Художник. Глава. 3. 2

Художник.3.2.

Муж Мани-Борис встретил ее на вокзале и очень удивился тому,что она приехала с дочерью.
-Я никак не могла ее там оставить,-ответила Маня на вопрос Бориса.
-Хорошо,что-нибудь придумаем. Пока можно жить в моей комнате в общежитии. Я сейчас там один остался,соседи уже разъехались на каникулы. А потом видно будет.

А на следующий день они узнали,что началась война с Германией. Маня бросилась на телеграф и отправила телеграмму матери,в которой просила ее немедленно уехать из местечка Купель на Украине,где она жила к родственникам в России. Борис и Маня, посоветовавшись,решили,что Маня пока не будет поступать в институт. Жить ей с ребенком было негде. А Борису оставался только один год обучения,а потом его скорее всего призовут в армию,и он ничем не сможет помогать Мане. Маня стала искать работу и очень скоро нашла место фельдшера в круглосуточном детском саду. Там она могла жить вместе с дочерью. От матери Маня не получала никаких известий,хотя неоднократно писала ей и посылала телеграммы. Местечко Купель было оккупировано фашистами,и что там происходило,никто не знал.

Маня проработала в детском саду до лета 1942 года. А в конце мая детский сад переехал на дачу в Подмосковье. Маня с Идой тоже переехали вместе с ним. У Бориса начались выпускные экзамены,и уже было известно,что сразу после окончания института его отправят на фронт.

Дача располагалась в живописном месте в парковой зоне. Молодая зелень деревьев радовала глаз. Недалеко от дачи тек небольшой ручей с очень чистой водой. Щебетали птицы,которые во множестве населяли прилегающие к даче деревья и кусты. По вечерам Маня брала Иду и подолгу гуляла с ней. Казалось война отступила,и наступил долгожданный мир.

Маня по служебным обязанностям часто ездила в Москву,иногда она брала с собой Иду. Во время этих приездов она встречалась с Борисом,но встречи были короткими. Борис готовился к сдаче экзаменов,а Маня не могла долго задерживаться в Москве,ее ждали служебные обязанности.

В конце июля Борис закончил институт и через несколько дней должен был уехать на фронт. Маня собиралась в Москву за медикаментами и взяла с собой Иду,надеясь,что они смогут встретиться с Борисом. Когда Маня зашла за Идой в ее группу,воспитательница сказала ей:
-Зачем ребенка по жаре таскать? Оставь ее здесь.
-Мой муж через несколько дней уезжает на фронт,я хочу,чтобы она попрощалась с отцом.

Уже поздним вечером возвращалась Маня в детский сад. Прощание было тяжелым. Маня плакала,Борис пытался ее успокоить,но оба чувствовали,что расстаются надолго,может быть навсегда. В поезде Маня едва сдерживала слезы. На душе было очень тяжело,пропала без вести мать,а сейчас и муж уезжает неизвестно куда.

Маня с Идой уже подходили к даче,когда их остановил милиционер.
-Туда нельзя,гражданка,-сказал он строго.
-А в чем дело? Я-фельдшер,работаю в детском саду на даче.
-Так вы ничего не знаете? Около полудня был налет. И бомба упала прямо на дачу. От нее одни обломки остались. А сейчас там спасатели работают,завалы разбирают,может быть кто-то остался жив.
У Мани подкосились ноги и она устало опустилась прямо на траву на обочине. Руки у нее дрожали,а сердце бешено колотилось. Ей страшно было даже подумать,что произошло бы,если бы она послушалась воспитательницу и оставила Иду в детском саду.
-Вам плохо?-участливо спросил милиционер.
-Ничего,сейчас пройдет. А флигель уцелел? Я там живу.
-Не знаю. Если вы хотите,я могу вас пропустить. Только я должен проверить ваши документы,-милиционер был очень молод и еще не разучился сочувствовать людям.

Маня с Идой пошли по дороге,ведущей к даче. В сумерках она казалась темным пятном. Вокруг нее стояло оцепление,несколько милицейских автомобилей и карет скорой помощи. На месте самой дачи копошились люди с фонариками,иногда переговариваясь друг с другом. Ида,не останавливаясь,повернула по дорожке к флигелю,он уцелел. Здесь Маня дала волю слезам,Ида тоже заплакала,хотя не совсем понимала,что произошло.

Утром Маня пошла на станцию и отправила мужу телеграмму о том,что дачу разбомбили. А на следующий день во флигель вошел Борис и еще двое его однокурсников,все они были в военной форме. Увидев мужа Маня зарыдала. Борис обнял жену,и пытаясь успокоить,стал гладить ее по голове.
-Ну,перестань,все обошлось. Вы живы. Хватит плакать,ребенка испугаешь. Завтра я уезжаю на фронт. А сегодня вечером я вас отправлю на Дальний Восток в ЕАО. Фельдшера там всегда требуются. И я буду за вас спокоен. Собирайтесь скорее,мы тебе поможем. Билеты я уже купил.

Но доехать до ЕАО Мане не пришлось. В Казани ее и еще три семьи высадили из поезда из-за того,что Ида и еще трое детей заболели скарлатиной.  Детей поместили в инфекционную больницу. Сначала Маню не пропускали к дочери,но когда она сказала,что сама фельдшер,ей разрешили ухаживать за Идой.

Как-то Маня разговорилась с лечащим врачом Иды. И он посоветовал ей не ездить на Дальний Восток,а устроиться фельдшером в Казанской области. Здесь и климат лучше,чем на Дальнем Востоке,и не такая глушь как там,да и сам проезд туда может быть опасен. Маня подумала и решила последовать этому совету. Она обратилась в облздравотдел и была принята фельдшером на ФАП села Аросланово.       


Рецензии