Эпоха вырождения

Часто приходится встречать аргумент, что 2х2 равно четырём и в Африке, и на Луне, и в любом уголке Вселенной. Это заставило меня задуматься, а почему 2х2=4? Действительно ли это равенство настолько очевидно и выполняется при любых условиях?
 Я полагаю, что математика, а точнее арифметика, возникла как средство выполнения расчетов в товарных отношениях между людьми. Она требуется в случаях, когда необходимо подсчитать урожай, определить его на хранение, выделить часть на посев в следующем году, определить величину собственного потребления и обмена излишков. Правила арифметики, которые при этом используются, просты и понятны. 1+1=2. Если к одному литру воды добавить ещё один литр, то получится два литра воды. Казалось бы, какие могут быть вопросы? Эти правила не вызывают вопросов применительно к зерну, маслу, воде и т.д.

Но давайте попробуем представить, что где-то существуют другие законы природы или вещества с иными свойствами. Например, на какой-то планете есть жидкость, которая уменьшает свой объем на 25% при смешивании с другой частью такой же жидкости.
  То есть, если взять один литр такой жидкости и добавить к нему ещё один литр такой же жидкости, то в итоге смесь займет полтора литра. Если добавить ещё один литр, то получится 2,25 литра. Если добавить четвертый литр, то получится в итоге 3 литра. То есть изначально у нас было 4 ёмкости по одному литру. Мы их перелили в одну ёмкость и получили 3 литра. Как должны считать люди? 1+1+1+1=3 .

Рассмотрим условие задачи: имеется 4 ёмкости по одному литру. Какую ёмкость следует взять для хранения этой жидкости? Ответ: нужна ёмкость на 3 литра. Решение: 1+1+1+1=3.

Можно рассмотреть обратную задачу. Имеется сосуд объемом 3 литра, в котором находится жидкость. Сколько необходимо сосудов ёмкостью по одному литру, чтобы перелить в них всю жидкость? Конечно, необходимо 4 сосуда.
  А это, согласитесь, уже совсем другая математика. То есть, на планете с другими физическими законами будет другая математика. Таким образом, можно предположить, что не математика управляет законами природы, а действующие законы природы определяют правила математики .

Мне могут возразить, что я описал гипотетическую ситуацию, которой не может быть в природе. Можно предположить, что на Земле всё гораздо проще и понятнее. Но так ли это?

До тех пор, пока в вычислениях используются натуральные числа, всё вроде понятно. У человека было 3 мешка с зерном. У него забрали (отняли) два мешка. У человека остался один мешок. Это понятно. 3-2=1. Можно ли у человека забрать четыре мешка? Сколько у него останется после этого? Вполне логично, что у человека не останется ничего, то есть ноль мешков. Поэтому 3-4=0. Странно ли это? Странно, если это будет иначе. Если базироваться на таком правиле, то математика может выглядеть несколько по-другому.

В Европе долгое время отрицательные числа называли «ложными», «мнимыми» или «абсурдными». Даже в XVII веке Паскаль считал, что 0;4=0, так как «ничто не может быть меньше, чем ничто». Отголоском тех времён является то обстоятельство, что в современной арифметике операция вычитания и знак отрицательных чисел обозначаются одним и тем же символом (минус), хотя алгебраически это совершенно разные понятия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Отрицательное_число
В математике длительное время не было понятия отрицательного числа. Существовало аналогичное понятие, которое трактовалось как долг. И это было чисто экономическое понятие. Запишем долг в виде (-х). В этом случае легко понять, что выражение 1-1 означает совсем не то же самое, что 1 + (-1) . В первом случае у человека был мешок с зерном, который у него отняли, в итоге у него ничего не осталось. Во втором случае у человека есть мешок с зерном и долг в виде одного мешка. Но это две абсолютно разные ситуации. Человек, у которого ничего нет, лишен каких-либо возможностей. Человек, у которого есть мешок зерна и долг, имеет несколько вариантов. Он может не отдавать сейчас долг, посеять зерно, собрать урожай, рассчитаться с долгом и оставить остаток зерна себе. И это совсем другая ситуация.

В математике решили приравнять эти ситуации. То есть постановили, что

1-1 = 1+(-1 ).

Но это абсолютно разные операции и разные понятия. Это было сделано только для удобства выполнения вычислений с отрицательными числами. Такой подход полностью противоречит не только экономическому пониманию действия, но и физическому представлению о природе. Левая часть выражения показывает, что если в пространстве находилась частица, и её убрали, то останется пустое пространство. Правая часть говорит, что если в пространстве находится частица и её античастица, то это равносильно тому, что пространство пустое. А это в корне неверно.

Кроме того, в законах математики полностью отсутствует понятие времени. Законы математики абсолютны, статичны, они вне времени. В природе же всё находится в динамике, в движении, в развитии. В природе нет покоя. Поэтому весьма странно встречать высказывания, в которых автор одновременно утверждает, что всё в природе находится в непрерывном движении, и при этом убеждён, что всё в природе подчиняется законам математики.

Подводя итог данных рассуждений, можно заключить следующее:

1. Не математика управляет законами природы, а действующие законы природы определяют правила математики.

2. Математика в современном виде опирается на устаревшее и упрощенное понимание природы, поэтому математическое описание физических явлений не позволяет установить смысл этих явлений.

3. Математика не может претендовать на право определять законы природы.
  Таким образом эпоха вырождения рано или поздно закончится,сухая математика уступит место живому воображению...


Рецензии