Миниатюры о художественной литературе. Роман
1) источники произведения
2) принятие в критике
3) его последующая историческая судьба
Кроме того, иногда я останавливаюсь на
4) истории создания произведения
-- тема несколько выбивающаяся из данного ряда. Что касается самого произведения, его "внутренней жизни", то она остается здесь вне поля моего внимания.
Несмотря на кажущуюся стройность системы -- прошлое, настоящее и будущее отдельного произведения -- каждый из этих 3 составляющих имеет собственные особенности и исходит из разных принципов и идей подхода к материалу.
"РОМАН ОБ АЛЕКСАНДРЕ ВЕЛИКОМ"
http://proza.ru/2024/05/07/826
"ОКАССЕН И НИКОЛЕТТА"
http://proza.ru/2023/09/11/385
РАБЛЕ. "ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ"
http://proza.ru/2023/09/11/417
"ПИСЬМА ПОРТУГАЛЬСКОЙ МОНАХИНИ"
http://proza.ru/2023/09/11/422
СЕРВАНТЕС. "ДОН-КИХОТ"
http://proza.ru/2023/09/11/425
Д. ДЕФО. "РОБИНЗОН КРУЗО"
http://proza.ru/2023/09/11/429
ДЖОНАТАН СВИФТ "ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА"
http://proza.ru/2023/09/11/431
Г. ФИЛЬДИНГ. "ИСТОРИЯ ТОМА ДЖОНСА, НАЙДЕНЫША"
http://proza.ru/2023/09/11/433
ПРЕВО. "МАНОН ЛЕСКО"
http://proza.ru/2023/09/11/435
ЛЕСАЖ. "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖИЛЬ БЛАЗА"
http://proza.ru/2023/09/11/440
Ш. ДЕ ЛАКЛО. "ОПАСНЫЕ СВЯЗИ"
http://proza.ru/2023/09/11/443
И. В. ГЕТЕ. "СТРАДАНИЯ Ю. ВЕРТЕРА"
http://proza.ru/2023/09/11/449
ВАЛЬТЕР СКОТТ. "АЙВЕНГО"
http://proza.ru/2023/09/11/452
В. СКОТТ. "КВЕНТИН ДОРВАРД"
http://proza.ru/2023/09/11/456
Д. ОСТИН. "ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ"
http://proza.ru/2023/09/11/458
БЕНДЖАМИН КОНСТАН. "АДОЛЬФ"
http://proza.ru/2023/09/11/465
У. ТЕККЕРЕЙ. "ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ"
http://proza.ru/2023/09/21/484
Ч. ДИККЕНС. "КРОШКА ДОРРИТ"
http://proza.ru/2023/09/21/468
Ч. ДИККЕНС. "БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ"
http://proza.ru/2023/09/21/476
Д. МЕРЕДИТ. "ЭГОИСТ"
http://proza.ru/2023/09/21/502
СТИВЕНСОН. "ОСТРОВ СОКРОВИЩ"
http://proza.ru/2023/09/21/504
Т. ГАРДИ. "ТЭСС ИЗ РОДА Д'УРБЕРВИЛЛЕЙ"
http://proza.ru/2023/09/21/498
Р. КИПЛИНГ. "КИМ"
http://proza.ru/2023/09/21/507
Д. ГОЛСУОРСИ. "САГА О ФОРСАЙТАХ"
http://proza.ru/2023/09/21/512
ДЖЕК ЛОНДОН. "МОРСКОЙ ВОЛК"
http://proza.ru/2023/09/22/250
СТЕНДАЛЬ. "КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ"
http://proza.ru/2023/09/21/297
В. ГЮГО. "СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ"
http://proza.ru/2023/09/21/287
В. ГЮГО. "ОТВЕРЖЕННЫЕ"
http://proza.ru/2023/09/21/486
ДЮМА. "ТРИ МУШКЕТЕРА"
http://proza.ru/2023/09/21/288
Г. ФЛОБЕР. "МАДАМ БОВАРИ"
http://proza.ru/2023/09/21/299
Ж. ВЕРН. "ВОКРУГ СВЕТА В 80 ДНЕЙ"
http://proza.ru/2023/09/21/496
Б. П. ГАЛЬДОС. "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭПИЗОДЫ"
http://proza.ru/2023/09/21/515
Э. ДЕ КЕЙРОШ. "ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПАДРЕ АМАРЕ"
http://proza.ru/2023/09/21/518
КЕЛЛЕР. "ЗЕЛЕНЫЙ ГЕНРИХ"
http://proza.ru/2023/09/21/494
Т. МАНН. "БУДДЕНБРОКИ"
http://proza.ru/2023/09/21/520
Г. СЕНКЕВИЧ. "КАМО ГРЯДЕШИ?"
http://proza.ru/2023/09/21/525
Д. ДЖОЙС. "УЛИСС"
http://proza.ru/2023/09/22/253
АГАТА КРИСТИ. "ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ"
http://proza.ru/2023/09/22/282
Г. ГРИН. "ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ"
http://proza.ru/2023/09/22/283
Т. ДРАЙЗЕР. "АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ"
http://proza.ru/2023/09/22/256
М. МИТЧЕЛЛ. "УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ"
http://proza.ru/2023/09/22/275
Э. ХЕМИНГУЭЙ. "ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ"
http://proza.ru/2023/09/22/272
Д. СТЕЙНБЕК. "ГРОЗДЬЯ ГНЕВА"
http://proza.ru/2023/09/22/279
Т. МАНН. "ЛОТТА В ВЕЙМАРЕ"
http://proza.ru/2023/09/22/262
Ф. КАФКА. "ЗАМОК"
http://proza.ru/2023/09/22/265
Я. ГАШЕК "ПОХОЖДЕНИЯ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА ВО ВРЕМЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ"
http://proza.ru/2023/09/22/269
М. ЛЕРМОНТОВ. "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
http://proza.ru/2023/09/21/291
Л. Н. ТОЛСТОЙ. "ВОЙНА И МИР".
Проблема источников
http://proza.ru/2023/09/21/489
Юмор в романе
http://proza.ru/2023/10/04/210
А. ФАДЕЕВ. "РАЗГРОМ"
http://proza.ru/2023/09/22/286
Н. ОСТРОВСКИЙ. "КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ"
http://proza.ru/2023/09/22/289
В. ШУКШИН. "Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ"
http://proza.ru/2023/09/22/294
Если рассматривать произведение с точки зрения его источников, то основной идеей я предполагаю, что каждое произведение -- это синтез предшествующего культурного развития и целиком обращено в прошлое. Оно -- конец истории, за которым нет ничего. Понятие источника также нуждается в объяснении.
Нет смысла, на мой взгляд, подробно исследовать: что автор читал, где и когда, и что и каким образом он ввел в свой текст. (Подобный подход, конечно, сам по себе любопытен, и я его касаюсь в своей 4-ой рубрике "творческая история произведения"). Важнее обнаружить, что там есть и откуда. Понять же как это попало туда в извилистых переплетениях исторических фактов, большинство из которых скрыто от документального подтверждения, не столь уж важно. Если можно это сделать -- ради бога, нет -- и не надо. Такая пунктиром прочерченная история даст гораздо более ясный взгляд, чем подробное нанизывание фактов.
Из всех литературных феноменов (язык, образ, жанр) особое внимание в заметках обращается на сюжет. Не потому что он наиболее важен, а потому что он мне наиболее интересен. Плюс к этому, мне кажется он многими недооценивается именно как культурный феномен. Предполагается, что культурное достояние -- это т. н. шедевры. Однако мало кто к ним обращается напрямую, мало кто читает классику (а научную похоже вообще никто не читает: по крайней мере, мне пока не удалось среди докторов с кандидатами встретить человека, который бы знал, что написали Галилей или Лейбниц; о чтении же даже речи не идет). И тем не менее она продолжает влиять и держать в плену наши умы и определять способ действия. Мало кто думает, что, например, роман сам по себе, своей формой -- это удивительное культурное явление, благодаря которому даже какой-нибудь провинциальный Пупкин умудряется связно выразить свои мысли и что-то сказать о жизни.
Влияние литературного произведения на последующее развитие предполагает, напротив, что оно -- это как акт творения: начало всего, нечто возникшее из головы создателя в готовом виде. Ничего до этого не было: хаос, мрак. Именно с возникновения этого произведения и начинается его история. С нуля. Все, что привело к его созданию уже не имеет значения. Поэтому мысли типа "Данте был первым поэтом Нового времени и последним средневековья" отметаются мною с порога.
При этом в настоящих заметках я пытаюсь понять, какова жизнь произведения. Само собой всякие там "это не подлинный Пушкин", "Лев Толстой имел в виду совсем другое" и т. п. даже не имеют права на существование (разумеется, в моих заметках). История такова, какова она есть. И если все знают, что Пушкин сказал "любви все возрасты покорны", то он так и сказал и только это важно, это и есть, если хотите "подлинный Пушкин". Разумеется, пока история не сделает финт ушами и вдруг не изменит своего взгляда, добавив:
"Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
...Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след"
Что касается, современности создания произведения, то это всегда событие, в жизни маленького своего мирка, либо большого мира, и потому и рассматривается как событие. Часто анализ произведения начинают с обрисовки социально-политической (как советское литературоведение) или духовной атмосферы времени. Но что такое "атмосфера времени", как не совокупность этих самых событий, в том числе и события данного произведения? То есть чтобы понять произведение, мы должны понять атмосферу, а воссоздать атмосферу мы может только внимательно изучив факты, в том числе и на основе данного произведения.
Поэтому событие я пытаюсь трактовать именно как событие, то есть совокупность относящихся к данному произведению фактов: когда оно появилось, как было встречено, каковы отклики. Особый интерес вызывает, что любое произведение возникает как бы в сопровождении целого выводка себе подобных. Речь идет не о влиянии, а именно о независимом появлении сходных культурных феноменом. Так, когда Л. Толстой писал свою "Войну и мир", Гальдос создавал свои "Национальные эпизоды", появились несколько трудов французских историков, ставших классическими, как раз посвященных наполеоновским войнах, с которыми Л. Толстой очень дотошный к источникам либо не успел даже познакомиться, либо учесть в своем романе.
Написать полную историю литературного произведения -- задача просто непосильная. В самом дешевом романе или даже рассказе столько воткнуто от предшествующего развития, что ученому человечеству никогда до конца не распутать этого клубка (возьмите простую шариковую авторучку и попытайтесь понять, что в ней заложено: перед пытливым умом здесь раскроется вся история техники, вплоть до египетских пирамид). Поэтому я выбираю лишь отдельные эпизоды. Но не только длиной заметок определяется этот подход.
Литературное произведение -- это целый мир, зацикленный на себя самого. У этого самодостаточного мира нет истории. Оно существует таким, каким оно существует. Историей же обладают отдельные его элементы. И только на эти элементы я и обращаю внимание, выбирая их в соотв со своими вкусами и пристрастиями.
Свидетельство о публикации №223091100320