Научи меня прощать. Книга вторая. Глава 12

Начало повести: http://proza.ru/2020/02/28/1946
Предыдущая глава: http://proza.ru/2023/09/06/100

Зима вступила в свои права резко и, как всегда, неожиданно, налетев на спящий город ночью. За несколько часов заморозила липкую осеннюю грязь поздней осени, засыпала тротуары первым мелким, хрустким снежком, завьюжила холодным северным ветром.

Светлана, посматривая на часы, ждала в гости дочь с внучкой.
Виктор ещё не вернулся домой со смены, когда ей позвонила Вера, сказав, что они с Катей хотят приехать.

Она обрадовалась: давно не видела дочь, в последнее время они говорили лишь по телефону. Женщина волновалась – по голосу дочери было понятно, что Вера расстроена, но она  ничего не рассказывала. Говорила, как всегда, что всё хорошо, она нашла, наконец, новую работу.

Так быстро выросли её девочки…

У Веры давно своя семья, а вот Надя удивила, когда заявила, что хочет уехать из дома. Конечно, они с отцом были не слишком рады этой новости, но Володя – хороший мальчик. Ответственный, самостоятельный…
Надя познакомила Владимира с родителями сразу же, как только они начали встречаться.

На Светлану с Виктором молодой человек дочери произвёл хорошее впечатление, особенно, когда выяснилось, что он из небольшого областного городка: поступил на «бюджет» сам, без «блата», живёт в общежитии, неплохо учится, к тому же успевает работать - по вечерам и на каникулах. Словом, кандидатура Владимира была расценена, как серьёзная.

Кажется, у младшей дочери личная жизнь налаживалась, а вот у старшей, с некоторых пор, в семье происходило что-то непонятное…

Светлане хотелось услышать подробности, и женщина вновь взглянула на циферблат часов, досадуя, что не успевает испечь пирог. Но ничего, сегодня она как раз купила немного ванильного зефира и сахарное, хрустящее овсяное печенье – Катюше такое нравилось.

Погруженная в свои мысли, женщина вздрогнула от неожиданности, когда раздался звук дверного звонка.

Бросив на табуретку кухонное полотенце, Светлана поспешила к двери.

- Наконец-то, наконец-то, - улыбалась она дочери и внучке, - добрались до нас! А я уже заждалась! Раздевайтесь скорее. На улице морозно?

- Да, мороз! – Катя, стаскивая с себя зимнюю курточку, сияла разрумяненным личиком. Ездить к бабушке ей нравилось.

С тех пор, как Вера ушла из школы, они появлялись у родителей намного реже, хорошо, если раз в месяц. Катя, привыкшая часто бывать у бабушки и деда, сильно скучала, но ездить чаще на другой конец города теперь было невозможно.

- Папы ещё нет? – Вера сняла пальто и аккуратно пристроила его на крючок вешалки.

- Пока нет, - Светлана кивнула, - ты же знаешь, он работает до восьми. Рабочий автобус отъезжает в восемь пятнадцать, а он по дороге обязательно в магазин заходит… Через часик будет дома, я думаю.

- Хорошо, - Вера направилась в ванную комнату, - я как раз хотела рассказать новости, но пока только тебе.

- Что, всё так плохо? – Светлана обеспокоенно смотрела на дочь, намыливающую руки.

- Врать не стану, не особенно хорошо, - Вера вздохнула, вытирая руки мягким, махровым полотенцем, сдернув его с пластикового держателя.

Виктор давно хотел заменить его металлическим, но никак не мог купить подходящий, чтобы он отвечал всем его притязаниям.

***

Вера не преувеличивала, когда говорила, что «хорошего мало».
После последнего разговора, плавно перетекшего в ссору, Анатолий вёл себя, как ни в чем не бывало.

Угрозу свою он выполнил и денег Вере стал оставлять минимум. За продуктами ходил сам.

С одной стороны Вера вздохнула с облегчением – теперь ей не приходилось таскать из магазина тяжелые сумки, но с другой – ей пришлось сильно урезать расходы. На
Кате она не экономила, ограничивая только себя.

Конечно, она продолжала готовить на всю семью, но теперь делала это небрежно, не тратя на возню с продуктами столько времени, как раньше.

Анатолий злился неимоверно, но упрямо гнул свою линию.

Вера решила не уступать, тем более, что вскоре произошло нечто такое, что заставило её очень серьёзно задуматься.

***

Катя стала плохо спать. Она долго засыпала, утром поднималась апатичная и вялая. Более того, несколько раз ночью девочка просыпалась с криком и в слезах.

Обеспокоенная Вера тут же позвонила в детскую поликлинику и записалась на приём к неврологу.

Невролог, пожилая, приятная женщина с добрым взглядом серых, выразительных глаз, внимательно выслушала жалобы, покивала, принявшись искать медицинскую карточку в стопке у себя на столе.

- Странно… - она развела руками, -  вашей карты нет. Наверное, пропустили. Вера Викторовна, вы не могли сами сходить в регистратуру?  Катя пока может посидеть здесь, в кабинете. Вы же недолго, верно?

Она улыбнулась девочке. Та совершенно серьёзно кивнула.

Вера вышла из кабинета, направляясь к регистратуре. Карточку дочери ей нашли почти сразу, получив её, она поспешила обратно.

В кабинете ничего не изменилось. Катя сидела на том же стуле, врач быстро что-то писала.
Проведя осмотр, задав Вере ещё кое-какие вопросы, пожилая женщина повернулась к девочке.

- Катюша, не могла бы ты посидеть немного в коридоре, подождать маму?

Катя послушно кивнула, слезла со стула, направившись к двери.

- Я пока поиграю, ладно? – она вопросительно посмотрела на мать.

- Катя, я быстро! – пообещала Вера, усадив дочь на стул возле кабинета, и сунув ей в руки электронную игрушку  «Тетрис», которую всегда носила с собой, когда они направлялись в поликлинику.

***

- Скажите, Вера Викторовна, как обстоят дела в вашей семье с просмотром телевизионных программ? - осторожно начала врач, -  я веду Катю с момента рождения, но сейчас состояние девочки мне совсем не нравится.

Вера покраснела.

Сначала из-за беспокойства за ребёнка, потом из-за неловкости.

- Если честно, то не слишком хорошо, - призналась она, - понимаете, у нас однокомнатная квартира. Я не оправдываюсь, просто так получилось. 

- Я понимаю, - врач спокойно кивнула, - с началом всего этого бардака в стране, приватизации и тому подобного… С жильём всегда было нелегко, а сейчас подавно…

- Именно, - Вера продолжила, - мой муж, Верин отец, он практически никогда не выключает телевизор, если он дома. Тот всегда работает, знаете ли, фоном…

- Ещё ваш муж смотрит разные фильмы, которые ребёнку в возрасте Кати смотреть  не рекомендуется, - врач констатировала факт, серьёзно взглянув на молодую женщину.

Вера помрачнела и кивнула.

- Откуда вы знаете? Догадались?

Врач пожала плечами.

- К сожалению, у современных детей это - распространенная проблема, особенно с распространением кабельного видео. Уверяю вас, что не у вас одной такой впечатлительный ребёнок. Мы побеседовали всего несколько минут, но Катя меня хорошо знает, поэтому отвечала на вопросы честно. Сказала, что боится спать, потому  что по ночам к ней приходит чудовища из фильмов, которые смотрит папа. Проще говоря, вашей дочери снятся кошмары. В свою очередь, это означает, что из её жизни нужно срочно убирать провоцирующий фактор. То есть – выключать телевизор.

- Всё настолько серьёзно? – Вера похолодела.

- Ну, как вам сказать… На данный момент, это «первые звоночки». Я не психолог, но даже мне понятно, что у девочки тревожное состояние. Советую вам как можно скорее принять меры, иначе в дальнейшем Кате придётся не только принимать успокоительное на ночь, но и лечить что-то более серьёзное. Энурез, например. Вы меня понимаете?

Врач посмотрела на Веру многозначительно.

- Да, я поняла.

- Поговорите с мужем, объясните ситуацию, в конце концов, он же не враг собственному ребёнку? Важно не только то, чтобы Катя не слышала звук телевизора. Важно, чтобы не было мерцания, которое производит включенный кинескоп. Для хорошего, качественного сна в комнате должно быть темно. Нужно восстановить нормальный режим дня, чтобы ребёнок засыпал в одно и то же время ежедневно. С просмотром телевизора это совместить проблематично.

- Я обязательно поговорю с мужем, - Вера взяла листок с назначениями.

- Надеюсь, что у вас всё получится, - врач улыбнулась, - до свидания.

- До свидания, - ответила Вера и вышла за дверь.

Катя, сидя на кушетке в коридоре у двери кабинета, увлеченно жала на кнопки «Тетриса», что-то бормоча себе под нос. Однако, увидев Веру, она тут же отложила игрушку.

- Уже всё? Идём домой? – она запрыгала вокруг матери.

- Конечно, идём, - Вера взяла её за руку, и они зашагали к лестнице, ведущей на первый этаж поликлиники.

***

Весь день Вера обдумывала то, что сказала врач и с нетерпением ждала Анатолия.

Тот пришёл домой довольно поздно.

Вера разогрела ужин. Ставя перед Анатолием тарелку с макаронами «по-флотски», уселась напротив.

- Мы были сегодня у врача, - начала она, - у Кати проблемы.

- Снова? – муж недовольно поморщился, - что на этот раз? Опять аллергия? Вроде бы вылечили всё?

- Полностью не вылечили, но дело не в этом. Мы были у невролога, она сказала, что у Кати тревожное состояние, выписала успокоительное.

- Так в чем дело? – муж пожал плечами, - покупай, пусть пьёт, ты же знаешь, что лекарства я всегда оплачу. Это из-за её ночных концертов?

Вера посмотрела на мужа укоризненно.

- Толя, это не истерика, чтобы «концертом» можно было назвать. Кате снятся кошмары! Чтобы ушла проблема, нужно устранить причину.

- И? – муж аккуратно поддел на вилку очередную порцию макарон.

- Причина в твоих фильмах!

- Вот, значит как? Это снова я виноват? – Анатолий бросил вилку.

- Толя, давай поговорим спокойно, - Вера попыталась сгладить положение, - я хочу тебя попросить не включать телевизор, когда Катя ложится спать.

- В смысле? – Анатолий смотрел на жену, как на ненормальную, -  и что же я буду делать? Я привык поздно ложиться, ты же знаешь. Прикажешь мне сидеть на месте и смотреть в одну точку? Или ложиться спать с петухами, как Катьке? Так я не ребёнок!

- Именно потому, что ты не ребёнок, я сейчас с тобой и пытаюсь разговаривать, – не выдержала Вера, - неужели непонятно, что именно твои жуткие фильмы вредят здоровью дочери? Ты это понимаешь или нет?!

- Понимаю, - неожиданно сказал Анатолий, понизив голос.

Вера  замерла.

Мужчина размышлял, механически отправляя в рот ужин.

- Я куплю наушники, - наконец, объявил он, - такой компромисс тебя устроит? Только не проси меня выключать телевизор в десять вечера, на это я не согласен. Придумай там что-нибудь… Ширму какую-то плотную, чтобы Катя спала нормально. Но от меня больше ничего не требуй, я имею право отдыхать так, как мне нравится.

Вера обрадовалась. Это, действительно, было решением. Наушники устранят звук, а по поводу темноты она обязательно что-нибудь придумает! Можно будет на стеллажи с обратной стороны набить картон, сделав их «непрозрачными». В какой-то степени, это поможет…

- На новый год мои к нам в гости собрались, - сказал вдруг Анатолий, поливая макароны кетчупом.

- Как это? – оторопела Вера, осмысливая услышанное.

- Обыкновенно, как все люди, – Анатолий невозмутимо ел. – В прошлом году они у нас не были, а теперь мать позвонила, говорит, что готовить ей неохота, поэтому они собрались к нам. Ты список продуктов составь, что нужно будет купить. Сочини там пару салатов, нарезку, мясо я куплю, запечёшь под сыром. Фрукты какие-то, бутерброды - как положено. Словом, стол организуй!

Вера нахмурилась.

- И кто именно решил почтить нас своим присутствием? Я никогда не поверю, что твоя мама приедет к нам одна.

- Разумеется, она будет не одна, я же сказал - «мои собрались»! Это множественное число, если ты не заметила, - Анатолий недоуменно посмотрел на Веру, - приедут Таисия с Тамарой, с мужьями, детьми, словом, список составляй в расчете на восемь человек взрослых и троих детей. Водку с шампанским куплю.

- То есть, ты пригласил на новый год полный дом гостей, а меня просто ставишь перед фактом, так что ли? – Вера занервничала, - меня спросить не нужно?

- Разве ты не согласна? – мужчина даже перестал есть, - ты ведь сама говорила, что мы живём однообразно, никуда не ходим, гостей не зовём. Вот - и разнообразие тебе, и гости. Всё сразу!

- Ну да, а ещё уборка, готовка плюс роль тамады, - Вера отрицательно покачала головой, - нет уж, Толя. Новый год – семейный праздник. Если тебе так хочется видеть у нас дома толпу своих родственников, то и обслуживать эту толпу ты будешь сам. Кроме того, не забывай, что я теперь работаю. Я буду на работе, и вечером тридцать первого, и утром первого числа.

- Значит, никуда не пойдешь, - спокойно проговорил Анатолий, вставая из-за стола, чтобы отправить грязную тарелку в раковину, - ты знаешь, что я против этой твоей «работы». Ты что, нарочно меня постоянно злишь?

- Нет, не нарочно. Просто я не понимаю, почему она тебя злит. Это обычная работа, такая же, как и любая другая. Что не так?

- Всё не так! – Анатолий начал заводиться, - не начинай, хорошо? Я сказал, что у нас будут гости, значит, будь добра ждать гостей. Никто на твоей работе без тебя не помрёт.

- Знаешь, Толя… Я не желаю в новый год быть для твоей родни обслуживающим персоналом. Это твои гости, а не мои, я никого не приглашала. Поэтому корми и развлекай их сам.

- Вот, значит, как?

- Вот так! – Вера упрямо наклонила голову, - ты сам сказал, что Раиса Григорьевна идёт к нам, потому что ей просто лень готовить. Думаю, что сестрицы твои собрались составить ей компанию по этой же причине. Только мне это надоело! Каждый раз происходит одно и то же: в наш дом приходит толпа чужих мне людей, которая ведёт себя, словно они все пришли в ресторан, а я – нерасторопная официантка.

- Чего ты сочиняешь? – Анатолий повернулся к жене, - какие они чужие? Это наша родня! И никогда ты одна делами не занимаешься, я всегда тебе помогаю!

- Конечно, помогаешь, - с сарказмом кивнула Вера головой, - ты один раз выносишь мусор, а потом ставишь стол посредине комнаты. Это просто фундаментальная помощь! Что касается родни, так это они тебе - родня. А для меня, за все годы нашего брака, они ближе не стали, да и не особо стремились, если уж говорить начистоту.

- Знаешь, что? – мужчина вдруг заговорил зло и с надрывом, - раз тебе так не нравятся мои родственники, я могу избавить тебя от их присутствия. Только и от своего присутствия тоже. Будешь в новый год сидеть одна, а я пойду веселиться!

- Прекрасный вариант! – Вера кивнула, - меня он устраивает. С одним лишь уточнением: я тебя из дома не гоню. Наоборот, я предлагаю устроить семейный праздник -  ты, я и наша дочь.

- А как же твоя работа? – Анатолий язвительно усмехнулся.

- Одно другому не помешает, - Вера вымыла его тарелку и поставила её на сушилку, - для нас троих не нужно так много готовить, и потом, необязательно объедаться ночью. Можно приготовить что-нибудь лёгкое, а все эти майонезные салаты, мясо – сделать на следующий день. Так будет даже лучше.

- Лучше для кого? Для тебя? – мужчина уже не сдерживал эмоции, - хочешь, чтобы я в новогоднюю ночь просидел у твоей юбки?

- Толя, о чем ты? – Вера устало опустилась на стул.

Этот разговор утомил её, но сдавать позиции она не собиралась. Не в этот раз.
Каждый раз она протестовала, и каждый раз Анатолий её уговаривал. Обещал помощь, улещивал обещаниями, что гости что-то из еды принесут с собой, поэтому ей не придется долго стоять у плиты…

Вера  уступала.

Однако, за пару дней до праздника, обязательно выяснялось, что Тая нечаянно порезала палец и оттого обещанный ею салат так и останется обещанием, а у Тамары резко заболел Антошка… Так, ничего страшного, наверное, просто съел что-то не то. Наверное, на праздник-то они теперь вовсе не попадут… Но, в назначенный день, все, как ни в чем ни бывало, стояли на пороге их квартиры.

Нет уж. Больше она на все эти уловки не поведётся.

- Тебе всё равно, что я уйду из дома в праздник? – Анатолий всё-таки попытался навязать Вере чувство вины, но просчитался. Молодая женщина себя виноватой не чувствовала.

- Если тебе так хочется уйти из дома в новогоднюю ночь, чем я смогу тебя удержать? – Вера пожала плечами, - я предлагаю семейное торжество, но тебе это не нужно. Согласиться на требование встречать в качестве гостей твою родню – неприемлемо для меня. Однако, есть компромисс. Ты можешь забронировать места в кафе, сейчас ещё есть возможность это сделать. Я отвезу Катю к родителям. Будет так, как хочет твоя мама – готовить ничего не нужно, и так, как хочу я, потому  у меня тоже появится возможность участвовать в празднике, а не только подносить блюда и мыть грязные тарелки. Конечно, родственникам придётся немного потратиться, но, раз ты их всё равно хотел звать к нам, можно компенсировать им часть затрат. Пусть заплатят пятьдесят процентов. Тебе не придётся покупать продукты, мне не придётся готовить. Все останутся довольны.

- Ты в своём уме? – Анатолий бушевал, - какое кафе? Это же дорого!

- Значит, моё время и мои силы – это не дорого? – Вера чувствовала, как обида подкатывает к горлу, - использовать меня, как прислугу – не дорого? Действительно, зачем жалеть жену? Кто она такая, чтобы участвовать во всеобщем веселье…

- Всё, хватит! – вдруг заорал Анатолий.

На кухню заглянула испуганная дочь.

- Мама? – она вопросительно смотрела на родителей.

- Не волнуйся, Катя, я сейчас приду, - Вера махнула ей рукой, и девочка скрылась за дверью.

- Я больше не желаю слушать весь этот бред, - приглушенно заговорил мужчина, яростно сверкая глазами, - не желаешь праздновать - не празднуй! Я прекрасно обойдусь без тебя. Только и денег на новый год не проси! Дочери мой подарок от работы под ёлку положишь и всё на этом.

- Я не собиралась ничего просить, - Вера разочарованно посмотрела на мужа, - мы  обойдемся тем, что есть. Не забудь про наушники.

Анатолий не ожидал такого ответа, он рассчитывал, что Вера кинется с ним спорить, ведь речь шла не только о ней самой, но и о дочери.

Однако, Вера вышла из кухни, оставив мужа размышлять над её последними словами.

***

Теперь Вера с Катей сидели на родительской кухне.

Перед Катей стояла чашка с чаем и две вазочки со сладостями. На блюдце лежали половинка зефира и печенье. Довольная девочка надкусывала то одно, то другое попеременно и умильно жмурилась от удовольствия, как котёнок, которому ласково чешут за ухом.

Напившись чаю, Катя побежала в комнату, к книжкам и игрушкам.

- Итак, - Светлана налила кипяток в свою чашку, опустила туда чайный пакетик, - что происходит, Вера?

Молодая женщина вздохнула, устало покачала головой.

- Похоже, я развожусь, мама.

- Как? Почему? – Светлана была вне себя от удивления, -  у вас же всегда всё было хорошо с Анатолием?

- Если честно, то не всегда, и далеко не всё…

Вера нехотя сделал глоток горячей жидкости, отставила чашку.

- Подожди… - Светлана была сбита с толку неожиданным заявлением дочери, - но как же так? Ты никогда не говорила нам, даже мне, в приватной беседе, что Анатолий тебя обижает, или что-то не так? На все вопросы всегда отвечала, что  всё прекрасно, что живёте хорошо… Вера, в чем дело?

- Мама, ты же меня слышала. Я буду разводиться с мужем.

Светлана огорченно осмотрела на дочь.

- Не хочешь рассказать?

Вера покачала головой.

- Не особенно… Хотя понимаю, что что-то объяснить надо.

Она немного помолчала, словно собираясь с мыслями, не зная, с чего начать.

- Ты же помнишь, что после истории с Виталием я долгое время не хотела никаких отношений?

Женщина понимающе склонила голову, внимательно смотря на дочь.

- Так вот… - продолжила Вера после небольшой паузы, -  думаю, ты догадываешься, что я выходила замуж, не испытывая большой любви. Была привязанность, симпатия,

Толя привлекательный мужчина, симпатичный, решительный. Таким он показался мне семь лет назад. Кстати, Анатолий тоже меня не любил.

- Даже так? – эхом отозвалась Светлана, понимая, что услышит сейчас не слишком приятные вещи.

- Да, мама, мы не любили друг друга. Между нами было нечто, что обычно называют страстью, но страсть – явление кратковременное. Я хотела ребёнка, Анатолию нужна была семья, мы решили, что, сложив «два плюс два», получим нечто большее. Но в итоге получили минус. Вернее, получил минус мой муж, так он теперь думает. В конце концов, я остаюсь в плюсе, у меня есть Катя, я благодарна за неё Анатолию.

- Но ведь вы прожили семь лет, это немало, - Светлана посмотрела на дочь, - почему именно сейчас?

- Потому, что проблема в Катюше.

- В Кате? – спросила Светлана растерянно, - Анатолию стал мешать ребёнок? Я понимаю, что квартира у него маленькая, не царские хромы, но она – его дочь…

- Мама, кое-что произошло. Мы с Катей вынуждены были посетить врача…

Вера вкратце рассказала о визите в поликлинику, рекомендациях невролога, кошмарах дочери.

- Я попросила Толю решить проблему.

- Он что, не согласился? – ахнула Светлана.

- Почему же, он согласился, - Вера вздохнула, - Толя пообещал, что купит наушники и будет смотреть телевизор в них.

- И что? – нетерпеливо переспросила женщина.

- Ничего, -  Вера посмотрела на неё в упор, - ничего не изменилось. Прошло уже почти три недели, а воз и ныне там. На все мои напоминания Анатолий отмахивается, говорит, что сейчас у него нет денег, а покупать какую-нибудь ерунду он не хочет. В результате, вчера Кате приснился очередной кошмар и она…

Вера  едва не плакала.

- Что Катя? – Светлана тронула дочь за руку.

- Она намочила постель, мама… Как маленькая. Я понятно объяснила?

Вера вскочила со своего места, принявшись мерить шагами небольшую кухню.

- Врач предупреждала, чем это может закончиться. Если Анатолию плевать на собственного ребёнка, то мне плевать на него. Теперь я буду действовать только в интересах Кати. Поэтому я развожусь, мама! Я уже была в суде, написала заявление на развод и на алименты.

Светлана ахнула.

- Вера, на что ты будешь жить? Как? И где? Мы, конечно, возьмем вас к себе, но ты знаешь отца… Он вырос с убеждением, что развод – это абсолютное зло…

- Посмотрим…

***

- Вера, я категорически против! – Виктор ходил по комнате и размахивал руками, - ты же знаешь, что развестись – это легче всего, а ты попробуй сохранить семью!

- Папа, ты сам себя слышишь? Какую семью? – Вера в отчаянии смотрела на отца, она была потрясена тем, что отец не поддержал её решение, - у нас давно уже нет никакой семьи. Каждый ведёт свою собственную жизнь, а страдает Катя!

- Внучка на время может остаться у нас, - кивнул головой Виктор, - мать как раз идёт в отпуск, присмотрит за ней. А ты займись мужем и своей жизнью! Это же надо, что придумала – разводиться?! Семь лет прожить и на тебе… Что-то за все эти годы мы от тебя никаких жалоб на жизнь не слышали?

- Это было моей ошибкой, -  Вера говорила тихо, -  я не хотела выносить сор из избы, не хотела, чтобы вы переживали…

- Зато теперь ты нас решила разом осчастливить? Как обухом по голове! - никак не мог успокоиться Виктор, меряя шагами комнату, - нет, мать, ты слышала?
Мужчина снова повернулся к дочери.

- У тебя ни жилья, ни работы, как ты думаешь содержать ребёнка? На одни алименты?

- У меня есть работа, -  Вера упрямо наклонила голову, -  с жильём я что-нибудь придумаю…

- Мать, ты хоть ей скажи! – бушевал мужчина, -  она что-нибудь придумает! Так ты сначала придумай, а потом уже на развод подавай!

Виктор остановился напротив Веры и отчеканил:

- Словом, завтра же иди и забирай заявление. Сегодня оставляй Катю у нас, а сама отправляйся к мужу, налаживай отношения! В нашей семье ещё никто не разводился!

- Значит, я буду первой, -  Вера направилась в прихожую, сдернула с крючка свою куртку.

Из маленькой комнаты выглянула Катюша.

- Мы домой? – она с сожалением посмотрела на мать.

- Катюша, останешься у бабушки с дедом на пару дней? Перед самым новым годом я тебя заберу? – Вера присела перед дочерью.
Катя радостно кивнула.

- Останусь, я по ним соскучилась!

- Вот и хорошо, -  она принялась одеваться.

Было поздно, надо успеть на последний автобус…

- Я поговорю с отцом, -  шепнула Светлана дочери, когда та на прощание чмокнула её в щеку, - ты же знаешь, как он относится к таким вещам…

- Знаю, -  Вера с трудом улыбнулась. -  но, мама… Я не изменю своего решения.

- Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь, - Светлана вздохнула, закрывая за Верой дверь.

***

Разговор с мужем о предстоящем разводе она отложила.

Ей не хотелось выяснять отношения накануне новогодних праздников, тем более, что ход делу будет дан как раз после новогодних выходных – так ей объяснили в суде.
Анатолий вёл себя вызывающе: делал вид, что не замечает ни жены, ни дочери.

Тридцатого декабря он начал демонстративно собирать сумку: взял кое-какие личные вещи, спортивный костюм, пару рубашек.

Прихватив с собой купленное загодя шампанское, объявил, что вернётся второго числа и ушёл, громко хлопнув дверью. Вера даже не успела спросить, куда он направляется.

Хотя, ей было всё равно.

***

Денег осталось в обрез…

Вера решила попросить выплатить ей первую зарплату раньше десятого числа.
Из книжного шкафа, в котором она обычно держала свои личные вещи, она достала старую резную шкатулку.

В который раз подивившись искусно вырезанному узору, принесла свою связку с ключами, отыскала на ней крохотный ключик, вставила в прорезь, аккуратно повернула.

Открыв сундучок, достала бархатную коробочку, погладила приятные, гладкие ворсинки. Видимо, пришло время…

Вера вытащила серьги.

Маленькие сапфировые капли, оправленные в золото, сверкали темно-синими гранями.

Яков Григорьевич сказал, что эти серьги стоят дорого, а Капитолина Леонидовна завещала ей продать их в случае необходимости. Теперь такая необходимость была.
Ехать жить к родителям, когда отец так категорически настроен – не выход. Это только испортит их отношения. Значит, нужно искать другие варианты, а их немного. Вернее, всего один – снимать жильё.

На эту цель пойдут деньги, вырученные от продажи подарка её учительницы.

Жаль, конечно… Серьги очень красивые…

Иногда Вера надевала их, наедине сама с собой – просто покрасоваться перед зеркалом. Но непривычно было выходить из дома, зная, что в собственных ушах сверкает целое состояние. Образно, конечно.

Тем не менее, стоимость украшений, которую когда-то озвучил ей Яков, заставила Веру округлить глаза. Для неё это была громадная сумма. Лучше довольствоваться бижутерией. Лишь поход в театр был единственным поводом достать заветную коробочку.

После замужества Вера в театре не была ни разу.

Анатолий про подарок Капитолины Леонидовны не знал.

Вера решила, что это только её маленькая тайна из её девического прошлого.

Теперь она хотела отнести серьги  Якову Григорьевичу. Он, наверняка, сможет найти покупателя. Осталось найти подходящее жильё… Этим можно заняться после праздников…

Из собственных мыслей её выдернул голосок дочери.

- Мама, мы будем ставить ёлку? Уже почти новый год!

- Конечно, будем, - Вера улыбнулась Кате, - сейчас поставим ёлку, а потом сходим  в магазин, хорошо?

- Ты говорила, что у нас совсем немного денег? – Катя вопросительно посмотрела на мать.

- Ну… Мы купим совсем немного: нам нужны продукты на салат, сделаем его завтра. Завтра выходной день, многие магазины будут закрыты.

- И мандарины купим?

Вера вздохнула.

- И мандарины. Если останутся деньги, договорились?

Катя расстроено шмыгнула носом, но возражать не стала.

Ёлка, совсем небольшая, искусственная, сразу оживила комнату.
Повесив на тюль гирлянду, закрепив её обычными булавками, они выключили свет и долго смотрели в сумерках на бегающие по занавеске разноцветные огоньки. Потом оделись, направившись в магазин.

Задержались у киоска «Роспечати».

Вера хотела купить газету с объявлениями о сдаче квартир.

Пока она выбирала нужную газету, обводя глазами издания, выставленные за стеклом, Катя крутилась неподалёку.

Вдруг девочка остановилась, присмотрелась к чему-то, присела на колени, потом поднялась и принялась сосредоточенно долбить каблуком ботинка смёрзшийся снег.

Вера уже расплатилась с киоскёром, когда к ней подбежала радостная дочь, с сияющими глазами, размахивая чем-то, зажатым в руке.

- Мама! Смотри! Это я нашла! Теперь у нас точно будут мандарины, правда?

Вера удивлённо взглянула на дочь, протягивающую ей находку.

Эта была купюра в 500 рублей.

Боже милостивый! Вера даже рассмеялась. Как говорит отец Алексей, когда у него что-то хорошо получается? «Бог услышал мои молитвы!» Видимо, Катюшке очень сильно хотелось мандаринов…

Довольная Катя подпрыгивала на месте от нетерпения.

Внимательно оглядев купюру, Вера убедилась, что это действительно деньги, а не подброшенная кем-то, ради шутки, бумажка, распечатанная на цветном принтере.

- Глазастая ты у меня, Катюшка, - обратилась она к дочери, пока та сосредоточенно отряхивала варежки, -  теперь нам точно на всё денег хватит!

Обрадованная похвалой, девочка ухватила Веру за руку.

- Так пошли скорее, пока все мандарины не разобрали! А то нам ничего не достанется!

Вера улыбнулась, они торопливо зашагали к магазину…

***

Татьяна брела, сосредоточенно глядя себе под ноги.

За прошедшие десять лет она не сильно изменилась: всё тоже круглое лицо с серыми глазами, всё такое же крупное, крепко сбитое тело, которое сейчас она несла с осторожностью – всего три месяца прошло, как сняли с ноги гипс.

Всё случилось, как в анекдоте – она наступила на банановую кожуру, которую кто-то бросил прямо на тротуар.

Взмах  руками, крик, и вот Татьяна уже лежит на каталке скорой помощи, которую вызвал кто-то из добросердечных прохожих.

Повторять эксперимент с гипсом очень не хотелось, оттого молодая женщина ползла к дому, как черепаха, медленно перебирая ногами и присматриваясь к каждой выемке, попадавшейся на пути.

Неожиданно кто-то сильно толкнул её в плечо.

Она испуганно ойкнула и попыталась удержать равновесие, но почувствовала, как летит пятой точкой в жесткий отвал лежалого снега, оставленный снегоуборочной машиной.

Упасть она не успела. Кто-то крепко ухватил её за руки, вернув в вертикальное положение.

- Смотреть нужно, куда идёшь! – Татьяна яростно стряхнула с себя чужие руки, - что за люди?! А если бы я снова ногу сломала?!

- Так не сломала же… - знакомый голос заставил замолчать и вглядеться в стоявшего напротив мужчину.

- Игорёк… – Татьяна даже замерла, - это ты?!

Неужели это, действительно, он?

Она посмотрела на него пристальнее. Надо же… Раздобрел… Стал солидным, лицо холёное, а одет в какой-то камуфляж, словно военный…

- Таня, да что с тобой, застыла, словно привидение увидела, - рассмеялся мужчина и по-свойски взял её под руку, - пошли, хоть провожу тебя, а то снова кто-нибудь уронит!

Они медленно зашагали в сторону знакомой пятиэтажки.

- Странно, я столько лет тебя не видел, - первым начал разговор Игорь, - ты всё здесь  живешь, с родителями?

- Теперь снова живу, - Татьяна кивнула головой, - папа умер пять лет назад, через два года я маму похоронила. Квартиру эту сдала. Я ведь замуж вышла, после того, как ты меня бросил и на Наташке своей женился…

Она искоса разглядывала его.

Пожалуй, теперь он нравился ей ещё больше. Давно уже не мальчик, лицо приобрело сосредоточенные, жесткие черты, на лбу пролегла едва заметная складка, которой раньше не было.

Мда… Игорёк-то стал весьма привлекательным мужчиной…

- А ты как? Слышала, что из квартиры твоей бабушки вы уехали?
Игорь кивнул.

- Уехали, Танюша, продал я её, - подтвердил он, поддерживая спутницу на особенно скользком месте тротуара, - родители Натальи и её дед денег добавили, мы «двушку» взяли. Здесь же, недалеко.

Татьяна довольно покраснела. От неё не ускользнуло, что, назвав её уменьшительно-ласкательным именем, имя жены Игорёк произнёс буднично, без особых чувств.

- А как ты, как поживаешь? – женщина почувствовала, что он искренне рад их случайной встрече.

- Я-то… Неплохо! – Татьяна бросила на собеседника кокетливый взгляд. - Сначала злилась очень, что ты другую предпочел, потом смирилась… Замуж вышла. Поначалу хорошо мы с мужем жили, только стал он на дно бутылки часто заглядывать. Детей у нас не случилось, развелась. Попросила квартирантов съехать, вернулась в родительскую квартиру. Так что теперь я – богатая невеста, с приданным.

Татьяна неловко усмехнулась. Они уже подошли к нужному подъезду.

- Ты всё ещё с Наташкой, как я понимаю? – переспросила она, прижимаясь к Игорьку теснее, окатывая его волной аромата каких-то сладких, приторных, духов, - не пожалел, что меня на неё променял?

Ей очень хотелось услышать положительный ответ, но она увидела, как помрачнел Игорь, сжал зубы, хотя и продолжал улыбаться.

«Эх… Язык мой – враг мой…» - пронеслось в голове у Татьяны, но Игорь вдруг ответил

- Честно, Таня… Не знаю… Сейчас уже не знаю.

Мужчина замолчал, думая о чем-то своём, а Татьяна испытала приступ радости от этих слов.

- Знаешь, а ведь я так сильно тебя любила, что приворожить хотела, - призналась она, краснея и пряча глаза, - даже к ведьме бегала. Хотя страшно было – жуть как!

Игорь сначала онемел, а потом расхохотался недоверчиво.

- Да быть того не может!

- Почему же, не может? – Татьяна потупилась, как невеста на выданье, -  честное слово! Это было как раз перед той новогодней вечеринкой в 1996 году, помнишь? Когда я у тебя осталась…

Игорь озадаченно посмотрел на неё.

Конечно, он помнил эту вечеринку. Тогда он ещё был бесконечно влюблён в Веру, а Татьяна… Она была просто девушкой, которая всегда была рядом. Не более того.

- Ну, я пошла… Спасибо, что проводил, - Татьяна повернулась, разыскивая в кармане пуховика ключи.

- Таня… - Игорёк неловко переминался с ноги на ногу, -  ты прости меня за тот вечер, в 1996 году. Я вёл себя тогда, как последняя свинья, но понимаю это только сейчас…

- Ничего, Игорёк, всё уже быльём поросло, -  улыбнулась Татьяна, прозвенев найденными ключами.

- Кстати, - добавила она, - номер квартиры ты знаешь. Если будет не с кем поговорить, заглядывай на огонёк, я буду рада.

- Хорошо, - улыбнулся ей мужчина, - я это запомню.

Татьяна помахала ему рукой, скрывшись в подъезде. Глаза улыбались, а сердце бешено колотилось. Так, как не колотилось уже целых десять лет…

«Игорёк-то не забыл того, что между нами было, - думала она в упоении, лёжа в ванной и гоняя по воде клубки мыльной пены, - и потом, мне всего 33 года, я совсем неплохо выгляжу… Интересно, а его жена осталась такой же худосочной и плоской, словно доска?»

Татьяна, улыбаясь своим мыслям, погладила себя по широким бёдрам, по белой, гладкой, сияющей коже, и повернула кран душа…

***

- Даша, ты скоро? Сколько можно ждать? – на пороге комнаты появился Илья, по давней привычке поглаживая рукой густую бороду, обрамлявшую лицо, -  мы уже давно готовы!

Во второй руке он держал женский полушубок.

- Иду, дорогие мои, иду! – Даша повернулась к мужу, и он присвистнул от восторга, тут же получив нагоняй от жены.

- Илюша, сколько раз я тебя просила, не свисти в доме!

- Всё, всё! Прости, больше не буду! -  мужчина улыбнулся, - как ты хороша! Ну-ка, повернись!

Даша засмеялась, сделала несколько танцевальных «па», покружившись на месте.

Её стройная фигура, несмотря сорока четырехлетний возраст, сохранила прежнюю гибкость и грацию. Рождение сына практически не отразилось на ней, только сделало мягче взгляд и чуть округлее - бёдра.

- Мама, мы опоздаем, если ты будешь столько возиться! -  в комнату влетел Генка, их девятилетний сын, вихрастый, неспокойный и подвижный, словно ртуть. – Дядя Игорь сказал, что мы будем запускать крутые фейерверки, а ты время тянешь!

Даша укоризненно посмотрела на мужа.

«Время тянешь!» - это была его коронная фраза. Илья, спокойный, усидчивый и работоспособный, как трактор, терпеть не мог опаздывать.

- Уже иду! – Даша сунула руки в рукава полушубка, который держал в руках муж.

Закрыв квартиру, они спустились вниз. Илья щелкнул кнопкой сигнализации серой «Тойоты», открыл дверь для жены.

- Как думаешь, подарок понравится? – Даша нырнула на переднее сиденье.

- Думаю, понравится, - Илья со значением кивнул, - я бы, например, тоже не отказался от новенького телефона.

- Дорогой, не хитри! Твой тоже совсем ещё новенький, - Даша развеселилась, - лучше скажи, о чем вы с Игорем секретничали по вечерам в течение последних пары недель?

- Если я скажу, это перестанет быть секретом, - усмехнулся Илья, выруливая на шоссе, ведущее из города.

- Далековато Игорь забрался… Как только решился переехать? Это на него совсем не похоже, - Даша всматривалась в дорогу, пытаясь не пропустить нужный поворот.

- Почему далековато? – Илья бросил взгляд на жену, - по-моему, совсем не далеко. Всего лишь пригород, причем – с перспективами! И потом, частный дом – это же совсем другое дело. С тех пор, как он открыл своё архитектурное бюро, деньги у него есть. Хотя, они у него всегда водились…

- А мне у дяди Игоря нравится, - подал голос Генка, уютно устроившийся на заднем сиденье, - у него дом красивый, участок большой, даже бассейн есть! Не то, что в квартире.

- Радость моя, на улице зима, какой бассейн? – Даша оглянулась на сына.

- Разве я сказал, что сейчас? – удивился сын, - я лето имел в виду!

- Понятно, - протянула Даша, - тебе везде хорошо, где развлекаться можно.

- Мама, я прямо слышу сейчас в голове твой особенный голос: «А уроки ты сделал?» - Генка даже выразительно взмахнул рукой.

Илья с Дашей расхохотались.

На какое-то время разговоры смолкли.

Машина серой тенью подкатила к большому дому. Он стоял последним, на самом краю коттеджного посёлка.

Высокий забор, большие ворота, калитка с «домофоном» - всё говорило о том, что здесь живёт преуспевающий человек.

Не успели они выйти из машины, как калитка открылась.

- Проходите-проходите! Что так долго? – Игорь белозубо улыбался, - Илюха, я без тебя шашлыки не жарю, между прочим, всё жду тебя, как главного специалиста!

- Вот это правильно, - довольно протянул Илья, - гостей-то много позвал?

- Вы всех знаете, - махнул Игорь рукой в сторону дома, - заходите, располагайтесь, ваша комната наверху - всё, как всегда. Генка, привет!

- Дядя Игорь!- мальчик кинулся к мужчине, радостно повис на нём. -  Ты правда фейерверки  купил?

- Генаааааа… - Илья с Дашей протянули слово одновременно, чем насмешили и сына, и родственника.

- Купил, Генка, купил, - ответил Игорь, закрывая калитку.

В доме горел свет, слышались голоса, смех, музыка.

- Вы идите в дом, а мы машину в гараж поставим, - Илья выразительно посмотрел на жену, - идите скорее, простудишься! Сумки я потом принесу, всё будет в комнате.

- Хорошо!

Даша, взяв сына за руку, привычно поднялась на высокое крыльцо, толкнула дверь.

В прихожей было пусто.

Генка, скинув с ног ботинки, тут же побежал по лестнице наверх -  в комнату.

Даша, сняв сапоги, открыла огромный шкаф, занимавший чуть не половину прихожей, взглядом поискала «свои» тапочки. Игорь купил их специально для неё, чтобы она носила их, когда бывала с семьёй в его доме.

Тапочки оказались на месте – на второй обувной полке.

Достав их, Даша почувствовала на себе чей-то взгляд.

Стало неприятно, словно за ней кто-то исподтишка подсматривает.

Невольно поёжившись, Даша резко выпрямилась, затем увидела в проёме двери пожилую женщину, неловко теребившую край свитера, связанного вручную.

- Здравствуй, Даша, - женщина смотрела виновато и немного испуганно.

- Мама?!

Даша ошеломлённо уставилась на мать, не зная, что сказать…

Продолжение здесь: http://proza.ru/2023/09/23/1644


Рецензии