Почему был переснят фильм Адмирал Нахимов

Если верить историкам, то вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин якобы сказал, что из всех искусств важнейшим является кино. Другие историки заявляют, что слова Ленину приписал другой видный революционер Луначарский. Так или иначе, в СССР большое внимание уделялось кинематографу, фильмы показывали по всей стране, для чего в каждом населенном пункте строились клубы, где можно было показывать кино.

Поэтому неудивительно, что в 30-е годы прошлого века ставились в СССР замечательные кинофильмы гражданского звучания, такие, как «Броненосец Потемкин», «Чапаев», «Трактористы», «Александр Невский», «Суворов», которые очень нравились советским людям. Они воспитывали в народе патриотизм, и это помогло выстоять в борьбе с фашизмом.

Ещё не закончилась Великая Отечественная война, как Сталин дал задание советскому кинематографу создать большую галерею историко-биографических фильмов о наиболее выдающихся деятелях российской истории. В первое послевоенное десятилетие вышли: "Адмирал Нахимов", "Глинка", "Крейсер Варяг" - 1946 год; "Миклухо-Маклай -1947; "Мичурин" - 1948: "Александр Попов" - 1949 и др. Так как количество выпускаемых кинокартин было сравнительно невелико, все они проходили проверку у главного кинокритика Страны Советов. И далеко не все её проходили. Так режиссеру фильма "Адмирал Нахимов" Всеволоду Пудовкину пришлось переделывать свое творение. Что же не понравилось Сталину?

Съемки "Адмирала Нахимова" проходили в течение 1945 года в разрушенных войной Одессе, Севастополе и на павильонах Мосфильма. Большую помощь киногруппе оказал флот, предоставивший 200 матросов для массовки, баржу и трехмачтовый барк. Историческими консультантами фильма были академик Евгений Тарле и известный историк флота капитан 1-го ранга Новиков. Но несмотря на это вместо героико-патриотического фильма, на который государство и выделило средства, у Пудовкина получилась мелодрама с обилием любовных сцен, на фоне которой лишь угадывалась изначально задуманная героическая линия. Свои претензии вождь высказал на заседании ЦК ВКП(б) 9 августа 1946 года: «Взять хотя бы фильм "Адмирал Нахимов" . Пудовкин - способный постановщик и режиссер, дело знает, но на этот раз не удосужился как следует изучить дело. Он решил так: я - Пудовкин, меня знают, напишу и публика "глотнет", всякий фильм будет смотреть. Изголодались люди, любопытства и любознательности много и, конечно, будут смотреть. А между тем теперь у людей вкусы стали квалифицированнее, и они не всякий товар "глотнут". Люди начинают отличать хорошее от плохого и предъявляют новые требования. И если это дело пойдет и дальше, а мы, большевики, будем стараться развивать вкусы у зрителей, я боюсь, что они кое-кого из постановщиков и сценаристов выведут в тираж. В фильме "Нахимов" тоже имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотят показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное - танцы, всякие свидания, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм об Нахимове, а фильм о чем угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме этого не передано. Почему? Неизвестно. Может быть потому, что это требует большого труда, легче показать танцы. Одним словом, недобросовестное отношение к делу, за которое человек взялся, к делу, которое будет демонстрироваться во всем мире. Если бы человек себя уважал, он бы этого не сделал, он бы по-другому фильм оставил. Но Пудовкину, видимо неинтересно, как о нем будут отзываться зрители и общественное мнение», - сказал И.В.Сталин.

Знакомо, правда! Современным нашим киноделам уже давно на все плевать - получил бюджет, освоил. Естественно, что после критики такого уровня фильм был капитально переделан. Были сокращены эпизоды с балами и расширены сцены, раскрывающие Нахимова как флотоводца и организатора обороны Севастополя. Для создания сцены Синопского сражения в Одессе построили макет корабля, были также изготовлены модели парусных судов для съемок в большом бассейне. В новом варианте фильма много кинометража уделялось политической и военной ситуации того времени: значению проливов Босфор и Дарданеллы, присутствию английских военных советников на турецких кораблях, необходимости затопления кораблей Черноморского флота.

Вышедший на большие экраны в январе 1947 года фильм был тепло принят зрителями и получил международное признание. На Венецианском кинофестивале "Адмирал Нахимов" получил премию за лучшие массовые сцены, а артист Алексей Дикий почетный диплом  за роль адмирала Нахимова. На кинофестивале в Локарно лучшими операторами были признаны Анатолий Головня и Тамара Лобова. На Родине Сталинские премии были присуждены режиссеру Всеволоду Пудовкину, сорежиссеру Дмитрию Васильеву, сценаристу Игорю Луковскому, композитору Николаю Крюкову, актерам Алексею Дикому, Рубену Симонову и Леониду Князеву.

Подведем итог. В СССР кинематограф рассматривался как эффективный инструмент государственной пропаганды, как средство патриотического воспитания подрастающего поколения, сейчас - это инструмент для получения прибыли. Государство давало деньги и ресурсы и бдительно следило за тем, как они расходуются. Сейчас - это даже не способ заработать денег на прокате. Государство дает денег, а зритель безуспешно ищет их на экране. И так раз за разом, одни и те же лица снимают провальную муть, и никого даже из профессии не вышибли. Как-то так!


Рецензии