Ризеншнауцер. Роды

На прогулку в этот день собака выйти отказалась. Легла на свое место и тяжело дышала. Так хозяйка ризеншнауцера обьяснила причину звонка ветеринару.

Я попыталась обьяснить, что такое поведение характерно для щенной суки за 10 - 12 часов до  родов, торопить события не следует и лучше подождать вечера. В ответ я услышала настойчивую просьбу приехать немедленно.

Собрать все необходимое в саквояж и выехать я смогла уже через несколько минут. Теплый солнечный день, 11 часов утра. По опыту я знала, что роды чаще всего начинаются к вечеру. Но беспокойство хозяев необходимо принимать в расчет, спасая собаку, помогаешь хозяевам. 

На Старый Невский я доехала на троллейбусе минут за 30. В квартире на 4-м этаже все было готово для появления на свет малышей. Просторный вольер был устроен в центре комнаты возле серванта. Именно там я и увидела молодую собаку.

Подбежать к двери ризеншнауцер, всё-таки, решилась, но сразу же вернулась в вольер затянутый белой простыней, легла и задышала, так как и следовало дышать собаке, решившей разродиться. Всё выглядело так, как я и предполагала. Роды, скорее всего должны начаться. Напряженные мышцы живота - отличный признак начала схваток, но пока плодный пузырь первого детеныша не лопнул, роды не начинаются. Может пройти 2 часа, а , в первые роды 6, или 8 часов. То есть первых щенков следует ждать вечером. 

Я рассказала о таком развитии событий  хозяевам собаки. Ответом послужила фраза, смутившая меня решительной интонацией:

-Роды должны произойти сейчас, так как муж, хозяин собаки, принимает дела у начальника, завтра заниматься щенками будет некому.

Одна хозяйка собаки не справится. Если собака родит сейчас, пока все помощники дома, то завтра будет легче и собаке и щенкам. И хозяин сможет работать начальником, оставив всех собак жене. Меня и вызвали для того, чтобы ускорить начало родов и помочь устроить дела на работе у хозяина наилучшим образом.

Хорошо сказать ускорить процесс, который подчиняется законам природы... Такое вмешательство может навредить и матери и потомству. Надёжнее  кесарева сечения до сих пор никто ничего не придумал. В сущности - это единственный надежный способ получить живое потомство и не подвергать риску жизнь матери.

-Нет, об операции и речи быть не может,- ответили оба супруга. Ускорить роды, так чтобы щенки появились сегодня надо по-другому, без операции. Ведь есть уколы всякие.

Применить инъекции окситоцина, конечно, можно, но прежде я решила использовать печальный опыт хозяйки афганской борзой по подготовке к родам посредством мытья.

Почесывание живота, точно такое же как при стремлении промыть грязную шерсть, смазывание маслом сосков и легкое подтягивание пальцами.

Последнее я обычно использовала и у кошек также для улучшения родовой деятельности. Если рождался слабый детеныш и не мог сосать, то приходилось приближать появление следующего детеныша при помощи имитации пальцами руки  подергивания- покусывания соска новорожденным.

Не особо надеясь на успех, я начала поглаживать живот, прикасаясь к молочным железам. Полные молока два ряда сосков, также подтверждали, что роды должны начаться скоро. 

Собака была покладистой и послушно лежала на боку.  Через полчаса я стала замечать, что дыхание участилось, а это означало, что схватки становились основательнее. А вскоре и первая потуга на непродолжительное время заставила собаку задержать дыхание и напрячь живот.

-Кажется получится родить сегодня-, сообщила я хозяйке собаки.

Радостное оживление воцарилось в квартире. Мама и дочь стали помощницами и точно выполняли все мои рекомендации.

Папа с  сыном отправились на прогулку, чтобы не мешать.  Я и две помощницы  устроились в вольере возле  собаки  и попытались, почесывая живот и подергивая молочные железы, закрепить достигнутый результат. Вскоре продолжительная потуга стала наградой за наши усилия.

Плодные воды вылились на подстилку. Значит пришло время родиться первому щенку, только, вот, собака об этом не догадывалась.  Роженица начала перебегать с места на место, испуганно озираясь на живот. При первых родах возможны такие отклонения в поведении. Ризеншнауцер  не тужилась, а значит возникала угроза жизни щенка. Хозяйки и я попытались уложить  собаку на пол в загородке, чтобы дождаться сильной потуги. Но молодая сука не собиралась разрешаться бременем на стерильных простынях. Входная дверь вызвала больший интерес.  Оттолкнув бригаду акушеров, ризеншнауцер понеслась ко входу в  квартиру. Решили, что вернулся хозяин и  собака это чувствует.

Приоткрыли дверь, там - никого, лестница пуста. Полутемный проём двойной двери оказался самым удобным местом для появления на свет первенца, решила собака и плюхнулась на пол.

Вторую створку двери распахнули чтобы сделать место родов чуть просторнее. Я старалась удержать  в тесном закутке роженицу и попытаться поймать потугу. Пора было появиться щенку на свет, а значит придется поддавливать ладонями  область брюшной стенки перед коленом собаки. В самый разгар продолжительной потуги в замочной скважине входной двери начал проворачиваться ключ. 

Мужская половина семьи решила вернуться именно тогда, когда голова первого щенка показалась в родовых путях.

- Не входить, рожаем!-крик хозяйки собаки, продлил  прогулку папы с сыном, еще на полчаса.

Щенок появился на свет через минуту. Облизывать малыша полагается собаке обязательно. Массаж языком матери это тот необходимый новорожденному момент, который создала природа. Фыркая и прочищая дыхательные пути крошечный ризеншнауцер начал искать источник молока. Мать получала во время вылизывания необходимые гормоны  для ускорения родов.

Через минуту уже два щенка были возле роженицы. Собака оценила преимущества родов в вольере и не покидала место до окончания этого действа.

Природой установлено все именно так, чтобы потомство выжило и продолжило род. Мать, охраняя приплод не покинет место родов, пока внутри утробы есть хоть один детеныш.

Желание собаки погулять - это показатель того, что роды закончились и, скорее всего, больше щенков не будет. Исключения были тоже. Но это касалось многоплодных родов и вопрос выживания последних, часто слабых малышей не был определяющим.

К моменту возвращения главы семейства в загородке на простынях было уже 7 ризеншнауцеров. Довольная собака и шесть крепких щенков радовали взгляды своих хозяев. Появление хозяина позволило собаке вспомнить о необходимости гулять. А мне удалось, в очередной раз, убедиться, как в живой природе все рассчитано. Собака оглядывалась на потомство, тем не менее вела себя по-другому и подтверждала этим правило, определенное инстинктом. Щенков больше не будет, по крайней мере в эти роды.

Чай и бутерброды помогли восстановить силы всех участников процесса родовспоможения.

Через минуту в квартиру стремглав влетела черная мохнатая мамаша. Убедившись, что все детёныши на месте, собака позволила вытереть лапы после улицы и улеглась рядом с потомством. 

Я собирала свои вещи и наслаждалась видом здорового семейства ризеншнауцеров. Ради таких минут, стоило трудиться, ползая по полу на коленках.


Рецензии