Древность русской государственности
Попробуем выяснить причины и время появления государственности восточных славян и близких им автохтонных племен, остававшихся на Русской равнине после ухода арийских племен.
«Доктор исторических наук Фроянов Игорь Яковлевич выдвинул теорию общинного происхождения средневековой русской государственности, которая: «Складывалась на основе народоправства, вечевого устройства. Что касается классового общества, то оно, по мнению историка, сформировалось у нас не раньше XIV–XV веков… Нет оснований… считать киевских князей феодальными монархами или верховными земельными собственниками: они наделяли приближенных мужей не территориальными владениями, а правом сбора дани, никак не связанным с поземельной собственностью; власть же, которой пользовались киевские правители, еще не стала монархической. Князь зависел от народа, от общины, что порой проявлялось в такой своеобразной с сегодняшней точки зрения форме, как разграбление: «Грабеж имущества князя, производимый коллективно и по решению вечевой общины, необходимо рассматривать как возвращение временно индивидуализированного богатства в общинное лоно»
Основной причиной появления государственности у восточных славян Фроянов считал не внутреннее развитие, а необходимость отражения внешних угроз.» (из статьи «Века Фрояновы» Павла Петухова https://rus-lad.ru/news/veka-froyanovy/)
Внешние угрозы были, да ещё какие!
Вадим Кожинов в своей книге «История Руси и русского Слова. Современный взгляд» о таких угрозах писал: «Возникновение государственности Руси совпало – и это, несомненно, имело для нее огромное значение – с исключительно деятельной и напряженной эпохой в истории всей западной части Евразии. Территорию, на которой на рубеже VIII-IX веков начала складываться Русь, со всех сторон окружали тогда чрезвычайно энергичные и активные исторические силы.
К северо-западу от нее находился словно извергающий человеческую лаву викингов вулкан тогдашней Скандинавии; их походы в Западную Европу начались в 793 году, а в Восточную – еще ранее, не позже 750-х годов.
К западу от Руси в течение 770-x-800-х годов была создана огромная империя Карла Великого – от Пиренеев до Эльбы и Дуная, от Балтики до Средиземного моря.
К югу, в Византии, правила властная и целеустремленная императрица Ирина, сумевшая в 787 году победить разлагавшее империю иконоборчество (правда, после окончания ее правления оно вновь возобладало до 843 года) и собиравшаяся вступить в брачный союз с Карлом Великим, чтобы восстановить поистине вселенскую Империю (в границах Рима эпохи его расцвета); дворцовый заговор оборвал в 802 году ее начавшие осуществляться замыслы.
К востоку от Руси на рубеже VIII-IX веков достигал своего высшего могущества Хазарский каганат; именно в это время фактический его повелитель каганбек Обадий сделал иудаизм официальной, господствующей религией; после долгих войн было установлено определенное равновесие с сильнейшим южным соседом, Арабским халифатом…»(Из работы Вадима Кожинова «История Руси и русского Слова. Современный взгляд»)
Давайте посмотрим время возникновения угроз существования союзам славянских племен образованных совместно с автохтонными архаичными близкими славянам племенами (племенами чьими предками были арийские племена (изначальные арии) до момента их разделения и ухода их части с Русской равнины.)
Походы скандинавов - викингов «в Западную Европу начались в 793 году, а в Восточную – еще ранее, не позже 750-х годов.»
В Большой Российской энциклопедии (БРЭ), написанной академическими историками сказано: «КАРЛ I Великий (лат. Carolus Magnus, франц. Charlemagne) (2.4.742 или 747 – 28.1.814, Ахен), франкский король (с 768), император (с 800). Старший сын Пипина Короткого. Именем К. I была названа династия Каролингов. Помазан на царство в 754 году при жизни отца, с 768 правил совм. с братом Карломаном (768–771). С 771 единоличный правитель Франкского государства.»
В БРЭ о ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТЕ сказано: «Х.к. - раннесредневековое государство, созданное хазарами на юге Вост. Европы. Образовался к 680 года после распада Зап. Тюркского каганата в 630–634, переподчинения ряда народов волго-донских степей и Сев. Кавказа … в ходе походов хазар во главе с представителями рода Ашина (до сер. 8 в. Х. к. иногда называли «тюрки», «Тюркия»). В кон. 7–8 вв. данниками Х. к. стали народы Крыма, Ср. Поволжья, часть вост. славян …. К середине 10 в. Хазарский каганат ослаб, походы киевского кн. Святослава Игорьевича и его войск в 965–969 довершили распад Х. к.»
Хазарский Каганат существовавший с VII по X века территориями конечно прирастал, но остановился на границах земель полян и вятичей.
Платили ли вятичи дань? Вопрос остается открытым так, как даже киевские князья вятичей покорили не скоро, в домонгольский период. Киевским князьям не удалось до конца подчинить «верховских» вятичей» подробнее в нашей статье " Когда земли вятичей были завоеваны киевскими князьями?"
Возникает вопрос – почему Каганат не мог значительно продвинуться на север? Хазарский каганат был в одним из сильнейших государств своего времени. Ведь как принято считать, на севере от Хазарии никаких государств не было. По «Повести временных лет» объединенное Русское государство образовалось лишь в 882 году.
Можно сделать вывод, что на севере Хазарскому Каганату мог противостоять равный по силе противник, таких на Руси называли – супротивник. Таким противниками Хазарскому каганату могли быть царства русов под названием Артания и Куявия арабских географов, о чем сказано в нашей статье статье «Древность русской государственности. Три земли или царства русов», где высказано предположение о древности царств русов, существовавших уже в VII веке нашей эры
Аналогично противостояние Руси должно быть походам викингов, амбициям Карла Великого, Византии. Разрозненные союзы восточнославянских племен в одиночку не смогли бы противостоять столь многочисленным угрозам, поэтому наверняка должны были объединиться в государства для отпора сильным соперникам, и время этого объединения должно соответствовать появлениям указанных угроз, иначе в 882 году нечего и некого было бы объединять.
В работе А. Васильева изданной в 1858 году «О древнейшей истории северных славян до времени Рюрика», в которой он говорит о государственности северных славян до призвания Рюрика: «Неизвестность времен даже существования городов, которых видны теперь только следы, неизвестность времени построения многих и до ныне существующих городов – доказывают, что славяне севера за много столетий до Рюрика имели оседлость, значительность и гражданственность, следовательно столь же устроены как и греки древних отдельных государств Греции и естественно имели своих Демосфенов, Периклов, Фемистоклов, которые неминуемо проявляются в стране, раздробленной на малые области и управляемые выборными лицами.( Примеры – Любшанская крепость и Рюриково городище VII и VIII веков и др. автор)
Но многие русские не хотят сообразить, что существование городов, т.е. благоустроенных общин не может быть без благоустроенности гражданской и как бы боятся подумать, что северные славяне, имея города должны были иметь установления законы войны и замирения» - то есть собственную государственность.
Так же о северных истоках русской государственности писал Федор Иванович Тютчев: «В июне 1868 года Тютчев, который великолепно знал историю и вместе с тем обладал уникальным, «вещим» историческим чутьем, писал, проплыв на пароходе по Волхову от Ладоги до озера Ильмень: «Весь этот край, омываемый Волховом, это начало России… Среди этих беспредельных, бескрайних величавых просторов, среди обилия широко разлившихся вод, охватывающих, и соединяющих весь этот необъятный край, ощущаешь, что именно здесь – колыбель Исполина…»(Из работы Вадима Кожинова «История Руси и русского Слова. Современный взгляд»)
О древности русов и их древней государственности даже раньше VII пишет Л.П. Грот (Лидия Павловна Грот (Попова) — «кандидат исторических наук, отечественный и шведский историк, кандидат исторических наук, доктор философии (PhD), специализируется по истории Северной и Восточной Европы раннего средневековья.»): «В иностранных источниках VI – VII вв. русы упоминаются под сдвоенным именем скифы-русы. Эти источники сохранились в манускрипте, составленном Георгием Мтацминдели в 1042 г., где есть сочинение «Осада Константинополя скифами, кои суть русские» и где рассказывается об участии скифов-русов в событиях VI – VII вв. [31, с. 230-233].
О Руси и ее правителях периода правления Атиллы сообщалось в древненемецких сказаниях о Тидреке Бернском, вошедших в науку под названием Тидрексага. Этот источник, как известно, передает эпическое наследие, восходящее к событиям V в. — войнам гуннов во главе с Атиллой и готов во главе с Теодорихом. Но кроме гуннского и готского правителей в ней фигурировали Илья Русский и русский король Владимир, (Владимир Старый? (автор)) правивший, согласно Тидрексаге, в V веке. Территория, подвластная эпическому Владимиру, включала земли от моря до моря, простираясь далеко на восток, и превосходила размеры Киевского государства X в. О древних русах писали такие восточные авторы как сирийский автор IV в. Ефрем Сирин и сирийский автор VI в. Захарий Ритор (Псевдо-Захарий).» (Л.П. Грот «Материнское имя Руси и визуальное воплощение образа Матери в вышивках и культовой металлопластике» работа опубликована в сборнике материалов XVI Международной конференции «Икона в русской словесности и культуре». формате PDF http://pereformat.ru/wp-content/uploads/2020/11/groth..
Свидетельство о публикации №223091201201