Али-Кули-хан ал-Лакзи - поэт, потомок правителей л

‘Али-Кули-хан ал-Лакзи — поэт, потомок «правителей лезгин Дагестана»

‘Али-Кули-хан б. Мухаммад-‘Али-хан Шамхал-‘Али ал-Лакзи ’ад-Дагистани [анг. ‘Ali-Quli Khin “Walih” b. M. ‘Ali Khin Shamkhali Lakzi Daghistani, 1712–1756] — сефевидский персоязычный поэт и историк литературы, предположительно потомок «шамхалов» [descendant of the Shamkhals], или «правителей лезгин Дагестана» [rulers of the Lesgians of Daghistin].

Родился в Исфахане в месяце сафар 1124/1712 г. Был известен под титулами/прозвищами «Навваб [«Князь»] Хан-и-Замин Бахадур» [анг. Nawwab Khan-i-Zamin Bahadur], «Зафар-джанг» [Zafar-Jang] и под поэтическим псевдонимом «Валех» [«Очарованный»]. Известен как автор труда «Рийаз аш-шу‘ара» (рус. «Сад поэтов») на персидском языке, в котором содержатся сведения о 2594 поэтах Востока, живших с X по сер. XVIII в.

Обычно известный как «‘Али-Кули-хан ’ад-Дагистани», в сочинении «Atash-kadah» упомянут как «‘Али-Кули-хан ал-Лакзи». В сочинении «Makhzan al-ghara'ib» он упомянут как «‘Али-Кули Шамхал-‘Али», по-видимому, это одно и то же лицо с «Навваб ‘Али-Кули-ханом» [Nawwab Ali Quli Khan], также известный как «Cahangd» или «Shah Anguitl», упоминается как отец «Ganna Begam».

Его отец, Мухаммад-‘Али-хан, назначенный в 1126/1714 г. Эриванским беглярбеком [B;glarb;gi of Erivan], умер в 1128/1716 или 1129/1717 г. Ещё школьником «Валех» [Walih] влюбился в свою двоюродную сестру Хадиджа-Султан ’ад-Дагистани [Khadijah Sultan; ум. 1754] — дочь Хасан-‘Али-хана ’ад-Дагестани, дяди Валеха, и был обручен с ней, но её насильственный брак с Каримом [Karim-did], рабом Махмуд-хана [Mahmiid Khan], а после его смерти с целым рядом других лиц опечалил его до конца жизни. Дядя его отца, Фатх-‘Али-хан [Fath-‘Ali Khan], был премьер-министром при шахе Султан-Хусайне [Shah Sultan-Husain; годы правления: 1105/1694–1135/1722], и другие его родственники также занимали высокие посты, но в 1133/1720 г. все они были смещены.

Затем последовало афганское нашествие (в 1721–2 гг.), семь лет афганского правления и в 1144/1731 г. смерть шаха Тахмаспа II [Shah Tahmasp II], к которому он привязался. «Валех» отправился в Индию, в 1147/1734–5 гг. достиг Дели [Delhi] и со временем получил от Мухаммад-шаха [Muhammad Shah; годы правления 1131/1719–1161/1748] мангаб [mangab] в 4000 человек, титул «Зафар-Джанг» [Zafar-Jang] и назначение вторым «Мир-Тийзуком» [Mir-Tiizuk]. В правление Ахмад-шаха [Ahmad Shah; 1161/1748–1167/1754] он получил «мансаб» [mansab] в 6000 и титул «Хан-и-Заман Бахадур» [Khan-i-Zaman Bahadur].

В правление Аламгира II [Alamgir II; 1167/1754–1173/1759 гг.] его мансаб был увеличен до 7000, и 1 раджаба 1169 г. / 1 апреля 1756 г. он умер в Дели. Его диван, был завершён в 1157/1744–5 г. Богословское или суфийское «mathnawi», было написано в 1149/1736-7 гг. и было озаглавлено как «Наджм ал-худа» [анг. «Najm al-huda»], исследователи Шпренгер [Sprenger] и Иванов [Ivanow] приписывают данное сочинение «Валеху» ’ад-Дагистани, но стих, цитируемый ‘Абд ал-Мухтадиром [‘Abd al-Muqtadir], показывает, что автором является другой «Валех», а именно С. М. Мусави [S. M. Misawi], который родился в Хорасане [Khurasin], переехал в Хайдарабад [Haidarabad], а затем в Аркот [Arcot] и умер в 1184/1770 г. Другой «mathnawi», «Мирза-нама» [Mirza-namah], о любовных приключениях Мирзы Шир-Афгана [Mirza Shir-afgan], также приписывается Шпренгером и Ивановым «Валиху» ’ад-Дагистани, но, вероятно, он также написан С. М. Мусави [S. M. Misawi].

Автор: ‘Али Албанви

АЛ-ЛАКЗИ, АЛ-ЛЕКЗИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из «Страны лезгин» («Билад лакз» — сегодня это земли преимущественно Южного Дагестана и современного Северо-Западного Азербайджана); Билад лакз — также территория компактного расселения лезгиноязычных народов.

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;, ad-D;;ist;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.


Литература

1. Алибекова П.М. О жизни и творческом наследии Аликули-хана Валеха Дагестани / П. М. Алибекова // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. – 2014. №5. С. 89–100. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.09.2023). — Яз. рус.

2. Storey C.A. Persian Literature – a Biobibliographical Survey Biography; Additions and Corrections; Indexes (Volume I Part 2). 1972. P. 830–833. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35YMhk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.09.2023). — Яз. анг.


Рецензии