Глоточек чернил. Мораль у Диккенса
Своё мнение автор «Повести о двух городах» излагает иносказательно, предъявляя читателю для опознания двух состоящих в родстве полифемов: лондонский уголовный суд Олд-Бейли и парижский Революционный трибунал.
Расписывая лондонскую юстицию, Диккенс резонно не жалеет чёрной краски: бесстыжие служители подглядывающей одним глазом через повязку британской Полифемиды готовы с лёгкостью погубить заведомо невиновного человека ради славы разоблачителей вымышленного заговора – на том свете им вероятно понадобится дополнительная термостойкость. Однако прокуроры и судьи Олд-Бейли всё же вынуждены орудовать в соответствие с определёнными принципами, которые они стараются извратить, которыми пытаются манипулировать, но которые они не в состоянии игнорировать. Эти циничные крючкотворы не всесильны и лишены возможности отправить невиновного человека на плаху, руководствуясь лишь собственной прихотью – для обвинительного приговора требуются формальные основания: подкупленные свидетели, липовые улики. Если же доказательств вины недостаточно, то челюсти разжимаются и жертва выскальзывает на свободу.
В отличие от своего лондонского церемонного собрата, Парижский революционный трибунал не нуждается в фактах, даже фальшивых, не имитирует состязательность и без процессуальных затей расправляется с теми, кого заранее назначил своими врагами.
Как бы Диккенс не презирал мелочность и сутяжничество британских институтов – парламента, прессы, суда, – он осознавал нравственное превосходство Британии, играющей по правилам, перед теми странами, где никаких правил нет вообще и где царит неприкрытый произвол. Право и мораль – это неразъёмная конструкция. Нравственный прогресс совершается там, где перья украшают банку с чернилами, а не хвост стрелы.
Свидетельство о публикации №223091301227