Как волкодавы Черчилля ломали зубы

О войне в Атлантике написано уже столько, что, кажется, любой мало-мальский  интересный эпизод уже попал на страницы СМИ, но для ищущих военных историков они все равно находятся. Я не являюсь таким, но все, что связано с войной подводных лодок и надводных кораблей, меня очень интересует. Вот и нынешнюю свою заметку я написал на основании материла, найденного в интернете. Ссылку на автора я привожу в конце своей заметки.

 "Дойные коровы" поневоле
Немецкие подводные лодки X серии были самыми большими субмаринами кригсмарине. Эта серия была одной из самых немногочисленных в немецком подплаве, так как было построено всего восемь единиц. Их главной задачей была установка мин, так как "десятки" - это подводные минные заградители, способные выставить семь десятков мин за раз. При этом это были не мины донного типа, выставляемые через торпедные аппараты, а мины якорные, которые лодка несла в шахтах, размещенных в носу и в булях.

"Десятки" строились двумя группами - по четыре лодки в каждой. Первая вошла в строй в 1941-42 гг., вторая в 1943-44 гг. Но так как обстановка на море к моменту их входа в строй изменилась, то минзагам пришлось взять на себя роль подводных танкеров.

Как известно, в кригсмарине была своя серия спецлодок XIV типа, которая отвечала за снабжение боевых субмарин в море. За специфику их действий подводные танкера получили прозвище "дойные коровы". Однако, их было мало, а боевые флотилии Деница к 1942-43 годам существенно выросли. Поэтому в "дойных коров" превратили уже "десятки". Правда, это не означало, что последние не ставили мины. Ставили. Но после окончания минных постановок они шли в открытое море, где уже передавали топливо "волчьим стаям", охотившимся на конвои.

2. Про U-119
Одной из "десяток" первой группы была U-119 под командованием капитан-лейтенанта Алоиса Зеха. Она вступила в строй последней из своей группы, в апреле 1942-го. В свой первый боевой поход она вышла 1 августа 1942-го. Однако, боевым его можно назвать условно. Лодка ушла в море на неделю, чтобы выставить мины у побережья Дании, дополнительно к уже имевшемуся минному заграждению. Таким образом, Зех провел тренировку по постановке мин в условиях, приближенным к боевым.

Лодка выполнила задание, но во время возвращения на базу на ней произошла поломка руля и она встала на долгий ремонт, который завершился лишь в 1943-м. После сдаточных испытаний, она была признана годной и 6 февраля 1943-го покинула Киль с заданием выставить мины у Рейкьявика.

Зех задание выполнил, выставив 66 мин у Исландии 20 февраля. Затем он получил из штаба приказ следовать в океан, где отдать часть топлива боевым лодкам. Ничего удивительно в этом нет, так как запас топлива "десятки" был почти 400 тонн и ее можно было "подоить" так, чтобы и "волчьим стаям" досталось и ей на обратную дорогу хватило.

Бой в кромешной темени
Зех прибыл в назначенный район поздно вечером 2 марта. Ночь была темной, видимость плохой. И тут вдруг за пять минут до полуночи верхняя вахта U-119 заметила слева по борту эсминец на дистанции 800 метров. Зех решил, что противник его не видит и начал погружение. Но ни тут то было. На эсминце, вероятно, была радарная установка, так как он начал обстрел погружающейся лодки и пошел на таран.

То, что дальше произошло не совсем ясно, так как эта история описывается мной лишь по немецким документам. Как ни странно бы это не выглядело, этот интереснейший эпизод пропустил даже сам Клэй Блэйр, не описав его в своем капитальном труде по Битве за Атлантику. Поэтому придется доверится ЖБД U-119 и записям Зеха.

Итак, лодка погружалась под обстрелом, а эсминец шел на нее полным ходом. Из-за большой массы и неповоротливости, а" десятка" это вам не юркая "семерка", погружалась она медленно. Да настолько, что даже под воду не успела полностью уйти, когда произошло столкновение.
 
Однако и эсминец был не в лучшем положении. Направляя свой форштевень в корпус лодки, он промахнулся и въехал прямо в начало носа лодки, так сказать в самую "пипочку".

Так вышло, что "пипку" эсминец снес лодке начисто, еще и рубанув основание носа винтами. В этот момент на U-119 ощутили "сильную вибрацию", и Зех решив, что сейчас в лодку хлынет вода, заорал: "Продуть балласт".

Когда лодка поднялась на поверхность, ее командир открыл люк и увидел, что эсминец у него справа по борту в 500 метрах "стоит без движения". Зех приказал орудийным расчетам занять места, приготовившись к артиллерийскому бою. Но, к великому удивлению немцев, ничего не произошло. Эсминец спокойно качался на волнах, не обращая внимание на лодку.

Зех недоумевал недолго. Он развернул лодку кормой к противнику и как только ему доложили, что вода в отсеке  не поступает, врубил дизеля и быстро смотался подальше. Затем лодка погрузилась и всплыла лишь в восемь утра. После этого ее экипаж начал изучение повреждений. Оказалось, что эсминец наделал в "десятке" дырок - немцы насчитали свыше 50 пробоин в рубке и кормовой части. Кроме того, он снес U-119 антенну. Но любопытнее было другое - у лодки не было части носа, а то, что осталось было порублено в капусту. И тут до Зеха дошло, что случилось.

Оказалось, что срубив 3-4 метра носовой части во время тарана, эсминец сам получил сильные повреждения. Вероятно, вышли из строя винты и рулевое управление. Именно, этим можно было объяснить его беспомощность после того, как лодка всплыла. Любопытно, что в этой ситуации Зех мог легко уничтожить противника. У "десяток" не было носовых торпедных аппаратов, но были два кормовых. И в тот момент, когда эсминец качался на волнах, Зех мог спокойно его торпедировать. Но это было уже послезнание, а в момент окончания боя немцы об этом не подумали, решив побыстрее смыться подальше.

На заставке: фото U 119 с отрубленным носом

Ну а далее U-119 продолжила выполнение задания, так как полученные повреждения не требовали возвращения на базу. Она снабдила топливом семь "семерок" и затем ушла во Францию, прибыв в Бордо 1 апреля.

4. Вопрос - кто атаковал "дойную корову"?
Оказалось, что это был прославленный ветеран Атлантики - канадский эсминец "Ассинибойн". 6 августа 1942-го уже он потопил в надводном бою немецкую лодку U-210. И когда в ночь на 3 марта 1943-го судьба вновь дала ему шанс отличиться, канадцы его упустили.

После боя с U-119 канадский эсминец кое-как доковылял до Ливерпуля, где встал на ремонт. Утверждается, что якобы он получил повреждения от своих же глубинных бомб, взрыватели которых оказались установлены неправильно и бомбы рванули на поверхности. Но я представляю этот момент сомнительным. В ЖБД U-119 нет никаких записей о том, что эсминец сбрасывал бомбы и гремели взрывы. Вероятнее всего, канадцы получили повреждения во время тарана и не смогли управляться.

Весьма странно, что даже после тарана эсминец не продолжил обстрел лодки. Ведь он ранее смог обнаружить ее в такой темени. У него определенно должен был быть радар. Но ничего не произошло и это является загадкой удивительного боя между эсминцем и "дойной коровой". Безусловно, помочь ее разгадать могут только канадские документы, но у меня их нет, к сожалению.

Вот такая вот и история. Эта моя заметка написана на основании материала Владимира Нагирняка. Это один из авторов, которые публикует свои заметки в интернете. Мне они кажутся интересными, а так как у меня свыше 130 тысяч читателей на моей странице в литературном сайте, то число прочитавших такие интересные материалы увеличится.  Тем более что от количество опубликованных на странице материалов мне лично, как говорится, ни жарко, ни холодно.


Рецензии