Казачество Российской империи

Казачество
Казачество в Российской империи было особым военным сословием (точнее сословной группой) стоявшим особняком от прочих. В основе сословных прав и обязанностей казаков лежал принцип корпоративного владения войсковыми землями и свободы от повинностей при условии обязательной военной службы.
Казачьи войска с XVIII века стали получать наименование по названию территории расселения казаков:Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское и т. д. В конце века казачья старшина получила права российского дворянства. Выборность атаманов была ликвидирована. Назначенные атаманы получили название “наказных”. Сложилась новая военная организация казачества, с некоторыми изменениями просуществовавшая до 1917. Казачество стало военным сословием Российской империи.
С 1827 верховным атаманом всех казачьих войск считался наследник престола.
В 1835 были утверждены Положение и штаты Донского казачьего войска, позднее распространенные на другие казачьи войска. Казакам запрещалось переходить в другие сословия, служить в регулярных войсках, заключать браки с представителями других сословий; земельные наделы казаков были значительно больше, чем наделы крестьян. Срок военной службы для казаков, первоначально определенный в 25 лет, постепенно снизился до 20, а затем и до 18 лет. Первые три года казаки находились в подготовительном разряде, где должны были готовить воинское снаряжение и обучаться военному делу. После этого следовала 12-летняя служба в строевом разряде, разделенная на три очереди, по четыре года каждая. Казаки первой очереди непосредственно служили в войсках, а второй и третьей очереди жили в станицах, но проходили лагерные сборы. Последний разряд считался запасным. Каждое казачье войско обязано было выставлять определенное количество конных, пеших и артиллерийских частей, а также команд для несения полицейской службы.
К нач. XX в. в России существовало 11 казачьих войск (Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское), а также казачьи поселения в 2-х губерниях.
При атамане действовал войсковой штаб, на местах управление осуществляли атаманы отделов (на Дону - окружные), в станицах - избираемые станичными сходами станичные атаманы.
Принадлежность к казачьему сословию была наследственной, хотя формально запись в казачьи войска для лиц других сословий не исключалась.
При прохождении службы казаки могли достигать чинами и орденами дворянства. В этом случае принадлежность к дворянству сочеталась с принадлежностью к казачеству.
По казачеству более подробная информация в предыдущей книге. "Люди за спиной". Новосельцев Г.Г. Новосельцев Г.П. Люди за спиной, WWW.DARIKNIGI.RU.2021. – 761 cтр. ISBN 978-5-907426-13-9. На портале выкладываю вторую, исправленную и дополненную версию в двух томах.
Так же считаю необходимым дополнить.
1. Казачество было не однородным. По причине того что жили они в разных природно-климатических и социальных условиях. Донские жили далеко от границы и могли себя чувствовать более спокойно и безопасно в отличии от терских казаков. Да и Кубанские не все жили на границе с иноверцами и инородцами. По рассказам стариков и литературы. Пограничные казачки в поле ходили с винтовками.
То же было и в Сибири. Но там добавлялся еще фактор суровой природы, что так же создавало суровые условия и сказывалось на характере и менталитете казаков. Жизнь среди азиатских народов так же была тяжелой и так же отражалась как на бытовом уровне, так и на боевых качествах, как сказалось в итоге.
По поводу положения священства в казачьих регионах рассказано в предыдущей статье.
Так же еще один фактор хотел бы отметить. В казачьих регионах проживали так называемые иногородние. С одной стороны они могли только арендовать землю. Но они не были так тесно связаны с военной службой и мели больше возможности работать на земле и так получать доход. И в итоге, расходы на аренду и налоги у иногородних были ниже чем расходы казаков по снаряжению казака на службу.
Боевые кони, по сути, были обузой хозяйству казака.
Отдельно хочу рассказать о положении казачьего священства.
Казаки старались что бы священники были из их среды. На это были свои истерические причины, и насколько они были актуальны в тех или иных условиях я оставлю за рамками этой статьи.
Казак становившийся священником не прекращал быть казаком. Как и дворянин из казаков, как впрочем и другие выходцы из казаков, как купцы и прочие.
Они оставались станичниками со всеми от сюда вытекающими последствиями. Они имели право на земельный надел на общих основаниях. Сан священника соответствовал воинским чинам армии, с казачьей спецификой. Простой священник имел оклад есаула, (капитан в армии РИ или майор в современной, для аналогии.), протоиерей (содержание войскового старшины, подполковник), митрофорный протоиерей (полковника), благочинный казачьего корпуса (генерал майора).
Дети казачьих священников имели право выбора. Либо идти служить, чаще всего через обучение в казачьем корпусе, либо продолжить путь отца обучаясь в духовной семинарии. НО после были варианты. Остаться войсковым священником или уйти в мир, но уже мог потерять связь со станицей и тем самым выти из казачьего сословия.
Были свои проблемы с тем что казаки считали себя старообрядцами. В этом вопросе пытались найти решение, но часто синод, как светский орган управления мог наломать дров и не всегда поступать по разуму. Иногда приходилось вмешиваться лично императорам.
Да и с жалованием иногда были проблемы, особенно на станичном уровне.
Все эти факторы в сумме так же сказались негативно накануне 1917 года и в гражданской войне.


Рецензии