Венок Дуная. 2002-2017 гг

«К цветку цветок сплетай венок…». Земля Баден-Вюртемберг, г.Ульм.  Старинный  мост в Регенсбурге.  Вена. Будапешт, по набережной.
.
       «Вышла Мадъярка  на берег  Дуная…» - очень мелодичная, милая и светлая песенка. Талантливые люди ее  создали: поэт Долматовский и композитор Фельцман. А еще  приложила свою руку, то есть голос и манеру исполнения  Эдита Пьеха -  первая исполнительница. С легкой руки – песня зазвучала.  Вся страна запела «Дунай, Дунай, а ну узнай…» сразу же после Пьехи.
Лена  Леонова была на концерте  певицы  в 1965 г. в Зеленом театре  Одессы. И песня  звенела  по сердцам и над парком Шевченко. И конечно ее распевали  на берегах Дуная  в Одесской области. В Рени, Орловке, Измаиле, Старой Некрасовке, Килие, Вилково….
       А недалеко от Вилково, рядом совсем находится точка отсчета   протяженности  реки.  Дунай – единственная река в Европе, измерение которой начинается от устья.
Ну, значит правильно, что сначала  я  побывал здесь в 2002г., а потом в разные годы добрался почти до истока.
У истока, там. в Германии, в Земле Баден –Вюртемберг, недалека от Шварцвальда  оказался  в 2017 г. Ну, почти, у истока, в г. Ульме.
Вся протяженности Дуная 2850 км. А от Вилково до Ульма – 2750.

     И все же начну свою заметку, почти, от истока.   По течению - привычнее.
Для Дуная  нет границ  государств  он течет и течет с Запада на Восток. И лишь горы, плоскогорья изменяют его путь. Чтобы он не направился к Северному морю его держат Швабское  и Франконское плоскогорья.  С Юга подпирают Баварское плоскогорье и Альпы. Потом Дунай все же спускается в Средне Дунайскую равнину. Но вскоре с Севера подступают Татры и Карпаты а с Юга – балканские нагорья и Родопи.  Они и выводят Дунай к Черному море. Где он изливается несколькими рукавами на просторе, образуя огромную болотистую дельту.

     Мы  свернули  с  дороги   в сторону для того, чтобы посмотреть Ульмский собор. О нем раньше я ничего не слышал и подумал: ну одним собором больше, одним меньше.  Оказалось, что это  самый   высокий  собор  в мире и  строился  он с XIV века по  XIX. О соборе не скажешь - большой, он гигантский.  Ввысь  взмывают  десятки  башенок, а шпиль колокольни  пронзает небо. В самом соборе чувствуешь себя одиноким и маленьким. Я ходил  с задранной  наверх головой. Собор был пуст, мрачен и суров. Но, в тоже время,  он грандиозен   и железно величественен.   Силуэт напомнил мне  главное здание Университета на Воробьевых горах и все остальные  сталинские  высотки.  Видимо  они  являются  потомками  этого  собора. 
Не знал я и того, что город расположен на берегах Дуная. На левой – Старинный Ульм, на правом – Новый Ульм. Дунай здесь совсем не широкий и мост можно было быстро перейти, но я только ступил на него, сделал пару шагов и обратно.   

     По настоящему  увидел и  почувствовал  Дунай  в Регенсбурге.  После хождения по старинным улицам и переулкам городка мы с Сашей Сорокиным расположились на набережной.  Возле   Каменного моста находится тоже старинное заведение Wurstkuche – Колбасная кухня.  Мост сооружен в XII веке.  Крестоносцы, переходя Дунай, шли по нему, направляясь к Святой Земле. Конечно я тоже прошел мост, туда-сюда. И вернулся к колбаскам из свинины изжаренным на углях. Гарниром была традиционная кислая капуста. Как приятно была сидеть на деревянной скамье за деревянным столом и смотреть на Дунай.
     Регенсбург отозвался мне неожиданно в Старой Пинакотеки Мюнхена. 
Залы картинной галереи были увешаны полотнами от пола до потолка.  Времени и сил, чтобы смотреть все не было. Да, и желания тоже.   Запомнилась две картины Альбрехта Альтдорфера.  «Битва  Александра». Бело - голубые воины Александра Македонского  и красно-коричневые персы слились в необузданной схватке. Над ними огромное, безбрежное и тревожное небо. Похожее  небо и в  «Дунайском  пейзаже близ Регенсбурга».  Художник  родился в этом городе.

        Понимаю, что не совсем к месту, но сделаю зигзаг в сторону. Альпы  рядом,  и мы, в отличии от Дуная можем плыть, то есть ехать куда хотим.  Горы не преграда.  Вспомнил, как  с Сашей через  Альпы  направились в Италию. Из Мюнхена на Гармиш-Партенкирхен, мимо самой высокой вершины Германии  - Цугшпитце 2962 м,  направились к перевалу Бреннера.
Можно было конечно из этого Гармиша  - известного горнолыжного курорта, доехать на местном  поезде за полчаса до подножия Цугшпитце  и на фуникулере подняться на вершину.  Но мы как - то не подумали об этом. Солнце слепило, вершины блистали, заснеженные горы громоздились, двухэтажные дома были ярко расписаны изображениями нарядных пастухов и пастушек, а также рисунками на разные библейские темы,  пахло кофе и яблочным шнапсом.
Оставляя внизу сбоку Инсбрук,  через перевал Бреннера  мы скатились из австрийского Тироля в  итальянский  городок Брессанонс.  В Тироль Южный.

Так, к доске - к Дунаю! К вальсу! 
       «Прекрасный  голубой Дунай» огибает Вену с севера. В центральной  части города – парки, широкие площади с дворцами, позолоченный Иоганн Штраус  в мраморной раме, Венская опера и кафе «Захер». Пышность,  звон, и  возвышающаяся над площадью Искусств  Мария – Тереза, а река  - далеко, там, за парком Пратер.
      В  холодный декабрьский день мы проезжали через парк, а потом по одноименному мосту через Дунай.  Ехали в район Гринцинг. Здесь мощенные улочки и виноградники. Провинциальный, полудеревенский вид, со множеством питейных заведений. У каждого из них свой виноградник. И молодое вино: рислинг, пино, вельтлинер…, у каждого заведения свое.  Внизу – Дунай. И это в двадцати минутах от центра города.  Интересно, что здесь в одном из ресторанчиков композитор Густав Малер устраивал прощальный ужин, когда уезжал в Америку. Он уже написал свои симфонии и много лет был директором Венской оперы. И, сюда же, в Грнцинг,  вернулся, здесь умер и похоронен. Все же Вена и Малер, наверно, неотделимы. А  Штраус от «Голубого Дуная».

    Самый красивый вид и самый «дунайский» город - это Будапешт. Он вобрал в себя реку. И они стали единым целым: Дунай, Буда и Пешт. 
Если бы меня спросили в какой европейский город хотел бы поехать, то не задумываясь, ответил – Будапешт! Мечтать и желать надо. Пусть, с возрастом это «витание в облаках»  и не осуществится, но оно расцвечивает   жизнь и  служит невидимой  ее  опорой
     Вечер. Я вышел из отеля, он находится на улице Хуньяди  Янош. Повернул налево, прошел три шага и вот -    Цепной мост  через Дунай.. Днем мы с Сашей проходили по мосту на тот берег – в Пешт. Я  еще трогал тумбы, на которых сидят каменные  львы.
А до этого поднимались наверх, в  сердце Буды: Церковь Матьяша  в готическом стиле, Рыбацкий  бастион… Открывающийся   вид   на лежащую  внизу низменную часть  Будапешта -  Пешт,  вызывает    чувство  полета  и восторга.  Направо - цепочка  мостов над Дунаем. А налево -  тянется вдоль   берега  здание  Парламента. Оно – изысканно  и необыкновенно украшая город, врезается  своими шпилями в  небо.  После  Парламента  виден  мост,  за которым  зеленеет   остров Маргит.  Об этом острове  знаю, что там находятся  купальни  и  что он – «излюбленное  место отдыха  горожан».
      Но, сейчас вечер и я иду по набережной  Дуная, вниз по течению реки.  Здесь проходит и трамвайная  линия. Иногда  я переходил пути, чтобы поближе  рассмотреть  старинные  постройки.   Справа от меня возвышается на холме огромный Королевский  дворец. Выделяется купол, похожий на шлем то ли рыцаря, то ли кочевника.  Шлем, наверно, все же кочевника. Когда то   кочевые  племена  - предков венгров, от   Уральских гор добрались  до Средне Дунайской  равнины и нашли здесь  свою родину.  «Обретение  родины» - так называется  большое полотно  самого знаменитого  венгерского художника  Михая Мункачи.  На самом деле он по национальности  немец, но разве это важно.   Родился  в городе  Мункач, и по названию города    взял себе   псевдоним.  Сейчас   это Мукачево и Лена  была там – ездила  к нашим друзьям по Северу.
Продолжаю идти.  Вот мост Эржебет  остался  за мною, и  впереди  мост Свободы, ранее -  Франца  Иосифа.  Я  остановился  и  облокотился о парапет,  смотрю на  тот берег, сверкающий в огнях.  Один, тихо и немного грустно. Звенит трамвай.


Хорватский   Дунай   мимо. О фильме «Вуковар». Мой друг Лальо.  Белые  лилии, красные  маки…

     По территории Хорватии Дунай протекает на самом востоке страны.
 Автотрасса  из Загреба идет в ту сторону  по равнине,  далеко впереди синеют  гряды гор.  Мы направляемся в Словенски Брод, там пограничный переход в Боснию.
Сначала была мысль сделать небольшой  крюк и заехать в город Вуковар. Он расположен на западном берегу Дуная, а на противоположном – Сербия.  В 1991 году город был центром  хорватского-сербского конфликта, который потом перерос в войну 1991-1995 гг.
 Но,  мысль ушла. Вуковар город исторический, но что-то не притягивает пока. Правда Дубровник, после обстрелов и потерь, восстановили. Свидетельствую был в нем. И даже в холодный ноябрь по нему бродили толпы  туристов. 
Проходим пограничный контроль в Боснию и едем вдоль реки Сава к мосту. Этот мост, каким то чудом, избежал бомбежек,  сохранился  во  время войны. Сава продолжает свой путь к Дунаю, а мы сворачиваем в сторону Сараево. Вдоль дороги разрушенные дома «Тут  еще то молотилово было» - замечает  Саша.
Фильм режиссера Бора Драшковича  «Вуковар» вышел на экраны в 1994 году. Он получал международные премии, был номинирован на «Оскар».  Военная  драма.  Драма балканских народов. А, ведь по сути хорваты, сербы, бошняки, черногорцы говорят на одном языке.  И что.

       Так, надо как - то доплести венок. У меня, вроде, выпадают три страны:  Сербия, Румыния и Болгария.  В  Болгарию  собирался серьезно. В Варне живет мой друг - Лальо Петров. Он бывший военный, полковник и любит Россию. Писал ему – приеду. И мы  съездили бы в город Русе.  Два часа и, вот, набережная Дуная. Наверно, Русе- самый европейский и аристократический  из всех болгарских города. Здесь много зданий конца XIX – начала XX века в стиле барокко и модерн. Ну, портовый город, смешение языков и стилей. Кроме Дуная и встречи с Лальо и его семьей, убил бы еще одного зайца – посмотрел   городок Несебыр. Он находится недалеко от Варны и со всех сторон омывается морем. Узкие улицы, крепостные стены,  несколько византийских базилик. Во двориках висят гирлянды красного перца  и вяленых рыб – сарган, ставрида, скумбрия.
       Константин Паустовский   заманчиво рассказал о городке в «Живописной Болгарии». Я в Одессу ринулся из-за его книг. Конечно, способствовали этому и другие писатели: Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, а также песни  и фильмы, создающие город мечты. 
 
       А, румынский левый берег я хорошо видел с украинского.  Так, что, вполне мог бы бросить  в воду цветок.   «С левого берега лилию бросил, бросил во след им румын». Я не румын, хотя, почему и нет. Знаю простые   фразы на румынском  языке, смотрел  спектакли по пьесам  Эжена Ионеско и так далее.
В  Тироле  я  был швабом, а в Будапеште – мадъяром. Когда из Хорватии переехали мост через Саву  и  прошли боснийскую границу, то легко перевел  надпись «Добре дошли у Босну и Херцеговину». Это мы оказались на территории Сербской республики в составе Боснии.
Перед Измаилом Дунай разделяется на рукава, так называемые – гирла.
Я  был на Килийском. На украинском берегу - город Килия, на противоположном тоже Килия, но румынская. Паромные переправы – пограничные  переходы через Дунай находятся  в Рени, Орловке, Измаиле, Килие и Вилково.
Все, венок Дуная, кажется, сплетен.  А где же красные маки словаков?  В заметки о поездке   в венгерский город Эстргом.


Рецензии