Балтийские мили Рынды
Старина «Рында», бывший когда – то бронепалубным корветом, крейсером 2 ранга, переквалифицированный в учебное судно, нёс в 1914 году сторожевую службу у острова Гогланд. Командиром на нём был капитан 2 ранга Модест Васильевич Иванов (1875 – 1941). Из – за распространённости на флоте этой русской фамилии повелось прибавлять к ней порядковые номера. В списках царского флота Модест Васильевич числился как Иванов – четырнадцатый, а с 1910 года – Иванов – седьмой. Подобно своему кораблю – ветерану, совершившему в прошлом славные дела: два похода в Атлантику и на Тихий океан, его командир участвовал в обороне Порт – Артура и получил золотую саблю «За храбрость». «Рынду» принял под своё командование в 1911 году.
Недавно на корабль прибыл старший офицер – Сергей Андреевич Кукель (1883 – 1941) – большой специалист электротехник, подводник, закончивший Отряд подводного плавания. Его назначение сулило для «Рынды» выполнение новой задачи, связанной с обеспечением подводных лодок союзников, поэтому корабль в начале сентября 1914 года стал готовиться к походу в Ревель, чтобы принять на борт смазочные материалы и солярку.
«Рында» становился базой для союзных английских подводных лодок, так называемым на флоте кораблём – «маткой». Для встречи с англичанами, прибывающими для совместной борьбы флота с немецкими кораблями, был взят курс к финскому побережью на Паркаллаудский рейд.
Вскоре вахтенный матрос прибыл на мостик с известием о приближении подводных лодок союзников. Командир и старший офицер, собрав офицеров «Рынды» на палубе, сообщили что и как необходимо сделать для предстоящей встречи подводников. Сергей Андреевич Кукель отправился на катере в море, чтобы привести подводные лодки на рейд.
К «Рынде» пришвартовались две из них – «Е – 9» и «Е – 11». После перехода в Балтийское море их снабдили горючим и смазочными материалами. Корабль – «матка» в сопровождении англичан направился в Ревель. Боевую службу английские подводники (пять подлодок, сведенные в дивизион) несли на линии Троллерборг – Засниц, подстерегая немецкие транспорты.
Однако, «Рынде» не пришлось долго быть базой подводных лодок, его сменил минный транстпорт «Митава». Ветерану флота предстоял ремонт, и он отправился в Кронштадт. Во время смены курсов на ревельских створах на корабле вышла из строя машина, её ремонт задержал судно у острова Нарген, а к ночи начался сильный шторм. «Рынду» швыряло из стороны в сторону, волны сорвали с креплений паровые катера на шкафуте, которые перекрыли сообщение кают – компании с командным мостиком. Положение осложнялось ещё и тем, что команда корабля состояла из молодёжи (старослужащие ушли на боевые корабли), из – за морской болезни обслуживание котлов и машин почти прекратилось. «Рында» сел на камни островной банки Ревельсейн, оседая всё глубже и глубже. Пробоина увеличивалась в размерах, и вода заполняла междудонное пространство и стала подниматься выше. Остановилась динамо – машина, и корабль погрузился в темноту. По радио «Рынды» понеслись в эфир сигналы SOS. К счастью, удалось связаться с ревельской радиостанцией.
Помощь подоспела вовремя, подошли два водоотливных парохода и начали откачивать воду. «Рында», освобождаясь от воды, поднимался и вскоре сошёл с камней. Удачно подведённый пластырь на пробоину позволил кораблю на буксире добраться до Ревеля, а затем, через несколько дней, дойти до Кронштадта. Там корабль был сдан в порт. Так закончилась его боевая служба на Балтике.
Командир и старший офицер «Рынды» продолжили служить дальше. Модест Васильевич Иванов принял командование крейсером «Диана», был начальником 2 – й Бригады крейсеров Балтийского флота, после революции – морским министром, первым советским адмиралом.
P. S. Вообще, Модест Васильевич прожил яркую и героическую жизнь, но, пожалуй, самым интересным является его родство с декабристом П. Пестелем, который, как утверждают историки и биографы, был его дедом. М. Иванов с полным правом мог повторить слова П. Пестеля перед казнью: «… я страстно любил моё отечество, я желал его счастья с энтузиазмом…»
13 сентября 2023 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №223091400503