Восемь моих вьетнамцев

Увидеть Вьетнам не довелось. Подруга присылала  снимки отовсюду – в полном восторге от небоскрёбов, парков, архитектурных ансамблей.

Глубоко уважаю этот героический народ. Не сдавшийся ни французам, ни американцам, после двадцатилетней  войны почитавший за счастье найти пустую консервную банку, клочок ткани. Выживший на выжженной напалмами земле и поднявший  страну из пепла. 

Совсем немного знаю о вьетнамцах. Их любовь  к жареной селедке мне не мешает. И что – вон норвеги селедку с сахаром едят, им нормально.
Много лет мой любимый художник – вьетнамец Dang Van Can. Копировать пастелью его картины – невозможное счастье.

Первая встреча случилась в общежитии Физкультурного институт им.Лесгафта. Но сначала - гостиница «Колос» на ВДНХ в 1980. Олимпиада в Москве. Со мной в номере девчонки-пловчихи из Киргизского института физической культуры. Я в командировке  шеф, проректор по науке, отправил меня (зав.научным отелом) в два ведущих физкультурных вуза СССР с документами – Московский и Ленинградский.
Девчонки бреют ноги от сих-до сих каждый вечер. Я в ужасе: вы же будете лохматые, как медведи! Им тренер велел, чтобы сопротивляемость в воде уменьшить. Какую сопротивляемость уменьшают в себе теперь повсеместно дамы, мне неведомо. Но тут ясно: раз-два побрила, и дальше до смерти. Иначе, да, как медведь – бурый, белый, в зависимости от природного экстерьера..

Поглядела я на улетающего Мишу и уехала в Ленинград. Мерзну, как собака, хотя ведь лето в разгаре. А там +15,+17. Купила в Москве плащ, тем и спаслась. Утром слышу чириканье. Громкое, активное, незнакомые птицы обсуждают что-то своё. Захожу в умывальник – там вьетнамские не то женщины, не то девочки – маленькие, радостные. И замерзлые хуже меня. Их с самолета прямо на учёбу, сначала в общежитие – в белых х/б штанишках и рубашечках с коротким рукавом. Умываются холодной водой, зубы чистят. Дрожат и улыбаются. Мама дорогая! Бедные!
Одна, видя мои полные жалости газа, начинает со мной общаться. Не было у нас общей языковой платформы. И не надо. У неё двое детей – вот такой мальчик – рукой в метре от пола. И вот такая девочка – в полуметре.  Вот так зовут. У меня – вот такая девочка – рука на уровне груди, Саша. Хорошие у нас дети! Невозможно вынести  страдания этой заморской птицы на русском Севере, отдала ей свою кофту. Слёзы, руку у сердца держит. Обнялись на прощание.

Во второй раз пришлось жалеть угоревшую в советских костюмах-тройках группу вьетнамских преподавателей, приехавших во Фрунзе  с целью ознакомиться со всем, что покажут. Сентябрь, в Киргизии +35. А они в этих черных, в тонкую полоску ч/ш сооружениях советского Легпрома, залежавшихся, видать, где-то на складах.
Им подарили, они гордо носят.

Сначала показали Чумыш. Плотина такая на киргизско-казахской границе, где тогда работали специалисты нашего ВНИИКАМСа - всесоюзного НИИ мелиорации. На территории здание с огромной ЭВМ на весь зал  – из первых советских. Сотрудникам НИИ сказали – готовьтесь накормить делегацию. А сколько в ней едоков, утаили. Ну вниикамсовцы в грязь лицом не упали. Муж мой Янис Приживойт, тогда живой и здоровый специалист кибернетик и Мастер Большого Плова, с  утра задействовал половину личного состава – чистить и мыть рис, морковь, лук. Сам осуществлял общее руководство подготовительным процессом, разведя огонь под огромным казаном.
Остальной народ строгал салаты. Тазами. Пойди знай, сколько гостей явится и какие у них аппетиты.

Шесть. В костюмах. Аппетиты отменные. Смели мужички, ростом с меня самые крупные, все салаты, догнались прекрасным классическим пловом, выпили все соки и воду, счастливые подались на выход, не расстегнув пиджаки и жилетки. Главный через переводчика спросил, кто готовил плов. Им указали на Яниса - а вон борода.
Вьетнамские товарищи выстроились в ряд, и подходя к мастеру, поочередно отдавали в его лапу свои детские  руки и уважительно благодарили:
- Позалуста! Позалуста!
На что Приживойт, улыбаясь в усы, польщенно хмыкал:
- Ну спасибо!

А через день группу привезли в наш физкультурный институт. Они все, оказывается, борцы. На кафедре борьбы собрали самых слабых студентов и сказали: только попробуйте у гостей выиграть!
Не вопрос, обнаковенное дело. Вьетнамские товарищи победили всех наших. Сияющие, радостные, чисто дети,прижимая к сердцу Дипломы с печатями, шерстяные синие и красные спортивные костюмы, всякие вымпелы-значки и прочую мелочь, уехали в свою страну, убежденные в том что в СССР живут самые добрые на свете люди.

Пишу – а ведь да. Так оно было.


Рецензии