Душанбе - понедельник

О своей первой командировке я уже рассказывала, теперь расскажу об очередной в Душанбе на кондитерскую фабрику «Ширин». Оказывается, Душанбе переводится – понедельник. Была я там в мае 1970 года. Самолётом туда лететь  пять с половиной часов. Когда вышли из самолёта, ощущение было такое, что попали в парилку. Хотелось немедленно выйти из парилки, да некуда, везде одинаковая температура  +45. Трещины в земле были такие, что не только рука, но и нога пролезет. Мы везли сотрудникам фабрики московские конфеты, казалось бы – зачем? Они сами конфеты производят.  А дело в том, что на душанбинской фабрике совершенно не соблюдалась элементарная технология. Руководящий и инженерный состав был русским, а вот работницы были местные. О белых халатах здесь никогда не слышали, девушки работали в своей национальной одежде и шароварах. Их дети бегали тут же по цеху.  Если карамельная масса попадала на пол, её тут же поднимали и возвращали в процесс, не пропадать же добру. Тут только  москвичей ещё не хватало со своей НОТ (научной организацией труда) в карамельном цехе. Поэтому продукция этой фабрики была совершенно несъедобной. Обстановка на душанбинской кондитерской фабрике была просто домашней, запретов никаких, можно было всё, чего душа пожелает. Не то, что на московском «Красном Октябре» - скука смертная и сплошной бюрократизм – ничего нельзя. И хоть внедряй на душанбинской фабрике НОТ, хоть не внедряй, толку никакого. Но тем не менее мы целый месяц занимались этим внедрением в командировке. Нам работники фабрики рассказывали, что здесь легче прожить, чем в России, именно из-за цен на продукты. Зарплаты в пищевой промышленности всегда были ниже, чем в других отраслях, зато цены в Душанбе ……..  В это время овощи в Москве продавались по 2,5 – 3 руб/кг, а в Душанбе 20 – 25 коп/кг. Помидоры, огурцы, молодая картошка – всё было по 20 коп. Притом всё свежее и очень вкусное. Нас было четверо девушек – двое постарше, сорокалетних, и мы с подругой, нам было по 25 лет. Сотрудники фабрики нас так оценили – лично я совсем на москвичку не похожа, коса до пояса, скромное платьице, без косметики и маникюра. А вот подруга  типичная  москвичка – брючный костюм (что тогда было редкостью), причёска «химия», вся в завитках, яркий маникюр, яркая помада, макияж был шикарный. Увы, но ошибались эти  сотрудники, москвичкой была как раз я, а подруга была из Орловской области, платила подмосковной бабушке 5 руб/мес за прописку, а комнату снимала в центре Москвы пополам с подругой. Помню, как она приглашала меня в гости – Столешников пер., дом 12, а квартира – «очко». Я не поняла, поэтому переспросила – Какой номер квартиры? Я же сказала – «очко». Не знаешь, что это  21? Не знаю. Твои проблемы. Теперь узнала – нет проблем. Ещё был момент, когда мы с ней и двумя мужчинами пошли в ресторан, один из центральных. Поскольку она жила в центре, от ресторана до неё 5 мин. пешком. Когда мы вышли, мужчины предложили отвезти нас домой на такси. Я сразу отказалась, дескать, у меня «единый», а ехать на метро по прямой четыре  остановки до Коломенской быстрее, чем на машине. А вот подруга согласилась, почему бы 500 м на машине не прокатиться? На следующее утро прихожу на работу, подруги нет, вся комната ждёт её с нетерпением, было известно, что мы вчера в ресторан ходили. Все обвинения легли на меня – Куда ты Нину дела? После ресторана я поехала к себе домой, она к себе. Надо было её проводить, она живёт в центре. Вот её мужчины и пошли провожать, как было на самом деле, я рассказывать не стала. В любом случае я была бы виновата – я то нахожусь на работе, а её нет, кого то же надо обвинить. Где то после обеда она заявилась собственной персоной – вся мятая, обшарпанная, косметика по лицу размазана, к волосам что-то прилипло, вид у неё был помоечный. Но я в этот момент была полностью реабилитирована. Правда, одна возрастная дама всё таки меня упрекнула, что я бросила подругу – сама то явилась в приличном виде, а она вон в каком. Но она всё же не ребёнок, мы ровесницы, а свою голову я не могу никому поставить. Всё она всем рассказала, и как села в такси, и как её куда-то привезли, где уже были мужчины, плюс ещё эти двое. Так они всю ночь по очереди с ней и развлекались. А сколько их было всего? Она не помнит, они всё время менялись, но как ей показалось, не меньше десяти. Я тихонько ей сказала – Спасибо, что не «очко». Никто не понял мои слова, но сама она прекрасно поняла. После такого рассказа начальница тут же её домой отпустила. Конечно, в деревне Орловской области, откуда она родом, ресторанов и в помине нет, а в Москве пожалуйста, куда ни плюнь – весь центр в ресторанах. Оказывается, дома она была очень скромная, это Москва её развратила, пить и курить она начала в Москве. Вот лично я с рождения в Москве живу, что-то она меня за 25 лет не развратила. Естественно, я не курю, никогда не пользовалась косметикой, никогда не делала никакой «химии». На работе девочки предлагали сделать мне макияж, но я отказывалась – На фоне цветных телевизоров я хочу оставаться чёрно-белым, имею право. Я до замужества в 26 лет с косой ходила, потом подстриглась. Так муж был недоволен, оказывается, он меня за косу полюбил. Вот такая скромная я приехала в командировку в Душанбе. И тем не менее, я одна из них познакомилась с очень симпатичным мужчиной. Он был на четыре года старше меня, сам был из Питера, здесь работал военпредом. Был он вдовцом, у него погибла жена, осталась трёхлетняя дочь в Питере. Наш роман продолжался почти месяц, мы и по ресторанам ходили, и ездили загорать на Варзобское озеро, а купаться там было нельзя, вода ледяная. От такого азиатского солнца у меня даже уши обгорели. А когда по какой-то причине он не мог вечером приехать ко мне в гостиницу, от него приезжала машина, и офицер вручал мне огромный букет цветов с запиской. А познакомились мы так – вечером все девушки вчетвером пошли гулять в парк Айни. Я по их совету распустила волосы, и какого-то чёрта в них вцепилась летучая мышь. Я  кричу благим матом, девушки тоже перепугались, растерялись, не знают, что делать, у всех стрижки, их мышь не тронула. И вот тут явился спаситель, освободил меня от мыши. Они мне тут же заплели назад мою косу, больше я её не расплетала. Спасителя звали Виктор Спицын. Наш роман выглядел очень красиво, даже при посадке в самолёт он подарил мне книгу «Брак и семья» (в то время она была бестселлером), чтобы я готовилась к нашей будущей семейной жизни. Забегая вперёд, скажу, что дома я отдала эту книгу сестре за ненадобностью. А договорились мы с Виктором так – он заканчивает все дела в Душанбе, заезжает за мной в Москву и везёт в Питер к своим родителям и маленькой дочке. Там мы с ним регистрируемся, и я остаюсь жить в Питере. Действительно, дважды он мне позвонил из Душанбе, но в Москве так и не появился. А я то уже всё всем разболтала, и на работе, и родителям. Так получилось, что у отца была командировка в Питер, и он взял у меня данные Виктора, чтобы там его разыскать. Но увы, такого человека в Питере не было. Тут уж и я решила поискать его в Москве. Здесь оказалось таких двое – полные его тёзки, оба 1941 г.рождения. Мы с подругой съездили к ним обоим, оба оказались женаты, и оба не те люди. А мы в Душанбе с ним фотографировались на мой фотоаппарат, всю плёнку использовали. Были фото и в одежде, и на озере в купальниках. И я почему-то решила написать письмо в Адресный стол г.Душанбе, так я и сделала, вложив в письмо обратный конверт. Рассказала всю свою историю, даже положила фотографию, где мы стоим обнявшись. Просьба была такая – Поскольку ни в Питере, ни в Москве такой человек не прописан, может он прописан в Душанбе? Если это так, значит, он меня просто обманывал, но я хотя бы буду это знать и ничего ждать не буду. Удивительно, но мне ответили. Действительно, он был там прописан – город Яван, посёлок Постакан уже три года. А мне сказал, что находится там всего год с момента гибели жены. Всё оказалось сплошным враньём. К адресу было приписка – Весь адресный стол прочитал мою историю, и все они желают мне счастья. Есть всё таки на свете хорошие люди, и их много, но они живут тихо и никак себя не обнаруживают. Зато уж прохвосты всю жизнь на виду и не унимаются, вот мы на них постоянно и наскакиваем.

P.S.  Вскоре я вышла замуж и уволилась из этой организации. Поехала к мужу в Набережные Челны КАМАЗ строить. Через год мы приехали, и я прописала его в Москве. Мне позвонили из той организации и рассказали, какая там история произошла с моей подругой Ниной. Поскольку она была очень худенькой, что её беременность никто даже не заметил, как бы зимой немного поправилась. Родила она тайно, а ребёнка выбросила в мусорный контейнер недалеко от дома. Это самый центр Москвы Столешников переулок. И несмотря на то, что она снимала комнату, и была там не прописана, её каким-то образом нашли. Задержали и завели уголовное дело, ей грозила тюрьма за убийство ребёнка. На работе её сразу же уволили, уголовницу держать не стали. Но к 8-му марта подоспела  для женщин амнистия, и её, как впервые совершившую преступление, амнистировали. Она хотела вернуться на работу, но ей отказали. Вот какая несправедливость, Бог даёт детей тем, кому они не нужны, они их даже убивают. А тем, кому нужен ребёнок – я в законном браке, живу в Москве, даже мужа прописала – Бог ребёнка не дал. Вот и получается, личная жизнь на то она и личная – никакой справедливости там нет и быть не может.


Рецензии