9 Мой муж - Борис Хрящёв. Я подаюсь в капитаны

А в клубе началась кое-какая движуха.
Бюджет клуба перестаёт быть окупаемым - прекращаются дотации от города. Клуб изыскивая всевозможные способы его пополнить с одной стороны, и избавления от лишних мало использующихся яхт с другой, передаёт 4 яхты в ЦЯК. Среди этих четырёх, краснодерёвый дракон «Друг», фирмы «Борисон». Не смотря на многочисленные его поломки, я уже созревшая предпринять самостоятельность в вопросе паруса, подаю на него заявку, чем спасаю лодку от переброса в другой клуб. Лодка мне достаётся действительно убитая: прогнили 4 шпангоута, дейдвуд, полубимсы выпирали над креплением к рубке, рубка пробита посередине, палуба сгнила под старым разорванным равентуком, отсутствовали штаги, гик, лебёдки, утки и стопора были разворованы. Мачта сломана пополам и трещины в трёх местах, сломан ликпаз.  Пришлось закупать самостоятельно эпоксидку, стеклоткань, лаки, краски, сурик, дельные вещи: стопора, лебёдки, блоки, мочки, талрепы. Заказывать стальные тросы на новые штаги, ванты. Володя Логинов, оценив мои усилия, подарил гик со своей старой лодки.
В это время ко мне Андрей Брагин привёл свою коллегу с работы – Лену Галкину (на тот момент она была ещё Галкиной). Это прекрасный, умный, трудолюбивый, ответственный человек. Она сразу проявила свою активность.
Для начала мы спустили лодку и проверили, как она чувствует себя на воде. Лодка, естественно набрала в себя воды, но не затонула. Это была уже осень, время подсчётов, что понадобиться на лодке делать. А зимой – хочешь-не хочешь, а пришлось идти на курсы рулевых 2-го класса.
По весне 1987г. экзамены были все сданы, кроме практики. Т.к. Борис особо к рулю никого не пускал, особенно в гонках, то я практики, как таковой у него получила мало. В этом году открывалась новая страница в парусном спорте Ленинграда и области  – «Кубок Ладоги». Меня, как организатора уже знали. Я не только проводила праздники. Я участвовала в судействе, возила детскую парусную школу (сын Сергей занимался в ней) в Новую Ладогу – спортивный лагерь. Т.е., меня, как знатока Ладоги пригласили на «Синюю Птицу» (Л-6) Николай Федорович Миронов и Гарри Давыдович Рожанский. А вернее, я сама напросилась к ним для получения практики. Думая, что я что-то умею, меня в судовой роли записали «помощником капитана». Но, скорее всего, так было нужно для сдачи экзамена.  Надо сказать огромное спасибо Николаю Фёдоровичу за те навыки, что я приобрела на «Синей Птице». Он меня научил не только сидеть на руле и выполнять всякие манёвры, но и навигации, и метеорологии. Я вела судовой журнал по всем правилам, отмечая в нём каждый поворот, делая исчисления, чётко выходила на заданную точку. Не беда, что в той гонке мы пришли 6-ми (возможно, из-за моих ляпов). Тот груз знаний мне пригодился на сдачу не только на 2 и 1 классы, но и на Капитанский диплом!
Интересный момент. Моего Серёгу в команду предложил взять на швертбот «Кит» Сергей Бобров. Они пошли на Ладогу гулять по островам. Увлечённая работой со своей яхтой, а потом внезапным приглашением на «Синюю Птицу», я как-то выпустила из внимания поход сына. В промежутке между этапами гонок, в бухте «Далёкой» я вылезла из яхты, чтобы в лесу набрать черники для компота (помимо штурманских дел, я ещё занималась камбузом). И каково было моё удивление, когда во время сбора ягод, под кустом нос к носу столкнулась с Серёгой! Вот какие встречи бывают у яхтсменов!
Но этот год, как и следующий, нам пришлось потрудиться с «Дружком». Конечно, тут мне помогал советами, материалами и станками весь клуб. Особенно, конечно, Борис. Его знания и опыт в строительстве был огромнейший. Ходила я за советами и к Виктору Гусеву (член корреспондент журнала «Катера и Яхты» и капитан яхты «Флора»). Он буквально год назад проделал со своей «Флорой» аналогичный ремонт. Ну и, конечно, к Серёге Федорко, «Кулибину», как все его называли в клубе, столяру клуба. Многие работы пришлось оплачивать. Так склейку мачты мне делали ребята, которые арендовали тогда ремзону в клубе. Но дырки в ней пришлось заделывать нам: чопы вырезали на фрезерных станках клуба, а мелкие дырки затыкали спичками, обмазанными эпоксидной смолой.
В экипаже у меня были одни девчонки. В основном, с моей работы, не замужние. Когда они брали в руки шлифовальные машинки и вставали вдоль бортов яхты, к ним тут же подходили кавалеры, предлагая свою помощь.
И так, к концу навигации корпус яхты уже был готов. Осталось время за мачтой и такелажем. Экзамен на рулевого был сдан, и я пошла учиться на рулевого 1-го класса.
А как дела были у Бориса? Вот что пишет журнал "Катера и яхты" об их успехах: "Экипаж «Форварда» (см. «КЯ» №108) был укомплектован опытными яхтсменами, возглавляемыми капитаном Борисом Хрящевым. Около двух лет они работали над совершенствованием и настройкой судна для гонок. Сейчас «Форвард» имеет высокий гоночный балл (8,54 м), но по абсолютной скорости конкурирует с лучшими ходоками, например, с яхтами типа «Цетус». На Кубке Балтики-85 яхта дважды финишировала первой и один раз третьей. «Форвард» обходит «шестерки», «Алькоры», «Таурусы» почти на всех курсах, имеет высокие мореходные качества, яхта абсолютно сухая". Следующие года "Форвард" продолжает ходить в призёрах, не смотря на то, что на "Катти Сарк" ему ещё больше повысили гоночный бал, чтобы уравнять шансы с другими яхтами этого класса.
Я зиму провела в учёбе, а к навигации 1988 года уже яхта была спущена и оснащена всем, чем требовалось.
Первый выход «Друга». На бонах провожают взглядом дети: Сергей, Мила и Серёжин шкотовый – Лёша Крушин. В реке с течением, своими местными ветрами, да и с зимним перерывом, я не сразу поняла, как надо действовать на лодке, вдвое меньшей «Синий Птицы». Под моим неопытным командованием, Лена тоже стала дёргать не за те шкоты и отдавать не те бакштаги. Сергей быстро сориентировался. Как они с Лёшей оказались в моей лодке – от волнения даже не поняла. Сергей уже с 6-летнего возраста ходил под парусами на оптимистах, потом на кадетах – короче, был грамотным яхтсменом. Он своими действиями быстро навёл порядок. Постепенно, успокоившись, я привыкла к лодке и к местным ветрам. Далее пошло, как по маслу.

В навигацию 1989 г. на «Операцию-Парус» Борис снова идет на «Форварде» и берёт с собой Серёгу. Серёже исполнилось 16, и он подходит по правилам SТА: молодёжь с 16 до 25 лет должна присутствовать среди половины экипажа. У Серёги друзья по детской парусной школе тоже достигли этого возраста, и Борис идёт к Виктору Николаевичу Антонову на УПС «Мир», договариваться взять двоих к себе в курсанты. Дмитрия Тиришенкова и Колю Гопенко берут без проблем. Они, хоть и не учатся пока в Макаровке, но оба из семей моряков. Дима - сын одного из капитанов дальнего плаванья, работающего в БМП, а Коля – сын капитана яхты «Камертон», стоящей за забором «Водника», в частном клубе «Нева». Конечно это протеже Борису ни раз аукнулось, ибо наши детки далеко не паиньки. Одно то, что по их собственным   рассказам, в иностранных портах они очистили все фонтаны, в которые народ бросает деньги, на судне появились велосипеды, которые в некоторых странах бесплатно стоят на улицах для пользования горожанам.  Устроив импровизированные лавочки у трапа «Мира», продавали всё, что нашли дома ненужным: значки, офицерские пуговицы, шапки-ушанки, матрёшки, ложки, тельняшки и пр. В результате у этих деток денег было больше, чем у наших капитанов яхт. К тому же, Пароходство в то время ещё оплачивает эти походы, т.к. яхты защищают честь страны, завоёвывая призовые места. Так капитанская зарплата была 17 $ в сутки, у старпома 12$, а курсанты получали по 7$. Но это в море. На берегу – не то 2, не то 5$. За этот рейс Борис с Сергеем заработали приличные по нашим меркам деньги, и смогли купить кое-какую технику: кассетный магнитофон с CD-плеером, и мне небольшое электронное пианино фирмы Cassio. Правда вскоре, по их возвращению, похоже, благодаря Серёгиному хвастовству, нашу квартиру ограбили, и забрали все «лишние» в доме вещи.
Хочу тут добавить, что мы с девчонками в это лето научились не плохо ходить под парусами, участвовали в гонках и постепенно стали выходить в лидеры. На момент прихода «Форварда» с «Катти Сарк», мы на «Дружке» пошли встречать ребят на Мор.вокзал. Ждём их, ждём, а лодки всё нет. Тогда мобильников ещё у нас не было, и причину их задержки мы узнать не могли. Пришлось, ошвартовавшись у причала с края, лечь спать прямо на стрингера, бросив под себя ватники, оставшиеся с весеннего ремонта в носу яхты. Где-то в часа 2 ночи мы почувствовали, что наша лодка рвётся в море и чуть ли не встаёт на дыбы. Пошли перезаводить концы, менять местами кранцы. Как оказалось – слева от пирса проходит протока, в которую какой-то завод спускает ночью втихаря отходы. Вот обильный поток нас и пытался слить в море. «Форвард» пришёл под утро. Они не спешили, чтобы соблюсти валютный ход (ведь зарплата им шла от количества дней, проведённых за границей, и пока они не отметились у погранцов – считались за кордоном). К тому же, они знали, что пограничники и таможня работают с 9 утра. Куда им торопиться? А то, что их у пирса ждёт «Друг» - не ведали.
Зимой у меня снова учёба: сдаю уже на 1 класс. К навигации почти все предметы сданы. Сдать практику для меня уже не проблема. Нужен ценз, причём на дальнее расстояние (кажется, более 800 миль в должности помощника капитана). У Бориса в плане взять меня вторым помощником на одну из предстоящих регат. На всю навигацию с ним уйти не могу – дети должны быть хотя бы с одним родителем две трети лета.

Продолжение следует

Уважаемые посетители моей  странички! Огромная просьба оставлять рецензию, ну или просто пару слов о прочитанном. Когда нет реакции, то нет и стимула писать. Будто пишешь в стол.


Рецензии