Покровский рубежъ 2018

Военно-исторический фестиваль — «Покровский рубежъ» 2018

С 10 по 12 июня был на Военно-историческом фестивале "Покровский рубеж". Меня пригласили мои давние друзья, которые занимаются музейным делом — Уральского танкового корпуса. И будучи приглашённым, я стал активным участником нашей группы. Для начала мы поставили огромную военную палатку с двумя входами и четырьмя окнами. Позже нам принесли сено в брикетах из толстых стеблей. И на этом как я понял, нам предстояло спать. Это было ужасно, потому что от этого сена несло конюшней. С дровами было пока не всё ясно, но рядом находилась лесопилка, осталось только доставить дрова.

Александр Турчанинов идейный лидер музейщиков занялся установкой плакатов посвящённых боевому пути танкового корпуса, мы ему помогали, вбивали столбы, натягивали оттяжки, чтобы всё это сооружение не рухнуло под напором ветра. С погодой нам не повезло дул сильный холодный ветер и тёплые куртки нам были в подспорье.

План по организации экспозиции музея под открытым небом был такой. Перед палаткой слева должны находиться плакаты, рассказывающие о славном боевом пути Уральского танкового корпуса. У главного входа через импровизированный музей Уральского танкового корпуса постоянно формировались группы по четыре пять человек, зрителей провожали по направленному коридору в палатку, где им рассказывают об эпизодах в ВОВ. На столах разложены экспонаты, найденные на местах боёв.

Дальше посетители выходят на другую сторону палатки и попадают в медсанбат, где девушки санинструкторы показывают имущество санитарных медсанбатов и рассказывают об их назначении. Слева находится замаскированный под сеткой окоп для телефонной связи. Дальше стоят солдатские палатки и сами военнослужащие, с которыми можно сфотографироваться. Ещё дальше вырыты окопы для пушки и пулемёта. Тут же находится броневик и мотоцикл с механиками. Вся эта техника частично восстановлена и на собственном ходу. Командиры красной армии рассказывают о ведении боёв и показывают, как стрелять из оружия. Всё это посвящено войне 1941-45 гг.

Особенно было много исторического у "немцев", было показано, с чем столкнулась красная армия в первых боях. В каждом огороженных клубных лагерях было, на что посмотреть и потрогать. Реконструкторы увлечённо рассказывали о своих находках на местах сражений.

У "немцев" из представленного имущества было много исторических артефактов, которые были в восстановленном состоянии. Приехавшим на фестиваль было интересно осмотреть представленную разную мобильную военную технику, разное автоматическое и стрелковое оружие. Были представлен мотоцикл, бронетранспортёр, машины времён ВОВ. Многие постреляли из карабинов и немецкого пулемёта. Особенно много детей было около противотанковой пушки, поработать с которой им помогал лейтенант красной армии.

Если по чесноку, то я очень удивился большому наплыву зрителей на этот грандиозный фестиваль приехавших на своём автотранспорте. На поле также была развёрнута большая ярмарка. Заезжие кулинарные предприятия кормили на убой отменным шашлыком, пирогами с разной начинкой, пирожным, мороженым, всякими вкусностями, которые и в городе встретишь так часто. Были и сувениры — до десятка палаток показали свои народные промысла. Фольклорные коллективы нам сплясали и спели. Отмечу, на фестивале не было только мёда, о котором посетители у кого только не спрашивали. В конце концов, многим это надоело и почти у каждого торгового ряда появились бумажные листочки с надписью «Мёда нет». А цены на продукты так вообще приятно удивили и главное, всё было свежее.

Чем кормили в общепите на реконструкции

На ярмарке было столько съестного печёного, жаренного и паренного что поневоле хотелось там хорошенько подхарчится. "Булочка с маком под глазурью" 13 рублей. А если по торговым рядам пройти — так вообще слюнки потекут.

Но не всё мне понравилось в организации фестиваля. Бытовой вопрос был никак не реализован. Две туалетные кабинки на 2 тысячи людей это более чем не серьёзно. Вдоль рядов ярмарки было мало поставлено столов и скамеек для принятия пещи, и зрители садились на холодную землю покрытую травой. Скоро они оккупировали обеденный стол в нашем лагере музейщиков на Большой полянке и принадлежащие нам скамейки.

Понятно, что мы в лагере реконструкторов и всё должно быть соответствовать военному городку, но где же туалеты? Нашёлся один такой на отшибе на всю эту ораву и то у чёрта на куличках, пока дойдёшь... Организаторы явно пожалели строительный материал на оформление десяти таких сортиров, и это проблема прослеживается и дальше, а что будет при наплыве зрителей, коллапс?

12 июня к 14 часам приехавших на фестиваль достигло до полутора тысяч, что трудно представить, что будет дальше. А народ всё прибывал и прибывал... Даже начинали на удалении ставить палатки.

На фестивале было представлено два боя между красной армией и белой. Это было историческое по реконструкции сражение. Гражданская война. Бой за Ирбитский завод, 13 – 14 сентября 1918 г.

Посмотрите, как господа реконструкторы позируют на фотокамеру. Чувствуется набитая рука на героические снимки. Особенно после того когда они победили красных в бою за Ирбитский завод. Орлы!

У штабс-капитана в руке пистолет маузер ствол которого никогда не бывает холодным в обращении к красными комиссарам и сочувствующим. Типичный вояка того времени.

Крайний слева рядовой в армию призван недавно, на пузе жирок, лицо всё ещё светится от чайных пирогов. В середине стоит уже побывавший в боях солдат — на нём шинель и перчатки снятые с врага. Он подтянут, взгляд "нордический, беспощаден к врагам..." этакий молодой Штирлиц, сразу видно, что он на одной ноге с офицером.

В бою было показано, как красноармейцы идут в бой с песней - «Смело мы в бой пойдём». Так же были показаны хитрые обходные манёвры белогвардейских разведчиков, отдельно взяты эффектные взрывы и рукопашные схватки между противниками.

Над полем боя летали дроны пугая верующих с двух сторон.

— Смотри Федька эко чудо какое летит!

— Братки, рвём когти, дьявол с небес спускается!

Некоторые убитые бойцы следуя своей ненависти к врагу — «я тебя гада и с того света достану» вставали и снова шли в бой. Всё это конечно выглядело смешно, но таков жанр этой реконструкции. Погибшие герои были снова в строю. Отбитые атаки с обоих, сторон и печальный финал, когда белогвардейцы, разгромив красных, пристреливали раненных бойцов. Победила тогда с численным перевесом белая армия...

В тот же день реконами был показан бой между немецкой вермахтом и красной армией. События июля 1941 года, происходившие на территории Белоруссии.

Зрителей особенно впечатлили пальба из стрелкового и пушечного оружия и многочисленные взрывы с летящими в разные стороны начинками из папье-маше и цветного мела для замены дыма. Это было более чем правдоподобно и очень приближенно к реальности.

Я заранее поставил штатив чуть левее площадки боя, так меня предупредили о сильном ветре и летящем белом шквале от взрывов, что могло повредить камере. Так я и сделал и снял все самые ценные кадры того действия с заранее выбранной точки. Когда взрывы кончились, я переместился в самую гущу событий, но не настолько чтобы перегораживать собой всю картинку от зрителей, но что мне удалось, то удалось. Жаль, не было под рукой боевого оружия, я бы тоже вступил в бой.

Представление было масштабное и реалистичное. Комментировал развернувшийся эпизод из ВОВ постоянный участник клуба «Горный щит» Кручинин, который сам принимал в сотне подобных реконструкций. Все произведённые выстрелы и грохот пушки и взрывов были реальными, что народ вздрагивал.

Особенно мне запомнился эпизод с поджогом сена у сарая с людьми. Жуткое зрелище, хотя я уже знал, что люди вышли по подземному ходу, но всё равно страшно было смотреть на всё это. А народ, стоящий позади поначалу ничего не понял и только вскрикивал сквозь слёзы, потом вообще поднялся вой.

— А как же люди-то? Сгорят ведь заживо!

Как людей начали «жечь» народ позади меня охнул и давай слёзы лить тут и я поддался всеобщему горю. Сарай объят пламенем, а напротив женщины за лентой ревут. Глядя на всё это, вспомнил, что мне рассказывала мама участник ВОВ (зенитно-артиллерийский полк), слёзы начали душить, а мне надо снимать видеоматериал. Людей в избе жгут. Стою и не могу ничего делать, плачу, да ещё диктор читает "Минуту молчания". Тут народ стал подходить, а я вообще раскис. Тётенька платок свой дала. Еле успокоился. В свой лагерь пришёл сам не свой, даже пожарников снимать не стал, только посмотрел и всё.

Ещё были на фестивале пожарники и около десятка пожарной техники. Бойцы продемонстрировали стремительное мастерство в пожаротушении. Невероятной мощности струи воды из брандспойтов подняли свои струи на такую высоту что выглядело это более чем эффектно. Единожды побывав на таком представлении, хочется бывать здесь ещё и ещё.

Уверен, что скоро на просторах инета в скором времени появятся многочисленные фото и видео съёмки фестиваля "Покровский рубеж". На каких носителях это будет показано дело десятое главное, что людям это нравится, и они готовы участвовать в таких мероприятиях.

Ну, и конечно, я тоже что-то покажу из своего фото и видеоматериала. И то, что я поучаствовал в той работе, я нисколько не пожалел. Наоборот я был даже рад помочь пусть в малой толике в организации этого праздника.

Для непосредственных участников было организовано трёхразовое горячее питание - три раза в день, что несколько удивило, потому что многие привезли продукты с собой. В конце фестиваля были награждения особо отличившихся реконструкторов на полях сражений и в организации фестиваля.

Были и свои междусобойчики на Большой полянке

Приходит в лагерь музейщиков белогвардеец и говорит в духе своего "времени" лейтенанту красной армии и немецкому солдату одетых соответственно по реконструкции.

— Господа меня произвели в подпоручики, приходите на банкет по этому случаю в 23 часа. Господа, так я вас жду, приходите!

Стол для обеда на Большой полянке поставили как в чистом поле на самом ветродуве. Было как-то неуютно и противно. Посмотрев на весь этот бардак, я как бывалый турист решил, что надо что-то с этим делать.

Осмотревшись, я попросил ребят помочь отнести стол за палатку музейщиков, чтобы спрятать его от ветра. Туда же поставили и скамейки. Другие оставили у костра, хотя его следовало бы так же переместить за палатку, но остальные стали возражать.

— Ну как хотите, — согласился я и приколотил к оставшимся скамейкам высокие борта из досок, чтобы не продувало.

Скоро подтянулись остальные реконы и мы затеяли обед. Макс Войдеславер предложил скинуться на мясо для плова, кто-то принёс вино и поставил... под стол. Вскоре начался обед. Но проходил он как-то вяло, все были какие-то квёлые и не весёлые. И тут один подошедший в годах боец посмотрел на всю эту печальную картину как на отпевании и говорит.

— Это что кто-то родился или умер?

— А потому что принесли и не наливают, — ответили ему. — А мы соблюдаем сухой закон.

На что всё тот же боец сказал.

— Бойцу положено выпить перед боем так не лишайте его этого права, Макс, разливай!

Потом когда в кружки потекла огненная вода, стало шумно. Народ расслабился, заговорил и заулыбался. Господа раздающие с пищеблока так разошлись что стали кормить как на убой! А какой был рис с мясом доложу я вам — пальчики оближешь, котлетки с картошечкой... Обжаренное мясо... Кофеёк!

В общем, все было на фестивале сделано, на приемлемом уровне, тем более что он только-только набирает обороты и у отцов этого мероприятия всегда присутствуют сомнения, а стоит ли продолжать это дело и дальше. Но судя по отзывам таких мероприятий у нас мало, и они слабо организованы. Ведь всё держится на энтузиазме самих реконструкторов, которым приходится обшиваться и вооружаться за собственный счёт, а это стоит немалых денег. А бюджет в семьях людей не резиновый. И дай Бог, чтобы этот фестиваль «Покровский рубежЪ» не был последним в своём послужном списке.

Проходя мимо фото и видео операторов, которые малость были уже под "шарфиком" я оказался в их поле внимания и они, узрев, что я их коллега (видеокамера и штатив) стали приглашать к столу, выпить с ними.

Пить коньяк я не стал, а вот от шашлыка... хотел отказаться — недавно нас кормили в нашем лагере. Короче, уговорили черти, ну я и вкусил несколько кусочков. И, знаете ли, вкусил бы больше да вот дела позвали...


Рецензии