Кто делает сахар сладким и радугу цветной

Сладость сахару придает человек при помощи рецепторов своего языка. Сам по себе сахар сладости не имеет, это оценка, которая выработалась эволюционно у приматов. Если окунуть пальцы в сахарный сироп, то сладости мы не почувствуем. У кого-то чувствительность к сладкому выше, у кого-то ниже.

То же самое с радугой: мир без наблюдателя черно-белый, и полные дальтоники видят его именно таким. Цвет тому, на что мы смотрим, придают колбочки сетчатки глаза человека.  Насекомые видят мир в ультрафиолетовом спектре, а многие животные цветов не различают совсем.

Мы видим поверхности обьектов, от которых отражается свет. Эти отражения раздражают сетчатку глаза, она в ответ генерирует соответствующие электрические импульсы, которые затем попадают в теменную область коры полушарий, где реконструируются нейронами в целостную картину, которая у каждого человека своя.

Вкус жареному шашлыку придают более тысячи химических соединений, которые собакой ощущаются не так, как человеком. Каждое животное имеет свою вкусовую палитру. С запахом то же самое: это полностью субъективная оценка молекулярному составу воздуха. Когда я заразился Ковидом, то три недели не ощущал запаха нашатыря.

Трель соловья для соловьиной самки значит не то, что для уха человека. Ворона понимает соловьиную трель по-вороньи, а речь человека нетренированным животным вообще непонятна. Тренированным собакам понятны команды и интонации, которые они распознают после длительного общения.

Так что картина происходящего субьективна и индивидуальна, мы видим отражение отраженного с озвучкой, ароматизацией, вкусоразличением, температурой и шероховатостью. И наделяем увиденное своим значением, выработанным фило- и онтогенетически.


Рецензии