Моя ли Америка. 9. Магазины. Дополнения
В декабре 1995 г Максим по приглашению знакомой американки Нэнси поехал в США как переводчик для участия в нефтяном бизнесе Нэнси с Россией. О своих впечатлениях он рассказывал в факсах, которые присылал нам и своим друзьям каждые 3-4 дня в период с января по июнь 1995 года
Очень многое из того, что так удивляло Максима, сейчас уже есть в России, и воспринимается, как нечто привычное, всегдашнее. Но этот взгляд из 1995 года напоминает нам, что так было не всегда, что страна за это время сильно изменилась, изменились люди. Поэтому, читая предлагаемые ниже тексты, надо помнить, что они написаны в 1995 году.
Тексты состоят из отрывков, извлеченных из факсов и распределенных по четырнадцати темам. Текст сугубо авторский, а компоновка фрагментов – моя, и должна соответствовать некоей внутренней логике изложения. Кроме того малые фрагменты разделены звездочками, а крупные – снабжены заголовками.
В конце этой зимы в архиве Максима обнаружилось еще некоторое количество факсов, фрагменты из которых дополнят предыдущие отрывки, а также выльются в новые темы, начиная с пятнадцатой — истории появления автора в Америке.
Игорь Востриков, отец Максима
Нью-Йорк, январь-июнь 1995 год.
Прохожу мимо входа, рядом с которым стоят две небольшие ракеты, рядом что-то похожее на миномет, еще какая-то военная утварь. Ага, это магазин такой. Захожу туда. У входа продавцы о чем-то оживленное переговариваются. Внутри стеклянного прилавка разные военные ножи, штыки, ножи, штыки... На полках лежат противогазы, военные кепки, дальше видны бесконечные стойки с висящей формой, уходящие к высокому потолку. Военный магазин.
На полу большой картонный ящик, заполненный внавалку старыми кожаными пистолетными кобурами всевозможных видов, цветов и размеров. На стендах военные нашивки, в основном американские, но я отыскиваю и нашу, по-моему, это связистов. Цена — 5$.
Прогуливаюсь в узких проходах между стойками, рассматриваю форму: военные куртки, штаны, фуражки, сапоги, летные шлемы. Все зеленого, защитного или комуфляжного цвета. Есть наша солдатская парадка, есть лейтенантский китель. Разыскиваю сапоги, которые давно хотел иметь - таких нет. Все вещи в основном second-hand, хотя есть и новые.
Обхожу весь магазин, потом иду обратно к выходу, где стойка с ножами и штыками. Некоторые штыки как видно очень старые, наверное, начала века. Есть длинные, есть изогнутые и т.д. Осматриваю все подряд. Замечаю на стенке самурайский меч-катана в ножнах. “Можно на меч взглянуть?” Продавец, японец или китаец, не разберешь, подает мне меч. Вынимаю его из ножен, осматриваю. Круглая ажурная гарда (цуба, кажется) сделана из пластика. Возвращаю меч. “Слишком много пластмассы”. “Это имитация” - отвечает японец, “но выглядит как настоящий”. “Понятно” отвечаю, “а есть ли у вас кастеты?”. “Нет” отвечает другой продавец, “кастетов нет”. “Можно вставить в костяшки медные накладки”- говорит мне японец.“Тут доктор есть, он может вставить”. “Нет” говорю, “спасибо. Предпочитаю кастеты” Продавцы понимающе смеются. Выхожу из магазина, иду дальше по Канал стрит. Совсем темно, но улицы хорошо освещены.
* * *
В стене дома как бы открыты ворота и видно помещение с полками, все очень напоминает хорошо освещенный гараж. На полках аппаратура: телевизоры, магнитофоны... Похоже на распродажный магазин, несколько человек бродят между стойками, рассматривая в беспорядке расставленные телевизоры. Захожу в ворота и оказываюсь в помещении. Какой-то странный магазин, даже на магазин не похож.
Иду вдоль полок, смотрю все подряд: видаки (150 долларов), магнитофоны (5-100), музыкальные центры, дешевые, всего 50 долларов, правда, все американское, значит скорее всего неважного качества аппаратура, хуже японской. Телевизоры, тоже почему-то дешевые. Panasonic с экраном как у нас - всего 230 долларов. Мне становиться обидно, я за наш заплатил около 450. Все новое, телевизоры работают, хотя может они какие-нибудь бракованные, откуда я знаю. На полках много телевизоров, какие-то платы в огромных количествах, какие-то электронные блоки в коробках на полу, какая-то электронная рухлядь в беспорядке.
Выхожу из этого гараж-сейла, иду дальше. На углу какой-то магазин, в окнах - плакаты с красотками. Захожу внутрь. Оказывается - небольшой порно-шоп. Внутри всего один посетитель. На полках коробки с разными порно-изображениями, что в коробках - непонятно, скорее всего видео кассеты.
Выхожу из магазина, иду дальше. Навстречу идут человек пять молодых негров, один разговаривает по селлуларному радио-телефону. На бизнесменов эти негры явно не похожи. Интересно, откуда у него деньги на такой телефон, они должны быть дорогие. Может торговцы наркотиками?
Иду дальше, напротив горят витрины какого-то интересного магазина, по всей видимости гифт-шопа (gift shop), где продаются всякие интересные штуки. На улице у входа в магазин - белый скелет. Захожу внутрь. Магазин хорошо освещен. Еще два скелета в зале. “Хороший магазин для массового убийцы-маньяка” - почему-то мелькает в голове. В зале никого нет.
На полках черепа животных, бабочки под стеклом, разные гигантские жуки с рогами невероятных размеров, громадные засушенные тропические тараканы, сушеные скорпионы, в колбах - заспиртованные детеныши акулы. Вся это экспозиция поднимается вдоль стен до потолка. Рассматриваю бабочек, ищу бабочку “Мертвая Голова”. Все бабочки красивые, но этой нет.
Иду вдоль прилавка: сушеные змеи, какие-то огромные черепа неведомых животных, оленьи рога на стенах, на перилах лестницы, которая ведет вниз висит шкура зебры. На полках громоздятся разные окаменелости: трилобиты, улитки, белые, словно из сахара, кораллы, какие-то кристаллы, минералы... Треугольные акульи зубы, желтые клыки... За одним прилавком женщина, за другим - девочка, лет 15. Подхожу к стенной витрине.
Среди всяких разных предметов лежат два черепа. Один простой, другой - весь инкрустирован серебром, кости на нем почти не видно. Простой череп стоит 6000 долларов, второй - 2500. Интересно почему так дорого? Читаю табличку над простым: “Человеческий череп с автографом Сальвадора Дали, 1975”. Смотрю - действительно, на черепе есть роспись Дали красным толстым фломастером и дата 1975. Второй инкрустированный череп (за 2500) оказывается прибыл из Непала.
На другой полке - засушенные рыбы с оскаленными ртами, полными зубов. Надпись под ними - “пираньи”. Однако, пираньи оказываются на самом деле большие, в длину саниметров 30-35, ширина 10-15. Если стая таких набросится, будет действительно плохо. Пираньи стоят 24 доллара штука.
Слышу голос второго посетителя “Я плохо говорю по английски... Вы говорите по- французски?” “Я учила французский в школе” отвечает девочка, но они продолжают говорить по английски. Посетитель - молодой человек лет тридцати вполне приличного вида. “Мне нужны сушеные мыши”. “Мам” кричит девочка другой продавщице, “у нас есть сушеные мыши?” “Под прилавком!” Девочка достает коробку с сушеными мышами, которые впрочем, похожи на несушеных, только немного скрюченных мышей. “Мама, они скоро начнут плохо пахнуть” - кричит девочка. Парень выбирает себе из коробки мышь. Я подхожу поближе взглянуть на мышей, потом поворачиваюсь и выхожу из магазина.
Прохожу метров тридцать, вижу магазин “Вестерн”. Открываю дверь, захожу. Опять ни одного посетителя, двое продавцов, мужчина и девушка переговариваются между собой не обращая на меня внимания. Хожу по магазину, рассматриваю ковбойские шляпы, кобуры, куртки...
Большое кожаное седло, индейские маски. На стене два лука, выглядят вполне натурально. Стрелы, тоже похожи на настоящие, цена 25 долларов штука. Интересно, сколько тогда стоят луки. На стене индейское копье, выглядит старым, металлический наконечник, перья. Приглядываюсь к наклеенной цене 525 долларов. Не дешевое копье. Иду к выходу. Посреди магазина разлегся большой пыльный черно-белый кот. Обхожу кота и выхожу на улицу, иду дальше и выхожу на Бродвей.
Людей мало, в этой части Бродвей совсем узкий, машин почти нет. Прохожу мимо парковочной стоянки, площадка почти на 4/5 пустая. На стене щит с ценами: парковка днем 30 мин - 8 долларов, 1 час 12 долларов... Месячная парковка - 211 долларов. Интересно, кто здесь машины паркует?
Иду по Бродвею в сторону дома. Впереди витрина обувного магазина, полно разной обуви, в основном современные сапоги, женские и мужские, на шнуровке, с пряжками, с застежками... В углу витрины ящик, в нем окно. За стеклом в воде находится ботинок, со дна идут пузырьки от компрессора. Интересно, думаю, вот так крепкие здесь ботинки.
Меня обгоняет молодой негритянский подросток с подружкой. “Пойдем, я тебе покажу!” -громко говорит он и подводит ее к витрине. “Смотри как эти уроды нас накалывают. Смотри на дурацкую воду под углом! Видишь?” Я подхожу ближе и тоже смотрю на дурацкую воду под углом. Да, действительно нас накалывают. Оказывается, есть второе стекло, и между ними вода, со дна поднимаются один за другим пузырьки. На самом деле ботинок находится дальше, за этой стеклянно-водяной перегородкой, а такое впечатление, что он под водой. Да, нас обманули.
Прохожу мимо другого обувного магазина. У дверей стоит паренек. “Заходи, у нас сейчас 20% сейл”. “У вас есть армейские ботинки?” спрашиваю я. “Нет”. “А ты не знаешь, где их можно купить?”. “На Канал стрит, там есть армейский магазин”- отвечает он. “Спасибо” - я иду дальше.
По дороге мне попадается человек - явно американский работяга, похоже, что у всех рабочих везде одинаковые лица. Этот похож на деревенского тракториста с белыми выгоревшими и вьющимися волосами. Точь в точь тракторист. Прохожу мимо бензоколонки, мимо станции сабвея “Бродвей-Лафайет”. Еще три минуты и я приду домой на Бликер стрит. Уже девять часов, чуть похолодало и ветер несколько усилился. Надо будет чаю попить и чего-нибудь съесть... Вот так я сегодня гулял. Это, кстати, первая моя нормальная прогулка.
* * *
Я иду дальше, слева - магазин который называется Magazine Shop. Я захожу туда - небольшой ярко освещенный магазин, три или четыре посетителя, продавцы - одни китайцы или японцы. В магазине на полках одни журналы, сколько их тут - две тысячи или три, я не знаю. Причем, в Америке в книжных магазинах нет прилавков, посетители сами бродят между полками, берут и смотрят все что хотят.
Я бегло осматриваю полки, потому что на самом деле не знаю, зачем я зашел в этот магазин. Замечаю большой толстый журнал, почти альбом, на обложке нарисован хамелеон или ящерица, что-то в этом вроде. Альбом называется “Ежегодное обозрение иллюстраций”. Я беру его в руки, начинаю листать. Тут собрана подборка наилучших иллюстраций и картин за прошлый год, это, конечно, что-то потрясающее. Огромное количество великолепных работ по современному искусству.
Рядом с этим альбомом лежит другой, такой же, только называется “Ежегодное обозрение рекламы”. Просматриваю и его и начинаю понимать, что настоящая реклама - это тоже искусство. Я настолько увлекся, что когда собираюсь посмотреть третий альбом из этой серии (тоже какое-то художественное обозрение), то вдруг замечаю, что из посетителей остался я один. Мне становится неудобно и я ухожу, предварительно спросив для отвода глаз стоимость альбома. Стоит он 14 долларов - несколько дороговато на настоящий момент. Надо будет заглянуть сюда в другой день, досмотреть третий альбом.
Свидетельство о публикации №223091100620