Сальвадор Дали - Портрет госпожи Изабель Стайлер

Сальвадор Дали - Портрет госпожи Изабель Стайлер-Тас (Меланхолия)

Прообразом сюжета картины Сальвадора Дали «Портрет госпожи Изабель Стайлер-Тас (Меланхолия)» (1945) послужило знаменитое произведение Пьеро делла Франчески (1416-1492) «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» [1]. В энциклопедии приведены некоторые сведения, раскрывающие суть второго произведения:

«Идеально-типизирующее сочетается здесь с жизненностью и конкретностью, жанр придворного портрета получает яркую гуманистическую интерпретацию. Эти профили модели на фоне ландшафта (нерасторжимо связанные с изображениями их героического триумфа на обороте) - стали символом новой эпохи. «Открытие мира и человека» тут выступает через призму ренессансного идеала индивидуальной личности. Гращенков указывает, что «это произведение, и в формальном, и в идейном отношении - самое значительное из всего, что было создано итальянскими портретистами Раннего Возрождения»» [2].

И далее там же:

«В картине воплощена идея антропоцентрической гармонии, человек царит над окружающим пространством: государь над своими землями, а homo sapiens - над природой».

Подобно тому, как Ренессанс знаменовал собой переходный период между Средневековьем и Новым временем, так же окончание Второй мировой войны знаменует для Дали открытие следующей страницы истории, связанной с новыми возможностями. Отсюда, вероятно, и параллель с образами Пьеро делла Франчески в данной его картине. Следует также заметить, что, в отличие от изображения пары людей у Франчески, мы видим на картине Дали изображение одного человека, хотя и раздвоенное, что, вероятно, несет в себе новые дополнительные смыслы.

Название произведения Дали отсылает нас и к работе другого художника - Альбрехта Дюрера (1471-1528), носящей одноименное название «Меланхолия». Однако, в отличие от мрачной эмоциональной окрашенности последней, картина Сальвадора Дали исполнена состояния светлой грусти. Написана она была в 1945 году, и, вероятнее всего, ее можно связать с состоянием долгожданного покоя, вызванного окончанием Второй мировой войны, а также с открывающимися для мира новыми перспективами [3].

Есть еще один художник, к творчеству которого может отсылать данное произведение - Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593) [4]. Изображение alter ego госпожи Изабель Стайлер-Тас, преставленное фигурой, помещенной в левой части холста (намек на один из сюрреалистических приемов, так называемый «двойной» - а, точнее, в данном случае - «раздвоившийся образ»), напоминает портреты этого художника, составленные из природных элементов - овощей, фруктов, зелени, только у Дали вместо всего этого - пейзаж. Данный образ может служить символом погружения в «сюрреальный мир».

И еще одна аллюзия, возможно, и неосознаваемая художником (он мог о ней ничего не знать), но понятная нам, связана с китайскими рисунками изображающими процессы «внутренней алхимии» [5]. Эти рисунки поразительно похожи на изображение С. Дали, в них тоже наглядно показана связь между микрокосмом и макрокосмом, когда адепт даосизма визуализирует Вселенную внутри своего тела, добиваясь прорыва за пределы «скорлупы яйца». Alter ego госпожи Изабель Стайлер-Тас в состоянии меланхолии, в чем-то схожем с медитативным погружением, тоже, кажется, восходит по дорожке на фоне пейзажа к какому-то неведомому озарению.

Глубокое медитативное настроение картины подчеркивается стоящими без всякой поддержки длинными костылями (излюбленный образ Дали), деревом, проросшим на броши героини произведения, лодкой без паруса, застывшей на краю водоема. Зрителю словно передается состояние покоя и безмятежности, и внутри него начинает открываться дверь в Неведомое, в «иное измеренье» его ума.

Картина Сальвадора Дали «Портрет госпожи Изабель Стайлер-Тас (Меланхолия)» определенным образом расширяет сознание. Все ее основные характеристики - сюжет изображения, его форма, цвет и композиция - как в едином фокусе сосредотачивают в себе ощущение чего-то глубокого, ирреального, космического. От необычных образов, о которых шла речь выше, до особой синевы неба, переходящей в темные тона ночной поры - все это воздействует на сознание, будит его, подталкивая к поиску разгадки секрета произведения.

Примечания

1. Дали. Мастера рисунка и живописи № 2, Centauria, 2017. C. 78.
2. Википедия, статья «Урбинский диптих» (дата обращения: 12.09.2023).
3. В 1958 году Сальвадор Дали создаст еще одну картину, в которой, как и в картине «Портрет госпожи Изабель Стайлер-Тас (Меланхолия)», содержится образ лодки без паруса - символ покоя и безмятежности. Она носит название «Метаморфоза гитлеровской истории в пейзаже под аккомпанемент лунного света» (см.: Александр Рожин. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М., 1992, с. 164). Название произведения говорит само за себя. Судя по всему, художник с воодушевлением встретил окончание Второй мировой войны и связывал с этим событием начало нового, более светлого периода в мировой истории.
4. Дали. Мастера рисунка и живописи № 2, Centauria, 2017. C. 78.
5. См.: Сергей Зотов. Алхимия дня. Карта внутренних троп / Журнал Arzamas [сайт]. URL: https://arzamas.academy/micro/alkhimia/3 (дата обращения: 12.09.2023).


Рецензии