Почему был переснят фильм Адмирал Нахимов
Поэтому неудивительно, что в 30-е годы прошлого века ставились в СССР замечательные кинофильмы гражданского звучания, такие, как «Броненосец Потемкин», «Чапаев», «Трактористы», «Александр Невский», «Суворов», которые очень нравились советским людям. Они воспитывали в народе патриотизм, и это помогло выстоять в борьбе с фашизмом.
Ещё не закончилась Великая Отечественная война, как Сталин дал задание советскому кинематографу создать большую галерею историко-биографических фильмов о наиболее выдающихся деятелях российской истории. В первое послевоенное десятилетие вышли: "Адмирал Нахимов", "Глинка", "Крейсер Варяг" - 1946 год; "Миклухо-Маклай -1947; "Мичурин" - 1948: "Александр Попов" - 1949 и др. Так как количество выпускаемых кинокартин было сравнительно невелико, все они проходили проверку у главного кинокритика Страны Советов. И далеко не все её проходили. Так режиссеру фильма "Адмирал Нахимов" Всеволоду Пудовкину пришлось переделывать свое творение. Что же не понравилось Сталину?
Съемки "Адмирала Нахимова" проходили в течение 1945 года в разрушенных войной Одессе, Севастополе и на павильонах Мосфильма. Большую помощь киногруппе оказал флот, предоставивший 200 матросов для массовки, баржу и трехмачтовый барк. Историческими консультантами фильма были академик Евгений Тарле и известный историк флота капитан 1-го ранга Новиков. Но несмотря на это вместо героико-патриотического фильма, на который государство и выделило средства, у Пудовкина получилась мелодрама с обилием любовных сцен, на фоне которой лишь угадывалась изначально задуманная героическая линия. Свои претензии вождь высказал на заседании ЦК ВКП(б) 9 августа 1946 года: «Взять хотя бы фильм "Адмирал Нахимов" . Пудовкин - способный постановщик и режиссер, дело знает, но на этот раз не удосужился как следует изучить дело. Он решил так: я - Пудовкин, меня знают, напишу и публика "глотнет", всякий фильм будет смотреть. Изголодались люди, любопытства и любознательности много и, конечно, будут смотреть. А между тем теперь у людей вкусы стали квалифицированнее, и они не всякий товар "глотнут". Люди начинают отличать хорошее от плохого и предъявляют новые требования. И если это дело пойдет и дальше, а мы, большевики, будем стараться развивать вкусы у зрителей, я боюсь, что они кое-кого из постановщиков и сценаристов выведут в тираж. В фильме "Нахимов" тоже имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотят показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное - танцы, всякие свидания, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм об Нахимове, а фильм о чем угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме этого не передано. Почему? Неизвестно. Может быть потому, что это требует большого труда, легче показать танцы. Одним словом, недобросовестное отношение к делу, за которое человек взялся, к делу, которое будет демонстрироваться во всем мире. Если бы человек себя уважал, он бы этого не сделал, он бы по-другому фильм оставил. Но Пудовкину, видимо неинтересно, как о нем будут отзываться зрители и общественное мнение», - сказал И.В.Сталин.
Знакомо, правда! Современным нашим киноделам уже давно на все плевать - получил бюджет, освоил. Естественно, что после критики такого уровня фильм был капитально переделан. Были сокращены эпизоды с балами и расширены сцены, раскрывающие Нахимова как флотоводца и организатора обороны Севастополя. Для создания сцены Синопского сражения в Одессе построили макет корабля, были также изготовлены модели парусных судов для съемок в большом бассейне. В новом варианте фильма много кинометража уделялось политической и военной ситуации того времени: значению проливов Босфор и Дарданеллы, присутствию английских военных советников на турецких кораблях, необходимости затопления кораблей Черноморского флота.
Вышедший на большие экраны в январе 1947 года фильм был тепло принят зрителями и получил международное признание. На Венецианском кинофестивале "Адмирал Нахимов" получил премию за лучшие массовые сцены, а артист Алексей Дикий почетный диплом за роль адмирала Нахимова. На кинофестивале в Локарно лучшими операторами были признаны Анатолий Головня и Тамара Лобова. На Родине Сталинские премии были присуждены режиссеру Всеволоду Пудовкину, сорежиссеру Дмитрию Васильеву, сценаристу Игорю Луковскому, композитору Николаю Крюкову, актерам Алексею Дикому, Рубену Симонову и Леониду Князеву.
Подведем итог. В СССР кинематограф рассматривался как эффективный инструмент государственной пропаганды, как средство патриотического воспитания подрастающего поколения, сейчас - это инструмент для получения прибыли. Государство давало деньги и ресурсы и бдительно следило за тем, как они расходуются. Сейчас - это даже не способ заработать денег на прокате. Государство дает денег, а зритель безуспешно ищет их на экране. И так раз за разом, одни и те же лица снимают провальную муть, и никого даже из профессии не вышибли. Как-то так!
Свидетельство о публикации №223091400396