7. Мой муж - Борис Хрящёв. Навигации 1984 и 1985 г

НАВИГАЦИЯ 1984г.
Передо мной тетрадь выходов яхты «Форвард» в навигацию 1984 года.
30.06.84.  – «Кубок Балтики»
Экипаж:
Хрящёв Б.В. -  капитан
Куликов А.Ю – ст.пом кап
Кущенко В.В. - II пом. Кап.
Талала Ю.В. – моторист
Недошивин А.С. – курсант
Богдашевский А.В. – матрос
Гусева Г.Л. – кок
Горелин А.Б. – матрос
Талала О.Ю. – юнга
Возвращение 22.07.84. (без Юриной дочери. За ней приехала мама и она покинула судно в Таллинне после I этапа соревнований).
Следующий выход - 28.07.84.  Форт Обручев. 04.08.84 - снова Обручев.
Далее – первенство города, состоящее из 6 гонок – все первые места! Повторяется картина с «Грацией»!

В сентябре руководство БМП ставит перед клубом задачу: участие в международной учёбе по спасению на воде. О событиях тех дней рассказывает участник похода, Юрий Кабалкин, который после этой «спасательной операции» влился в состав экипажа «Форварда».
РАССКАЗ ЮРИЯ.
«В 1984 году по программе совместных советско-шведских спасательных учений в акватории Балтийского моря стороной, осуществлявшей действия по спасению судна, терпящего бедствие, выступал СССР, Швеция выступала наблюдателем. 
Впервые в практике учений роль судна имитатора утопающего была 40-футовая парусная яхта, под командованием капитана Хрящева Бориса Владимировича с экипажем 5 человек, включая капитана.
Во всех предыдущих учениях для указанных целей использовались мореходные суда, размером от 30 метров в длину с экипажем от 12 человек.
При всей выгоде выбора яхты в затратах у руководства БМП не было уверенности в надежности ее экипажа для выполнения задачи вывести судно в назначенное место в назначенное время.
В осуществлении выбора в пользу парусной яхты решающую роль сыграло то обстоятельство, что руководителем аварийно-спасательной службы БМП был в то время Леонид Николаевич  Белов, имевший квалификацию яхтенного капитана, который гарантировал надежность такого выбора: подбор яхты и экипажа.
 Выбор Белова, как показали дальнейшие события, был безупречен: яхта -"РУСЬ", капитан Борис Хрящев, в состав экипажа, помимо капитана, вошли еще четыре яхтсмена, двое из которых, как и сам капитан, были участниками трансатлантической гонки "Катти Сарк"- 1984 на яхте «Новик»: Евгений Молчанов и Владислав Иваненко. 
 Яхта «Русь», построенная на гданьской судоверфи в 1973г по проекту «Арктурус», имеет в длину 13 метров, водоизмещение 15 тонн, вооружение - бермудский шлюп и оснащена вспомогательным дизелем 15 л.с.
11 сентября 1984г заполненная по буртики разнообразными продуктами питания от щедрот Балтийского пароходства, яхта «Русь» вышла из Ленинграда и взяла курс на Вентспилс.  Свежий попутный норд-ост одним галсом доставил ее в предполагаемый порт за трое суток, т.е. в пятницу 14 сентября, после чего благополучно скис, уступив место тихому вечеру, сулившему приятный отдых в гостеприимных уголках Прибалтийского города.
Какой черт дернул нас ошвартоваться у пустого причала рыбной базы, сломав все наши сладкие планы?  В тот самый момент, когда команда при  полном параде собиралась покинуть борт яхты, в гавань  на полном ходу ворвалась набитая рыбой чумазая «лошкомойка» и, разогнав огромную волну, с треском пришвартовалась в полутора метрах от носа белоснежной «Руси», заставив всю ее команду одерживать танцующую яхту тем, что под руку попало. Это было только началом чудесного вечера. В течение часа весь причал был заполнен аналогичным способом швартующимися рыбаками.  Уставшая от этой бешеной швартовки, наша команда пошла переодеваться, а причал заполнился рыбаками, снующими с ящиками полными рыбой. Туча чаек, хватала треску из разбитого и брошенного ящика, полного рыбой, на который никто из рыбаков не обращал внимания.
Прошел еще час и на борт вернулся Капитан, ушедший на разведку, держа в каждой руке по огромной треске. Ужин был уже готов, когда Капитан, глядя в кружку, на дне которой томилась на водной бане добытая из трески печень, сказал: «Печени мало, а на причале полно рыбы». Вооруженная ножами команда отправилась на добычу печени. Через час стемнело. Кастрюля была полна печенью растерзанной треки, а на причале пировала стая чаек.
Утром руководители учений, обеспокоенные штилем, выгнали нас в море. Вскоре подул попутный ветер, который постепенно усилился до штормового. В результате мы пришли на банку Хобург за сутки до начала операции. Нам предстояло сутки штормовать в окрестности точки рандеву. В результате попыток постановки яхты на плавучий якорь выяснилось, что к какой точки корпуса его не крепи эта яхта никогда носом к волне не встанет, зато, если убрать паруса, то яхта ляжет в дрейф носом по ветру, и угол рыскания будет не более 15 - 20 градусов. За исследованиями  поведения яхты в условиях дрейфа в штормовую погоду, незаметно прошли сутки и ровно в 12.00 мск  яхта «Русь» послала в эфир сигнал SOS и выбросила за борт надувного Ивана Иваныча. Старпом Женя Молчанов непрерывно бубнил в 16 канал» "Мэй Дэй,  яхта Русь терпит бедствие, координаты и т.д." Через 15 мин прилетел самолет и сбросил спасательный плот в десяти метрах по корме, который тут же надулся, был нами подобран и обследован на предмет наличия аварийного запаса. Но тут нас ожидал облом: от спасательного плота нам досталась только шкурка. Прозвучала команда уйти с места падения плота и наблюдать со стороны. В течение получаса все было окончено: Иван Иваныч и плот были подняты с вертолета. Капитанов всех судов-наблюдателей и нашего в том числе, спасательным ботом собрали и доставили на головное судно для "обсуждения" результатов учения. Спустя полтора часа, тем же ботиком, с третьей попытки, нам вернули порядком "обсужденного" капитана, слегка погнув кормовой релинг. По команде: «всем спасибо, все свободны», яхта «Русь» отправилась в Клайпеду.
После небольшого отдыха в яхт-клубе Клайпеды, где нас гостеприимно встречал парусный мастер "Вова Вася" (в прошлом известный звездарист (друг и соперник в звездном прошлом капитана), «Русь» отправилась домой.
Скрываясь от сильного шторма, после пересечения Ирбенского пролива, «Русь» зашла в бухту Тагалахт на северо-западе о-ва Сааремаа, и встала до рассвета на якорь. По утру ошвартовалась у причала маленькой гаванюшки со звучным название «Port of Veere», по соседству с двумя рыбацкими судами пережидавшими там шторм. На борту у рыбаков находился их улов, законсервированный накануне, которым они охотно поделились с нами в порядке натурального обмена. Никогда прежде, да и в будущем тоже, не пробовал такого лакомства, как салака суточного посола.
К слову, о гостеприимстве островных эстонцев по отношению к морякам, которое мы вполне оценили в общении с местным капитаном порта. На наш вопрос о том, как получить разрешение от погранслужбы на выход на берег, ответ был такой: «Вы получите отказ, но если не запрашивать разрешения, то к вам не будет никаких претензий». На приглашение на вечернюю рюмку чая капитан охотно согласился, и пришел не один, а с симпатичной дамой, которую уходя намеревался оставить на борту "в подарок экипажу".
Заканчивали мы поход 28 сентября, накануне закрытия навигации, осуществив последний в истории яхты «Русь» заход в «Маркизову лужу» через северный фарватер. Он был закрыт дамбой зимой наступающего 1985 года, и вновь открылся под возведенным мостом, недоступный судам высотой более 13 метров».

НАВИГАЦИЯ 1985г.
Кубок Балтийского моря. Журнал «Катера и Яхты» пишет:
I этап. Ленинград — Вентспилс (448 миль). «…Старт у форта Обручев. За о. Сескар флот участников разделился на две группы — одна пошла правым галсом к южному берегу, другая продолжала идти левым. В навигационном отношении более южный путь сложнее и в случае дождя или тумана небезопасен. Однако согласно таллинскому прогнозу ожидался ветер северо-западной четверти и южный путь становился более выгодным. Однако большинство капитанов предпочли северный и проиграли «южанам», которые первыми подошли к о-ву Гогланд. Только самые быстроходные яхты «Аврора» и «Форвард» оказались здесь одновременно с ними…»
II этап. Вентспилс — Пионерский (158 миль) «…Этот короткий, но скоростной этап преподнес неожиданный сюрприз ведущим экипажам — они оказались на худших местах. Слишком короткой была дистанция, чтобы имеющие высокий балл яхты смогли получить достаточный для них отрыв по времени от остальной массы судов…»
III этап. Пионерский — Рига (279 миль) «…Уже после финиша в Риге главному судье соревнований был подан рапорт с просьбой произвести отдельный зачет для яхт в 3-й группе. Первое место было присуждено яхте «Былина» (типа «Алькор»), 2-е — «Форвард» (однотонник) и 3-е — яхтам «Трийн» («Л6») и «Марина».
Я опять еду в Ригу к финишу Кубка Балтики. Дочь в Геленджике в лагере. Серёга в спортивном лагере от яхт-клуба. Т.к. Борис работает в БМП, эксплуатирует гостиницу – меж рейсовую базу отдыха моряков в Репино, которую сам строил, ему там выделили комнату в домике строителей. Половину лета мы всей семьёй жили там. Привыкла ездить на Финляндский вокзал. Сегодня еду на вокзал, но вместо Витебского, по привычке, на Финляндский. Уже поднимаясь по эскалатору, вдруг осознаю свою ошибку и бегом обратно. На Балтийский приезжаю за пять минут до отхода поезда. А мне ещё на Витебский. О удача! Рядом с выходом - свободное такси. Прыгаю в машину и сумасшедшим голосом кричу: «Гони!!!»  Такси въезжает на платформу, и я влетаю в последний вагон уже на ходу поезда. Чуть отдышавшись, иду через весь поезд к своему месту. Как только вхожу в купе, мои трое соседей одновременно восклицают: «Комплект!!!» я обвожу их удивлённым взглядом, и обнаруживаю у всех на груди значок участников Кубка Балтики- 85. Как потом выяснилось, во всём вагоне в Ригу на яхты ехали только мы четверо. И надо такому быть, чтобы всех нас поселили в одно купе!
Двоих ребят я уже не помню, а Юлию с «Ариэля» запомнила хорошо. Когда наш «Форвард» из «Водника» перешёл в Стрельну, мы с ней часто виделись. Мы весело доехали до Риги. Естественно, приехали раньше финишировавших, но время зря не теряли: накупили закуски, сухого вина и поехали в Юрмалу на побережье. Оттуда были хорошо видны подходящие яхты.  К вечеру большинство яхт уже пришли, и наш случайный союз рассыпался. Нас ждали свои экипажи.

Шарж А.Кутлинского (члена экипажа)

Продолжение следует.

Уважаемые посетители моей  странички! Огромная просьба оставлять рецензию, ну или просто пару слов о прочитанном. Когда нет реакции, то нет и стимула писать. Будто пишешь в стол.


Рецензии