, но непонятно, зачем подставлять свою башку ради воли. Другой тип нормального человека особенно злобно описанный писателем -- это начальники: воевода Прозоровский и главный антагонист Стеньки донской старшина.
* * *
Если рассматривать произведение с точки зрения его источников, то основной идеей я предполагаю, что каждое произведение -- это синтез предшествующего культурного развития и целиком обращено в прошлое. Оно -- конец истории, за которым нет ничего. Понятие источника также нуждается в объяснении.
Нет смысла, на мой взгляд, подробно исследовать: что автор читал, где и когда, и что и каким образом он ввел в свой текст. (Подобный подход, конечно, сам по себе любопытен, и я его касаюсь в своей 4-ой рубрике "творческая история произведения"). Важнее обнаружить, что там есть и откуда. Понять же как это попало туда в извилистых переплетениях исторических фактов, большинство из которых скрыто от документального подтверждения, не столь уж важно. Если можно это сделать -- ради бога, нет -- и не надо. Такая пунктиром прочерченная история даст гораздо более ясный взгляд, чем подробное нанизывание фактов.
Из всех литературных феноменов (язык, образ, жанр) особое внимание в заметках обращается на сюжет. Не потому что он наиболее важен, а потому что он мне наиболее интересен. Плюс к этому, мне кажется он многими недооценивается именно как культурный феномен. Предполагается, что культурное достояние -- это т. н. шедевры. Однако мало кто к ним обращается напрямую, мало кто читает классику (а научную похоже вообще никто не читает: по крайней мере, мне пока не удалось среди докторов с кандидатами встретить человека, который бы знал, что написали Галилей или Лейбниц; о чтении же даже речи не идет). И тем не менее она продолжает влиять и держать в плену наши умы и определять способ действия. Мало кто думает, что, например, роман сам по себе, своей формой -- это удивительное культурное явление, благодаря которому даже какой-нибудь провинциальный Пупкин умудряется связно выразить свои мысли и что-то сказать о жизни.
Влияние литературного произведения на последующее развитие предполагает, напротив, что оно -- это как акт творения: начало всего, нечто возникшее из головы создателя в готовом виде. Ничего до этого не было: хаос, мрак. Именно с возникновения этого произведения и начинается его история. С нуля. Все, что привело к его созданию уже не имеет значения. Поэтому мысли типа "Данте был первым поэтом Нового времени и последним средневековья" отметаются мною с порога.
При этом в настоящих заметках я пытаюсь понять, какова жизнь произведения. Само собой всякие там "это не подлинный Пушкин", "Лев Толстой имел в виду совсем другое" и т. п. даже не имеют права на существование (разумеется, в моих заметках). История такова, какова она есть. И если все знают, что Пушкин сказал "любви все возрасты покорны", то он так и сказал и только это важно, это и есть, если хотите "подлинный Пушкин". Разумеется, пока история не сделает финт ушами и вдруг не изменит своего взгляда, добавив:
"Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
...Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след"
Что касается, современности создания произведения, то это всегда событие, в жизни маленького своего мирка, либо большого мира, и потому и рассматривается как событие. Часто анализ произведения начинают с обрисовки социально-политической (как советское литературоведение) или духовной атмосферы времени. Но что такое "атмосфера времени", как не совокупность этих самых событий, в том числе и события данного произведения? То есть чтобы понять произведение, мы должны понять атмосферу, а воссоздать атмосферу мы может только внимательно изучив факты, в том числе и на основе данного произведения.
Поэтому событие я пытаюсь трактовать именно как событие, то есть совокупность относящихся к данному произведению фактов: когда оно появилось, как было встречено, каковы отклики. Особый интерес вызывает, что любое произведение возникает как бы в сопровождении целого выводка себе подобных. Речь идет не о влиянии, а именно о независимом появлении сходных культурных феноменом. Так, когда Л. Толстой писал свою "Войну и мир", Гальдос создавал свои "Национальные эпизоды", появились несколько трудов французских историков, ставших классическими, как раз посвященных наполеоновским войнах, с которыми Л. Толстой очень дотошный к источникам либо не успел даже познакомиться, либо учесть в своем романе.
Написать полную историю литературного произведения -- задача просто непосильная. В самом дешевом романе или даже рассказе столько воткнуто от предшествующего развития, что ученому человечеству никогда до конца не распутать этого клубка (возьмите простую шариковую авторучку и попытайтесь понять, что в ней заложено: перед пытливым умом здесь раскроется вся история техники, вплоть до египетских пирамид). Поэтому я выбираю лишь отдельные эпизоды. Но не только длиной заметок определяется этот подход.
Литературное произведение -- это целый мир, зацикленный на себя самого. У этого самодостаточного мира нет истории. Оно существует таким, каким оно существует. Историей же обладают отдельные его элементы. И только на эти элементы я и обращаю внимание, выбирая их в соотв со своими вкусами и пристрастиями.
Свидетельство о публикации №223091100320