Балтийские мили Рынды

                БАЛТИЙСКИЕ   МИЛИ   «РЫНДЫ»


Старина «Рында», бывший  когда – то  бронепалубным  корветом, крейсером 2  ранга, переквалифицированный  в  учебное  судно, нёс  в  1914  году  сторожевую  службу  у  острова  Гогланд. Командиром  на  нём  был  капитан  2  ранга  Модест  Васильевич  Иванов  (1875 – 1941). Из – за  распространённости на  флоте  этой  русской  фамилии  повелось  прибавлять  к  ней  порядковые  номера. В  списках  царского  флота  Модест  Васильевич  числился  как  Иванов – четырнадцатый, а  с  1910  года – Иванов – седьмой. Подобно  своему  кораблю – ветерану, совершившему  в  прошлом  славные  дела: два  похода  в  Атлантику  и  на  Тихий  океан, его  командир  участвовал  в  обороне  Порт – Артура  и  получил  золотую  саблю  «За  храбрость». «Рынду» принял  под  своё  командование  в  1911  году.

Недавно  на  корабль  прибыл  старший  офицер – Сергей  Андреевич  Кукель  (1883 – 1941) – большой  специалист  электротехник, подводник, закончивший  Отряд  подводного  плавания. Его  назначение  сулило  для  «Рынды»  выполнение  новой  задачи, связанной  с  обеспечением  подводных  лодок  союзников, поэтому  корабль  в  начале  сентября  1914  года  стал  готовиться  к  походу  в  Ревель, чтобы  принять  на  борт  смазочные  материалы  и  солярку.
«Рында»  становился  базой  для  союзных  английских  подводных  лодок, так  называемым  на  флоте  кораблём – «маткой». Для  встречи  с  англичанами, прибывающими  для  совместной  борьбы  флота  с  немецкими  кораблями, был  взят  курс  к  финскому  побережью  на  Паркаллаудский  рейд.

Вскоре  вахтенный  матрос  прибыл  на  мостик  с  известием  о  приближении  подводных  лодок  союзников. Командир  и  старший  офицер, собрав  офицеров  «Рынды»  на  палубе, сообщили  что  и  как  необходимо  сделать  для  предстоящей  встречи  подводников. Сергей  Андреевич  Кукель  отправился  на  катере  в  море, чтобы  привести  подводные  лодки  на  рейд.
К  «Рынде»  пришвартовались  две  из  них – «Е – 9»  и  «Е – 11». После  перехода  в  Балтийское  море  их  снабдили  горючим  и  смазочными  материалами. Корабль – «матка» в  сопровождении  англичан  направился  в  Ревель. Боевую  службу  английские  подводники  (пять  подлодок, сведенные  в  дивизион)  несли  на  линии  Троллерборг – Засниц, подстерегая  немецкие  транспорты.
Однако, «Рынде»  не  пришлось  долго  быть  базой  подводных  лодок, его  сменил  минный  транстпорт  «Митава». Ветерану  флота  предстоял  ремонт, и  он  отправился  в  Кронштадт. Во  время  смены  курсов  на  ревельских  створах  на  корабле  вышла  из  строя  машина, её  ремонт  задержал  судно  у  острова  Нарген, а  к  ночи  начался  сильный  шторм. «Рынду»  швыряло  из  стороны  в  сторону, волны  сорвали  с  креплений  паровые  катера  на  шкафуте, которые  перекрыли  сообщение  кают – компании  с  командным  мостиком. Положение  осложнялось  ещё  и  тем, что  команда  корабля  состояла  из  молодёжи  (старослужащие  ушли  на  боевые  корабли), из – за  морской  болезни  обслуживание  котлов  и  машин  почти  прекратилось. «Рында»  сел  на  камни  островной  банки  Ревельсейн, оседая  всё  глубже  и  глубже. Пробоина  увеличивалась  в  размерах, и  вода  заполняла  междудонное  пространство  и  стала  подниматься  выше. Остановилась  динамо – машина, и  корабль  погрузился  в  темноту. По  радио  «Рынды»  понеслись  в  эфир  сигналы  SOS. К  счастью, удалось  связаться  с  ревельской  радиостанцией.
Помощь  подоспела  вовремя, подошли  два  водоотливных  парохода  и  начали  откачивать  воду. «Рында», освобождаясь  от  воды, поднимался  и  вскоре  сошёл  с  камней. Удачно  подведённый  пластырь  на  пробоину  позволил  кораблю  на  буксире  добраться  до  Ревеля, а  затем, через  несколько  дней, дойти  до  Кронштадта. Там  корабль  был  сдан  в  порт. Так  закончилась  его  боевая  служба  на  Балтике.

Командир  и  старший  офицер  «Рынды»  продолжили  служить  дальше. Модест  Васильевич  Иванов  принял  командование  крейсером  «Диана», был  начальником  2 – й  Бригады  крейсеров  Балтийского  флота, после  революции – морским  министром, первым  советским  адмиралом.

P. S.  Вообще, Модест  Васильевич  прожил  яркую  и  героическую  жизнь, но, пожалуй, самым  интересным  является  его  родство  с  декабристом  П. Пестелем, который, как  утверждают  историки  и  биографы, был  его  дедом. М. Иванов  с  полным  правом  мог  повторить  слова  П. Пестеля  перед  казнью: «… я  страстно  любил  моё  отечество, я  желал  его  счастья  с  энтузиазмом…»

13  сентября  2023  г.                Вячеслав  Прытков


Рецензии