de omnibus dubitandum 28. 418

ЧАСТЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ (1653-1655)

    Глава 28.418. Я, УБОГИЙ РАБ, ПО ИМЕНИ ПАВЕЛ, АРХИДИАКОН, ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, РОДОМ ИЗ АЛЕППО…

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога. Аминь.

    Хвала Богу, который украсил небеса, утвердив их без столпов, распростер землю, назначив ее обиталищем для своих рабов, и размножил сынов Адама так, что они сделались несчетными народами, расплодились по земле, построили села, города и столицы во всех климатах, странах и концах ее, на юге и севере, востоке и западе. Будем же воздавать Ему хвалу, приличествующую Его владычеству и достойную Его божественности, всегда, во все времена, ныне, и присно, и во веки веков.

    Я, убогий раб и из всех людей наиболее нуждающийся в милости Господа моего, по имени Павел архидиакон, православной веры, родом из Алеппо, был родным сыном всечестного, святейшего, возвеличенного и всемилостивого отца кир кир* Макария {В  царствование Алексея Михайловича дважды приезжал в Россию антиохийский патриарх Макарий (Ранее этого он был митрополитом Алеппским и назывался Мелетием, при чем носил титул католикоса, который, сколько нам известно, никогда не давался епархиальным архиереям, но был исключительно присвоен иерархам, находившимся вне пределов Византийской империи и самостоятельно управлявшим своею церковью. См. об этом мою статью: «О рукописном сборнике XVII в. [принадлежавшем известному немецкому ориенталисту Равиусу) на разных восточных языках из собрания графа А.С. Уварова» (Древности Восточные Импер. Моск. Археол. Общ., т. I, вып. II, 1891)], — в первый раз (в 1654-56 гг.) для сбора пожертвований, а во второй, — десять лет спустя, — для суда над  патриархом  Никоном., патриарха антиохийского, сына в Бозе почившего священника Павла, сына священника Абдулмасиха (Христодула) Альпрокс, (В английском переводе: Аль-Протос.) известного под прозвищем Бейт Аззаим}.

*) Кир (господин, великий господин) - почетное наименование архиереев и патриархов.
1) «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» В наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением: «Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии...». В РПЦ употребляется также за богослужением при возношении имен Предстоятелей автокефальных правосл. Церквей в сане Патриарха.
В грекоязычных Церквах аналогичное значение имеет удвоенное титулование «Кир Кир» (греч. букв. - Господин Господин). Слово «Кир», но без удвоения, употреблялось по отношению к архиереям, в т.ч. и к Патриархам и в РПЦ в досинодальную эпоху.
Так, в 1675 г. Освященный Собор установил офиц. звание Патриарха Иоакима (Савёлова) в форме: «Великий Господин Святейший Кир Иоаким, Милостию Божией Патриарх Московский и всея Руси». В первый период Патриаршества почетное обращение «В. Г.» употреблялось по отношению к Патриарху не только за богослужением, но и в офиц. деловой переписке, и при личном общении. Патриархи той эпохи Филарет (Романов) и Никон (Минов) титуловались «Великими Государями» одинаково с царями.
Написание Кир, Великий Господин с прописной буквы (как и все особо важные титулы и слова в церковных текстах).
2) Слово кир в приведенном тексте не склоняется и пишется со строчной буквы:
XVI,7.
         
    Я был воспитан при отце, в тесной привязанности к нему, и ничье общество не было для меня сладостнее его общества, с того времени как я, отторгнутый от груди матери моей ее кончиной, был обречен на горе и печали и, кроме отца, не имел никого, пред кем бы мог изливать свои огорчения. Я непрестанно питался пищей его оживляющих слов и утолял жажду водой его освежающих наставлений, подчиняясь ему во всем и следуя за ним безотлучно и неотступно, где бы он ни был и когда бы то ни случилось.

    Сначала он был возведен в сан митрополита алеппского и оставался им в течение 12 лет, а потом вступил на священный патриарший антиохийский престол Св. Петра, пребывающий теперь в сирийском городе Дамаске.

    Во все это время непрестанно занимался он, устроением церковных дел, держа бразды правления с твердой рассудительностью и непреклонной решимостью, пока рука Провидения, не направила его к посещению отдаленных стран, селений и островов, не с целью их осмотра и прогулки, или в качестве гостя, но по нужде, по причине трудных и стесненных обстоятельств.

    Поехал он против воли, не по собственному хотению, а потому, что долги, тяготевшие над упомянутым престолом и перешедшие от времен покойного патриарха, хорошо известного кир Евфимия Хиосского, удвоились, возросши от прибавлений больших процентов.

    Паства его престола была не в состоянии уплатить этих огромных долгов. Тогда он впал в раздумье, и удрученный горем при виде такой беды, скорбел душой, ища избавления от этой горькой неволи, но не нашел иного средства, никакой помощи с чьей-либо стороны, ни иного способа, как, подобрав полы с ног старания, сесть на коня трудов и усилий. Он вознамерился направиться по опасной и трудной дороге, идти по тягостным тропам к оазисам с приятной водой и к великим и полноводным морям, т.е. к обладателям высоких совершенств и драгоценных качеств, прибежищу просящих и покрову умоляющих, к могущественным и победоносным царям, к благочестивым князьям и правителям, славным своей истинною религией и правою верой (да продлит Бог их могущество и да увековечит их владычество, да укрепит их бытие и да утвердит навсегда их созвездия на высоком небосклоне!), дабы испросить от обилия их щедрот и милостей того, чем бы он мог, уплатить свои долги и что помогло бы ему поддержать свою веру.

    Тогда я рассудил за благо быть ему спутником и разделять с ним труды и тягости путешествия в дороге. С Божией помощью мы изготовились и порешили двинуться в путь.

    В это время один выдающийся человек из моих приятелей и любезных друзей, неподдельно искренний в любви и приязни ко мне, брат благородный, образованный, совершенный и достославный, редкость своего века и времени, единственный своего столетия и эпохи, диакон Гавриил, сын покойного Константина Ас-Саиг (золотых дел мастера), исполненный совершенства и превосходнейших качеств, чрезвычайных познаний и глубокого образования, выразил мне сильное желание, чтобы я, составлял записки, кои заключали бы в себе обстоятельства нашего отправления и путешествия, день в день, без исключения, во все время нашего отсутствия, чтобы я описывал все события стран, по которым мы будем проезжать, дабы все могли проверить то, что слышали о них по указаниям и намекам повествований.

    Я извинялся перед ним недостатком сил для подобной работы, тем более, что я сам нуждаюсь в необходимых для нее средствах: в уменьи составлять и связывать речения, употреблять слова с грамматическою точностью и красиво располагать фразы по образцу достопочтенных и славных мастеров науки. Я просил его избавить меня от непосильного труда, в особенности потому, что мы будем путешествовать с затруднениями и поспешностью.

    Он, не принял этого извинения и, повторяя беспрестанно свое желание, настоял на его исполнении.

    Тогда я возбудил свою слабую энергию и протянул к цели нерешительные руки не для того, чтобы занять место в ряду историков, но чтобы подтвердить многочисленные факты, кои отрицались, когда их передавали, и коим никто не верил, думая, что люди, их излагающие и передающие, сообщают вздорные вещи. Так думали, пока я не проверил точно всего, что встречалось моим взорам во время нашего путешествия по христианским странам, или, видя вещи собственными глазами, или слыша о них своими ушами, так что их правдивость стала для меня несомненною не только отчасти, но и в полной совокупности. Итак, мы будем рассказывать все, что подтвердилось в наших глазах в продолжение путешествия и пребывания нашего в разных странах до возвращения на родину.

    С детства у меня было обыкновение приобретать и внимательно читать исторические книги; оттого-то я особенно углубился в свою работу, прилагая к ней все старания по мере сил своих, собирая, что только мог собрать и, употребляя на нее все свое рвение, насколько у меня хватало сил и возможности, в надежде, что она, доставит усладу читателю и отдохновение для его ума, и что всякий, кто, выслушав или прочтя ее, усвоит содержащиеся в ней описания и занимательные рассказы, прославит за них Всевышнего Творца.

    Да получат от нее христиане обильную пользу, когда услышат о благородных обычаях истинно верующих, об их постоянстве и безграничной твердости в богопочитании, о строгом соблюдении ими установленных постов и церковных служб, об их замечательной набожности, об их искренней вере и доброй нравственности, о чистоте их намерений, сокровенных мыслей и тайных помыслов. Все это мы опишем за сим, разъясняя и истолковывая то, чему были очевидцами.


Рецензии