Чему учит Псалтирь?

(Статья находится в доработке)

                I. Псалтирь учит молиться.

Псалтирь чаще других книг Библии обращается к Богу в своих молитвах и хвалениях:

    «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» (Пс. 50:1) (молитва).

    «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его» (Пс. 102:1) (хваление).

Так на своём примере эта книга учит нас не только думать о Боге, но и  обращаться непосредственно к Нему, молиться Господу и благодарно восхвалять Его, то есть прилеплятся к Нему в молитве всем своим сердцем. Читающему Псалтирь остаётся только мысленно поставить себя на место псалмопевца, чтобы научиться тайнам искренного общения с Господом в радости и в печали, в счастии и в беде. Это не трудно, потому что, как заметил святитель Афанасий Александрийский:

«Когда <...> ты читаешь Псалтирь, то ты читаешь её как будто бы ты сам написал эти слова, или же как будто бы тот, кто их написал, написал их именно для тебя.»

«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны» (свт. Афанасий Александрийский).

При этом очень важно то, что  Псалтирь учит молиться Богу как своему самому щедрому благодетелю, ближе, дороже  и роднее  которого у тебя нет никого.


        II. Псалтирь учит тому, как нам жить пред лицом Божиим.

Однако эта богодухновенная книга учит не только тому, как искренно молиться Богу и воспевать Ему хвалу,  но и тому, как нужно праведно жить пред лицом Его.

С этой целью Псалтирь рассказывает о Боге, открывая Его божественные свойства: Его святость, силу, могущество, величие, славу:

     «Свят Господь Бог наш» (Пс. 98:9) (святость).

     «Господи, Боже сил! кто силён, как Ты, Господи?» (Пс. 88:9) (сила).

     «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечён славою и величием»  (Пс. 103:1) и далее. (величие)

Но больше всего Книга псалмов обращает наше внимание на божественную благость и праведность.

     «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс. 144:17).

     Люди «будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою» (Пс 144:7).

Благость Божия согласно Псалтири выражается в Его щедрости, милости и долготерпении:

     «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8).

То есть не один раз проявляет Он свою щедрость, милость и долготерпение, но многократно, так что и счесть нельзя. Псалмы 102  и 106 приводят конкретные примеры милости Божией:

    «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
     избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
     насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
     Господь творит правду и суд всем обиженным.
     Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.
     Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
     не до конца гневается, и не вовек негодует.
     Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
     ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
     как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
     как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:3-13).

     «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет» (Пс. 35:10).

Праведность Божия выражается в Его правосудии:

    «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Пс. 44:8).

    «Ибо Ты Бог, не любящий беззакония;
     у Тебя не водворится злой нечестивые не пребудут пред очами Твоими:
     Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
     Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс. 5:5-7).

Всё это называется богомыслием, которому «Псалтирь» учит нас помимо молитвы.


               Как благотворно влияет на псалмопевца богомыслие ?

Какие духовные чувства вызывают у святого псалмопевца два эти божественные свойства?

Благость Божия вызывает у святого Давида любовь к Богу, а Его праведность – страх Божий, трепет перед Его праведным судом.

    «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!
    Господь – твердыня моя, и прибежище моё, и избавитель мой.
    Бог мой – помощник мой, и буду надеяться на Него;
    защитник мой, и рог спасения моего, и заступник мой» (Пс. 17:1-2).

То есть вначале псалмопевец говорит: "Возлюблю Тебя, Господи", а затем перечистляет дела божественной благости, за которые он возлюбил Господа.
 
    «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь» (Пс. 118:120).

Святость, сила, величие и слава тоже вызывают у псалмопевца эти два духовные чувства, однако благость и праведность - в первую очередь.
Этим спасительным чувствам псалмопевец хочет научить и других:

     «Любите Господа, все праведные Его» (Пс. 30:24).

     «Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс 33:10).

Он делает это так убеждённо и настойчиво, потому что на собственном опыте познал, что Господь благоволит больше всего к тем, кто имеет эти чувства.


Любви к Богу он учит на собственном примере. Его любовь к Богу такова, что Господа он предпочитает всем земным и небесным ценностям:

     «Господь часть достояния моего и чаши моея» (Пс. 15:5).
 
     «Ибо кто мне <нужен> на небе <кроме Тебя, Господи>? И с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25).

    «Удел мой Ты – Господи; я сказал: сохранить постараюсь закон Твой» (Пс. 118:57).


Страху Божию он тоже учит во многих псалмах:

    «Начало мудрости - страх Господень» (Пс. 110:10).

    «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12).

    «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111:1).

    «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8).

    «Как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его » (Пс. 102:11).

    «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13).


Два эти чувства порождают соответствующие им действия. Итак, тот, кто любит Бога и имеет страх Божий, поступает согласно Псалтири следующим образом.


1. Никогда не упускает из памяти Бога и Его заповеди. (Имеет память Божию):

    «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся» (Пс. 15:8).

    «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
    но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2)


2. Больше всего на свете стремится к Богу и исполнению заповедей Его:

    «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже.
    Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс. 41:1-2).

    «Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.
    «От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;
     от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня» (Пс. 118:100-101)*. 

Причём учит этому и других:

    «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
    Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
    Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:13-15).

    («Ищи мира <Христова> и следуй за ним»)

Без помощи Божией сделать это невозможно, а Господь помогает смиренным и сокрушенным сердцем:

    «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).

То есть смиренным поможет Он совершить вышесказанное и убережёт от преждевременной смерти. Ибо всё, чему Давид учит в этом псалме, совершается благодаря страху Божию, который Господь дарует смиренным. ( Так как страх Божий является даром Божиим.) Где же взять это смирение и сокрушение сердца? В искреннем покаянии.

----------

* О том, что стремление в Богу и исполнение Его заповедей тесно связаны, псалмопевец говорит в другом псалме:

    «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно,
    тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
    Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» (Пс 23:4-6)


3. Если по немощи своей праведник нарушает заповеди, то слёзно с сердечным сокрушением  кается пред Богом (покаяние):

     «Повинися Господеви и умоли Его» (Пс. 36:7) учит псалмопевец.

Каким образом?

    «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
    Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя.
    Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.
    Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих.
    Яко да оправдишися в словесех Своих и победиши внегда судити.
    Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя.
    Се бо истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
    Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся.
    Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя.
    Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
    Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
    Не отверзи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
    Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом владычным утверди мя.
    Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся.
    Избави мя от кровий, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.
    Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
    Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши.
    Жертва Богу — дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
    Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона; и да созиждутся стены Иеросалимския.
    Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая. Тогда возложат на олтарь Твой тельцы» (Пс. 50).

Покаяние приводит к сокрушению сердца и смирению. А «дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», более того «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» (Пс. 33:18). К таковым благоволит Господь и даёт им свои духовные дары: любовь к Богу и Страх Божий и помогает в двух делах названных выше. А без смирения любовь к Богу и страх Божий несовершенны, так же как и память о Боге и его заповедях и стремление к Богу и исполнению Его заповедей.


4. Кто исполняет заповеди и чистосердечно кается, тот твёрдо уповает на Бога (упование на Бога).

Псалмопевец призывает людей Божиих отказаться от суетной надежды  и обратиться к истинному упованию:

    «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
     Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.

     «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
     сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
     творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
     Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
     Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
     Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия» (Пс. 145: 3-10).


Крепка сила этого упования, она сильнее страха смерти:

    «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
     Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4).


Что бывает с тем, кто имеет истинное упование Давид рассказывает в 90-м и 51-м псалмах.

    «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится» (Пс. 90:1) и далее.

    «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
    вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими» (Пс 51: 10-11).


5. А кто уповает на Него, просит Его о помощи в трудный момент и получает её (взывание к Богу о помощи):

    «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна» (Пс. 107: 13).

    «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня от лица нечестивых, нападающих на меня, -
    от врагов души моей, окружающих меня» (Пс. 16: 8-9).

    «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой!
     ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых» (Пс. 3: 8).

«Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи мечь и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: "Я - спасение твое!" (Пс. 34: 1-3).

    «Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня» (Пс. 33: 5).


6. Получив же божественную помощь, благодарит за избавление и прославляет Господа, воспевая чудные Его свойства (благодарение):

     «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
      Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся» (Пс. 33:2-3)

     «Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!» (Пс. 35:6).

     «Как драгоценна милость Твоя, Боже!» (Пс. 35:8).

     «Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс. 145:2)

Не только сам хвалит, но и призывает всех прославлять Господа:

     «Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе» (Пс. 33:2-3).

     «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!» (Пс. 150:6).

     «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия» (Пс. 106:1).


7. А нечестивых обличает и пытается их вразумить, будучи пророком, имеющим на то духовную власть:

     «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
      доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
      Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
     избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
     Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
     Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
     но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
     Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. 81:1-8).

    «Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
    Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом
    Почтите Сына, чтобы Он не прогневался,
    и чтобы вам не погибнуть в пути вашем,
    ибо гнев Его возгорится вскоре.
    Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:10-12).


8. А тех, которые не вразумляются и продолжают враждавать и творить зло (бесов), – проклинает будучи пророком, имеющим на то духовную власть:

    «Да найдёт на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс. 54:16).

    «Постави на него грешника, и диавол да станет одесную eго.
    Внегда судитися eму, да изыдет осужден, и молитва eго да будет в грех.
    Да будут дние eго мали, и епископство eго да приимет ин:
    да будут сынове eго сири, и жена eго вдова» (Пс. 108).

(Два последних действия, 7-е и 8-е, имеют право совершать не все, а только наделённые духовной властью.)

Эти десять тесно взаимосвязанных друг с другом чувств и действий, раскрывающиеся в Книге хвалений можно сравнить с десятью музыкальными темами, звучащими отдельно или вступающими в полифонию друг с другом. 

Читающий  Псалтирь перебирает десять этих «струн»* «пальцами» ума и сердца. При этом возникают каждый раз  новые гармоничные сочетания духовных смыслов, подобные музыке. Так он постепенно познаёт их гармонию и воспринимает полезный смысл их через красоту.

Эти восемь чувств и действий являются  также ступенями пути, ведущими ко Господу.

Итак, читающий эту книгу,  «Открой ко Господу путь твой» (Пс. 36:5), таинственно начертанный в Псалтири.



                Христос в «Псалтири»

Этот путь ведёт ко Христу, который таинственно присутствует в Псалтири. Его присутствие являет себя в особых пророческих (мессианских) стихах и даже целых псалмах. (Псалмы 2, 8, 15, 21, 23, 39, 40, 44, 46, 67, 68, 71, 88, 109, 117, 131). В них открываются божественные тайны:


1. Об Иисусе Христе, Сыне Божием, рождённом предвечно:

    «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 02:7);

 "Не так, чтобы рождение было прошедшим, но оно всегда настояще и постоянно и не имеет конца" (Прп. Икумений Триккский)

    «...из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109:3), 

То есть в вечности, прежде сотворения солнца и света.
 

2. О том что Иисус Христос – Царь:

    «Аз же поставлен есмь царь от него над Сионом, горою святою Его» (Пс. 02:6), где Сион это Святая Церковь.

    «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1).


3. О том, что Иисус Христос - первосвященник Нового Завета:

    «клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4).


4. О том, что Христос по воле Божией плотию приносит жертву на кресте и смертью Своей упраздняет все жертвы ветхозаветные.

 «...жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (Пс. 39: 7-9).


5. О страданиях Господа на кресте

    «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?» (Пс. 21:1).
    «Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя.
    Отверзоша на мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй.
    Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя,
    бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего.
    Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему,
    и в персть смерти свел мя еси.
    Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя,
    ископаша руце мои и нозе мои.
    Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя.
    Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий.
    Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми.
    Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою.
    Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирение мое.
    Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя» (Пс. 21:12-22).

    «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю: скоро услыши мя.
    Вонми души моей и избави ю: враг моих ради избави мя.
    Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред тобою вси оскорбляющии мя.
    Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и    утешающих, и не обретох.
    Даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиши мя оцта» (Пс. 68: 18-22).


6. О том, что что душа Христа не останется во аде, а плоть Его не увидит тления.

    «Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс. 15:10).


7. О воскресении Христовом:

    «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; (Пс. 67:2)
 
    «Возшел еси на высоту, пленил еси плен:
     приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися (даже среди непокорных вселишься)» (Пс. 67: 19).

 Апостол Павел: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:9,10).

    «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131:8).

    «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой» (Пс. 3:7).
 

8. О вознесении Христовом:

    «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Пс. 23:9)

    «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (Пс. 46:6).


9. Пророчество о Святой Церкви и о Божией Матери:

    «...Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеянна преиспещренна» (Пс. 44:9).

    «Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена.
     Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе (Пс. 44:13-14).


10.  Наконец, на  собственном примере псалмопевец учит посещать храм Божий, а Дух Святой его устами призывает к таинству Причащения:

    «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5:8).

    «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:8).

    «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115:4).

-----------------
* Десять этих божественных тайн открытых пророком Давидом звучат как новая песнь: «Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе» (Пс. 143:9).


            «Ключ к Псалтири» архимандрита Наума (Байбородина)

Тому, кто то желает подробнее узнать о тайнах Божиих: «о пришествии Христа Спасителя на землю, Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, созидании Церкви и Царствии Божием – Иерусалиме Небесном» (архимандрит Наум Байбородин), таинственно предизображённых в Псалтири, советую обратиться к книге архимандрита Наума (Байбородина) «Ключ к Псалтири» (Слово 1. О богодухновенных псалмах; Слово 2. Ключ богодухновенной Псалтири; Слово 3. Христос Бог – слава и упование псалмопевцев.)



В качестве примера привожу его толкование первого псалма:

«Псалом 1 является началом и основанием всех псалмов. Воспевается в нем блаженный, единый, сильный новый Адам, сильный Муж делом и словом – Христос Господь, сказавший: «Снидох с Небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6:38).

Здесь наставление сынам человеческим к творению Господних добродетелей, приближение к Богу, дабы стяжать блаженство жизни вечной. Ибо Христос – древо жизни при воде святого крещения, а веровавшие в Него будут телом Его, как ветви и листья на древе жизни» (архимандр. Наум Байбородин).

Тем же, кто хочет разобраться в значениях каждого стиха этой книги могу порекомендовать


            Другие толкования на Псалтирь

1. «Толковую Псалтирь» Евфимия Зигабена.
 
2. "Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому" архиепископа Иринея (Клементьевского).

Все три книги есть на портале «Азбука веры».


Рецензии
Добрый вечер, Владислав!
Я не специалист по Псалтырю и не могу оценивать Вашу работу по существу. Но с точки зрения философской, Псалтырь представляется мне очень важным. И вот почему. Христианская этика основана на сознании падшести человека, смирении, покаянии. В своем обращении к Богу, общении с Богом, человек ставит себя в центр, а Бога на периферию. Я, мне, помоги, прости, дай, спаси - так человек обращается к Богу. Да, человек слаб и ему нужна помощь, но Бога при этом он обращает в средство для своего спасения. Какая-нибудь девочка - кришнаитка танцует, поет мантру Харе-Кришна, и испытывает блаженство, забывая о себе. А христианин зациклен на своей греховности и находится в печали. И вот Псалтырь - это та книга, которая может заменять христианину мантры восточных религий. В Псалтыре, насколько мне не изменяет память, Бог ставится в центр и является объектом поклонения, восхваления и это правильно. Возможно, по невежеству своему я ошибаюсь и для уточнения своих слов мне нужно подробнее ознакомится с Псалтырем. Но по некоторым цитатам из Вашей работы, мне кажется, я прав.

Евгений Терещенко   20.09.2023 17:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений.

Сердечное спасибо за отзыв. Вы высказали очень интересную мысль. Её нужно хорошо обдумать.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   20.09.2023 21:09   Заявить о нарушении