Выхино - Жулебино. Мюратов мост

12 февраль 2020 г.  ·

1.

До мостов Мкадовской Развязки от моего подъезда - девять минут ходу, если не спеша.

2.

Итак:
Районная интернет-газета "Районные будни ЮВАО Москвы", от 23 июля 2015 года.
"– В 1812 году здесь француз шёл, – рассказывала старожил Нина Желанова. – У самой деревни Выхино на речке был омут, пушки тонули, лошади, а люди кричали: «Чур меня!», вот оттого и речка стала Чурихой".

Это записал некто Юрий Стародубов. (Надо бы его найти, кстати).

В архивах роются сотни доцентов, в районных газетках -  я один.

3.

... Нормальным историкам такие заметки без надобности.

Им, нормальным, легко: допишут фразу "авангард двинулся к Подольску", и следующее предложение начинают словами "После Тарутинского сражения".
И плевать им, что между этими двумя сообщениями - три недели, и что  в авангарде - три корпуса, и в каждом - дивизии, в дивизиях полки, в полках эскадроны, а в эскадронах живые люди, с ошеломляюще интересным и биографиями, и у каждого третьего, по крайней мере, осталось прямое потомство.

Я - ненормальный историк.
Я ползаю по истории с лупой, как Шерлок по ковру, на котором убили лорда Хъюго, семнадцатого маркиза оф Сент-Брандан. 

И ещё: за двадцать лет экспедиций я привык предельно внимательно вслушиваться в бормотание деревенских старух ушедшего столетия.
Для деревни два века - это позавчерашний день, и там многое помнят.

4.

Мост между Выхино и Жулебино, через речку Голядянка, она же Чурилиха (Чуровка, Чуриха, Голядка и тд, и ещё Пономарка, Влахернка).
Мост был, несомненно, очень прочный. Рязанский тракт, вектор Европа - Азия: движение тут в мирное время шло день и ночь.

По одну сторону от моста, к западу, тянулась деревня Выхино (невероятно длинная, как выяснилось), по другую - село Жулебино.

Берега Голядянки в этом месте - уже сплошная топь, судя по картам (на плане 1796 года - у Выхина немного посуше, на подступах к Жулебино совсем вязко). Отсюда, к югу, веером расширялось огромное Лайково болото.

Сейчас здесь - это самое бетонное сооружение, в котором при желании очень просто увидеть огромный иероглиф, конспирологический сигнал  для инопланетян: Развязка,  МКАД и Рязанского проспекта. Определить местоположение достаточно легко: Рязанской тракт не изменил направления, только в асфальт и бетон оковался, и ближние озёра (Чёрное, Белое и Святое) остались на месте, хотя и обрели совсем иные очертания.

5.

16 сентября 1812 года, где-то во второй половине дня, сюда подступил Авангард, который вёл Джоакино, король Обеих Сицилий.
Впереди - Второй корпус Резервной Кавалерии, впереди корпуса - 2я дивизия (лёгкая кавалерия), впереди - 16я бригада, и самым первым из бригады - 10ый гусарский полк, Злоты Гусары. За польскими гусарами - прусские уланы (сводный полк, два эскадрона Силезского полка, два - Бранденбургского).
 (А дальше, -  7я бригада (французские гусары и конные стрелки), потом 4ый корпус (тяжёлая кавалерия, 4-я дивизия (лёгкая польская) и  7-я дивизия (тяжёлая саксонско-вестфальская). 
Потом - пехота, польская дивизия Легиона Вистулы.

15 сентября русские отступающие части мост между Выхино и Жулебино, конечно, разгромили начисто. И артиллерия Авангарда здесь завязла.

… Это были, конечно, пушки 16ой лёгкой бригады.

В отысканном мной тексте это обозначено так: «1/4th comp. a cheval: 4-6 pdrs & 2 How.» и «11-bis train/4th comp».
Вроде бы расшифровывается это так: батарея 4ой роты (компанье) конной артиллерии (4 - 6 орудий "pdrs", не знаю, что это, и 2 "How"  - это, я полагаю, howitzer - гаубица), и: 11-бис эшелон 4ой обозной роты.   

Зато имена известны: всей артиллерией командовал капитан Франсуа Мартино (Francois Martinot), уже весьма немолодой для такого чина, (г. р. 1764, то есть 48 лет).
А обозом – лейтенант Жан-Батист-Фирмен Ришар (Jean-Baptiste-Firmin Richard, 1769 + 1843) (ему сорок три, ровесник Императора).
(Это я вытащил с Napoleon Series Discussion Forum, который создал ещё, кажется, в 2006 году,  бородатый Robert Burnham, бывший коммандос из США, воевавший, судя по его страничке, в 2000х в Мозамбике).

Стало быть:  здесь рычали на своих солдат  капитан Мартино и лейтенант Ришар, и гарцевали польские золотые гусары, не желающие лезть за пушками в болотную жижу, и где-то совсем рядом хмурый король Джоакино ( он же всегда был с передовыми эскадронами, на самом острие Армии), ждал, когда подъедут сапёры из  Легиона Вистулы.
(Надо, кстати, уточнить, были ли там сапёры и кто ими командовал).

Не знаю, как для вас, но для меня имена действительно преображают реальность. Точнее, животворят.


Рецензии
Доброе утро.
Вот и мне видится такая картина, что "хранцузики" много чего "растеряли"
по пути до Бронниц. Глядишь, в болотцах Жулебинских, пара телег и увязла.
С награбленным "цивилизаторами".
С почтением.

Гео Доссе   19.09.2023 07:00     Заявить о нарушении
Болота высушили: Лайково - постепенно, - до 1928 года, а Марьинские болота - ещё раньше. Так что - если что и было, всё достали и утащили.

Кирилл Серебренитский-Дёнгоф   19.09.2023 23:31   Заявить о нарушении
Я тоже иногда по Жулебинскому лесу побродить выбираюсь. Недалеко от него обитаю.

Гео Доссе   19.09.2023 23:42   Заявить о нарушении
Ну, тогда давайте как-нибудь побеседуем, вживую. Может быть, интервью получится. Шевйков мотив - это то, что действительно близко, и мне, и книге моей, ныне тянущейся.

Кирилл Серебренитский-Дёнгоф   19.09.2023 23:49   Заявить о нарушении
В Бронницы - это позже, 21 - 23 сентября, по Владимирскому (Казанскому) тракту. А по Рязанскому - король Джоакино дважды, 16 и 17 сентября, доезжал до нынешних Люберец (Жилино, Панково, Томилово), и поворачивал обратно, на ночлег (с 16 на 17 сентября - в Баташевском дворце на Швивой горке, а дальше - в пригородной усадьба графа Разумовского, на Гороховом поле, - нынешнее министерство спорта).

Кирилл Серебренитский-Дёнгоф   19.09.2023 23:52   Заявить о нарушении
Это Ваша тема. Я в ней не профи. Может-к счастью, может-наоборот.
А по лесу походить-с удовольствием. Тем паче, когда много чего интересного можно узнать от того, кто этим занимается серьёзно.

Гео Доссе   19.09.2023 23:56   Заявить о нарушении