Ученые о религиозности казаков

Привожу мнение ученых историков о религиозности казаков. Я отдаю предпочтение ученым историкам, а не фантазерам, выдающим ветер в своей голове за исторические факты.

А.В. Сопов

РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАЗАЧЕСТВА: МИФЫ И ФАКТЫ

Религиозная классификация указывает на один из механизмов объединения людей в этносы и, соответственно, возникновения границ между различными народами. Межрелигиозные различия могут указывать также на межцивилизационные различия. При этом не столь важно, какова доля верующих среди того или иного народа. Этические нормы, концентрирующиеся в религии и определяющие особенности данной цивилизации, воздействуют на культуру народа (как традиционную так и профессиональную) и через нее передаются последующим поколениям.
Духовная культура русских предков казаков нам известна мало. О ней мы можем судить, в основном, по данным религии. Православность, истовая религиозность донских казаков (как и других казачьих групп) считается общим местом, хорошо известным фактом. Однако, на самом деле, не все так ясно с религиозностью, а православное христианство имело у казаков и их предков свою весьма непростую историю.
В XIV в., судя по документам , мы еще видим подчинение протоказачьих общин (так называемых червленоярцев, севрюков и других) православным епископам и митрополитам без каких-либо признаков уклонения от официального византийского православия. Возможно, что такое положение сохранялось до конца существования Сарайской епархии.
Но донские казаки все в целом, с самых первых сообщений о них в XVI в. , появились на сцене как сектанты, считавшие себя православными христианами, но фактически не признававшие московскую православную церковь. Не только после раскола, когда в конце XVII в. большая часть донских казаков примкнула к старообрядцам, но и до раскола у них не было ни контролируемого Москвой духовенства, ни храмов, освященных и официально признанных московским церковным начальством, ни церковного брака, который казаки принципиально отвергали, — все это распространилось лишь в XVIII в., в основном, насколько можно понять, принудительно, после подавления Булавинского восстания. Вместе с тем, имеется много сведений о сохранении у донских казаков до XVIII в. некоторых обрядов, сильно напоминающих языческие, и специфических ритуалов гражданского брака и развода .
Е.П. Савельев, автор выразительной, хотя, вероятно, еще далеко не полной сводки по данному вопросу, объясняет все эти явления пережитками восточнославянского язычества, занесенными в конце XVв. беженцами из Новгорода . Но думается, что главное не в этом. Более вероятно, что не столько некоторые группы донских казаков в период с XIV до конца XVI вв. почему-то уклонились от православия в язычество, сколько изменилось отношение московской церкви к казачьему православию.
Специфика казачества накладывала существенный отпечаток на его своеобразную религиозность. Она не бы¬ла ни пламенной, ни убежденной. Это была религиозность, не требующая внешних форм выражения — обязательных и строго соблюдаемых ритуалов культовой обрядности. Иначе говоря, она не нуждалась в опоре на посто¬янную персеверацию (настойчивое повторение) религиозной идеи, в опоре на воспроизводство культовой знаковой системы.
Внутри казачьей среды сталкивались и взаимодействовали все ми¬ровые религии. Во многом поэтому казачья религиозность проявлялась, как уже было сказано, не во внешних церковных ритуалах, а носила характер ощущения внутренней связи человека с Богом, неритуали¬зированной и нерегламентируемой, которая могла существовать только в условиях устойчивой, традиционной веротерпимости, когда религиозная предвзятость могла вызвать распад единства казачьей общины. Примечательно, что первое культовое здание русской православной церкви было сооружено в казачьих землях лишь в сере¬дине XVII в., а точнее в 1652 г. — это собор Воскресения Христова .
Приведенные рассуждения объясняют и факт, вскрытый во время инспекции донских церквей столетие спустя после сооружения первого храма — в 1764 г., когда оказалось, что в большинстве из них служ¬ба не велась по обрядовым нормам, отсутствовали необходимые церковные реквизиты, не хватало подготовленных кад¬ров, культовое имущество находилось в ветхом состоянии, нарушались элементарные правила гигиены, а сами священнослужители не отличались высотою нравов, устраивая свои «делишки» и укрепляя дружбу с «зеленым змием» . 
В Черкасском и Медведицком заказах из 84 храмов только в 2-х не отмечалось никаких недостатков. Эта часть Воронежской епархии охватывала основные территории Области Войска Донского. В Хоперском заказе из 42 храмов не имели заме¬чаний только 17, что объясняется близостью заказа к центру епархии. Примечательно, что одним из самых распространенных недостатков названо изображение двоеперстия на церковных иконах . Материалы инспекции дают обстоятельную картину третьестепенного положения Русской православной Церк¬ви на Дону.
То, на что центр обращал внимание как на необходимое условие этнического единства, в донских землях, на транспериферии российского государства отнюдь не воспринималось как обязательное. Скорее даже наоборот, единство социальной общности поддерживалось традиционной веротерпимостью и «Богом в душе». Лишь с начала XIX в. усиливается влияние «казенного православия», в связи с жесткой регламентацией жизни казачества как военно-служилого сословия. Таким образом, исключительная православность казачества — это миф. Миф, созданный в XIX в. Миф выгодный, прежде всего, политическому режиму.
О культуре татарской части населения протоказачьих общин мы знаем еще меньше, чем о культуре русских. Можно лишь догадываться, что если русские испытывали многообразные воздействия золото¬ордынской культуры, то и татары, жившие по соседству и в условиях единой системы хозяйства с русскими, тоже не оставались невосприимчивыми к их культурным влияниям. Можно также предполагать, что православное христианство у крещеной части битюгских татар в сочетании с сохранением полукочевого быта и при соседстве мусульман и даже, пусть в течение недолгого времени, буддистов должно было иметь довольно экзотическую форму.
Может быть, неплохим портретом православного татарина-протоказака могло бы служить изображение пешего воина с монголоидными чертами лица в доспехе и с копьем в качестве Георгия Победоносца на медной иконке XIV в., найденной близ Астрахани .
Заметим, что еще неизвестно происхождение этого татарского православия. Оно могло быть не только результатом миссионерской деятельности Сарайской епархии, но и наследием центрально-азиатского несторианского христианства, которое имело значительное распро¬странение в Золотой Орде до официального введения ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии в 1312 году . Поэтому заслуживает специального изучения вопрос о том, не были ли уклонения от ортодоксального православия у донских казаков результатом не только влияний язычества, русского или, например, мордовского, но и влияний несторианства, а также православия, преломленного через сознание татар-христиан.   
  См.: Акты исторические. Т. 1. - СПб., 1841 и др.
  См.: ГАРФ. - Ф. 1235. Оп. 123. Д. 122. Л. 9; Полное собрание русских летописей. Т. 13 и др.
  См.: Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. В 2-х т. - Екатеринодар, б/и, 1910-1913; Савельев Е.П. Казаки. История. - Владикавказ, 1991; Попко И. Терские казаки с стародавних времен. - СПб., 1880 и др.
  Савельев Е.П. Средняя история казачества. Ч. 2. Вып. 5-6.- Новочеркасск, 1915-1916. - С. 267 - 291.
  См.: Куракеева М.Ф. Казаки Верхней Кубани и Зеленчуков. - Черкесск., 1994.
  См.: Лукичев П.Н., Скорик А.П. Казачество: историко-психологический портрет // Возрождение казачества: история и современность. - Новочеркасск, 1995.
  См. там же.
  См.: Полубояринова М.Д. Иконка из Астрахани // Древняя Русь и славяне. - М., 1978. - С. 398 - 401;  Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. - М., 1978. - С. 122 - 125.
  Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. - М., 1970. - С. 401.
Не трудно заметить, что сведения очень скудные и поверхностные.
Так же они ограничены территориально. Мы же знаем, что казаками, по сути, а не названию, были византийские аортиты, Новгородские ушкуйники. Впоследствии казаки осваивали Сибирь и Дальний восток. И во всех этих регионах были свои особенности Христианства. И даже на Северном Кавказе Христианство начало свое развитие в первые века, а Крым был частью Византийской империи.

Значит надо рассмотреть как развивалось Христианство на территориях проживания казаков. И посмотрим какие из форм христианства имели сове влияние на казаков.


Рецензии