О книге Неспешность. Подлинность Милана Кундеры

Название чарующее, околдовывающее даже звучанием слов, наполненных мудростью. Неспешность в проживании каждого дня, каждой минуты, без суеты и спешки, и подлинность восприятия, - без охвата всего и сразу, а с углублением в детали, как в бессмертных строках Бориса Леонидовича «...жизнь, как тишина осенняя – подробна!», умение вычленить во множестве суть, и подчинить этой сути свои действия, - в этом и есть смысл. 
             Пожалуй, хватило бы и этих двух слов, чтобы остановиться и задуматься. Но вчитывание в текст обогащает еще и новизной, а порой и резонированием мыслей давно, кажется, знакомых и доносившихся откуда-то поблизости, не будучи обнаруженным и произнесёнными вслух. И вот они зазвучали. Например, что человеку не дано ничего изменить в жизни, да и не нужно. Бог так создал, и путь так и будет. Нужно лишь, совершая выбор между добром и злом, оставаться несгибаемым в выборе того, что велит совесть, что сделает даже самую плохую ситуацию лучше. Или о том, что прошлое и будущее есть и существуют одновременно в некой точке времени, в которой можно ощутить себя совершенно неожиданно и случайно, что, собственно, и произошло с героем романа «Неспешность» после долгой бессонной ночи.
По правде сказать, не все в книге показалось удачным. Порой охватывала скука, когда автор  углублялся в детали психологии, уводя в сторону ..а если бы герой сделал так, или  не сделал ничего, или он никогда бы не поступил так, потому что и потому… Хуже того,  утопал в описаниях совокуплений, слюнявого рта целующихся, языков в чужом рту, обнаженных девушек на стульях, и прочих подробностей, от которых хотелось немедленно закрыть книгу, и отнести ее обратно в библиотеку.
Намеренной пародией на знание женской психологии показалось описание того, как культурная женщина хранила письма неизвестного поклонника под стопкой лифчиков в бельевом шкафу. Пришедшие в гости чужие дети, играя в комнате, вывернули этот шкаф, и разбросали по полу трусики и лифчики, заодно и письма, обнаружив тем самым тайну в чудовищной форме разоблачения. Прием предсказанный от самого начала, и не оказавший нужного эффекта.
Но впечатлила и увлекла история двух влюбленных, которые создали себе пугающую пропасть в отношениях из-за недопонимания, неверной оценки подлинности. Любовник писал письма своей спутнице от лица неизвестного поклонника. Она тайно хранила их, как мы уже знаем, под стопкой лифчиков, и ничего ему не говорила, чем вызвала ревность и скандал. В то же время он с удивлением и радостью наблюдал как влияют на нее создаваемые им в письмах образы, как легко управлять фантазией женщины, и самой женщиной, если вести ее продуманным путем, вплетая в каждом новом послании тот образ, который навязывается ей, и будоражит ее фантазии. Но это привело к трагедии, к разрыву, ибо она уличила его в слежке, и чрезмерном на нее давлении, а он ее в двуличии, и прочее, и прочее. Яркая иллюстрация, как по разному воспринимаем мы незначительные события и ситуации, которые создаем из лучших побуждений (он же хотел ее подбодрить, поднять ее женскую самооценку), а получилось наоборот. И, хоть все заканчивается хорошо, - пробуждением от кошмарного сна, остается неясным: где сон, а где явь, где вымысел, а где реальность. И вновь соединяются фантазия и реальность, становясь подлинной жизнью.
Насколько важны в развязывании психологических узлов ответственность за совершенные поступки и раскаянье? Можно ли избежать утрат, если все хорошенько продумывать заранее?
 С другой стороны, без этих поступков, - в чем же суть человека? Именно эти поступки и есть человек, без них это не он.
Может быть, наоборот, так и надо поступать, как велит собственный опыт и совесть?
Умение воспринимать жизнь в полноте, ощущение справедливости в плохом и хорошем в равной мере, и следование лишь той линии поведения, которую диктует совесть, желание сделать лучшее в любой ситуации – в этом мудрость, которая и есть неспешность и подлинность.


Рецензии