3. Мой муж - Борис Хрящёв. Капитанский диплом

У Бориса были права рулевого I класса. Он учился на капитана. Ходил на занятия, сдавал экзамены. Я нет-нет, да и послушаю, как он отвечает на вопросы по билетам дома, перед экзаменами. Сигнализацию с ним вместе учила. Порой быстрей его отвечала, а он злился: мешаю ему думать.
 Помню, как приехали в ЦЯК сдавать голландку Сан Палычу Логинову. Борис, естественно, - сдавать, а я - как сочувствующая. Пригласил Логинов нас на свою яхту «Мальву». Она такая же в управлении, как Л6, только размерами больше. А в яхте у него куча народа. Стол накрыт и гудёшь стоит. Спустил кэп туз и приглашает Бориса показать умения. Сел Борис в тузик и давай галанить. Движений много, а скорость маленькая. «Нет, Боря, ты тут потренируйся, а мы с Галиной гостей развлечём.
Надо сказать, что я уже тогда начала проводить праздники для яхтсменов города. Особенно собиралось много народа на Старый Новый год. Меня уже стали многие яхтсмены из других клубов узнавать. Да и жён, которые ходят с мужьями-яхтсменами вместе на яхтах – не так уж и много.  В общем, меня усадили за стол и напрягли песни с народом петь. Веселье в полном разгаре, и вдруг кто-то стучится в борт! У всех в глазах немой вопрос: кто может стучать со стороны моря, а не с бонов? Тут я подала свой голос: «забыли про Бориса!» Логинов вышел, посмотрел, как Борис отлично справился с задачей и поставил ему зачёт.
Борис сдавал все экзамены самостоятельно и завидовал Андрею Гальнбеку.  И вот почему. Как-то раз, ещё до встречи со мной, пригласил Андрей Бориса пройтись на «Скитальце» в Выборгские шхеры до Берёзовых островов. (Яхта "Скиталец" немецкой постройки 1930 года. Была куплена в Ленинград каким-то нашим писателем. Купить он её купил, а что с ней делать? До 1952 года она простояла в порту и была полностью раздета. Отец Андрея, Петр Иванович Гальнбек совместно с Е.А.Мравинским и Н.К.Черкасовым (они были хорошими друзьями) выкупили её по цене металлолома и, на базе я/к «Водник» восстановили. Сын Петра Ивановича, Андрей, получил на ней навыки хождения под парусами и I класс рулевого. Лодка простояла в «Воднике» до 1976 года, и была продана в я/к «Маяк»). И так, оба, имеющие I класс рулевого, собрали команду, в которой кроме них не было ни одного грамотного в яхтенном деле человека, двое из которых – женщины, пошли в поход. Погода не предвещала ничего хорошего, но молодым мальчишкам ничего не страшно. Вскоре, за Кронштадтом стало разгонять волну. Ветер усилился и небо заволокло чёрными тучами. Началась гроза. Всех «пассажиров» укачало вусмерть. Одной деве стало плохо с сердцем. Пройден маяк Стирсудден, но до Берёзовых ещё далеко. Можно зайти либо в бухту Жёлтую, либо в Дубкову. Но карт подробных нет. Идут по известной поговорке: «Упрёмся – разберёмся» в бухту Дубкову. Там, вроде бы, гавань пошире. И они упёрлись. А вернее, их выбросило на камни. Но металлический корпус выдержал. На волне лодку подбросило и перекинуло через мол на мель. С берега яхту заметили и прислали в помощь катер. На катере отправили девочку-сердечницу, а за одно и вторую её сопровождать на большую землю. В гавани уже так не качало, воды в трюмах не было, и замученная команда решила оставить решение остальных вопросов до утра. Утро встретило яркими красками неба: над горизонтом сияло несколько солнц. Это было гало.  Местное население помогло яхту стянуть с мели. В светлое время суток был виден обставленный вешками фарватер. Т.ч. поход завершился благополучно. Логинов, зная, сколько бед принёс в ту ночь ураган, решил, что раз в этом походе экипаж выжил, Андрею (а именно он был заявлен капитаном) выдать капитанский диплом без экзаменов.
Хочу добавить про «Скиталец». За уточнением фактов, решила списаться с Ириной Гальнбек. Наверняка она в курсе об этом походе. Андрея уже нет, но может она что помнит. А Ирина сказала, что она дружит с теми двумя участницами этого похода и дала мне ссылку на страничку одной из них  - Татьяны (она просила не называть её фамилии).  Татьяна прислала описание похода. Но эти два рассказа разнятся событиями, хоть и похожи ситуации. Вот теперь я гадаю: был один поход или два?
На всякий случай, помещу сюда понравившийся эпизод из её рассказа.
 «Зеленогорск.  Август 1972 года.  Суббота. Яхта "Скиталец". …Ветер налетел внезапно, засверкали молнии, загрохотал гром. Мы стоим у пирса в растерянности: швартовый конец порвало и яхту стало относить на камни. Надо выходить на открытое пространство, но мотор, как всегда: чихнул и заглох. Яхта не управляема, зацепиться якорем тоже не получалось, нас понесло и почти сразу выбросило на каменную гряду. Рядом борется со стихией катамаран. Им удалось сманеврировать и выскочить на песчаный пляж. Между тем стемнело и наступила ночь. Борт пробит, яхта наполняется водой. Один из членов экипажа своей пятой точкой пытается закрыть пробоину. Воду откачиваем ручным насосом, всеми подручными средствами пытаемся устранить течь. Но всё напрасно: струя слишком сильная, яхта уже лежит на боку и бьётся о камни. Петр Иванович (Гальнбек) принимает решение об эвакуации. Сначала отправили самого физически сильного здорового парня, который на берегу должен был организовать нам помощь. Он благополучно добрался до берега, но… спас только себя и уехал домой. Это был чужак. Потом решили отправить на берег девушек. Каждую обвязали канатом для страховки. Но концы короткие и до берега не хватает длины (других просто не было), на этих концах нас спустили в воду. Когда погрузились, я практически сразу коснулась ногами дна, можно было не плыть, а идти. Лида очень худенькая и значительно меньше меня ростом. Я схватила ее за шиворот, и мы "пошли". На волне нас подбрасывало, и я теряла остойчивость, но Лиду не отпускала. Волна выбрасывала нас к берегу, она же и тащила нас обратно. Я какими-то прыжками добралась до берега, держа в одной руке Лиду, а другой одерживалась от волны пытаясь сохранить равновесие, пока не ощутила дно двумя ногами более крепко.  Потом мы часто со смехом вспоминали это - Лида ни разу не коснулась ногами дна, а страховочные концы тащились за нами, и только мешали продвигаться вперёд. Откуда взялись силы? Следом за нами благополучно покинула яхту вся команда, прихватив все ценное. Нас, промокших и промерзших, на берегу приютили добрые люди в каком-то пакгаузе. Там был жуткий холодный бетонный пол, но ребята с катамарана, чтобы нас согреть, дали бутылку водки.
На следующий день все стихло, вода отошла, погода снова была жаркой и солнечной. Мы без труда вынесли с яхты и целый день сушили все, что намокло.
Не обошлось без потерь. Промок фотоаппарат... Мою сумку смыло за борт и выбросило на берег. Утром отдыхающие нашли и сдали её в милицию. Записная книжка не пострадала. Из милиции позвонили домой и сообщили соседке, что найдена сумка утонувшей девушки, тело не найдено...
К вечеру, я уже была дома. Соседка меня уже оплакивала. Слава богу, я вернулась до возвращения моих родителей.»
Борис Капитанские получил в 1979г.Но в 1977 году у Бориса уже был большой опыт ходить самостоятельно в дальние походы. Он часто выходил на яхте, выручая Орехова на гонках и в других походах, когда того не пускала работа. Ещё год назад в нашем яхт-клубе проходила  выставка польских яхт, и яхт-клуб купил таурус, который достался Б.Орехову. Вся команда пересела со "Звезды" на таурус, который экипаж назвал "Грацией". Благодаря её ходовым качествам, или слаженной команде,"Грация" понеслась как на крыльях, оставляя за кормой всех конкурентов. Злые языки сразу обозвали "Грацию" лифчиком и язвили: ещё бы, ей не ходить первой, ведь её везут такие "буфера"! На Чемпионате города, состоящего из 7 регат, по условиям соревнования для повышения общего зачёта, можно было выбросить самую неудачную гонку, или вообще на неё не заявляться. Но у нас были все 7 первых мест! Выбрасывать было нечего! В последней гонке после финиша я лежу на палубе и говорю ребятам: "Вот вы говорите, что женщина на борту корабля приносит несчастье. А я вам приношу удачу." Не прошло и 5 минут после моих слов, как наша мачта трещит и ломается в 3х местах и обрушивается на палубу. Вы бы видели глаза всех членов команды, обращённых в мою сторону!

Продолжение следует.


Рецензии