Король Джоакино как Великий Магистр

21.02.2019

Журнал "МезоЕвразия", Ивано-Франковск, Украина.

Кирилл Серебренитский: Король Мюрат: Досточтимый Мастер, Великий Надзиратель, Великий Магистр.

1.

Мюрат: для российского читателя фигура, в общем, простая и отчётливая, — соответственно его по-солдатски краткому, двусложному имени. Маршал Франции, кавалерист – точнее, прежде всего кавалерист; сын крестьянина, зять Наполеона.
Это — почти всё.

Эта простота поддержана согласным хором современников, на первый взгляд. Наиболее авторитетный свидетель наполеоновской эпохи, – сам Наполеон, — отзывается о Мюрате именно так: надменно упрощая.

На самом деле – конечно, — всё намного сложнее.

2.

Мюрат – один из героев Большой Истории, чья биография – не расстилается на всеобщее обозрение, как батальное полотно. А – спускается вниз, постепенно, — уступами, или ступенями, — всё глубже, в тень, в шёпот. Как лестница, ведущая в подземелье.
Жоашен Мюрат, Крестьянский Сын, Кавалерист-Маршал – это первая ступень, щедро освещённая и историками, и беллетристами.

Следующая ступень – уже (по крайней мере в России) – намного недоступнее: Мюрат-Король, Gioacchino Napoleone, per grazia di Dio e per la Costituzione delloStato, Re delle Due Sicilie (Джоакино Наполеоне, милостью Бога и по Конституции Государства, Король Обеих Сицилий). Ещё шаг – и совсем уже сумеречное пространство: Мюрат — как политик, дипломат, амбициозный геополитический прожектёр. И есть ступени, уводящие глубже.

Совсем неведом – следующий образ: оккультный Мюрат; франк-масон, карбонарий, стоявший во главе – и у истоков, — тайных ассоциаций Европы. Об этом по–русски пока что – ни одной статьи, мало того — нет даже строчки-другой примечаний в многочисленных биографиях короля Джоакино Наполеоне.

Это — первый набросок текста о принадлежности Мюрата к масонской цивилизации.  Конечно,  эта публикация эскизна и несколько поспешна;  но – что делать, слишком уж требовательно пустота зияет на данном направлении мюратианы.


3.

В ряды Вольных Каменщиков дивизионный генерал Жоашен Мюрат, Главнокомандующий Южной Армией и оккупационными силами в Королевстве Обеих Сицилий (Commandant l’arm;e d’observation du Midi et les troupes stationn;s) – был принят ( институирован, по терминологии того времени) в братство Вольных Каменщиков в Милане, в последнюю неделю 1801 года, — точнее, 26 декабря. Его приняла в свои ряды французская походная ложа Счастливой Встречи (la Loge «L’Heureuse Rencontre»).

Ложа эта – судя по всему, насквозь воинская, более того – генеральская. Масонский ареопаг военных вождей Республики. Например, известно: к ней принадлежал, например, морской министр Франции — адмирал Этьен Эсташ Брюи ( ;tienne Eustache Bruix; (1759 + 1805). Он умер 4 апреля 1805го, в Булони, а в мае того же года ложа Счастливой встречи устроила в Бресте особую церемонию в память адмирала.

Скорее всего, это случайное совпадение, но за два месяца до  кончины адмирала его собрат по ложе Мюрат получил символический пост — Великого Адмирала Франции.

Кроме того, как известно, Мюрат был братом в элитной ложе «Наполеон», в Париже. Эта ложа возникла вскоре после коронации Императора  (март 1804го).

4.

Время наивысшего восхождения Мюрата в иерархии Масоннерии Европы – год 1805ый. За год до того, по желанию Наполеона, его старший брат принц Жозеф Бонапарт возглавил Великий Восток Франции.
5 апреля 1805 года Великий Восток Франции даровал Мюрату пост Grand Maitre Adjoint du Grand Orient de France — то есть заместитель Великого Магистра.
30 сентября того же года он принял должность Premier Grand Surveillant, Первого Великого Надзирателя.

5.

В это же время оживилась масоннерия во второй монархии Наполеона — в Королевстве Италия. 16 марта 1805 в Милане создан il Supremo Consiglio d’Italia del Rito scozzese antico ed accettato, Верховный Совет древнего и принятого шотландского ритуала.  Совет объявил, что намерен работать на двух языках – на итальянском и на французском.

За год до этого во Франции соединились две основные масонские системы — Великий Восток Франции и Великая ложа древнего принятого Шотландского ритуала. В июне 1895го слияние произошло и в Италии.

20 июня 1805го был учреждён Il Grande Oriente d’Italia, Великий Восток Италии; на севере, в Милане; в столице новорожденного Королевства Италия. В него вошли в основном масоны из древне-шотландского Верховного Совета.
(Это наследие наполеоновской эпохи — национальное масонское правительство Италии — существует до сих пор, сейчас оно известно как Палаццо Джустиниани (Grande Oriente d’Italia — Palazzo Giustiniani), по месту собраний — старинному дворцу в Риме, на улице via della Dogana Vecchia).

Во главе масонов Италии встали два француза: зять Наполеона и приёмный сын Наполеона. 

Гранде Ориенте возглавил принц Эжен де Богарнэ, вице-король Италии; видимо, в знак подчинения Великому Востоку Франции, он не наименовался Великий магистром, а принял титул – Суверенный Великий Командор, Sovrano gran commendatore. А принц Мюрат (il principe Gioacchino Murat) получил титул Великого Канцлера, Gran cancelliere.

Таким образом, Мюрат стал вторым по рангу лицом в масонской иерархии Франции и в иерархии Италии тоже. Впрочем, это – только регалии. Подлинное влияние Мюрата в масонских кругах Франции было не так уж велико.

На самом деле Великим Востоком Франции достаточно твёрдо руководил Президент Сената, Принц-Архиканцлер — Жан-Жак де Камбасерес (ведущий юрист и в какой-то степени — главный идеолог Империи, создатель Кодекса Наполеона).

6.

В том же 1805 году Мюрат, уже как Досточтимый Мастер (Венерабль) возглавил собственную ложу — Голубки, de La Colombe.
Эта ложа принадлежала к самому распостранённому в то время во Франции Древнему  и принятому Шотландскому ритуалу (au rite ;cossais ancien et accept; ). Вскоре по желанию Венерабля за этой ложей утвердилось новое наименование —  ложа Святой Каролины, une loge de «Sainte-Caroline«. То есть — Мюрат посвятил ложу своей супруге, сестре Императора.
Принцесса Каролина Мюрат  превратилась в своего рода живой палладиум этой ложи. Чаще всего, даже в официальных масонских документах, эту ложу стали именовать просто — ложа Каролины. Голубка осталась эмблемой этой ложи.
Сама принцесса приняла посвящение на женском собрании этой ложи. Вполне вероятно, что это был её собственный проект, и именно она руководила это ложей на самом деле. Это была чрезвычайно престижная ложа, созданная для притяжения масонов из наивысшего света.

В Ложе Каролины не было преград для дам, — что было возможно только под влиянием сестры Наполеона.

Известно, что к этой ложе принадлежали достаточно видные персоны: дивизионный генерал Пьер Брюно Дарю
 --- (Pierre-Antoine-No;l-Mathieu Daru, 1787 + 1829), с 1805го – член Государственного Совета; ---
 с 1806 года — Генерал-квартирмейстер войск в Пруссии, в 1809 году – в то же должности на оккупированных территориях Австрийской Империи; занимал ту же должность в покорённой Австрии.

Благодаря Дарю, в эту весьма престижную ложу вступил в 1806 году его кузен — двадцатитрёхлетний Анри Бейль, недавний драгунский су-лейтенант, с 1805го – военный чиновник интендантства.
Позже он прославился как Стендаль.
Он был инициирован 3 августа 1806 года, одним из первых братьев  этой ложи (как гласит l’Encyclop;die de la franc-ma;onnerie chez Poche).

Также в ложе Каролины состоял молодой медик Гийо;м Дюпюитрен (Guillaume Dupuytren) ( 1777 + 1835), с 1803го — второй хирург в Отель-Дьё, с 1812 года — заведующий кафедрой оперативной хирургии медицинского факультета Парижского университета. Уже в то время ему пророчили славу лучшего хирурга Франции.

Видимо, в ложе Каролины числился журналист и адвокат Тома Жозеф Шарль Кэньяр де Майи (Thomas-Joseph-Charles Caignart de Mailly) (1761 + 1823), депутат Великого Востока Франции, Венерабль ложи la Constance Couronnee, созданной в 1806 году.
Он был знаменит в то время — как масонский поэт, автор огромного количества масонских гимнов и кантов. Он сочинил текст для застольной песни (cantique) этой ложи – «Dans Caroline»).
Эта песня исполнялась хором, под аккомпанемент фортепьяно (на музыку её положил некий Анри Карр (Henry Karr, 1784 + 1842), в то время — совсем юный студент консерватории, родом немец из Цвейбрюккена, впоследствии — известный парижский скрипач.

Как и другие ложи в стиле XVIII века (та же Candeur), Сент-Каролин была также имела статус Материнской ложи (une Loge d’Adoption), о чём сообщает в Томе II de l’Histoire de la Franc-maconnerie francaise de Pierre Chevallier (Fayard, 1974, p. 91). Sainte-Caroline раз в году проводила работы по институции,ses travaux d’adoption. При церемониях соблюдались все самые утончённые правила придворного этикета.

Праздненства ложи Каролины, fetes d’adoption — скоро это событие стало одним из наиболее зщначимых в Париже — туда стремились попасть все представители высшего общества. Каролина старалась привлечь в ряды ложи носителей самых громких имён старой Франции.

На fete d’adoption 4 марта 1807 года председательствовала Mme de Vaudemont — то есть Луиза де Монморанси-Лоньи принцесса де Водемон. (Louise de Montmorency-Logny (1763-1832).
Её муж, Жозеф Мари де Лоррэн-Брионн принц де Водемон (Joseph Marie de Lorraine-Brionne prince de Vaudemont) (1759-1812) прямой потомок Карла Великого, был последним отпрыском угасающей младшей линии Лотарингского Дома (а старшая ветвь Лотарингов пребывала на троне Австрийской Империи).

На этих праздниках присутствовал сам Принц-Архиканцлер Жан Жак де Камбасерес (с 1808го герцог де Парм) Cambaceres prince-archichancelier и сопровождавший его сенатор граф Мищель Луи Реньо де Сен-Жан д’Анжели (Regnaud comte de Saint-Jean d’Angely, 1760 + 1819) , известный публицист.

В знаменитом масонском сборнике того времени — «des Annales maconniques de Caillot» (1808), на страницах 67-69 помещено Посвящение принцессе Каролине: ««HOMMAGE A S. A. S. la Princesse CAROLINE, dont la Loge de la Colombe a pris le nom. Sous les auspices de son auguste epoux, S. A. S. le grand duc de Berg, grand Amiral de France, Venerable de la Loge de Caroline».

В качестве эмблемы принцессы обозначен бутон Розы — Bouton de Rose.

7.

На пятнадцатый месяц своего правления, 27 октября 1809 года,  Мюрат — то есть король Джоакино Наполеоне, — создал Grand Orient du royaume de Naples, Великий Восток Неаполитанского Королевства, и был единогласно избран на пост Великого Магистра. То есть – он сделал то, на что не решился Эжен де Богарнэ.

Королева Каролина стала Великой Магистрессой Материнских лож ( Grande Maitresse des Loges d’adoption du Royaume de Naples et des Deux-Siciles).

Даже в наполеоновские времена короли нечасто решались на такой откровенный шаг, тем более это было опасно в столь свирепо католической стране как материковая Сицилия, окончание аппенинского сапога.
Видимо, Мюрат действительно был увлечён масонской стихией. Предшественник Мюрата в Неаполе, король Джузеппе Наполеоне, — то есть Жозеф Бонапарт, бывший Великий Магистр Великого Востока Франции, — даже не пробовал создать масонское правительство в своём королевстве. Это тоже следует отметить.

До крушения весной 1815 года король Джоакино и королева Каролина сохраняли за собой эти посты.
В правительстве Мюрата возник свой Камбасерес, также — главный юрист королевства
--- (и наиболее влиятельный из членов правительства, его влияние распостранялось далеко за пределы официальных полномочий) ---
 -  это был министр внутренних дел (ministro dell’interno) – граф Джузеппе Дзурло (Giuseppe Zurlo (1759 + 1828), Достаточно часто граф Дзурло фактически руководил работой правительства. Он провёл радикальные реформы в области юстиции. Граф Дзурло, происходивший из древнего рода из провинции Молизе, был посвящён в масоны шотландского древнего ритуала ещё в 1784 году, и долгие годы был Шотландским мастером ложи Ла Витториа. (Maestro Scozzese dell’aristocratica loggia «La Vittoria»).

Другой виднейший масон на службе Мюрата — дивизионный генерал Джузеппе Леки (Giuseppe  Lechi  1766 + 1836 ), барон Французской Империи — друг и давний соратник Мюрата. В 1810ом он вернулся из Испании (где отлично повоевал в войсках короля Хосе Наполеона Испанского, покорил Барселону и всю Каталонию), и был направлен Наполеоном к Мюрату.
В 1812ом генерал Леки командовал дивизией Итальянской гвардии в Корпусе Эжена де Богарнэ, но потом вернулся к Мюрату. В январе 1814 года по приказу Мюрата Леки захватил Тоскану и стало там военным губернатором. Когда весной 1815го Джоакино двинул свои войска на завоевание всей Италии, генерал Леки был его главным сподвижником. В сражении при Толентино (2-3 мая) он был ранен в руку, а потом три года провёл в австрийской тюрьме в Любляне.

Вне всякого сомнения масоном был и барон Антонио Магелла, загадочный генуэзец (по своему влиянию и зловещим слухам) – исполнитель секретных поручений короля Джоакино; с 1808го он – префект полиции Неаполя, с 1813го – министр полиции королевства Обеих Сицилий.

Через Магеллу вольные каменщики протягивали руку вольным угольщикам: тонкая, но прочная нить связывала Великий Восток Обеих Сицилий – и ещё более тёмную, молчаливую, стихийную силу: тайное сообщества Карбонэрия.


8.

После гибели Мюрата Великий Восток Обеих Сицилий распался, и масоны в этом королевстве оказались на положении подполья.
Почти так же дело обстояло и в северной Италии, там Великий Восток тоже был упразднён. Восстановление il Grande Oriente italiano произошло только в октябре 1859 года.

В это же время снова имя Мюрат сияло на вершине Масоннерии: в 1852ом, через 37 лет после гибели Великого Магистра Великого Востока Обеих Сицилий и Великого Надзирателя Великого Востока Франции – его сын, принц Люсьен Мюрат де Понте-Корво (1803 + 1878) был избран на пост Великого Магистра Великого Востока Франции. И продержался на этом невидимом троне – до 1862го. Он так и не смог вернуть себе отцовскую корону (хотя всерьёз к этому стремился), но в масонской иерархии взобрался на самую вершину и превзошёл своего отца.

..............

Дополнить:
...  ложи франк-масоннерии по уставу Мемфиса и Мизраима утвердились в Неаполе под покровительством короля Джоакино Мюрата.
В 1811 году король Джоакино, Великий Магистр Великого Востока Неаполя (с 1808 года) объединил Великий Восток Неаполя и Высший Совет  Неаполя и возглавил их с титулом Великого Командора (так в тексте ???).
Высшие степени Мемфиса и Мизраима, 78 - 90 градусы,
впервые были введены в Неаполе около 1812 года.
............

Au Royaume de Naples, dont Joachim Murat est devenu roi le 1er ao;t 1808, les loges (militaires) franco-italiennes voient s';panouir le rite de Misra;m, qui va durer jusqu'; la fin de l'Empire. En 1811, Murat y impose l'unification du Grand Orient et du Supr;me Conseil de Naples, dont il devient le grand commandeur. C'est sans doute ; cette ;poque qu'il faut situer les premi;res tentatives d';tablissement du rite de Misra;m en France. Le rite re;oit alors sa troisi;me s;rie (degr;s mystiques 67-77°), la derni;re (78-90°) ne sera introduite que vers 1812 ; Naples
http://www.napoleon-empire.net/franc-macon.php
La franc-ma;onnerie - Napoleon & Empire


Рецензии