Навеянное. Что было под запретом в СССР 3

 Как-то так получилось, что в части 2 я навспоминала много чего из своего детства и ранней юности, но практически не упомянула о запретах в СССР того времени. Если чуть вернуться к тем темам, какие я затронула в своих мемуарах, с позиции запретов, то надо признать, что запретов было много:
1. нельзя было вести себя вызывающе. Это не регламентировалось УК, просто эпатаж не был в моде, как теперь. Советские граждане были, возможно, излишне скромными. Конечно, не все, тогда тоже встречались любители выделиться из "серой" массы (в школе и институте я тоже грешила этим, надевая под безумно короткую школьную форму малиновые клеши, заменяя белые манжеты и воротнички на полосатые желто-коричневые или делая манжеты из кружев такой длины, что потом не могла писать, а в институте позволяла себе ходить на лекции в излишне декольтированных платьях);
2. нельзя было нецензурно выражаться в общественных местах - за это можно было огрести общественные работы на срок до двух недель;
3. нельзя было мусорить на улицах - за это также можно было на две недели стать бесплатным дворником;
4. нельзя было не работать нигде. Можно было быть домохозяйкой, как моя бабушка, но "домохозяином" быть было нельзя. Была статья в УК о тунеядстве;
5. нельзя было быть проституткой (были они и тогда, но очень подпольно);
6. нельзя было заниматься перепродажами, это называлось спекуляцией и за это можно было "присесть" на лесоповале (но среди моих знакомых были и спекулянты, торговавшие вынесенными с заводов и фабрик товарами, и фарцовщики, приторговывавшие импортными джинсами и дубленками, что я искренне осуждала и никогда ничего не покупала у них);
7. нельзя было выносить со своего рабочего места материалы, сырье и готовые изделия; тех, кто это делал называли "несунами" и, если такого деятеля ловили за руку, то тоже "присаживали" куда-то далеко-далеко;
8. нельзя было прогуливать уроки и лекции, за это могли отчислить из института, а в школе оставить на второй год (но я умудрялась это делать без последствий);
9. нельзя было петь в церковном хоре, за это могли выгнать из института и из комсомола (с другой стороны, если ты комсомолец, то какое тебе место в церковном хоре?);
10. нельзя было появляться в публичных местах в пьяном виде, по городам ездили специальные машины, в которые грузили без излишних сантиментов и бережности не вяжущих лыка граждан, которых этими машинами отвозили в медвытрезвитель, где их поливали холодным душем для гигиены и отрезвления и оставляли на ночь, а утром направляли на работу алконавту справочку о поимке;
11. нельзя было воровать, грабить, насиловать, драться или кого-либо бить;
12. нельзя было пользоваться клеем, ацетоном или бензином для получения кайфа;
13. нельзя было употреблять наркотики;
14. нельзя было ходить в неопрятной одежде (за это не было наказания, это было просто стыдно);
15. нельзя было афишировать свою неординарную ориентацию;
16. нельзя было заниматься граффити, которое тогда еще не было искусством, а просто обыкновенным пачканьем стен почти всегда нецензурными выражениями;
17. нельзя было устраивать на улице перфомансы (мы и слова такого не знали);
18. нельзя было купить иностранную валюту просто так, без поездки в ту страну, валюту которой обменивать можно было только по очень жесткому курсу и только очень ограниченную сумму (по этому поводу я уже писала, что обычному честному гражданину это было совершенно не нужно);
19. нельзя было просто купить билет и полететь в Египет или на Бали... (были визы, были сложности в их оформлении, был "железный занавес", установленный против СССР капиталистическим миром)
20. нельзя было пойти в Большой театр в джинсах или рабочей спецовке. Для театра существовали вечерние платья, а роба и джинсы существовали для работы.
21. нельзя было вступить в тоталитарную секту и даже просто монахом в православной церкви было сложно стать, как-то атеистическое воспитание мешало восприятию идеи Бога.
 Я перечислила не все запреты в СССР. Были и такие запреты, какие могут сегодня вызвать недоумение. Например, нельзя было заниматься сексом в гостиницах и общежитиях, если партнеры не были супругами - их просто не селили в один номер, а на каждом этаже была дежурная администратор, следившая за приходящими в гости к постояльцам и стучавшая в двери в 11 часов вечера, выпроваживая этих гостей (вероятно тогда не знали, что сексом можно заниматься и до 23.00) Или запрет на курение на улице. Курили многие, особенно мужчины, но и женщины тоже. Только просто идти по улице с окурком в зубах - это было не комильфо. Нет, никто за это никого никуда не отправлял, но и просто так шататься по улицам с сигаретой/папиросой позволяли себе только отпетые хулиганы или очень легкие на поведение девушки.

 В общем, я хочу сказать, что в СССР было очень много запретов, но УК СССР в печатном виде был не толще соответствующего документа в РФ или США, а те запреты, что не подпадали под УК или АУК были не особенно напрягающими. Более того, тогда я себя чувствовала абсолютно свободным человеком и могла себе позволить выпендриться, например, шокируя учителей выбором батьки Махно в качестве любимого героя Гражданской войны или обозначив себя космополитом и человеком Земли. Это сейчас, прожив за границей 20 лет, я стала ярым патриотом, а тогда я просто не задумывалась над тем, как же "тяжело живется советским гражданам в тоталитарном режиме коммунистического подавления личности". Просто потому, что этого самого подавления личности не было. А если нас когда и строили в ряды, то мы (я и мои друзья) делали это с удовольствием, радостью и хорошим настроением. Мне никогда не хотелось поспать лишний час вместо Первомайской демонстрации - единственного дня в году, когда нас строили. Мне и моим друзьям нравились эти шумные сборища, прогулки в толпе по проезжей части и последующая маёвка с шашлыками на природе. И яйца мы тогда красили не на Пасху, а на маёвку.

 


Рецензии
Несмотря на все запреты, мы жили при социализме очень хорошо. Мы жили гораздо лучше, чем сейчас, когда многое разрешено, по-моему даже больше, чем нужно.

Ольга Зайцева 7   12.09.2023 19:42     Заявить о нарушении
Спасибо за Вашу рецензию и Ваше мнение. Я не могу сказать про себя, что я живу хуже или лучше, я просто живу. Тогда я была молода и смотрела в будущее с уверенностью и надеждой, теперь я стара и смотрю в прошлое с благодарностью.
С уважением, Ирина.

Шеина Ирина   12.09.2023 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.