Любовь к искусству

              Кто в детстве не мечтал играть на музыкальном инструменте? И она тоже мечтала. Худенькая, карие глаза – в обрамлении светлых ресниц. Косички крендельком заканчивались бантиками в цвет школьной формы. Её мама тоже мечтала, чтобы дочь играла на пианино. Отчим работал инженером на заводе. В окружении соседей – интеллигенция. Больше ни у кого не было инженеров. В интеллигентной семье обязательно должны дети играть на пианино! Так решила мама.
В школе набирали группу детей, желающих учиться музыке. Таню записали в эту группу. Память не подносит подробности обучения, прошло более полувека, но несколько эпизодов ей запомнились.

              Конечно, инструмента музыкального, пианино, в доме даже не предполагалось. Почему, она позже поняла.  Её мама договорилась с родителями одноклассницы учить уроки по музыке на их инструменте. И Таня заходила из школы к Оле играть гаммы и этюды.

               Однажды она привычно подошла к дому Оли и постучала в ворота. Одноклассница только что зашла домой. Никто не подошёл и не открыл. Постучала снова. Тишина. Когда её стук уже разносился по улице в третий раз, из-за ворот послышался голос: «Таня, не стучи, Оли нет дома, иди домой».
Таня не могла понять, почему её обманули. Бежала домой, вытирая одной рукой слёзы со щёк, другой – прижимая к себе портфель.
– Мама, я сегодня не смогла выучить уроки по музыке.
– Почему?
– Мне не открыли ворота.
Таня закрыла лицо руками и заплакала. Слёзы покрыли ладони, и она их вытирала о концы фартука.
– Ты стучала?
– Да.
– Может, дома никого не было?
– Были, были, и мама, и Оля, но мама сказала, что Оли нет дома, а я видела, видела, как она заходила домой, просто я её догнать не могла. Почему меня не пустили?
Она быстрым движением смахнула мокроту с глаз и смотрела на мать.
Танина мама, конечно, знала ответ на вопрос дочери, но не могла же она объяснить ей, что никто не обязан чужих детей обучать на своём инструменте. Мать отвернулась к окну.
– Почему вы мне не покупаете пианино? – не отступала Таня.
– Купим, обязательно купим, потерпи.

                На этом первая ступень музыкального образования Тани закончилась. А она так хотела, чтобы её игра на пианино радовала всех! И мечтала…
                Вот она на сцене школьного актового зала садится за инструмент. На ней длинное красивое платье, а в косах – большие белые банты. Спина прямая. Она взмахивает руками, ударяет по клавишам, и все сначала вздрагивают, а потом замирают от восторга. Не случилось…   
Но впереди и другие ступени.

              Она готовилась стать учительницей в школе и пришлось осваивать музыкальный инструмент.  Хотелось играть на пианино, но учили только игре на баяне и домбре. Долго не выбирала. Конечно, баян. На нём тоже можно заворожить слушателей! Кроме того, баян имелся у дяди Миши, родного брата мамы. Нужно проехать несколько остановок, и инструмент у тебя в руках.
Так и делали две студентки, Таня и её подруга Валя, приезжая к дяде Мише учить уроки.

             Дядя Миша жил с семьёй в кирпичном доме. По меркам Тани, дом большой, в нём несколько комнат, а она с мамой, отчимом, братом и бабушкой жила в одной комнате своего дома, поэтому очень любила бывать в гостях у родственников. Дядя Миша комиссован с фронта без ступни, ходил на протезе. Крепкого телосложения, румяный, круглолицый, громкоголосый, добряк и балагур, обожал племянницу, и, будучи дошкольницей Таня с бабушкой, его матерью, подолгу жили у него в доме. А сейчас Таня со своей подругой приехали играть на баяне.
– Проходите, девчонки. Да не разувайтесь вы, идите в комнату.
Девчонки бегло оглядываются. Всё как всегда: на столе квашеная капуста в чашке размером с тазик, квас, хлеб.
– Хотите капусты?
– Нет, дядя Миша, нам бы позаниматься.
– Ладно, занимайтесь.
При этом он суетливо ставит стулья рядом, приносит баян. В это время забегала его дочь Маринка, любимица и госпожа, похожая на отца: чёрные выразительные глаза, румяные щёчки, черноволосая, говорливая и подвижная.
– Мариночка моя, дочушка, посмотри, кто к нам пришёл.
Она подпрыгивает, отец её подхватывает на колени. Мариночка усаживается и начинает его щипать за нос, хлопать по щекам и заключительный аккорд этой так называемой музыкальной пьесы – громкий шлепок ручонки сверху по голове. Соскакивает с колен, хохочет.
– Красавица моя, солнышко моё, умница моя, сокровище, – несётся ей вслед от дяди Миши.
Таня понимала, что Мариночка избалованная особа, пыталась эту мысль внушить своему дяде.
– Она же маленькая, ничего ещё не понимает, лапушка моя. Давайте, девоньки, играть, – как бы заканчивая тему, приговаривает дядя Миша.

             Таня брала баян в руки, усаживалась поудобнее, пристраивая его на колени. А так как она маленького роста, худенькая, то приходилось сначала выглянуть ей из-за инструмента, увидеть правую клавиатуру из белых и чёрных пуговиц, затем найти нужную, поставить на неё палец и вспомнить ноты: соль, ми, ми, соль, ми, ми, соль фа, ми, ре, до – «Маленькой ёлочке холодно зимой». Ля, до, ля, соль, ми, ми, соль, фа, ми, ре, до – «Из лесу ёлочку взяли мы домой». Когда проиграно правой рукой, нужно левой найти другие кнопочки-басы, и всё это соединить в мелодии. Величина инструмента не позволяла видеть кнопочки и пуговки, поэтому Таня вытягивала шейку, наклоняла баян в свою сторону и пиликала. Вместо весёлой и задорной песенки получалась жалобная и прерывистая мелодия.
Дядя Миша, покрякивая, хвалил:
– Ну надо же, Танька-то играет детские песенки, ну молодец, вот как вас хорошо учат. И научат, ей богу, научат. Ну-ка, ещё чего-нибудь сбацай (сам он играть не умел вовсе).
Таня мучительно хмурила белёсые бровки и шептала: соль, ля, соль, ми, фа, соль, соль, ля, соль, ми, фа, соль, до, ре, ми, фа, соль, ля, соль, фа, ми, ре, ми, до. Получалось: «Утром в наше окно входит солнечный свет. Жарко льются лучи на знакомый портрет». Это про
В.И. Ленина.
– Спойте, спойте, девчонки! – просил дядька.

              Отказать трудно. И девочки пели. У Вали – хороший голос, пела душевно и громко, Таня подпевала. Дядя Миша хлопал себя по бокам и громко хвалил, Маринка пританцовывала. Затем играла Валя, и всё повторялось. Валя играла и пела, дядя Миша выкрикивал восклицательные предложения, ходил по комнате, прихрамывая и поскрипывая протезом, Маринка подпрыгивала. Внезапно подхватывал дочь, подносил к своему лицу и целовал в щёчки, она лупастила его по голове кулачками и ладошками, визжала.
После чая с булочками и вареньем, часто с конфетами, девочки прощались и уезжали до следующего занятия. Конечно, «сбацать» они не научились ни одной песни, но на уроках пения во время педагогической практики детям играли как могли.

                Таня закончила педагогическое училище, поступила в институт и вышла замуж.

                А сейчас пятилетняя девочка, её дочь, сидит на круглом стульчике за пианино, ножки ей поставили на маленькую скамеечку, сделанную папой. Рядом с ней сидит учительница по музыке. Она учит девочку правильно ставить пальчики на клавиатуре. Учительница к девочке приходит два раза в неделю.
Таня платит за обучение вторую часть своего аванса каждый месяц. Инструмент куплен в кредит. Ей хочется, чтобы её дочка смогла своей игрой на фортепиано пробудить светлые, нежные чувства в любой аудитории и сама бы влюбилась в искусство музыки. Таня обучается вместе с дочкой и играет с ней этюды, добросовестно помогает дочке учиться музыке. Она даже разучила по нотам красивую песню про качели и пела её за фортепиано, когда одна находилась дома. Ей очень нравилось играть на инструменте. Детская мечта наконец-то воплощалась в жизнь! Хотелось играть свободно, красиво и другие мелодии, чтобы при этом мурашки по коже у всех! Не получалось… Этюды и детские песенки. Всё!
Старательно разучивала по нотам новые мелодии, не замечала, что сидит за инструментом часами. Такую активную эксплуатацию инструмента соседи не выдерживали и стучали в стену. Они не брали во внимание то обстоятельство, что их два отпрыска мужского пола в отсутствие родителей магнитофон не выключали никогда. На всю громкость!

               Однажды Таня осмелилась и попросила дочкину учительницу прослушать, как она играет песенку про качели.
– Тамара Николаевна, вы можете послушать одну песенку в моём исполнении?
– Конечно, послушаю с удовольствием.
– У меня условие.
– Какое?
– Вы будете сидеть в другой комнате и не смотреть, только слушать.
– Хорошо, а почему?
– Я же не училась игре на пианино, я самоучка, вам будет смотреть неприятно.
Договорились.
Тамара Николаевна ушла в другую комнату и приготовилась слушать.
Таня устроилась на круглом стульчике, взяла неуверенно первые ноты, посмотрела в сторону учительницы, засмущалась. Начало смазалось. Остановилась и заново заиграла. Закончила. Учительница молчала.
– Ну как? – спросила Таня.
– А вам нравится?
– Мне нравится это занятие.
– Вот и играйте, и с каждым разом будет получаться лучше.

               Таня поняла, что Тамара Николаевна не хочет огорчать её и решила сыграть для брата. Он прослушал и сказал: «В ноты попадаешь, значит, хорошо.»
Всё! Не пробуждает никаких чувств моя игра, не волнует людей, не даёт им пищу для воображения и полёта мысли. Значит, остаётся дочь.
Полёт мысли, чувства. Да, конечно, как же без этого? А воображение?

               Таня понимала, что музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она утешит и умиротворит в трудные времена, она изменит настроение, когда на душе тяжело, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и наступает душевное равновесие. Можно доказать, стоит лишь обратиться к литературе.

              Вспомнила, как героиня повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» смогла найти благодаря музыке утешение в горе. Ее душа очистилась и примирилась с неизбежным. Красота и сила музыки вдохнули спокойствие в ее внутренний мир, обуреваемый раскаянием и сожалением.
Да, да, именно так думает каждый музыкант, когда желает произвести воздействие своим исполнением на слушателей. Музыка – один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим. А я просто не смогла овладеть воздействием.
А В.М. Гаршин? У Татьяны всплыл в памяти прочитанный эпизод биографии автора. Рассказывала студентам.
Тысяча восемьсот восемьдесят четвёртый год. Петербург. Дом Якова Петровича Полонского, литератора, поэта, любителя музыкальных и поэтических «пятниц». В доме все чувствовали себя свободно, могли обменяться мнениями, поговорить с интересным человеком, узнать новости из мира литературы, искусства, услышать только что написанный романс.
Вечер, перевалило за девять, а гости всё прибывали. Писатели, художники, музыканты, являлись сюда из концертов и даже театров, и оживление росло и в зале, и в кабинете, где значительная часть гостей группировалась вокруг хозяина. Среди прибывших оказались и Всеволод Михайлович Гаршин, писатель, со своим другом Вячеславом Андреевичем Фаусеком, русским очеркистом и журналистом. Сегодня пришли послушать исполнение Антона Григорьевича Рубинштейна.
Расселись, и пианист взял первые аккорды, новое произведение композитора и исполнителя. Музыка заполняла пространство. На всех лицах можно «прочитать» благоговение и удовольствие. Наверное, каждый думал о своём, наверное, у каждого возникали свои образы, но то, что мысли и образы эти приятные и желанные, очевидно. Гаршин вдруг заметил, как пианиста пожирал глазами «неприятного вида чиновный старик», похожий на жабу. Контраст лиц в зале и навёл на мысль создания «Сказки о жабе и розе» писателя. Сказки о красоте человеческой души. В.А. Фаусек расскажет позже настоящую историю.
               
                Почему ей вспомнился эпизод занятия со студентами на своих уроках? Где параллель? Любит произведения В.М. Гаршина? Да. Любила увлечь аудиторию интересными фактами биографии авторов? Да. Нет, что-то здесь есть ещё. Конечно, есть. Вот оно. Игра на пианино! Воздействие музыкального произведения на человека! Исполнение мастера! Человеческая любовь к искусству!
И так постоянно. И.С. Тургенев – рассказ «Певцы», А.П. Чехов – «Скрипка Ротшильда», Г.Х. Андерсен «Соловей». Вот и разрешение! Рассказывай, Татьяна Николаевна, на занятиях о влиянии музыки на человека, на его судьбу, на его восприятие жизни. И отзовётся!

              Музыка, не говоря ни слова, не пользуясь красками, способна лишь одним сочетанием звуков вызвать у людей любые переживания, создать настроение, любой образ, она зовёт к раздумьям, восхищает слушателей тем, что из набора звуков рождается прекрасное звучание. Люди
домысливают недостающее, дорисовывают в своём воображении слышимое. Когда человек поймёт, почувствует, он думать и жить будет по-другому. Да, да, это
правда.

               Занималась музыкой дочь Тани несколько лет. Таня ждала, когда игра дочери осуществит её несбывшуюся мечту.
Наступил подростковый возраст. Кумиром дочери стал Борис Гребенщиков! Значит, гитара! И началось…
Аккорды, бренчание, аккорды.
              И вдруг дочка начала сама подбирать музыку и петь современный репертуар эстрадных певцов. С проигрышами, с импровизацией.
Случился какой-то творческий урок у неё в колледже. Таня слышала, как самозабвенно звучала гитара, как одна мелодия переходила в другую то со словами, то без слов. Остановить девушку невозможно. Слушатели притомились, хотя сначала внимали и в такт покачивали плечами.
Любовь к гитаре продлилась недолго
Пианино продали, гитара тоже забылась.
Неужели её мечте не суждено сбыться?

              Прошли годы. Танина дочка вышла замуж. У неё родились дети. Илюша – средний ребёнок. Таня с мужем взяли его с собой на дачу.
Вечер... Дача – летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. Когда постепенно перестаёт дрожать раскалённое марево, висевшее весь день над садовыми домиками, из рощицы, что на пригорке, вырывается ветерок. Провальсирует по полянке, остудив её немного, и понесётся по садовым улицам, освежая придорожную траву и разгоняя последнюю жару. С радостью щебечут птицы, срываясь со своих гнёзд и, подгоняемые ветерком, стараются обогнать его, опередить и оповестить всю округу о приближающемся вечере, который обещает быть прохладным и освежающим. Даже куры у соседки Татьяны угомонились и уселись на насесты. Солнце опускается всё ниже, тени становились длиннее. Скоро вечерняя прохлада вступит в свои права.

                Торопились закончить работу на участке, чтобы успеть отдохнуть немного перед сном. Илюша в домике перед телевизором. Скоро начнутся «Спокойной ночи, малыши», внук зовёт их «Спокушки». Таня решила посмотреть, что Илюша делает. Подошла к домику, заглянула и услышала знакомую песенку «Спят усталые игрушки…» с телеэкрана. Но она Тане показалась несколько другой. Приблизилась на цыпочках. Илюша сидел на ковре напротив экрана и старательно, чисто, попадая в каждую ноту, пел детским голоском песенку вместе с героями передачи. Таня с мужем никогда до этого не слышали, чтобы мальчик пел. Подозвала рукой мужа, приложив палец к губам. Вместе прокрались поближе и стали слушать. Наконец, Илюша почувствовал, что за ним наблюдают, и перестал петь. Как ни просили Таня с мужем его, петь не стал. И потом пел, когда никого близко не было.
Рассказали родителям. Купили детскую клавиатуру, отдали мальчика в музыкальную школу в районном центре (они жили тогда в нём). Учительница оказалась на редкость большой умницей и профессионалом. Позже семья переехала в город, обучение продолжали и здесь. Купили пианино.

                Зал наполнялся прибывающими зрителями. Отдыхающие санатория, преподаватели музыки детей из музыкальных школ города, родители детей-музыкантов, бабушки и дедушки юных исполнителей. Проходили по рядам, чинно усаживались. Кивали знакомым. Концерты в здании случались каждую субботу. Вот и сейчас шло приготовление сцены. Выносили и выдвигали инструменты, ставили стульчики исполнителям, разворачивали нотные альбомы. Без лишнего шума, с достоинством и с осознанием наступающего действа. Волнение больше читалось на лицах родственников артистов.

                В зале и Таня. В программе выступление Ильи. Он заканчивал музыкальную школу.
С огромным нетерпением дождалась его номера. Илья вышел на середину сцены. Юноша с пробивающимися усиками на нежном, почти детском лице, с припухлыми губами, черноглазый, со стрижкой «карэ». Одет в чёрный строгий костюм с белой рубашкой и бабочкой вокруг воротника.  Чёрные лаковые туфли. Нехрупкого телосложения и хорошего мужского роста.
Таня замерла от восхищения и любви к внуку. Илья с галантно поклонился, объявили произведение, прошел к инструменту, аккуратно сел на стул. Замер на несколько секунд. Взмахнул руками над клавиатурой и опустил их для первого аккорда.
Дальнейшее Таня не могла фиксировать и укладывать в память. Она полностью отдалась чувствам, охватившим её. Закрыла глаза: музыка разливалась волнами по залу, заполняла всё пространство, проникала в каждую клеточку души. Вот оно, счастье! Вот она, красота человеческой души, сила искусства, способная опустить пронзительную тишину в зал, способная притянуть взгляды людей в одну точку. Музыка принесла гармонию Тане, обострила чувства, исцелила душу, наполнила энергией, силой.

                Илья закончил музыкальный колледж, он дирижёр. Продолжает учиться в высшем учебном заведении по специальности. Не пропускает ни одного концерта в филармонии, ни одного спектакля в театрах города.


Рецензии
Нина! Прекрасная история!
С теплом,
Нат

Наталия Романовская-Степ   13.09.2023 21:18     Заявить о нарушении