Рассказ о Глиняном Племени

Рассказ о Глиняном Племени

     Возле  леса по  небольшой равнине протекала глубокая полноводная Река. Один её берег был высоким и обрывистым, а другой - пологим, с широким песчаным пляжем. По берегам росли камыши и рогоз, в зарослях которых каждую весну устраивали гнёзда утки и гуси. В заводях водились гигантские сомы и щуки. Весной вверх по течению косяками шла красная рыба: лосось, кета и другие. На них охотились весёлые ловкие выдры. Солидные бобры строили хатки, возводили плотины. Приходили на водопой небольшие стада оленей, в лесу жила медведица с двумя детёнышами.
      В реке, под большими камнями, жили неторопливые раки. Дно Реки было каменистым, быстрое течение не давало илу скапливаться на дне. Целая колония ласточек-береговушек рыла норки в песчаном обрыве и устраивала там свои гнёзда.
     А ещё в Реке были большие залежи Глины. Песок и Глина были добрыми приятелями и часто беседовали между собой. Компанию им составляли пёстрые Жемчужницы, куски Песчаника и Гранита.
    Правда, особенно разговаривать им было не о чем. Иногда набегали тучи, и целыми днями шли дожди. Или Ветер устраивал сильное волнение на Реке, и тогда сердитые волны поднимались высоко-высоко и угрожали колонии ласточек.
     Весной Река широко разливалась и выходила из берегов. Плыли тогда по ней принесённые с верховья стволы деревьев, тела животных, застигнутых разливом и не сумевшим выбраться на берег.
     Но проходили дни, Река успокаивалась и снова тихо и мирно текла в своём русле.
    Так проходил год за годом, десятилетие за десятилетием, век за веком.
     Но вот однажды у Реки появились какие-то незнакомые Существа. Их было немного: одно большое, держащее в лапах продолговатый кусок дерева, трое не таких больших и несколько совсем маленьких.
    Все они были невысокого роста, покрытые тёмной шерстью, передние лапы свисали ниже коленей, но держались они прямо, и их маленькие глазки настороженно оглядывали окрестности. Существа поменьше держали в лапах острые палки, которыми они на ходу шарили в траве и кустах. Общались они между собой резкими гортанными звуками и жестами.
      Остановившись на берегу, они принялись оглядываться по сторонам и принюхиваться к запахам. Но ничто не встревожило их, и они успокоились. Напившись свежей речной воды, они улеглись на песок и задремали.
       Вскоре одно из существ поменьше проснулось и направилось к зарослям камыша. Там гнездилось множество птиц, и сейчас почти в каждом гнезде лежали яйца.
     Существо довольно заурчало и принялось таскать и поедать свежее и нежное лакомство. К нему вскоре присоединились и другие Существа.
    Птицы подняли отчаянный крик, но тут самое большое Существо ловким ударом палки сбило сразу несколько птиц.
    Над рекой поднялась огромная стая уток и гусей, и, громко гогоча, полетела прочь от неведомого врага.
    А довольные Существа, разорвав и съев свою добычу, снова напились воды и неторопливо побрели вниз по течению. Тогда птицы вернулись к своим разорённым гнёздам, и жизнь снова потекла тихо и мирно.
    Однако вскоре таких Существ стало появляться у реки всё больше и больше. Птицы и звери начали их опасаться. Часть птиц на следующий год переселилась на соседнее озеро, бобры и выдры стали ещё осторожнее. Животные, приходящие на водопой, прежде чем выйти из леса, долго оглядывались и принюхивались. И только медведица ничего не боялась, но и она стала осторожнее.
     Шло время. И вот наступил день, когда целая стая Существ пришла и поселилась на берегу Большой реки. Со временем они сильно изменились. Волос на теле почти не осталось, руки уже не свешивались ниже колен. Держались они прямо, походка стала лёгкой и упругой. Речь уже не походила на рычание, она стала звучной и богатой.
     Их было три десятка: мужчин, женщин и детей. Все они были одеты в звериные шкуры. Мужчины и некоторые из подростков держали в руках дубинки и палки с каменными наконечниками, у их поясов висели скрученные в кольцо верёвки из трав или тонких кожаных полос. Женщины и дети постарше несли на себе мешки с припасами и свёртки шкур.
     Вождь, высокий коренастый человек с умными глазами и полуседыми волосами, жестами подозвал к себе нескольких охотников и что-то сказал им. Те согласно кивнули и разошлись в разные стороны. Остальные остались охранять женщин и детей. Стариков среди них не было совсем.
    В ожидании разведчиков люди напились воды и ждали решения вождя. Те не заставили себя долго ждать. По мере того, как они появлялись с разных сторон  и делали какие-то знаки вождю, его взгляд становилось всё увереннее и увереннее.
     Наконец, он принял решение. По его распоряжению племя принялось обустраиваться на берегу.
     Несколько женщин и подростков начали острыми камнями нарезать высокие стебли камыша и плести из них загородки для защиты от ветра и дождя. Мужчины достали из мешков сплетённые из кожаных полос сети, и, спустившись ниже по течению, принялись ловить рыбу. Дети постарше, ловко перепрыгивая с камня на камень, доставали из-под камней крупных раков, собирали птичьи яйца. Молодые девушки направились в лес за хворостом.
      Уже к вечеру люди соорудили несколько больших шалашей. На берегу загорелись костры, над которыми на острых палках жарилась крупная рыба, в горячей золе запекались яйца и раки, а также сладкие корни рогоза и аира.
     Эти люди ещё не умели пользоваться луком и стрелами, пищу готовили на кострах и в золе, но уже умели строить шалаши для защиты от непогоды, плести сети и использовать арканы для охоты на быстроногих животных.
    Прошло несколько недель. Племя уже прочно обосновалось на берегах Большой Реки. Раньше эти люди жили далеко от этих мест, на берегу озера. Но случился большой пожар, и им пришлось спасаться бегством. Потеряв почти десяток воинов, нескольких детей и всех стариков, которые не сумели быстро бежать, они были вынуждены несколько месяцев идти по незнакомым местам в поисках нового дома.
     Наконец, найдя,  новое хорошее место для жилья, они были счастливы. Места были богатые и спокойные, и племя надеялось, что они поселились здесь навсегда.
      Мужчины охотились, ловили рыбу. Женщины разделывали добычу и готовили припасы на зиму. Шили одежду и собирали съедобные коренья, грибы, ягоды и орехи. Девушки и подростки заготавливали хворост и дрова.
     Люди не знали, какая в этих краях зима, но готовились к ненастному времени основательно.
     Дети помогали взрослым, а в свободное время купались в реке, собирали красивые камешки и раковины и играли в какие-то свои игры.
    И, конечно, они первыми обратили внимание на Глину. Выяснилось, что она скользкая и липкая, и по ней можно весело и быстро съезжать с небольшого пригорка прямо в реку. А ещё малышам очень понравилось то, что она быстро сохнет на солнце, и ноги, вымазанные в глине, становятся защитой от колючек и острых камней. Правда, держалось это недолго, и куски глины быстро рассыпались, но ведь можно это делать ещё и ещё раз.
     Воду из реки женщины племени носили в сосудах, сплетённых из широких листьев. Маленькие девочки, подражая взрослым, тоже старались плести что-то похожее. Но детское любопытство заставляло их делать не совсем так, как у взрослых.
    Однажды одна из малышек уронила сплетённый ею сосуд на кучку глины. Ей понравилось, что глина отличалась по цвету от листьев. Хихикая, она принялась пальчиками размазывать липкую субстанцию по сосуду, рисуя одной ей понятные узоры.
      Закончив, она показала свою работу матери, но та сердито заворчала на малышку. Девочка огорчённо вздохнула, но послушно отбросила испорченную вещь в угол шалаша.
     Через несколько дней эту корзинку нашёл вождь племени. Заинтересовавшись, он пришёл на берег и, зачерпнув воды, с удивлением увидел, что в тех местах, где была глина,  вода не просачивалась наружу. Как бы плотно мастерицы племени не сплетали стебли и листья, вода всё равно не держалась в сосудах и потихоньку вытекала.
      Постепенно возле вождя собрались члены племени, заинтересовавшись странным предметом. Корзинка пошла по рукам. Когда же любопытство было удовлетворено, вождь сам взял в руки один из плетённых сосудов и знаком велел одному из подростков принести глины. Обмазав сверху плетёнку, он поставил её сохнуть на солнце, а сам заинтересованно посмотрел на шалаши, где жили члены племени.
     Приближалась осень, и всё чаще шли холодные дожди. Люди укрывались в своих плетёных домах, но дождевые капли всё равно просачивались сквозь палки и прутья и попадали внутрь.
    Теперь же вождь усиленно размышлял, как не допустить такого. Ведь если обмазанные глиной сосуды не пропускают воду, то ведь также можно поступить и с домами. Но сначала нужно посмотреть, что получится с плетёнкой.
    Прошёл день, и первый глиняный сосуд был готов к испытанию. А уже через день все шалаши были обмазаны глиной в два слоя. Сначала их смазали первый раз, затем на ещё влажные стены наложили слой широких листьев, а сверху опять положили слой глины.
   Это помогло людям пережить зиму. Хотя в этих краях было намного теплее, чем там, откуда они пришли, и совсем не шёл снег, но холодные дожди, сопровождаемые сильными ветрами, шли неделями. И защищённые от воды шалаши, устланные внутри тёплыми шкурами, и небольшие очаги, устроенные внутри (места для них были выложены глиной и огорожены небольшими речными валунами), были оценены всеми по достоинству.
    Так произошло первое знакомство Человека и Глины.
    Сосуды, слепленные из глины, тоже понравились людям. В них можно было не только носить и держать воду, но и варить еду, и это было намного удобнее и вкуснее, чем раньше. Пища становилась мягче и сочнее, и дети лучше её переваривали.
    Песок и Глина очень гордились своей полезностью, ведь вместе они были куда крепче, и люди очень быстро поняли, что если в глину добавить немного песка, то горшки становятся крепче и не так быстро приходят в негодность.
    Пришла весна. Река снова разлилась, почти доходя до людских жилищ. Пришлось им перебираться из шалашей подальше от бушующей воды. Вождь качал головой, понимая, что придётся поселиться подальше от реки.
   Но через несколько дней вода спала, и жизнь потекла своим чередом. Вверх по реке потянулись косяки крупной рыбы. Люди ловили её сетями. Тут же на берегу добычу разделывали, снимали кожу, рыбу резали на куски и смешивали с кислыми листочками дикого щавеля и молодыми сочными побегами съедобных трав. Таким образом она могла храниться несколько недель и не испортиться.
   Этот год принёс племени много новых открытий. И как и раньше, это получилось совершенно случайно. Один подросток, перенося пойманную рыбу под навес, где работали женщины, уронил небольшую рыбку на кучку глины, приготовленной для лепки горшков. Он уже хотел побежать к реке и вымыть рыбу, но, вспомнив девочку, которая случайно подсказала племени способ изготовить глиняные горшки, задумался.
    Он решил попробовать, что будет, если эту рыбу обмазать глиной и положить в горячие угли. Ведь еда, приготовленная в горшке, оказалась вкуснее! А если из этого тоже получится что-то хорошее, то вождь его похвалит!
     Так он и сделал. Несколько мальчишек с любопытством следили за непонятными действиями своего друга, но молчали. Дождавшись, пока глина станет совсем чёрной, мальчик, которого звали Эйх, палкой вытащил тяжёлый ком из углей и острым камнем разбил толстую корку. Он осторожно попробовал белую мякоть и обнаружил, что рыба стала очень мягкой и нежной. Он даже зажмурился от удовольствия.
     На незнакомый, но манящий запах собрались члены племени. Вождь Айраг решительно положил в рот кусок рыбы и не удержавшись, довольно причмокнул губами. Вскоре от рыбы не осталось и кусочка, а женщины уже торопливо готовили новую порцию глины, чтобы приготовить рыбу по этому способу.
   Это открытие существенно разнообразило рацион людей. Кроме рыбы, так стали готовить и птицу. Теперь не нужно её долго ощипывать, достаточно выпотрошить, положить внутрь съедобные корешки или травы, закатать в глину и запечь в горячих углях. Потом разбить камнем получившийся ком – и все перья остаются в корке, а сочное нежное мясо так и просится в рот!
   Так постепенно Глина всё больше и больше входила в быт племени. По достоинству оценив этот неожиданный подарок, люди находили всё новые возможности для применения этого полезного вещества.
   Вместо шалашей они начали строить полуземлянки, сначала выкапывая мягкую землю и на шкурах перетаскивая её подальше в лес. Углубив яму примерно по колено взрослого мужчины, они обмазывали дно толстым слоем глины и разводили костры. В результате получался гладкий и твёрдый пол. Уже потом над ямой возводился свод из молодых стволов, очищенных от коры и ветвей. Их переплетали травяными верёвками или кожаными ремнями. Затем обмазывали их несколько раз глиной вперемешку с листьями и ветками, и давали высохнуть несколько дней на солнце. Получалось хоть и тёмное, но уютное и тёплое жилище, которое освещалось небольшим очагом. В каждом из таких домов могло разместиться столько человек, сколько пальцев на обеих руках. И это было очень кстати, поскольку у женщин за зиму родилось столько детей, сколько пальцев на одной руке и ещё несколько.
    Сосуды, слепленные из глины, тоже стали делать крепче и более ровными, чем сначала. Мастерицы племени начали делать их разнообразными и красивыми, особенно после того, как кто-то придумал рисовать на них узоры острыми палочками. Делали большие горшки для хранения рыбы и мяса, поменьше - для варки пищи, большие плоские блюда – для подачи праздничного угощения для всего племени, маленькие - для грибов и ягод, а также для птичьих яиц. Их запекали в золе, очищали от скорлупы, складывали в сосуды и заливали жиром, вытопленным из мяса добытых животных. В прохладном месте такая еда могла храниться достаточно долго.
      Наступило время Коротких Ночей, когда всё племя было взбудоражено появлением чужаков.
    Мужчины схватились за копья и дубинки, но пришедшие показали пустые руки и дружелюбно заулыбались. Знаками они объяснили, что не желают ничего плохого, а пришли, чтобы познакомиться и торговать.
     В качестве доказательства они вытащили из дорожных мешков большие куски кремня, который редко попадался в этих краях, красную и жёлтую краску и шкурки белых и черно-бурых лис.
   Вождь Айраг обдумал это предложение и одобрительно кивнул головой.
   Люди Реки, как они стали себя называть, принесли сушёную и вяленную рыбу, лечебные травы и много горшков. Кроме этого, гостям были предложена одежда из рыбьей кожи, которую научились выделывать женщины.
     Климат в этих краях летом оказался очень жарким, и даже кожаная одежда была слишком тёплой. Поэтому с больших рыб, размер которых иногда превышал рост взрослых мужчин, снимали кожу, очищали от чешуи и жира и долго мяли, придавая ей мягкость. Тогда из неё шили набедренные повязки, платья, нагрудники и плащи, которые не пропускали воду.
     Именно эта одежда и глиняные сосуды и привлекли внимание иноплеменников. Обмен завершился быстро, и все остались довольны.
    Гостей накормили вареным мясом и печёными раками, и они ушли, подарив на прощанье жене вождя Вае красивое ожерелье из цветных камешков, а самому вождю – наконечник для копья из кости какого-то невиданного животного.
   Гости ушли, но через какое-то время на больших лодках приплыли люди из другого племени, которые уже знали, что в этих местах поселилось новое племя, и уже слышали о нём много хорошего.
   Пришедшие знаками объяснили, что тоже хотят торговать, и в обмен на одежду и горшки дадут одну из лодок. Вождь остался очень доволен: в его племени не умели делать такие большие и прочные лодки. По реке они плавали на небольших плотах, которые часто переворачивались.
   Люди из незнакомого племени решили научиться говорить на языке людей Реки. В ответ Айраг выучил несколько фраз на их языке. В результате выяснилось, что в этих краях живут четыре племени, которые давно дружат между собой. Сами гости называли себя «люди Большой Воды», поскольку их земли располагались вниз по течению Большой Реки, в пяти днях пути на лодках.
   Были ещё Лесные люди, племя Людей Болота и племя Быстроногих, которые не имели постоянных жилищ и кочевали в степи, в той стороне, откуда восходит солнце.
   Каждый год, когда наступало время Жёлтых Листьев, все племена на семь восходов солнца собирались в небольшой долине. Там они обменивались товарами и новостями, устраивали Большую Охоту и смотрины девушек, которые достигли возраста невесты.
     Вождь гостей, которого звали Келт, пригласил людей Реки на эту встречу и говорил, что они будут рады принять в свой союз племён таких замечательных мастеров. На том они и расстались.
   Время прошло быстро, и вот уже листья стали желтеть, ночи становились длиннее. В становище приплыли люди из племени Большой Воды. Они взяли с собой вождя Айрага, несколько воинов и женщин и направились вверх по течению.
    По дороге Айраг и его соплеменники внимательно изучали новые для себя места. Устройство жилищ, подготовка к зиме и плохая погода не давали им возможности изучить местность. Они уходили из своего становища только на несколько часов пути пешком, в основном, в лес.
      Через несколько дней пути река стала намного уже. Лодки уже не могли пройти по ней. Тогда их вытащили на берег возле небольшой пещеры, где их встретили несколько человек. Как пояснил Келт, воины из разных племён постоянно дежурили здесь, охраняя лодки и другие крупные вещи, чтобы их не испортили звери или не унесло рекой.
     И вот перед ними открылась чудесная зелёная долина, в которой собралось четыре племени. Возле костров суетились женщины, готовя угощение, нарядные девушки несли из ручья воду или собирали в кустах ягоды и орехи. Мужчины таскали из небольшого леска дрова. В центре виднелась небольшая группа мужчин.
       Именно к ним и направился Келт, Айрат и члены его племени. Все с любопытством смотрели на них, но среди них не было враждебных или презрительных взглядов.
      Люди из племени Болотных оказались высокими и сухощавыми, с длинными тёмными волосами, улыбчивыми и добродушными. Одеты они были в одежды, искусно сплетённые из трав.
- У них на болотах водится очень мало зверей, поэтому они ценят кожу и меха. Думаю, вашу одежду они оценят, - наполовину словами, наполовину знаками сказал Келт.
     Лесные люди не отличались высоким ростом,  были коренастыми и похожими на медведей. Широкоплечие, неразговорчивые, они были очень сильны, а их вождь Малут был чудовищно силён и напоминал кряжистый дуб. Его палицу могли поднять только двое человек.
      Воины из племени Быстроногих, светловолосые, загорелые, с серыми глазами, привели с собой зверей, похожих на волков.
- Это собаки! – знаками пояснил Келт. – Они помогают в охоте, отгоняют врагов и диких зверей.
     Когда все перезнакомились, начался пир. Каждое племя принесло свои, особые блюда и лакомства.
     Лесное племя угощало  похлёбкой из грибов, которые их женщины готовили в кожаных котлах, калёными орехами и диким мёдом, который смешивался с ягодами. Степняки предложили вяленое лошадиное мясо, Болотные –  водяные орехами, запечённые в золе, кислые, но вкусные ягоды и черепах, которых они привезли живыми и зажарили прямо в панцире.
     Люди Большой воды привезли с собой необыкновенно вкусную и жирную рыбу, которая водилась в их краях,  и съедобные раковины.
     Когда новички стали обмазывать глиной птиц и рыбу, все удивлённо переглядывались между собой и с опаской смотрели на получившийся результат.
Но когда получившиеся черные комья разбили острыми камнями и необыкновенно вкусный запах донёсся до собравшихся, опаска сменилась любопытством и предвкушением.
     На следующий день начался обмен товарами. И опять все племена были удивлены прекрасной глиняной посудой и искусно выделанными рыбьими кожами. В свою очередь новички, которых уже начали называть «Глиняным племенем», были потрясены оружием Болотных людей, которое они называли луком и стрелами, а также острогами с костяными наконечниками, которыми они искусно били рыбу, змей и прочую болотную живность.
      В результате обмена вождь Айраг увозил с собой новое оружие, пару неведомых зверьков, отлично выделанные лошадиные шкуры и веревки из конского волоса, а также куски соли, которую племя Быстроногих добывало в своём краю в солёных озёрах.
      После торга начались смотрины. Каждое племя привезло с собой несколько девушек, которые сейчас, одетые в самые лучшие наряды, сидели на лужайке и негромко переговаривались между собой. За день они уже перезнакомились, и сейчас потихоньку рассказывали друг дружке о своих родственниках и старших сёстрах, некоторые из которых уже жили в других племенах.
- А зачем вы это делаете? – спросил Айраг у вождя Болотных людей. – Разве нельзя было найти им мужчин в своём племени? Ведь им, наверно, не хочется расставаться с родными?
- Такие браки делают нас не только друзьями, но и родственниками. Наши племена небольшие, и многое мужчины приходятся роднёй девушкам. Случается, что ей в своём племени не за кого выйти замуж. А это нехорошо, если она станет женой брату по отцу или матери, или их сыновьям. Тогда рождаются слабые дети.
- Вот моя мать из племени Быстроногих! – ударил себя в грудь силач Малут.
- А мать моей матери из людей Большой Воды, – в свою очередь проговорил один из воинов Лесных людей. – А теперь я и Зут возьмём жен из Болотного племени.
В прошлом году у нас уже был уговор, и мы привезли девушкам свадебные ожерелья.
    Айраг задумался.
- У нас женщин и девушек больше, чем воинов, мы потеряли много мужчин, спасаясь от большого огня. Наверное, это мудрый обычай...
       На следующий день состоялась большая охота, на которой распоряжалось  племя Быстроногих. Под их руководством воины добыли несколько огромных косматых быков, которые снабдили мясом, жиром, шкурами и костью все пять племён. Разделив добычу, люди сердечно распрощались до следующего сезона Жёлтых Листьев.
      Уже через несколько лет племена крепко сдружились. Они по-прежнему каждый год собирались в одном месте, торговали, пировали, охотились и играли свадьбы. Постепенно они сблизились настолько, что язык у них стал общим. Если одно племя что-то изобретало, то охотно делилось с остальными.
      Когда степняки Быстроногие приручили диких лошадей и коров, то стали жить на одном месте. Они начали строить дома из шкур и стволов деревьев, которые привозили им Лесные люди.
     Племя Глиняных изобрело гончарный круг и постепенно стало всё больше и больше заниматься только этим. Женщин сменили мужчины. Ими же случайно были изобретены кирпичи. Сначала маленькие и некрасивые, постепенно они становились все красивее и прочнее.
      Лесные люди, которые жили сначала в плетёных из веток и верёвок жилищах на деревьях и в больших дуплах, переняли у Глиняного племени постройку полуземлянок, а также способ делать из глины и камней очаги.
       Все племена овладели луком и стрелами, приручили зверей, которых стали звать собаками. Они оказались очень полезными, с их помощью степняки охраняли свои стада, а зимой запрягали в повозки, на которых передвигались по степи. Лесные использовали их на охоте.
       А время шло и шло. Прошло несколько сотен лет.  Пять небольших племён стали единым многочисленным народом. Вместо небольших становищ выросли городки и деревни. Потомки пяти племён называют свою страну «Пра-ма-ри», что означает «Светлая страна». Живут там замечательные мастера, изделия которых славятся далеко за пределами их земель.
       Бывшие Лесные люди, чей деревянный резной городок Лесовск напоминает детскую игрушку, – мастера по дереву. Каких только деревянных вещей тут не делают: прялки и веретёна, бочки и кадушки, резные наличники и ставни, детские игрушки, формы для пряников... Да разве всё перечислишь?!
      Кроме этого, они добывают смолу, собирают грибы и ягоды, разводят пчёл.
        Потомки Болотных людей теперь умелые рудокопы и кузнецы. Они снабжают всю страну железными изделиями: доспехами и оружием, замками и ключами, серпами и косами, украшениями для женщин и девушек. Кроме этого, они самые умелые лекари в стране. В каждой деревне и городке знахарь – обязательно из потомков Болотных.
      Степняки разводят скот, сеют и выращивают хлеб. Они же построили целую Мельничную слободу и Кожевенный городок, где изготавливают изделия из кожи. Куртки, плащи, сапоги, ремни – всё это производят здесь. Умелые мастерицы расшивают их яркими узорами. Здесь же построили солеварни, которые снабжают солью всю страну.
       Потомки людей Большой Воды – умелые рыбаки, охотники и мореходы. Они добывают янтарь и жемчуг. Там же строят лодки и корабли, на которых они возят товары в соседние страны. Их город Морской – оживлённый, хотя и небольшой порт.
       Ну, и напоследок заглянем в город Глинянск.  Он стоит на берегу Большой Реки, которая теперь называется Светлынью. Живут в нём замечательные мастера-гончары, в руках которых глина превращается в большие и маленькие горшки, миски, кувшины, блюда и чашки. Несколько семейств занимаются росписью посуды. В их умелых руках простые  серо-коричневые изделия превращаются в нечто яркое и неописуемо-прекрасное чудо.
     Делают здесь и звонкие кирпичи. Неподалёку от города дымят печи, в которых день и ночь обжигают готовые изделия. А вот на берегу, возле небольшой пристани кирпичи грузят в большие лодки, чтобы везти в Лесовск – класть печи. А чтобы они были не только прочными, но и красивыми, жители Глинянска посылают друзьям новинку – пёстрые плиточки-изразцы  -  белые и жёлтые с диковинными цветочными узорами.
     Печники из Глинянска славятся по всей стране. Ходят они весной и летом по лесам и степям – печи кладут и чинят. Несут в своих походных мешках не только инструменты, но и глиняные, пёстро расписанные игрушки: лошадей, сказочных птиц, собак и краснощёких нарядных красавиц в ярких сарафанах и причудливых головных уборах.  Рады мастерам и Болотинске, и в Лесовске, и в Морском, и в Степном городке.
      И живут в том государстве люди мирно и весело. По осени, как заведено мудрыми предками, сходятся жители страны на Большую ярмарку. Торгуют, играют свадьбы и пируют за общими столами, как и в древние времена, когда они были пятью небольшими племенами.
   


Рецензии