Зачем Ататюрк запретил фески?
ЗАЧЕМ АТАТЮРК ЗАПРЕТИЛ ФЕСКИ?
"Гъазада орду, Чыкар Bozkurt'u, Куртарсын юрду; Эй юдже Аллаh! Мемлекет сенин, hиляфет сенин, Бу уьммет сенин, Эй юдже Аллаh! Уьмметини сев, Девлетини сев, Миллетини сев, Эй юдже Аллаh! Ватаны куртар, hаканы куртар, hер джаны куртар, Эй юдже Аллаh!"
Зия Гёкальп. "Чоджук дуалары"
А уж там, за рекой полноводной,
Где пригнулись к земле ковыли,
Тянет гарью горючей, свободной,
Слышны гулы в далёкой дали…
Иль опять это — стан половецкий
И татарская буйная крепь?
Не пожаром ли фески турецкой
Забуянила дикая степь?
Александр Блок
В первых четверостишиях принадлежащих перу Мухаммеда Зия Гёкальпа (курда из Кахраманаараша), чётко заметен приоритет ценностей Османской империи/ Empire Ottoman в годы WWI: "Умма" (мусульманско-суннитская община),"Даулат" ( "держава"), "Миллят" (нация как религиозная община). Никаких шиитов и алевитов нет и в помине. Во втором стихотворении - русский поэт-символист, упоминает феску как один из символов османского воинства.
В современной Турции вы нигде, ни на одних торжественных мероприятиях не увидите людей в фесках. Вовсе не в фесках и парадный конвой на приёмах иностранных гостей. Их костюмы откровенно "фейковые", не понятно какую страну они при этом представляют. Никто в мире не запрещает иудеям носить киппы, почему безродная собака с Балкан по кличке "ататюрк" ввёл в Турции т н. "шапка кануну"(закон о головных уборах) и этому нелепому требованию в Турции следуют до сих пор?
Закон алевита из Тессалоники Мустафы Кемаля, предусматривающего штрафы за ношение фесок (а также схожих головных уборов типа тюбетеек) исходил из задачи ускорения процесса ЛИКВИДАЦИИ господствующей роли мусульманско-суннитской общины.Этот головной убор кроме Турции, носили в Албании, Косово, Марокко, Тунисе- и везде он означал принадлежность к Ottoman empire. Феска, в том числе присутствовала в национальном убранстве бухарских евреев и до сих пор,наряду с безрукавкой её добавляют в костюм жениха на свадьбах в Израиле сефарды - выходцы из Османской империи. Нет фесок лишь на головах женихов на свадьбах в Турции и вообще нигде их там нет.
Что же касается национальной одежды алевитов, то она пёстрая, кургузая, на голове у парней какой-то бесформенный войлочный конус. Внешне- типичная картина "цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуюют".Никому из соседних народов, тем более иного вероисповедания в голову не придёт их копировать.
Никакой другой причины запрета на ношение фесок не было. Алевит из Тессалоники ненавидел всё мусульманско-суннитское и когда речь шла об имперском-османском стиле, о намёке на единство мусульман-суннитов, то запрещалось всё абсолютно, причём под предлогом некой "вестернизации". Однако эти мусульманские головные уборы никак абсолютно не оскорбляли эстетические чувства такой, напр., фундаментально центральноевропейской страны как Германия: фески с орлами и черепами носили военнослужащие СС из числа боснийских мусульман. Германские национал-социалисты не хуже какого-то замухрышки "ататюрка" понимали, что подходит европейскому имиджу, а что нет? У них фески не вызывали чувства раздражения и неприязни,в отличии от самопровозглашённого "отца турок"
Кисточка на феске стара как мир- это чуб фракийцев и украинских казаков. Можно пойти ещё глубже и разглядеть в ней оселок колесничьих "марьяну" в хурритско-арийской империи Митанни. Почему то, что не нравится алевитам,шиитам и пр. "анабаптистам",должно становится законом в стране мусульман-суннитов? По какому праву? Турция,если,действительно,желает считаться авторитетом в мусульманском мире, а не посмешищем, должна избавиться полностью и окончательно от наследия Мустафы Кемаля, иначе любой "османизм" или "неосманизм",которые на словах близки сердцу столь многих турецких правых политиков, так и останется пустым звуком. Эрдоган несёт вздор с высоких трибун о его якобы верности "османскому наследию", однако по всем корневым вопросам Турция стоит на коленях перед алевитами. Его придание статуса действующей мечети константинопольскому православному храму вовсе не умаляет его разрушительной антисламской политике в других,куда как более важных аспектах жизни современного турецкого общества Всё написанное "ататюрком" должно быть просто сожжено на площадях Куштантинийе (Константинополя) вместе с чучелом Мустафы Кемаля и сирийского диктатора Асада. Причём людьми в фесках с османскими знамёнами. Вот это и есть "оьзбеоьз йени османджылык", а вовсе не то, что рекламирует Эрдоган.
Современную Турцию создали туркмены из Хорасана. Мусульмане-сунниты. Прохвосты типа Мустафы Кемаля и рядом не стояли. Не алевитов собачье дело вообще кому фески носить, кому ушанки, кепки или лыжные шапочки.
Эрдоган боится решительного дистанцирования от кемализма и тем самыизм продолжает увлекать Турцию на дно,потому что с признанием авторитета "атапридурка" исчезает аутентичный "османджылык" (османизм), реальное историческое прошлое превращается в карнавал ряженных. Османская империя являлась халифатом, а не национальным государством лиц, говорящих на румском (византийском) варианте туркменского языка. Никого из из кемалистов нельзя назвать продолжателем традиций Османской империи. Далее османская традиция заметна лишь у двух политических сил и идеологических течений в границах османской географии: боснийские мусульмане и турецкий политик Мухсин Языджыоглу.
Реджеп Эрдоган заполнил ту политико-идеологическую нишу нишу,которая осталась после трагической гибели бывшего "халифа серых волков" Мухсина Языджыоглу- "Партия Великого Единства".Он являлся единственным турецким политическим деятелем, который реально продолжал следовать курсу Османской империи, естественно,с оглядкой на современные реалии.
P.S. Просьба - тем кто явно не в теме, не задавать никаких вопросов, а просто проваливать. Тем более, когда все эти комменты исходят от одного и того же участника, выступающего под разными никами. Юзео "Алексей Аксельрод",- это тот же автор, что и "Геннадий Палеолог". Если есть желание гадить своими глупыми "рецензиями", то пишите (их всё равно пишет одини тот же тип), если нет, то проваливайте. Здесь не место для вопросов. Мы с вами -люди разных миров. Задаёте вопросы-заначит профан и не в теме. Тем более, что судя по сути задаваемого вопроса- профан, не читавший/ая толком статью. На мнение же шиитов и "андеграудных" кипчачьих сепаратистов нам всегда было наплевать как и каких-нибудь адвентистов седьмого дня.
Свидетельство о публикации №223091400243