Пилоты и диспетчеры

    Давно слышал о непростых взаимоотношениях между пилотами и диспетчерами в гражданской авиации. Слышал, да и слышал, а пришло время и сам столкнулся с этими взаимоотношениями.

     Однажды довелось лететь из Запорожья в тихий аэропорт Сумы. Таких в нулевые годы было много по Украине. Борта прилетали в такие аэропорты редко, сам аэропорт был этаким сонным царством. Летел я на небольшом самолётике Пайпер-32. Полёт визуальный на высоте где-то 1200 м. При подлёте к аэропорту, связался с Вышкой и получил от РП разрешение произвести посадку в районе третьей рулёжки?!

     Всё понятно. С таким приходиться сталкиваться нередко, - РП считает, что я вертолёт. Он видит в своём плане прилётов какой-то РА-32, идущий визуально на малой высоте, как обычно летают разные импортные частные вертолёты, которых развелось в последнее время немало. Приходится говорить ему, что «я не вертолёт!». По голосу слышу, что засуетился, даёт условия захода, рабочий курс посади и выход к третьему развороту. Информирует, что на прямой заходит Ан-72. Мне заходить за ним.

     Иду к третьему, наблюдаю справа впереди, снижающийся по глиссаде Ан-72. Вскоре он уже был у меня справа на траверзе в районе дальнего привода. С чистой совестью начинаю выполнять вправо третий разворот и докладываю об этом. Тут РП аж заверещал:

     - Запрещаю! По прямой до команды!

     И снова всё ясно, он теперь будет раздувать этот мой «третий разворот», чтобы строить меня по полной программе. И чтобы это «затмило» его ляпсус, что он считал меня вертолётом.

     Команду на третий РП дал мне, когда Ан-72, наверное, уже зарулил на стоянку, хотя я мог спокойно выполнить третий, когда предыдущий борт был над дальним.

     После моего заруливания на посадку и выключения, прямо к самолёту примчался этот РП и начал мне выговаривать «какой я нарушитель»… Естественно, речи о том, что он считал меня вертолётом не было. Моё раздутое «нарушительство» затмило всё остальное…

     В другом случае меня РП просто шантажировал. Дело было в Запорожье. Возвращался я как-то в «родной» аэропорт. Лето, день, простая погода, видимость миллион на миллион. Захожу на посадку с прямой. Полная «расслабуха». И вдруг, на глиссаде, после выпуска шасси вижу, что не горит зелёная лампочка выпущенного положения правой основной стойки. Проверяю лампочку, убираю и снова выпускаю шасси. Не «помогает». Докладываю РП, вывожу из снижения, метрах на пятидесяти прохожу над полосой, с СКП наблюдают все колёса на своих местах. Похоже, что не работает лампочка. Захожу на посадку по кругу.

     На выравнивании, на всякий случай держу «чуть-чуть левый крен». Готов, что правое крыло может «провалиться». Сильно старался подвести самолёт к полосе мягко с опережением на левое колесо. Есть касание левым колесом и… тут же нормальное касание правым. Можно выдохнуть, - всё нормально.

     Зарулил в ангар и сразу же выяснилась причина, - перетёрся провод сигнализации шасси на правой стойке.

     Позвонил на СКП, а там мне сразу РП говорит, что он может оформлять «инцидент», а может не оформлять. А это морока, писанина объяснительных и прочего… Передал я на СКП бутылку коньяка и «инцидент» на этом закончился.

     Были и нормальные человеческие моменты отношений. Часто летал из Запорожья в Жуляны (Киев). По маршруту проходил через аэропорт Черкассы. Тоже «тихий» аэропорт и, кажется, даже без регулярных рейсов. Проходя через Черкассы, выходил с диспетчером на связь, перекидывались парой формальных фраз. Иногда диспетчер задавал какой-нибудь вопрос по Пайперу, я отвечал. Понимаю, что на Вышке «сильно скучно». Однажды диспетчер попросил выполнить вираж?! Я не сильно задумывался над этой просьбой, выполнил над полосой вираж с креном тридцать. Думаю, весь персонал аэропорта наблюдал за этим виражом, - такое развлечение в почти «мёртвом царстве»…

     Однажды, году в одиннадцатом, вылетал я на Пайпере-32 из Донецка, когда уже работала новая трёхкилометровая полоса. Рулить по магистральной рулёжке до начала полосы мне предстояло около двух километров. А для взлёта моему Пайперу достаточно и шестисот метров. Впереди меня рулит какой-то борт. Тут появляется соединение магистральной рулёжки с ВПП. Возникла мысль, - а не запроситься ли мне вырулить на полосу и взлететь, ведь даже с этого места полосы у меня будет больше километра?! Запрашиваюсь у вышки, РП долго молчит. В это время впередирулящий борт уже поворачивает на ВПП и пилот этого борта выдаёт в эфир:

     - Да пусть взлетает, мы подождём.

     РП меланхолично отвечает:

- Да я не против, только у меня нет такой схемы взлёта…

     Пришлось мне рулить эти два километра и только потом взлетать.

     А вот в Симферополе, где полоса все четыре километра и со стоянки только до начала полосы надо было рулить больше километра и, при определённом взлётном курсе, надо было бы рулить по магистральной ещё всю длину ВПП, то есть ещё четыре километра, там РП обычно разрешал прорулить по ВПП сколько мне надо, развернуться на ВПП и взлетать. В этом случае экономились целых четыре километра руления.

     Такая вот разница была в «порядках» Донецкого аэропорта и Симферопольского.

13.09.2023 – Севастополь.


Рецензии