О духовной природе души

Одинаково ли создавал Творец человека и весь животный мир?

"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так." (Быт 1:24).
"Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей." (Быт 2:19).
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." (Быт 2:7).

При описании создания человека появляется одна особенность, которой нет при описании создания животного мир  - только после того, как Бог вдунул в лицо Адама дыхание жизни, тот стал душой живою. И понимание этого описания в разных философских системах христианского мира сильно отличается. В одних системах Бог вдунул некую энергию жизни, подобно тому, как в лампочку подают электричество, и появляется свет. Так, учат в их системах, при подаче энергии жизни духа в земное тело появляется душа. Когда-то и я так мыслил. В других системах учат, что это не просто энергия жизни, но это и есть рожденный свыше дух, который собой оживляет земное тело. А в день физической смерти, дух выходит из земного тела, как бабочка из кокона. Этот дух возвращается на небо, и встреча с Богом становится для духа либо судилищем, либо обретением блаженства.

Парадокс весь в том, что каждая система имеет свою логику и внутри своей богословской школы адепт искренне уверен, что именно его понимание библейское, а понимание оппонентов ложное. И у меня нет рецепта, как в форматах общения в соцсетях одной стороне лучше всего переубеждать оппонентов. Мне видится, что системные богословские вопросы вообще бессмысленно оспаривать на форумах и в социальных группах. Я просто сужу по себе. Как мне для переосмысления отдельных тем нужны были годы, так, думаю, что и другим требуется много времени. И тут никто никого не должен торопить и принуждать что-то принимать против своей веры и совести. Напротив, нужно с пониманием воспринимать, когда кто-то с нами не согласен. Он не враг. Он просто живет в ином информационном поле. И манипуляционные заявления, типа: "в Библии написано!", обычно не убеждают оппонентов, так как они понимают написанное иначе. И пока Сам Христос не укажет человеку на допущенную им ошибку в своих выводах, и не освободит заблуждающегося от его заблуждения, никто не имеет власти такому помочь. А значит каждому нужно просто проявлять долготерпение к тем, с кем не согласен.

Я не учитель Церкви и не имею полномочий кого-то учить. По воде не хожу, мертвых не воскрешаю, увечьих не исцеляю, бесов не изгоняю. Я просто делюсь своим пониманием того, что вижу, не притязая говорить от Имени Бога. И никто не обязан со мной соглашаться, если видит иначе.

Так как тема о душе сегодня поднимается разными верующими, из разных групп и форумов, то решил и я озвучить свое вИдение. Итак, я склоняюсь более ко второй точке зрения, согласно которой душа зарождается в человеке не от плоти, а от Духа. Душа имеет небесную природу, а не земную. Почему я так считаю?

Чтобы слышать глас свыше душа должна обладать соответствующими духовными органами. Ведь слово, исходящее из уст Божьих, доходит до души как духовный хлеб, так что услышать то слово можно только духовными ушами. Чтобы Адаму слышать Бога ему не достаточно было бы иметь только физические уши. И даже к Каину Бог обращался, внушая: "если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним." (Быт 4:7). Каину уже дано было познать, что есть грех. И дана была ему власть господствовать над грехом. А это уже духовное ведение.

Также, с физической смертью, душа продолжает сознательное бытие. Тому я нахожу в Библии множество свидетельств. Умерший по плоти Моисей, явившийся на Горе Преображения вместе с Илией в нетленных телах еще до Воскресения Христа - тому лучшее свидетельство. Также и о Христе сказано, что Он: "быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал," (1Пет 3:18-19). Находящиеся в темнице духи были не спящими, а томящимися там, и способными слышать и воспринимать слово Божие. И в ином месте: "Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом." (1Пет 4:6). Т.е., претерпев смерть по плоти, грешные души продолжают жить по духу. А когда же они ту духовную природу получали, живя во грехе? Как вижу я, то в момент физического зачатия от земных родителей мы получаем земные тела. И одновременно Бог вдыхает в нас дух с душой, который и оживляет земное тело своим присутствием. И пока этот рожденный свыше дух живет в земном теле, Бог через него обеспечивает земное тело жизнью.

Для ветхозаветних людей это было покрыто тайной. Они читали про то вдохновение Богом в Адама. Но никто не усматривал в том рождения свыше еще одной природы. Потому праведники имели материалистические представления о душе, они не мыслили бытия души без земного тела. И многие, читая высказывания тех праведников, по ошибки воспринимают те слова за откровение Духа. Но это не пророческие высказывания, а именно суждения праведников.

2023.09.11


Рецензии