Явление грузинского гостя

Я работал в институте социологии. Ездил много. Побывал и в Р-кой области. Опрашивал колхозников. Стояла летняя страда и народ работал в поле. Людей трудно было усадить и заполнить нудную анкету. Запомнилось, как мимо стана прогромыхал комбайн. Из кабины выглядывал комбайнер с пшеничного цвета усами и чубом, весь в пыли. Сопровождавший меня бригадир крикнул ему, мол, спускайся, «брошюрку» надо заполнить. А в ответ послышалось:
- Опять городские балуют, некогда хернёй  заниматься.

В субботу я встал поздно, к обеду. Привёл себя в порядок и спустился в ресторан гостиницы, в которой жил. Там шли приготовления. Официанты накрывали столы. На стенках были развешены дежурные украшения, голубки с кольцами и всякий инвентарь. Явно по случаю свадьбы. На сцене репетировал оркестр. Я обратил внимание на крепыша с трубой. Он дул в неё с остервенением, и у меня возникло опасение, что его щёки вот-вот лопнут. Некоторое время рассмотреть его мне мешала тощая спина дирижёра. Высоченный и веснушчатый, он размахивал длинными руками перед самым носом трубача.
- Этот тип не соблюдает шабад, - сделал я заключение о национальности дирижёра.
Репертуар была «а ля» очень молодых Пугачёвой и Ротару, которых изображала одна неказистая писклявая девица в блёстках.

Я сел за незанятый стол сбоку от сцены. Готовкой заправляла одна особа – по виду из тех, которых продвигают по служебной линии,  женщина в очках. Один из официантов отвлёкся от суматохи и обратился ко мне - сегодня они не обслуживают и уточнил, а не на свадьбу ли я явился.
- А этого товарища я не знаю, - подключилась надзирающая особа. Ситуация напряглась.
Я ответил, что живу в гостинице, приехал из Москвы. Последнее обстоятельство возымело действие.
- Извините нас, но сами понимаете, сколько халявщков на свадьбах бывает, - сказал  официант.
Мой стол быстро накрыли. От водки я отказался, предпочёл фруктовый сок. Решил посидеть, понаблюдать. В командировку я прихватил с собой журнал, чтоб прочесть на досуге. Но усталость донимала, засыпал при чтении.

Поднялся шум во дворе.
- Швадьба прибила, - прошепелявил со стороны сцены веснушчатый дирижёр.
 
В зал торжественно, с гамом ввалилась свадьба. Во всю жарил оркестр. Играли марш Мендельсона. Во всеобщей сумятице я попытался разглядеть невесту. Из-под фаты с некоторой хитринкой взирала на происходящее сильно напомаженная девица лет 25-26. С ней говорил друг жениха, что-то на ухо нашёптывал. Сам новобрачный показался мне более непосредственным. Он разделял всеобщее веселье, но моментами поглядывал на ручные часы. Мне понравилась подружка его жены – девушка кровь с молоком. Та бдительная особа что-то докладывала на ухо пожилому мужчине – как выяснилось, отцу жениха. Он одобрительно кивал головой. Народ мне показался простым, без претензий.

После того, как гости расселись, возникла пауза. На ноги встал отец жениха и хотел было сказать что-то. Тут его прервал сын.
- Отец, подождём минут пять, друг по армии, сержант, должен приехать. Я ему обещал, что он у меня на свадьбе тамадой будет, - сказал он просительно и при этом смотрел на часы.
- Подождём, раз молодёжь просит, - заявил родитель с подчёркнутым снисхождением, - а то я нашего уважаемого «Иванныча» собирался назначить тамадой. А вы, гости, угощайтесь!
Мать и отец невесты сидели чуть поодаль от новых родственников. Неподвижные как истуканы. Вид был у них такой, какой бывает гипертоника, у которого резко упало давление. Видно, старики перебрали с лекарствами.
 
Новый гость не заставил себя долго ждать. Сначала не все обратили внимание, как к ресторану подкатила, притормозив, легковушка. Застучали двери. Но в зале никто не появился. У входа засуетились официанты, потом двое из них вышли. Со двора спешно позвали третьего. Через некоторое они вернулись довольные, с улыбчивыми физиономиями. Уже вознаграждённые, можно было предположить. Двое несли по огромному букету цветов, а третий, согнувшись, тащил два ящика вина. Гости перестали есть и уставились на дверь. И вот появился среднего роста грузин. С торжественным видом, с театральным жестом («извините, если что»), он обратился к присутствовавшим, не здесь ли свадьба его «хорошего друга Витии» (Вити).
- Нодар, приехал, друг по армии, - заговорил Витя и собрался выйти со стола.
Его предостерегающим жестом остановил гость:
- Ты сегодня цар, там твой тахта, я сам подойду, - заявил он, при этом дал знак нагруженным официантам («раздавайте подарки») и кивнул в сторону оркестра. Музыканты борзо заиграли «Сулико». Грузинский гость обнимал жениха, потом с пышным спичем обратился к «царевне». Затем подал руку свидетелю и свидетельнице, которой, видимо, шепнул «приятность». Она зарделась...

Всё бы хорошо. Но «явление» грузинского гостя не понравилось отцу жениха. Он стоял у стола, выпрямившись и насупившись. Его лицо изображало решимость. Что на него нашло? Мне тоже показалось, что «сержант» несколько переигрывал. В восточном стиле. Может быть это не понравилось отцу жениха. Оркестр закончил  играть «Сулико». Нодар не успел открыть рот, как на весь зал послышалось:
- Я вас не знаю. Прошу покинуть помещение!
Все замерли от неожиданности. Фразу не без драматического надрыва родитель жениха отчеканил второй раз и без того, чтобы указать пальцем на выход. В словах я почувствовал харизму. Лёгкий гул упрашиваний, стенания самого жениха уже не могли исправить положение. Побледнев, крепко сомкнув губы, Нодар быстро покинул зал. На уговоры остаться он не реагировал. Я бы не сказал, что Борис Иваныч (отец жениха) был доволен произведённым эффектом. Более того, его глаза забегали от нерешительности. Все силы взял кураж. Потом он как-то сник, смешался с другими гостями и уже не возникал. Ко времени заиграл оркестр.
Тамадой назначили «Иванныча», насколько я мог судить, начальника по службе главы семейства. У него было значительное выражение лица, а на лацкане пиджака красовался ромбик выпускника вуза. Как потом оказалось, он не отличался витийством, но разнообразил с прикидом, когда кричат: «Горько! Горько!!» Проявлял изобретательность. Этим, надо полагать, и был известен как тамада. Видимо, ему доставляло особое удовольствие смотреть, как целуются новобрачные. Он обходился без микрофона, говорил зычным голосом.

Пришло время подарков. Вооружившись ручкой и листом бумаги, их учёт взяла на себя особа в очках, что присматривала за готовкой к свадьбе. Тамада громко провозглашал о поступавших подношениях.
- Супруги Петровы – 50 рублей!... Просто Вася, одноклассник Виктора – 20 рублей!...
То, что жених и невеста работали на одном завода и в одном цеху, я узнал, когда глашатай возвестил:
- Начальник участка, где работают наши молодожёны - Васильев Иван Никандрович – 80 рублей.
Сумму посчитали щедрой, раздались аплодисменты. Одна старушка принесла старый самовар. Она надтреснутым голоском сказала в микрофон, что ей дорог этот предмет, но для такого случая его от сердца оторвала. Зал умиленно зашумел. Но вот процедура закончилась и тамада закричал: «Горько! Горько!!» Новобрачные снова слились в поцелуе.

Довольно скоро свадьба дошла до кондиции – потому что пили водку, а не вино. Но пока гостей совсем не развезло, вспомнили про грузина. Жених спросил отца, а не пригласить ли его друга. Поддавший старик долго не понимал, что происходит, а когда понял, промямлил в знак согласия. Срочно послали за Нодаром. Двое парнишек  с готовностью бросились выполнять задание. Через некоторое время они вернулись.
- Он здесь в гостинице устроился. Не идёт, как ни упрашивали, но конверт прислал, - сказал один из них. Виктор открыл конверт и быстро что-то шепнул тамаде. Тот встал и огласил:
- Нодари из Зестафони, 1000 рублей!!
Зал глухо зашумел.
- Какого человека обидели! – послышалось.

Скоро всеобщий хмель, духота, громкая музыка сделали своё дело. Даже музыканты, которые не пили, и те казались пьяными – раскрасневшиеся. Они явно фальшивили. Девица в блёстках вообще перестала появляться. Пьяный мужчина стоял вприслон к сцене, мял деньги, что-то бубнил. Вроде, хотел что-то заказать, но на него никто не обращал внимание. Между столами гуляла приблудная собачонка, которую качало. Тоже охмелевшая? Танцы вовсе превратились в двусмысленное зрелище, с прижиманиями и поцелуями, с вульгарными воплями. Та особа в очках тоже на подпитии оказалась. Глаза таращила, зрачки в разные стороны разбегались. Её никто не приглашал танцевать. Отец жениха голову на стол положил, а жена ему в плечо толкала. «Иванныч» пиджак снял, расслабил галстук и расстегнул верхние пуговицы сорочки. Он излучал довольство. Видит тамада, что среди всеобщего разгула родители невесты как истуканы сидят, встал и прямиком направился к ним. Сел рядом. Слышу:
- Дураки вы, дураки. Знали бы, какой сволочи дочь отдаёте!
Старики не шелохнулись. «Иванныч» повторил:
- Дураки вы, дураки. Знали бы, какой сволочи дочь отдаёте!
Опять никакой реакции. Тогда тамада махнул рукой, и удалился в сторону туалета.
Хмельные пары достигли и моего стола. Я стал искать глазами подружку новобрачной и не нашёл. Пропал и Виктор. Вижу только, как невеста на коленях друга её жениха уселась и вовсю целуется. Когда я выходил из зала, кто-то крикнул:
- Моня, «семь-сорок давай»!
Оркестр заиграл «Фрейлехс».

Летний вечер был душным, но было свежее, чем в ресторане. Я решил прогуляться по парку недалеко от гостиницы. Минуя ряд кустов, в полутьме я услышал подозрительные звуки. Оглянулся и увидел подружку невесты, и... жениха. Они тискались.

Утром в буфете народ обсуждал вчерашнюю свадьбу.
- Как всегда, без драки не обошлось. Стенка на стенку пошла, - сказала толстая буфетчица мужчине, который стоял у стойки.
- У нас в Грузии тоже на свадьбах дерутся. Даже мода такая, - сказал её собеседник. Я узнал Нодара.


Рецензии
Великолепно. Словно кино посмотрел. Всё видно, всё забавно, всё удивительно реально.
Не хочется на свадьбу ))
Никаких открытий, всё понятно.
Жизнь из повторов соткана.
То ли сатира, то ли гиперреализм...

Владимир Каев   25.09.2023 07:56     Заявить о нарушении
Приятно получить такой отзыв именно от Вас! Буду польщён, если посмотрите цикл рассказов "Свадьба".
Кстати, я - гипер-реалист. Ничего не придумываю. Художественная правда - то что было не со мной помню, чуточку от прошлого, чуточку от ожидаемого будущего - вот тебе и текущее событие.

Гурам Сванидзе   25.09.2023 20:42   Заявить о нарушении