6. Всемирная торговая. Хроники - Падение Нафта
Всемирная торговая война, расширяющаяся глобально и набирающая ожесточённость, ознаменовалась первыми сражениями и результатами, имеющими общемировые последствия.
«Страна-агрессор» (да простят меня авторы этого каламбура) США, ударив сразу по нескольким направлениям, пытаются развить позиционный успех, за которым Вашингтону уже начинает мерещиться стратегическая победа. И это вполне логично, потому что первая внушительная битва нынешней мировой торговой войны безоговорочно выиграна Дональдом Трампом, первоначально бросившим вызов своим непосредственным континентальным соседям - Мексике и Канаде.
Мексика пала первой. Канада ещё пританцовывает, умиляясь своим любящим индийское диско молодым премьером Джастином Трюдо, расхаживающим, к тому же, на государственных встречах в разного цвета носках.
Вашингтон и Мехико уже объявили о достижении принципиальной договоренности о новом двустороннем торговом соглашении, которое, безусловно, ограничит мексиканский экспорт в США. Согласно заявлению Дональда Трампа, американские фермеры сразу же заживут богато и счастливо, избавившись от конкуренции с более дешёвыми товарами, производимыми коварными мексиканцами.
Оттава близка к тому, чтобы тоже выбросить белый флаг, уступив давлению Вашингтона. Хотя торговые переговоры между США и Канадой ещё не завершены, но итог их, в принципе, ясен как белые ночи в приполярных канадских провинциях в середине лета.
Правительство Джастина Трюдо, конечно, ещё поломается, но неминуемо сдастся южному Голиафу.
Потому как ни торговых, ни политических, ни других преимуществ, не считая природных залежей, огромная Канада перед Вашингтоном, похоже, не имеет. А неопытность молодого канадского премьера, пока являющимся лишь слабой тенью своего великого отца Пьера Трюдо, возглавлявшего Канаду в сложные 80-90-е годы прошлого века, только на руку Трампу.
Итак, первым выигрышем США в мировой торговой войне стало фактическое падение НАФТА, первой в истории мира обширной глобальной зоны свободной торговли и услуг, на которую во многом равнялись архитекторы европейской и прочих региональных интеграций. Эта победа может означать многое и серьёзное.
И Мексика, и Канада видятся в Вашингтоне предпочтительнее как удобные сырьевые придатки. Им теперь трудно будет протискиваться на товарные рынки Америки и через неё в другие зоны торговли.
Что касается Мексики, то это обернётся новыми массами людей, оставшихся без работы, сокращением притока долларовых инвестиций, ростом преступности, наркотрафика и других социальных язв.
И, следовательно, сильнее будет бурлить политический котёл в этой стране. Тем более, что эта страна готовится к вступлению в должность первого в своей истории избранного президента-социалиста Андреса Обрадора. И каким будет это правление, предсказать никто не может. Однако предположить более тёплые отношения с Китаем и Россией всё-таки можно.
Канаде придётся в большей степени переориентироваться на европейский, восточноазиатский и российский рынок. В первом случае это может обернуться ростом квебекского сепаратизма, который, возможно и наконец, добьётся своей цели выделения из канадской федерации собственного независимого государства.
Во втором, - усилится товарная экспансия и иммиграция в Канаду из Азии, что приведёт в недалёком будущем к возникновению сепаратизма на западном побережье – в Британской Колумбии, которая уже на добрую часть заселена мигрантами из азиатских стран. Во всяком случае, более половины населения Ванкувера, главного города этой провинции, не считают английский язык своей родной речью.
В третьем – Оттаве придётся поступиться принципами, пересмотреть свою антироссийскую позицию, и без того угрожающую Канаде стратегическим проигрышем Москве в схватке за ресурсы Арктики.
Показательно, что трамповский Вашингтон, явочным порядком разрушивший НАФТА, отверг любую возможность новой трёхсторонней договоренности с соседями по Северной Америке.
В этом, похоже, Трамп позаимствовал опыт у Китая, всегда стремившегося регулировать свои торгово-экономические отношения с другими странами исключительно на двусторонней основе.
Падение НАФТА, безусловно, политически выгодно американским республиканцам накануне судьбоносных промежуточных выборов в Конгресс США. Это создаёт у электората уверенность в твёрдости внешней и экономической политики нынешнего хозяина Белого дома, клонируя поддержку партии Дональда Трампа.
Этому также способствует и провал первого после обмена странами пошлинными ударами, раунда торговых переговоров Вашингтона с Пекином. Введение новых санкций против России при всей их бессмысленности также льёт воду на мельницу грядущего успеха на выборах республиканцев. А угрозы американского президента выйти из ВТО – это уже геополитический мейнстрим.
Пройдут выборы, и риторика Дональда Трампа может смягчиться, либо вопрос урегулирования торговли с Китаем, отношения с Евросоюзом и Россией американский президент оставил на период собственной предвыборной гонки за переизбрание главой Белого дома в 2020 году.
Пока же, развивая тактический успех в битвах первой мировой торговой войны, Вашингтон явно обозначил следующие жертвы.
Дональд Трамп отказался от поездок на саммиты АТЭС и АСЕАН, что означает, держитесь теперь Япония и Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия, страны Латинской Америки! Дойдёт и до вас черёд предъявления вашингтонского счёта.
Но, с другой стороны, этот сигнал бросает азиатско-тихоокеанский регион, как, впрочем, и Мексику с Канадой, в товарные и экономические объятия Китая. Во всяком случае Пекин, не ввязываясь на данном этапе в позиционные бои с США, совершает сейчас масштабную рекогносцировку. При этом сохраняет, в отличие от пребывающей в шоковой истерике Европы, самообладание и выдержку.
Китай решительно укрепляет юань, вводит контрпошлины на американскую продукцию, отстаивает свою позицию на переговорах, продвигает идею более справедливых отношений между государствами в рамках своей базовой стратегии «общей судьбы человечества».
И эта политика второго мирового экономического гиганта уже привлекает внимание Евросоюза, России и ряда других стран, представляя реальную альтернативу непредсказуемой и волатильной позиции США и подсказывая мировым игрокам, где они могут найти существенную поддержку.
Сентябрь, 2018
Свидетельство о публикации №223091401004