Апофеоз. Охота на слова

Картину русского художника Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» я впервые увидел лет в десять. Она произвела на меня жуткое впечатление, и слово АПОФЕОЗ я воспринял как УЖАС, СТРАХ. В нашей школе создавалась «Школьная Третьяковка», где на специальных щитах, вывешенных в коридоре, формировались переменные подборки репродукций картин из цветных журналов. Я проявил интерес к этой работе, и меня допустили до формирования стендов, хотя я учился только в третьем или четвёртом классе. Было несколько подборок картин Верещагина из журнала «Огонёк», и их решили  выставить на самых первых стендах. Я был против этой горы черепов, а ещё не хотел, чтобы выставляли его картину, где казнимых привязывали к жерлам пушек. Эти репродукции я вытаскивал из уже подготовленной папки и прятал среди уже отклонённых или отложенных на будущее.

Я знал, что художник Верещагин много путешествовал по всему миру, был в Туркестане, а погиб в Порт-Артуре, когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт и погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, когда броненосец «Петропавловск» подорвался на мине.  Кстати, в нашей семье хранили память о Ване Ерошкине, который уехал из Кыштыма в Троицк, там его призвали на фронт и он погиб под Порт-Артуром. Когда в 2019 году мы с сыном были на кладбище погибших русских солдат, мы искали это имя, но там несколько кладбищ. В телехронике я видел эту каменную плиту.

А картина «Апофеоз войны» всё-таки позднее была выставлена на обозрение всей школы. Недавно я узнал, что художник назвал свою картину «Апотеоза войны»).  На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Авторское название лучше раскрывает, что значит АПОТЕОЗ, то есть «равный Богу».

А ещё АПОФЕОЗ – это торжественное завершение какого-либо события.

Картина была написана в Мюнхене в 1871 году.   Художник во второй раз побывал в Туркестане в 1859—1870 годах, и полотно сначала называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан со средневековым правителем и полководцем Тамерланом, войска которого якобы оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер. Согласно легенде, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов.

По другой версии, известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель  Кашгара Валихан-торе казнил немецкого путешественника А. Шлагинтвейта и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он служил прапорщиком  при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы. Тогда-то и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где поднявшиеся в 1864 году на борьбу против власти империи Цин повстанцы-мусульмане зверски вырезали местное китайское население, оставляя на своем пути груды непогребенных скелетов, появилась картина «Апофеоз войны».

Однако «Апофеоз войны» это не зарисовка с натуры. Более реалистичной зарисовкой, из которой, по всей видимости, выросло это полотно, была малоизвестная картина Верещагина «Развалины театра в Чугучаке», где среди руин здания лежат человеческие черепа. Оригинал этой картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Известно, что после  1864—1865 годов повстанцы ликвидировали цинские гарнизоны в Кашгарии и вырезали местных китайцев и маньчжуров, отказавшихся принять ислам. Подавление восстания мусульман, создавших своё государство Йеттишаар, цинскими войсками под командованием Цзо Цзунтана произошло только в 1877—1878 годах, поэтому в 1869 году в Чугучаке Верещагин видел результат действий повстанцев, а не цинских войск, как принято считать в популярной литературе.

 «Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Все детали символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от стрел на черепах.

Известный русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал об «Апофеозе войны»:
«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»

Заглянем в энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

 Апофеоз (греч.) — обоготворение или возвеличение человека в божество. У греков это часто случалось в древние времена героического периода. Лиц, выдающихся своими подвигами, называли героями (полубогами) и после их смерти им приносили жертвы и устраивали празднества. Обыкновенно, подобные же почести устраивали предводителю или основателю колоний, причем собирались все жители возникшего на этом месте города.
После Пелопонесской войны стали преклоняться перед военачальниками и вождями и им даже при жизни воздавали божеские почести.
Так, в греческих государствах М. Азии в честь лакедемонского вождя Лизандра устроили празднества и приносили жертвы. Подобные же почести устраивались эллинами и варварами в честь Александра Великого, называвшего себя сыном Зевеса. Эта безнравственность, возникшая на Востоке, нашла себе последователей и в самой Греции среди т. н. диадохов; так, в Афинах в 307 г. Деметрий Полиоркет и его отец Антигон названы "спасителями", "божествами" и в честь их назначены особые жрецы. У римлян А. или, как они называли, Consecratio, встречается впервые при Юлии Цезаре, не считая мифического периода (Ромул, прославленный как Quirinus, необоготворенный человек, а вернее, бог, по сказанию обратившийся в человека).
Юлию Цезарю еще при жизни оказывали божеские почести, а после смерти сенат решил причислить его имя "Divus Julius" к бессмертным богам. То же было сделано для Августа и для других императоров; почитание же их при жизни как богов совершалось только в провинции, но не в Риме. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


Верещагину принадлежат замечательные слова: «Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня».


Рецензии