Художник или... - 2

Начало здесь:http://proza.ru/2023/09/06/1047

     Но, как и все творческие люди, жаждущие славы или почитания своего труда, Юра хотел удовлетворить собственное "эго" и подсунуть где-нибудь нарисованную "пятерку". Да только случая не предоставлялось, пока...
     - Юрочка, завтра праздник, выходной и мы все вместе идём в гости к дяде Коле. Сходи в магазин, купи подарков их деткам, на стол и нам на ужин хлеб, масло и чего-нибудь сладенького, на твоё усмотрение.
     Мама протянула ему две купюры по пять рублей и сказала, что купить. Юра мигом помчался в магазин. Вот он, счастливый случай! Сейчас он одну купюру заменит на свою нарисованную!
     - Здравствуйте, тётя Шура! С наступающим праздником вас! - с улыбкой Юра спокойно вошёл в магазин, перечислил, что ему надо, протянув две купюры по пять рублей.
     Улыбка на лице, но мандраж во всем теле едва не выдал парня. Все-таки, он первый раз подсовывает в магазине крупную купюру.
     - Здравствуй, Юра, с праздником тебя, - сдержаннее обычного произнесла женщина, стоя за прилавком.
     Тётя Шура не торопилась его обслуживать, посмотрела деньги, явно, ничего не заподозрив или сделала вид, что не обнаружила подмены на фальшивку, положила их в ящик стола и начала собирать продукты, взвешивая их и стуча костяшками счёт на прилавке, складывая сумму. Юрка наблюдал за ней и тоже в уме складывал сумму потраченного на продукты. Гора товара увеличивалась и увеличивалась, парню пришлось доставать из кармана вторую авоську, как вдруг из него выпала купюра в пять рублей. Как только тётя Шура отвернулась за очередным продуктом, он незаметно поднял купюру и спрятал в карман. Через несколько минут, вздохнув с облегчением "пронесло", с полными авоськами, Юра довольный вышел из магазина и пошёл домой.

     Как только парень вышел, тётя Шура выглянула за входную дверь, убедилась, что последний покупатель скрылся за углом дома, быстренько закрыла магазин и побежала к ближайшему зданию, где имелся городской телефон.
     - Алло, милиция, говорит... - и она продиктовала номер магазина и адрес, рассказав о своих подозрениях на фальшивую "пятёрку".
     Спустя время к магазину подъехала обычная машина и мужчины в штатском вошли вовнутрь. Специалистам хватило нескольких секунд, что бы определить, что купюра поддельная. Узнав адрес, где живёт парень, машина поехала туда...

     Хозяйка дома разобрала авоськи с продуктами, подарки для хозяев дома убрав до завтра, остальное на стол. Семья только присела ужинать, как в дом постучали. Хозяин открыл и впустил двоих мужчин, показавших соответствующие "корочки". Им хватило минуты на объяснение цели своего визита в столь поздний час, отец только горько вздохнул, а мать со слезами ушла в другую комнату. Скорее всего старший по званию спокойно повернулся к опустившему голову Юре и тихонько, но твёрдо спросил:
     - Подделка выполнена качественно, не поверю, парень, что ты рисовал деньги в домашних условиях. Покажешь свою мастерскую?
     Юра кивнул головой, показывая в сени. Они так вчетвером и полезли на чердак. Мужчины в штатском наметанным глазом осмотрели художественные пренадлежности на импровизированном столе, оценили способности "мастера", заглянули во все углы и из-под несущих брёвен крыши извлекли новые холщовые мешки, которые когда-то обыскалась мать. Отец спокойно посмотрел на пейзажи, нарисованные на холстах, посопел, но ничего не произнёс, только молча стоял и смотрел на сына. Оперативники, прекрасно понимая, что здесь работал не матёрый преступник фальшивомонетчик, а всего лишь кустарь-одиночка, художник, школьник, решивший утвердить в самом себе свои же нереализованные способности, переглянулись. Один спустился вниз за понятыми, которые сидели в машине, второй остался дальше осматривать мастерскую. Чтобы не сильно афишировать арест парня, все-таки, деревня и клеймо на семью повесят быстро, конфискацию всего, что касалось изготовления фальшивых денег произвели быстро. Отягчающим обстоятельство для Юры стало то, что под мешковиной, постеленной на стол, нашли уже готовыми фальшивые купюры "червонца" и "четвертака". Парень собирался и их опробовать в сельском магазине, не подумав, что в семье такие деньги большая редкость и его быстро заподозрят в чем-нибудь противозаконном и поймают...

     На вопрос оперативника, где парень видел купюры, с которых нарисовал такие качественные фальшивки, тот ответит, что подсмотрел в большом "Проммаге" в Балахне и запомнил рисунок досконально, с одного раза. На что милиционер присвистнет и скажет, что память у парня феноменальная и её бы в добрые руки да на дела государственные. Уже в темноте парня увезут в той самой машине, на которой прибыли мужчины в штатском...

     - Мать! На, смотри, где твои новые мешки! - закрыв за оперативниками двери дома, хозяин вошёл и бросил на стол связанные верёвкой рулоны мешковины.
     Татьяна зареваная вышла из спальни, промакивая красные мокрые глаза краем повязанного на голове платка. Развернув мешки, мать увидела красивые пейзажи окрестностей взором из небольшого окна чердака, соседние улицы с домами и тонкую нить озера на дальнем плане, портреты сестрёнки в разном возрасте на ромашковом лугу и под яблонями, соседских мужиков на рыбалке и работу родителей в огороде. Всё, все, что Юра видел из того самого окна или недалеко от дома, он переносил на холщовые полотна. Татьяна прижала к груди трогательные аккуратные красивые картины сына и с печальным вздохом присела на табурет:
     - Юра, Юрочка, сыночек!!! Просил же ты мене купить краски и бумагу! Не поверила, что для такого хорошего дела! Вот они, гены сердечные! Смотри-ка, отец, в Юрочке они отразились, гены талантливых братьев твоих, в Юрочке, сыночке моем!
     Выдерживая некоторую печальную паузу, отец стоял, опершись о косяк входной двери.
     - Ну да, и дедовы! - буркнул Пётр. - Тот царские "государственные кредитные билеты" по десять и двадцать пять рублей рисовал в бане. За что и загремел в кандалы да босиком по Сибири в конце прошлого века. А бабку нашу и детей её семерых оставил голодными, пришлось каждому мужику за троих работать, что бы вылезти из бедности, - и махнул рукой в пустоту вечера.
     - Как так? - Обернулась к нему, всхлипывая и поглаживая холсты, жена. - А мне никто не сказывал. - И она прикрывая краем платка рот, снова запричитала, - Юра! Юрочка, сыночек мой!
     - Эту тайну только мужики в семье знают. Ты вот теперь первая баба, кому сказал, - он строго посмотрел на Альку, стоящую в дверном косяке спальни и добавил, - да вот теперь и Алька знает про братца своего непутевого. - И тяжело сопя, отец вышел из дома, доставая кисет с табаком, услышав вслед тихий голос дочери.
     - Неправда, Юра хороший, он меня конфетами всегда угощал и пряниками, дарил в кульке.
     Мама повернулась к дочери и ещё сильнее зарыдала...

     На следствии Юра ничего не утаивал, рассказал, где и какую бумагу покупал, как смешивал и пробовал компоненты красок, в каком магазине и какие купюры сдавал. Парень просто реализовывал свой природный талант художника, желая немного подсластить не слишком богатую жизнь, покупая конфеты для младшенькой сестрёнки Альки. Чистосердечно признавшись во всем и учитывая его возраст, беря во внимание, что много денег он не реализовал и все купюры нашли, парень получил минимальные сроки, но должен был ещё отработать на благо государства определённое время...

     Начало 90-х. Мы с мамой приехали в гости к её младшему брату дяде Володе и его жене тете Вале. Сидим вчетвером за накрытым столом, разговариваем о жизни, вспоминаем доброе и тёплое прошлое в дедушкином и бабушкином доме на берегу озера Тёплого. Мы уже чуть подвыпили и дядя мне рассказал эту историю, к полному удивлению мамы, не знавшей её. Просто про дядю Юру, который им приходится двоюродным братом, после того ареста четверть века никто не знал. Только иногда от него приходили письма родителям, в которых он сообщал кратко где находится и что делает, большего не разрешали, всего лишь примерный адрес.
     - Володь, а откуда ты об этом знаешь? - мама округлившимися глазами смотрит на брата.
     - Надь, рассказал же я, что эти тайны были только чисто мужскими, Альбине и тетке Татьяне дядя Петя строго-настрого запретил рассказывать кому-либо об этом. А мы же с отцом часто на рыбалку ездили, вот он мне в лодке  и рассказывал все, о чем ему поведывал за стаканом самогонки "убитый горем" дядя Петя. Плакался, что упустил парня, умного, смышленого, талантливого. Не разглядел, мол, его в детстве, не уделял внимания должного, не верил, что в нем проявится все, чем владели братья и дед. Теперь только письма скупые получает да ждёт обратно. Братья же Юркины тогда, после армии, один за другим на север подались за "длинным рублём" и домой мало появляются.
     - А Юра же в родительский дом вернулся в 88-м, помнишь? - Вспомнила мама. - Дом лет десять пустой стоял, дядя Петя и тётя Таня умерли в семидесятых, сыновья по северам ездят, только Альбина из Горького и приезжала в огороде покопаться, за домом приглядеть да цветы повыращивать. Да и вторая половина пустует, дядя Юра бобылем рос и умер один. Откуда Юра-то взялся?
     - Да, так и есть. Отец рассказывал, что Юрка лет семь в тюрьме сидел и на Московском монетном дворе работал печатником. А потом его отправили на Каракумский канал смотрящим на сколько-то километров. Они там такие все смотрят за ним, их по одному на десяток километров поселяют наблюдать за проходом воды, раз в десять дней вертолёт пролетает и скидывает мешки с едой и одеждой. Они там змей в пустыне ловят и едят. Помнишь, в конце 80-х вышел фильм с Александром Михайловым в главной роли, "Змеелов" назывался? Вот Юрка так же жил там в пустыне все оставшиеся до возвращения годы.
     - А это откуда ты взял? Родителей его давно нет в живых. - У мамы глаза ещё больше округлились, её природная любознательность не даёт покоя и в пятьдесят.
     - А как-то мы с ним на рынке встретились, разговорились. Он меня в гости к себе затянул. Говорит, отвык я в пустыне от людей, не могу привыкнуть к новой жизни, которой и не знал вовсе. В тюрьму сел совсем молодым и в другой стране. На монетном дворе ничего никто не рассказывал, не разрешали. В пустыне змеи тоже молчат. А здесь вышел и ничего не пойму, говорит, суета, все куда-то бегут, в Москве, вообще, потерялся, все пристают, думал, голым приеду в родную деревню. Он же из Ташкента поездом приехал домой через столицу и в самый разгар перестройки, время, когда все друг друга старались наеб***. Ну, мы сели с ним в огороде, выпили, закусили, у него и полились воспоминания из последней четверти века. Я слушал, не перебивая, понимал, какую человек жизнь там прожил за свою тягу к искусству и что ему необходимо выговориться за столько лет молчания. Он, ведь, не знал, что родители и наши и его умерли, никто не сообщил. Да и некуда было сообщать, Альбина искала его, но так и не узнала, где брат...

     - Надь, а ты когда его увидела после приезда, обратила внимание на руки?
     - Нет, Володь, а что с руками у него?
     - А покусаны все змеями руки-то у Юрки... В шрамах и укусах... Он мне показывал... Говорит, приехал в родительский дом, пробовал рисовать, не получается, руки не те, дрожат...

     - Вот такие гены у сестрёнки твоей, -  мы с мамой идём из гостей на рейсовый автобус доехать до дома, мама переваривает рассказ брата.
     - Здорово же, что гены художников есть у Светы. Мам, любое творчество помогает шире и красочнее мыслить, жить добрее и интереснее. Представляешь, у твоих детей не было бы ничего такого. Серые мыши, просто идущие по прямой линии жизни, просто, как все, в едином строю... А тут... Картины, модели, стихи рассказы...
     - Да, сынок, хорошо, что вы у меня такие, - мама остановилась, обняла меня и поцеловала в щеку, - я очень горжусь своими детьми и мне перед людьми не стыдно.
     - Вам с папой спасибо, что мы выросли именно такие...

     С того рассказа в гостях у дяди Володи прошло ещё три десятка лет. Маме в ноябре, надеюсь, мы всей семьёй справим 80-тилетний юбилей, папа тоже слава Богу жив, относительно здоров и ему будущей весной стукнет 85... Живы дядя Володя и тётя Валя, жива мамина старшая сестра, чего к сожалению, не могу сказать о других многих членах семьи потомков моего любимого дедушки Коли и бабушки Маши...

     А в кого таким уродился ваш покорный слуга, так мы никто и не знаем. Может, грехи чьей-то молодости, тайна, скрытая за семью личными печатями. Может быть, то самое развитие второго полушария с помощью самопроизвольного инстинктивного приучения меня к левой руке, подаренное в раннем детстве мамой Галей, папиной старшей сестрой. Может... Не стану гадать на кофейной гуще, просто как говорится "что выросло, то выросло"... Я очень и очень благодарен своим родителям, что вырос таким, какой есть. Низкий им поклон...

     19 августа 2023 года
     Яблочный Спас


Рецензии
Семейные тайны ... Интересно было проследить судьбу мальчишки, дарование которого принесло ему горькую долю в жизни. Правда, остаются вопросы технического характера изготовления фальшивых банкнот, но оставим их в стороне. Очень жаль Юру. Пожелаю вашим родителям долгих лет жизни. Рассказы звучат хорошо. Понравилось.

Стас Литвинов   08.10.2023 12:47     Заявить о нарушении
Благодарю вас, тёзка... Извините, в технические вопросы не вникал, суть не в них, а в судьбе человека, мечтавшего стать художником...

Станислав Климов   08.10.2023 14:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.